Тедеев Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Детям Любого Возраста

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Каляки-маляки" Олега Черняева О выставке в Луганской детской библиотеке.


"ДЕТЯМ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА"

  
   15 января в областной библиотеке для детей открылась выставка работ талантливого луганского художника Олега Александровича Черняева. Работа выставки продлится до 15 февраля. Вход - свободный для "детей любого возраста".
  
   Для любителей творчества Олега выставка оказалась очень неожиданной. На ней, например, не было знаменитых "черняевских", написанных маслом пейзажей: величественных, захватывающих дух, волшебным образом сочетающих в себе фантастичность и реализм. Вместо этого - пастель, картины-карикатуры, которые сам художник назвал "псевдодетскими".
   Но при этом Черняев остаётся Черняевым. Его новые работы по-прежнему "цепляют" душу и ум, заставляют задуматься, взглянуть на привычное под новым, непривычным углом зрения. Ощущение сказки, многоплановость, философская наполненность, поэтичность, ирония, аллегоричность. Руку мастера невозможно не узнать. Как отметил известный луганский поэт Антон Ворожейкин, возле каждой картины Олега по-прежнему можно стоять бесконечно, внимательно разглядывая и находя всё новое. А потом отойти, вернуться и увидеть вдруг то, чего раньше так и не сумел заметить!
   Для своей выставки Черняев придумал название "Каляки-маляки". Художник уже 10 лет руководит детской студией "Альтаир" и считает, что студийцы не только учатся мастерству, но и вдохновляют своего наставника. Именно своим дорогим ученикам и посвятил Олег Александрович выставку. А готовясь к ней, написал картины, очень напоминающие работы детей. Талантливых, умных, умелых, но всё же - детей. С их особым, чистым и открытым восприятием мира, безоглядной смелостью в творчестве, трогательной наивностью и озорством.
   Не только питомцы "Альтаира", но и "чужие" дети, попавшие на выставку, разглядывают картины с огромным интересом, позабыв обо всём. Чувствуют, видимо, в художнике своего человека! Сумевшего сохранить в себе, не предать в себе ребёнка.
   Но недаром художник приглашает на свою выставку "детей любого возраста". Взрослые, приводящие сюда своих малышей, получают удовольствие ничуть не меньшее. Ведь в каждом взрослом есть ребёнок. И кроме того, если маленькие дети видят просто забавных зверушек (рыбок, собачку, бабочку, обезьянку, котиков) и других сказочных существ (трёхглавого дракона, инопланетян на тарелке, весёлое пугало, царевну-лягушку, домового, ворону и лисицу, игрушечную лошадку, на которой катается месяц-рыболов), то подростки и взрослые...
   "Дети" постарше, присмотревшись, наверняка заметят, что картины далеко не так просты, как кажется поначалу. Картины живые, дышат вдохновением мастера, непередаваемым изяществом форм (даже самых на первый взгляд примитивных форм!) и гармонией красок. Они добрые и смешные, но при этом Черняевский юмор бывает порой довольно едким. Чуть ли не каждая картина - своеобразная философская притча. Смешная и при этом грустная. Потому что в персонажах картин можно узнать себя и своих знакомых.
   Картина "Рыбак". Иллюстрирующая, на мой взгляд, наше взаимоотношение с природой. На островке примостился мужичок с заброшенной в воду удочкой, вся его нелепая поза выражает нетерпеливое предвкушение улова. Но на самом деле уютный островок - макушка рыбы. Раба огромная (мечта рыбака!), ужасная "на лицо", но "добрая внутри", с печальным, всё понимающим взглядом. Ей явно не составило бы никакого труда слопать рыбака (который её уж точно бы слопал, если бы та оказалась в его власти), но рыба пока что не делает этого. Видимо, она просто добрее и мудрее этого смешного человечка. человечнее его...
   Картина "Тайна ночи". Колодец, лужа, отражающие ночное небо, со звёздами и Луной. Изображено всё так, как это могла бы увидеть сама Луна. Луна вглядывается в маленьких людей, пытаясь разгадать их тайну, понять, чем они занимаются. Двое мальчишек заняты "важным" делом - ловят сачками в колодце отражение Луны. Но самой Луны они не видят... И, видимо, даже не подозревают о её существовании. А рядом с ними девочка, она подняла голову и с бесконечным удивлением смотрит в глаза Луне. Настоящей Луне, а не той, что отражается в луже у её ног.
   Картина "Психолог". Трёхголовый учёный дракон, сидящий на огромной книге, из которой выползают и разбегаются тараканы. Дракон-философ (или философ-дракон?) разобрал на части (то есть проанализировал) бедолагу рыцаря. Видимо, излишне самонадеянного, позволившего себе наглость вступить в спор с этим драконом. Дракон держит на ладони череп бедолаги, и все три головы пристально этот череп разглядывают, продолжая, по-видимому, научную дискуссию. Кроме черепа от рыцаря остались ещё латы, аккуратно висящие на его же копье. И щит. На котором красуется герб - буква "Я". Щит, увы, расколот, причём расколот мечом самого рыцаря. И пригвождён к земле. Изумительно гнусные драконьи морды, на одной из шей психолога-натуралиста висит кулон с изображением "Инь-ян". А "рыцарь"... Вот из чего на самом деле состоит тот, кто слишком много о себе мнит. Безмозглая (здесь - в прямом смысле) голова, нелепо раздутое эго, внушительные с виду, но на деле совершенно ненужные шмотки...
   Картина "Каждому своё". Лиса, сидящая огромным задом на ещё более огромном сырном круге и этим сыром объедающаяся, Лиса не просто сидит и ест, она ещё и развлекается, слушает ворону. Ворона довольно обшарпана и худа (упустила сыр в своей жизни), но нисколько не унывает. Она вдохновенно поёт, аккомпанируя себе на гитаре. И явно чувствует себя не менее счастливой (как минимум), чем обжора-лиса. Что ж, Олег Черняев, видимо, прав: творческая интеллигенция у нас - действительно низшее сословие. Но всё же как хорошо, что такие вот вороны несмотря ни на что ещё есть! Без них было бы совсем уж грустно. Всем, в т.ч. и лопающейся от достатка лисе.
   Очень сильное впечатление производит картина "Цветок". Вокруг маленького цветного цветка довольно мрачный черно-белый мир. Чёрно-белые овцы с изумлёнными лицами, чёрно-белый чабан. Они окружили и разглядывают это цветное чудо. Наверное, овцы - это мы, современные, затурканные прозой жизни люди. Мы очень уж привыкли видеть мир в таких вот мрачных тонах. Причём видеть сквозь мутную пелену раздражения плохой погодой, маленькой зарплатой, давкой в транспорте. В результате мир кажется нам не просто чёрно-белым (это бы ещё пол беды), он стал для нас серо-серым. Неласковым и привычно скучным. Мы разучились удивляться и восхищаться красотой мира - просто потому, что как правило не замечаем этой красоты. Выросли и разучились замечать. Разучились радоваться жизни. Выставка Черняева может помочь нам снова хотя бы ненадолго стать детьми, вновь обрести себя. Она для нас напоминание о том, что все мы родом из детства, о том, что мир наполнен загадками, парадоксами, красотой и волшебством. О том, что мир - цветной. Для многих это может стать настоящим открытием. Точно так же, как для стада овец, увидевших вдруг в привычном чёрно-белом мире алый цветок.
   Вот, что сам Олег говорит о своей выставке:
   - Картины псевдодетские. На эти шалости меня вдохновили дети, ученики, я очень благодарен им. Все мы остаёмся детьми в любом возрасте. Дети - самые главные судьи, самые сложные зрители, для детей работать тяжелее всего. Их не обманешь. Я старался, чтобы дети себя узнали. "Дети любого возраста".
   Мастер считает, что главное в любой выставке - вовсе не количество картин. Если найдётся хотя бы одна-две картины, оставляющие след в сердце, от которых сердцу стало теплее - значит выставка состоялась.
   Для меня и для большинства гостей выставки Олега Черняева, гостей "любого возраста", эта выставка - состоялась!

Январь 2011, Дмитрий Тедеев


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"