Конкурс завершен и вскоре мы объявим финалистов.
А пока, разрешите обратиться со словами благодарности ко всем тем, кто принимал участие в этом конкурсе. Для нас это был очень полезный и поучительный контакт с вами и вашим творчеством. И если не вдаваться в детали, впечатления остались самые положительные.
Теперь несколько слов о конкурсе и представленной драматургии.
Уже с первых минут знакомства с конкурсными работами стало понятно, что поставленная перед нами задача не из легких. Определить лучшие пьесы среди такого разнообразия жанров, стилей и направлений весьма сложно. Особенно, когда в противовес нашим суждениям выступали яркие, а порою и экстравагантные индивидуальности некоторых авторов. Именно поэтому пришлось прибегнуть к очень четким параметрам жанра драматургии и начать оценивать конкурсные работы по уже известным правилам.
А они таковы:
- проблема, которую автор выносит на суд зрителя, должна быть актуальной.
Идея драматургического произведения, как и сама пьеса в частности, должна затрагивать "струны души" зрителя, даже если направлена на небольшой круг ценителей концептуального искусства;
- сама пьеса должна отвечать всем требованиям театрального жанра (единой стилистике слова, действия, диалога персонажей пьесы; безграничной возможности трактовки пьесы режиссером; возможности разнопланового создания образов актерами).
- театральное искусство не решает проблем общества. Но мастерски подмеченные пороки, проблемы и влияющие на жизнь людей явления (иногда в начальный момент их появления) принесли миру величайших драматургов и великие пьесы.
Обидно, когда автор в пустую, расходует свой талант и производит на свет
"шедевры", которые никого кроме него самого не интересуют.
Но помимо этих трех принципов существует еще целая область законов, связанных с драматургией и театральным искусством. Именно это обстоятельство повлияло на наше решение.
Мы, члены жюри конкурса "Театральная маска. Зимние премьеры" приняли решение самостоятельно определить финалистов конкурса, независимо от оценок голосования двух сопутствующих форумов "Театрального клуба" и "Абсурдного тайного общества Камюлота". Победителей мы объявим позже.
Руководитель школы актерского мастерства "Классик",
Смаль Валерий Александрович
"Пьеса - драматическое произведение, предназначенное для представления в театре."
В энциклопедической статье не указывается еще одна необходимость - это обязательно художественное произведение, отвечающее всем требованиям жанра.
Сюда входят:
а) правильное композиционное построение, архитектоника произведения;
б) главенство действия;
в) активность диалога;
г) правдоподобие жизненных ситуаций (ибо зритель приходит в театр посмотреть на
себя со стороны) и еще много другого, но это уже частности.
Опираясь на вышесказанное, в основном, но не только, позволю себе выразить мнение.
Учитывая состояние современной отечественной драматургии, многие режиссеры вынуждены обращаться к литературным произведениям, поэтому труд на ниве воскрешения этого замечательного жанра считаю необходимым и, безусловно, похвальным. Но писание пьес занятие сложное, требующее серьезных профессиональных навыков.
Теперь о прочитанном.
Двадцать три пьесы - число достаточно большое, многообещающее, но... Что же значит это "НО"?
А то, что попытки молодых авторов, похвальные как таковые, оказались далеко не равнозначными. Я упомяну не все произведения, потому что это потребует многочасового и подробного анализа, а не назывного разговора. Такую задачу я перед собой не ставлю, а постараюсь коротко и конкретно о немногом.
Не скрою, пьеса ТЕРЕХОВА Б.В.мгновенно обратила на себя внимание и насторожила своим названием "ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ ФИРСА?". Как бы лихо не была наворочена действенная интрига, это не дает право пользовать признанное всем Миром эстетическое явление, каким является Антон Павлович Чехов. Уверена, что Агата Кристи меня бы поддержала. Есть смысл определить сугубо свое поле и мастерски играть на нем.
СФИНКСКИЙ "ЧЕРНАЯ ДЫРА". Постимпрессионизм.
Impression - впечатление, Poste - после. Если переводить по смыслу - новое впечатление. Мое впечатление от прочитанной пьесы противоречиво. Интересно, познавательно, но... литературно. Пьеса может быть "читабельной", но не действенной на уровне психофизики аж никак. Но автор, по-моему, человек интересный и перспективный.
ЗУБКО О.Н. "ТРАВА НАД РОСОЙ"
Драма в первом и последнем действии.
Драма - это литературоведческое определение. На самом деле речь идет о трагедии. Потеряв любовь, мужчина и женщина потеряли смысл жизни и оказались на дне. А здесь уж человек человеку бомж. Имеется в виду не социальная абривиатура, а нравственная категория. Присутствуют и конфликт, и характеры, кульминация, и развязка. Все есть, но меня не оставляло чувство вторичности - я уже видела 2 американских и 2 российских фильма, где разыгрывается та же история на наших глазах. И это вызвало во мне чувство досады. Я думаю, что главное в искусстве - самовыражение т.е. свое и по-своему.
СОЛОВЬЕВ С.В. "ПО ПУТИ ОБРАТНО".
Хотя и присутствует некоторая заданность (ее трудно избежать в одноактовке), понравилась интонация. Автор сумел заинтересовать, втянуть в происходящее. Жаль только что присутствуют "атрибуты современного джентельменского набора" - без драки, правда, обошлось, но вот без проституток ну никак последнее время невозможно. Я уж не говорю о постоянных "носителях зла" - лицах кавказской национальности. Хотя бы из чувства оригинальности стоило бы этого избежать.
И, наконец, АНИСИМОВ А.А. "ДВОЕ СПЕШАТ В ОКЕАН".
На мой взгляд, мы имеем дело с весьма интересным и, безусловно, профессиональным автором. Соблюдены все требования, предъявляемые к художественному произведению, предназначенному для постановки на сцене:
а) безупречное композиционное построение;
б) активное действие персонажей;
в) жизненность диалога;
И, что для меня самое главное, театральность. На глазах у зрителей разыгрывается увлекательное действо. Сначала, как бы в шутку (даже имена у героев не серьезные, уверена, что специально не "нашинские" -Фил и Джо), с последующим перерождением в большой и правдивый серьез. И это замечательно, что сбывается мечта морского волка и влюбленного юноши, корыто превращается в корабль и уносится вдаль и ввысь.
Не всякому режиссеру можно доверить эту пьесу. Хотелось бы, чтобы автору повезло.
Впрочем, этого хочется пожелать всем наряду с плодотворной работой. Современность нуждается в драматургах.
С уважением,
председатель жюри,
Заслуженная артистка Украины,
доцент кафедры режиссуры и мастерства актера
Киевского Университета театрального искусства.
Кудрявцева Н.Б.
Подошел к концу конкурс "Театральная маска. Зимние премьеры". Подводя его итоги, я вспомнила изречение: "Пьеса "опасна" - она изменяет сознание человека, Новый зритель, возмущенный или счастливый - это и есть надежный показатель качества пьесы"
Основной закон, которым руководствуется драматургия - это закон гармонического единства: произведение должно быть цельным художественным образом. Владение ремеслом помогает автору донести идею пьесы до зрителя, держать его в эмоциональном напряжении. Главный принцип композиции драматургического произведения - замкнутость действия, законченность драматического сюжета.
Конечно, каждое представленное на конкурсе произведение, как отображение мыслей, характера, образа жизни имеет полное право на существование. Во многих случаях отображение современной действительности жесткое и депрессивное, а мое мнение - жизнь нужно описывать такой, какой хочется ее видеть, а не такой, какая она есть... Кто-то писал вообще без начала и конца - да, это может быть рассказом, но это не драматургия.
Некоторые авторы заметили, что критика была резкой. Но ведь читали театралы! И оценивали они с позиции постановки на сцене (экранизации), предполагая, что Вы знаете, как писать пьесы. Со своей стороны они задавали вопросы - как те или иные произведения прошли отборочный тур?
В любом случае - мы все потрудились на славу. Не знаю исход голосования, но от себя лично желаю успеха Матюхину А.А. "Ночь, мост и немного о самоубийствах", Молотову В. "Сортир", Захарченко К.И. "Встреча", и моя самая большая симпатия, и высшая оценка принадлежит Анисимову А.А. "Двое спешат в океан".
В качестве эпилога приведу слова одного из классиков театра ХХ века А. Арбузова. Они адресованы молодым писателям, но общечеловечны по сути: "Живите весело и с удовольствием. Не злитесь. Необходимы ирония и жалость". Творческие поиски начинающих драматургов и режиссеров последнего пятилетия, отказ многих от "чернухи и порнухи" и возвращение к лучшим традициям прошлых столетий подтверждают правоту этого мудрого пожелания.
Участница голосования от "Театрального клуба" Оксана Крымцова.
Результаты голосования участников форума Театрального клуба:
1. Двое спешат в океан - 4,6 бала
2. Ночь, мост и немного о самоубийствах - 4,5 балла
3. По пути обратно - 4,3 балла
4. Сортир - 4,2 балла
5. Трава под росой - 4,2 балла
6. В одном подъезде - 4 балла
7. Друг для дождя - 4 балла
8. Встреча - 3,9 балла
9. Души погибших моряков - 3,8 балла
10. Новые фермеры - 3,7 балла
11. Не впускайте печаль в свои двери - 3,7 балла
12. Новогодние страсти - 3,6 балла
13. И не осталось никого - 3,6 балла
14. Компас Негоро - 3,6 балла
15. Об инопланетянах и цветах - 3,4 балла
16. Фифти-фифти, пятьдесят на пятьдесят - 3,3 балла
17. Обжалованию не подлежит - 3,3 балла
18. Помните ли вы Фирса - 3,2 балла
19. Черная дыра - 3,2 балла
20. Жена офицера - 3 балла
21. Тору играет в Го - 3 балла
22. Поиграем в ящик - 3 балла
23. Не закручивайте гайки - 2,2 балла