Аннотация: Киносценарий написан в соавторстве с Сергеем Яцуненко (Яциком), талантливейшим бардом, поэтом и музыкантом.
ПОЛЁТ ШМЕЛЯ
Лирический анекдот о смысле жизни
Действующие лица:
Маша. Шмелёва Мария. 16 лет. Очень красивая девушка, стройная, длинноногая, с огромными глазами, скромная и добрая, при этом решительная, всегда готовая драться за справедливость. Упорно ищет ответы на глобальные вопросы. Умеет играть на скрипке, танцевать, знакома с техникой и философией Айкидо, стремится к установлению добра и гармонии вокруг себя.
Баба Фросяа. Шмелёва Ефросинья Егоровна. Мать Егеря, бабушка Маши. Подполковник КГБ в отставке, 60 лет. На первый взгляд может показаться обычной сельской рано состарившейся женщиной. Но при этом обладает профессиональной выдержкой и решительностью, зорким проницательным взглядом, ясным умом, спокойным оптимизмом. Умеет стрелять из рогатки, водить мотоцикл, драться и т.д.
Фрося. Баба Фрося в молодости. 16-летнияя девушка в военной форме. Играет та же актриса, что и Машу, внучку бабы Фроси.
Егерь. Шмелёв Александр Викторович, 40 лет, высокий, худой, бритый под ноль, отец Маши, работает егерем. Уволен из КГБ за "неправильный" брак с проституткой, будущей матерью Маши.
Егор. 16-17 лет, влюблён в Машу с первого взгляда, племянник Зины, двоюродный брат Владика. Гибок, ловок, владеет паркуром, хорошо танцует.
Участковый. Отец Арнольда. Капитан милиции. Бандит в погонах. Давний подручный Стёпы, по подозрению в рэкете переведён без понижения в должности участковым в Уткино.
Арнольд. 16 лет. Деревенский ухажёр Маши, сын Участкового.
Тренер. Юрий Иванович, тренер Айкидо. 40 лет.
Ковнеюк. Ковнеюк Александр Маратович. 50 лет. Сосед Шмелёвых через общий забор. Мужчина с бегающими глазками и слюнявым ртом, агрессивно-трусливый, визгливый.
Агапья. Жена Ковнеюка. 45-50 лет, Туповатая, скандальная, жадная, истеричная.
Фанат. Фанат Айкидо. 20 лет, худой и истеричный, напоминающий манерами наркомана, спасшего героиню Умы Турман в "Криминальном чтиве".
Плохиш. 25 лет. Один из подельников Участкового. Рыхлый сонный парень, сын Ковнеюка.
Носорог. 35 лет. Один из подельников Участкового, постоянно ловко играет ножом.
Кощей. 30 лет. Один из подельников Участкового. Худой и прожорливый сельский полудебил, на лице - застывшее выражение удивления.
Стёпа. Коррумпированный милиционер. 40 лет. Бывший майор, занимавший высокую должность, за прикрытие рэкета разжалован до младшего лейтенанта и понижен в должности. Используя старые связи, продолжает заниматься противоправной деятельностью.
Колдун. Чудаковатый отшельник, добродушный и внешне нескладный, к своим сверхспособностям относится иронично.
Зина. 30-35 лет. Мать Владика, тётя Егора, соседка через улицу от дома Шмелёвых.
Владик. 10 лет, сын Зины.
Вовчик. Чёрный копатель, подельник Участкового по продаже взрывчатки, ухажёр Зины.
Игорь Васильевич. Начальник райотдела милиции. 55 лет. Старой коммунистической районной закалки. Подполковник.
Фёдоров. Начальник райотдела государственной Службы Безопасности. Седой, невысокий, 55 лет, Алексей Савельевич.
Эпизодические персонажи
Азиат. Пожилой, хорошо одетый азиат, похожий на японца.
Айгуль. Женщина 40 лет, говорит и поёт с татарским акцентом.
Водитель. Водитель автобуса. 50 лет, хохотун.
Дежурный. Дежурный в райотделе милиции. 20 лет, сержант.
Савельев, сержант милиции.
Дочь Пастуха. 14-15 лет. Девица с грубым лицом, похожая на отца.
Контролёрша. 40 лет. Мужиковатая, грубая.
Отец Байкера. 40 лет. Ходит в открытом мотошлеме, на лице застывшее выражение дебильного самодовольства.
Пастух. 40 лет. Здоровенный флегматичный мужчина в кожаном жилете.
Ангелина. Подколодная подруга Маши. Красивая девушка 17-20 лет со злым и обиженным взглядом.
Байкер. Около 20 лет, всегда в закрытом мотошлеме, движения неловко-угловатые, голос самодовольный, манера речи - в стиле "рэп".
Генка, 17 лет, партнёр Маши по танцам и тренировкам Айкидо.
Оец Евстратий. Священник, лишённый сана. Бородатый, неопределённого возраста, в потёртой рясе, с помятым похмельным лицом, добродушный, ироничный.
Даша, 5 лет, сестрёнка Владика, дочь Зины.
Снайпер. 40 лет. Митя. Рыночный пьяница-побирушка.
Стрелок. 50 лет. Самодовольный чиновник, считающий себя хорошим охотником.
Славка. Дружок Арнольда. Сельский хулиган 15-17 лет.
Витька. Второй дружок Арнольда.
Колька. Третий дружок Арнольда.
Устроитель сельской "дискотеки". Далее Диджей, высокомерный парень 25 лет.
Спонсор. Ухажёр Маши. 50 лет. Евгений Станиславович Устроитель конкурсов красоты, воротила шоу-бизнеса, развратный любитель красивых девочек.
Чебурек. Хозяин забегаловки. 30-40 лет, кавказец, с подхалимской улыбкой.
Иван. Шмелёв Иван. 20 лет. Жених, затем муж Фроси. погиб в лагерях.
Шмелёв Саша, Машин отец в детстве, мальчик лет 10-12.
Шутник 30 лет, Коля, весёлый и хулиганистый.
Шилов. Мясистый парень с угрюмо-высокомерным выражением лица, милиционер-бандит, подручный Стёпы.
Долудин. Напарник Шилова.
Шттыцько. Милицейский оперативник, старший сержант.
Бочкарёв. Второй милицейский оперативник, сержант.
Трое "охотников", из компании Стрелка
--
Август, двор Шмелёвых, позднее утро. Деревенские звуки: негромкое квохтание кур, чириканье воробьёв, лай собак, отдалённые приглушённые выстрелы (открылся сезон охоты на птицу, стреляют прямо за деревней). Камера крупно показывает схематичный рисунок на фартуке: Земной шар, на его фоне голубь и надпись: "Женщины мира за мир во всём мире!" Рука лезет в карман и достаёт оттуда фирменную мощную рогатку. Камера отъезжает, показывает бабу Фросю, которая не спеша, но целенаправленно курсирует по двору. Баба Фрося зорко смотрит в синее с облачком небо. Походка бабы Фроси тяжёлая, старческая, но взгляд не по-стариковски ясен и цепок.
Крупно - лицо Ковнеюка, со своего огорода подглядывающего за бабой Фросей через щель в заборе. На лице - выражение крайнего недовольства.
Увидев что-то в небе, баба Фрося заряжает в рогатку фирменный шарик. Уверенно вскидывает рогатку, ведёт летящую цель, стреляет. Камера наезжает опять, замедленно показывается, как баба Фрося прячет рогатку в карман фартука, и к ногам бабы Фроси падает подстреленный голубь витютень.
Баба Фрося, добродушно - Вот так вот.
По-старушечьи хихикая, шаркает в сторону ворот. Высовывается над калиткой и оглядывает улицу. Убедившись, что на видимом секторе никого нет, возвращается к добыче, опять ворчит добродушно:
Баба Фрося - Охотнички... Мясо должно падать во двор!
Берёт голубя в руку, взвешивает на прикид, при этом хитро поглядывая в сторону подглядывающего Ковнеюка. Потом разгибается, опять зорко всматривается в небо.
Баба Фрося - Одного маловато будет... Да - одного маловато.
Ковнеюк высовывается из-за забора.
Ковнеюк, с ехидной злобой, обращаясь к бабе Фросе. - Всё никак не наедитесь? Уже и до голубей добрались! Скоро из-за таких, как вы, совсем птичек на Земле не останется.
Камера показывает общий план, двор, бабу Фросю, Ковнеюка за забором.
Крупно баба Фрося, обращается к соседу с деланным наивным любопытством.
Баба Фрося - Птичечек не останется, зато кошечки останутся! Почём кролики нынче на рынке в райцентре?
Ковнеюк с опасливым удивлением - А при чём тут кролики?
Баба Фрося искренно удивлённо - Как при чём? В деревне, считай, ни одной кошки не осталось! Может, они как-то в крольчатину превращаются? А твоя жена что на рынок продавать возит? Не ту ли самую крольчатинку?
Ковнеюк плюёт и исчезает за углом своего дома.
Баба Фрося с голубем в руках подходит к дверям летней кухни. НАЧИНАЮТСЯ ТИТРЫ. Включается деревенское радио. Баба Фрося открывает дверь и заходит внутрь. Берёт маленькую табуреточку для доения коров, кряхтя садится и начинает ощипывать голубя. Во время её неторопливых действий из репродуктора раздаётся:
Голос из репродуктора - Доброе утро, дорогие уткинцы! Сегодня воскресенье, двадцатое августа 2000 года. По многочисленным заявкам наших радиослушателей поздравляем всех с открытием охоты, и сейчас для вас поёт лауреат районного смотра-конкурса художественной самодеятельности, фолькгруппа "Лихие бабки".
Проигрыш на гармошке песни "Утица", мужской голос начинает:
Мужской голос - Колыхалась лодочка на волне, кушал в лодке водочку мужичок...
Хор женских голосов, подхватывает - ...Засвистели крылышки в вышине, Дёрнул одностволочку за крючок...
--
Берег озера, джип с распахнутыми дверями, из джипа доносится продолжение песни, которая начала звучать в предыдущей сцене. Продолжают идти ТИТРЫ. Выстрелы слышны громко. Охотятся "слуги народа" чиновники мелкого масштаба. Их четверо, одеты в камуфляж, пьяные и крикливые. Трое сидят на надувных лодках, один, Стрелок, - на берегу. Охотятся бестолково, палят во всё, что летает, утки падают в камыши в такие места, откуда их без собаки не достать никак. За охотой наблюдает Егерь. Смотрит грустно, но молчит. Но когда Стрелок пальнул в летящую цаплю, не выдерживает. Ставит свой карабин за дерево, подходит сзади, толкает ногой под колено, Стрелок падает, роняя ружьё. ТИТРЫ к этому моменту заканчиваются.
Стрелок - Ты шо, Николаич? Охренел что ль?
Егерь - Зачем ты цаплю угробил? Уток тебе мало?
Стрелок - А твоё какое дело? Тебе заплатили? И сопи себе в три копейки! На кого хочу, на того и охочусь!
Егерь - Да какой ты охотник!..
Стрелок - Не охотник? А кто?! Что мне на мушку попало, то пропало! Знаешь, сколько я сёдня настрелял?
Егерь - Стрелок хренов... Охотник стреляет, когда знает, что дичь упадёт к его ногам! Когда уверен, что он её достанет!
Сплюнув, Егерь идёт прочь.
Стрелок - Иди, иди... Бабки взял - и не выёживайся. Выпей вон, своей косорыловки! Пьянь!
Егерь, ещё раз сплюнув, подходит к джипу, берёт с заднего сиденья бутылку водки, ножом отбивает горлышко, раскручивает, делает воронку, выливает в горло. Чуть передохнув, так же раскупоривает ещё одну бутылку, идёт с ней, шатаясь. Останавливается, обняв берёзку, оглядывается по сторонам. Вокруг продолжается пальба, пьяные радостные крики.
Егерь - Стрелки... Мать вашу...
Крепко закрывает глаза, песня из джипа и звуки пальбы глохнут. Начинает звучать "Полёт шмеля" Егерь открывает глаза, отшвыривает в сторону откупоренную, но не выпитую бутылку, подходит к Стрелку, с удовольствием бьёт по печени, отбирая ружьё, засовывает ствол в задницу, проворачивает. Крупным планом лезущие из орбит глаза Стрелка, разинутый в беззвучном крике рот, затем в кадре удовлетворённая ухмылка Егеря. Камера отъезжает, и становится видно, что Егерь на самом деле стоит возле той же берёзки, с неразлитой бутылкой в руке, зажмуренными глазами и идиотски блаженной улыбкой. Постепенно улыбка исчезает, глаза открываются, становятся тоскливыми, "Полёт шмеля" становится тише и перестаёт звучать, а прежние звуки (продолжение "Утицы" из джипа, звуки пальбы) возвращаются. Стрелок по-прежнему увлечённо палит во все стороны. Егерь шепчет:
Егерь - Размечтался, придурок... Кому и что ты хочешь доказать... Имели они нас всегда и иметь будут.
Вновь раскручивает в бутылке воронку и опрокидывает в горло.
--
На автобусной остановке возле районного рынка жители Уткино ждут прихода автобуса. Звуки проходящих машин, уличный шум, неясное гудение голосов, лай собаки, затем звук удара, собака взвизгивает и скулит, отдалённые звуки радио "Русский шансон". Толпе на остановке хорошо виден прилавок с торца и люди, стоящие по обе стороны прилавка. Прилавок разгораживает их как стеной. С одной стороны прилавка с кружками пива сидят Оец Евстратий, Ефимов, рядом Стёпа жадно ест шашлык, запивая пивом, возле него подобострастно суетится Чебурек, с другой стороны прилавка допивает пиво из бутылки Снайпер.
--
Средним планом Стёпа, Оец Евстратий, Ефимов, Чебурек. Звуки рынка. В кармане у Стёпы звонит сотовый телефон. Стёпа важно достаёт телефон допотопного вида, раскладывает антенну, говорит отрывисто, с презрительным высокомерием:
Стёпа - На трубке. Ну, я. Ну, быстрее, бабки капают! (Вдруг интонация его неуловимо меняется, оставаясь такой же развязно-отрывистой, но в ней явно начинают звучать заискивающие нотки) Да, всё в силе. Товар ждёт, везде всё схвачено. Что вы, хи-хи, я своих гнид там в кулаке держу, никто не пикнет. Значит, завтра, как договаривались? Всё, понял. Хорошо, как погрузим фуру, проводим до трассы, сразу отзвонюсь...
Ефимов равнодушно потягивает пиво, даже не глядя в сторону Стёпы. Невидимый собеседник Стёпы отключается. На лице Стёпы подобострастие медленно сменяется выражением барственной гневливости. Стёпа проверяет счёт, раздражённо складывает антенну.
Стёпа - Трындец, мля! Столько бабок за трубу отдал, и теперь не вздохнуть, ни пёрнуть. Всё время звонками дёргают, и бабки улетают - точно ведь как в трубу! Оборзели, сявки!
Оец Евстратий, благодушно - На эту тему, уважаемый, есть божественный анекдот.
Стёпа, недовольно - Анекдот?
Оец Евстратий, со вкусом - Да, про нового русского. Вы ведь похожи на нового русского? Приходит новый русский, ну, чувак с бабками, с трубой, приходит к Богу и говорит: "Купил сотовый телефон, и все денежки уходят на него. И время уходит, звонками всё дёргают и дёргают. Шо делать?" А Бог говорит: "Выкинь его!" Тот выкинул, Бог спрашивает: "Ну что, легче стало?" "Легче стало. А что дальше делать? Звонить-то как теперь?" "Ну а теперь звони в колокола, все исходящие - бесплатно!"
Стёпа - Да пошёл ты! Правильно тебя из попов выкинули! Тоже мне, духовный отец!
Оец Евстратий, благодушно - Да я сам ушёл. Пока душа духом церковным не провонялась...
--
Рынок, Снайпер, допивший пиво и с сожалением разглядывающий бутылку. К Снайперу от толпы, стоящей на остановке, приближается Шутник.
Шутник - Ну, как пиво, Митя?
Снайпер - Спасибо тебе, Колян! Вот выручил, так выручил! А то думал - помру... Пиво - что надо!
Шутник - А ещё хочешь пивка? (Достаёт из пакета литровую бутылку пива)
Снайпер - Дак кто ж от пива-то откажется ...
Шутник - Сможешь досюда доссать? (показывает на небольшую дыру в дощатой перегородке, выбитый сучок на уровне глаз) Попадёшь в эту дыру струёй - бутылка твоя!
Снайпер, азартно расстёгивая штаны - Точно пиво дашь? Попаду - не хрен делать! Смотри!
Вид со стороны толпы. В кадре струя, летящая в дыру, затем с другой стороны перегородки та же струя из дыры, летящая на спину и за воротник Стёпе. Чебурек услужливо кидается на помощь, струя попадает и на него. Стёпа понимает, что происходит, не сразу, обтирает себя ладонью, нюхает, на лице сменяется целая гамма чувств, сытое самодовольство, лёгкое раздражение, изумление, бешеная ярость. Оец Евстратий хохочет, аплодирует.
Вид с другой стороны прилавка. Снайпер гордо застёгивает штаны.
Шутник - Молодец, держи! И дёргай отсюда поскорее...
Шутник вручает Снайперу пиво и исчезает. Снайпер с пьяным удивлением смотрит ему вслед, затем открывает бутылку, пьёт.
Камера показывает толпу на остановке, обсуждающую увиденное.
- Трындец, в самом деле ведь обоссал мента! От самой фуражки. Во мужик дал!
- Чё ты радуешься, придурок, проспорили ведь этому Шутнику!
- Не обеднеем! Зато такое увидели! Никто ведь в деревне не поверит... Гляди, гляди!
Стёпа гонится, яростно размахивая вынутым пистолетом за удирающим Снайпером. В толпе как из неоткуда появляется Шутник.
Шутник - Ну что, селяне? Видели? Видели. Обоссал? Обоссал. Где мой выигрыш? Прошу сдавать взносы! Давайте, давайте, все ведь спорили? Все. Как договаривались, по пиву с каждого. За отсутствием времени на покупку согласен взять деньгами. Веселее, селяне, с деньгами надо расставаться легко!
Жители Уткино отдают Шутнику деньги. Некоторые отдают неохотно, но отдают. Агапья упёрлась.
Агапья - Не дам! А вот не дам - п всё! И не лезь ко мне, а то заявлю, что это из-за тебя нашу милицию обоссали!
Шутник - Да засунь ты, бабка, эти деньги себе в... рот! Я бы и так их не взял у тебя, дохлыми кошками воняют... Ну всё селяне, покедова. А вон и ваш автобус как раз подходит. Учитесь обращаться с коррумпированной властью! Потренируйтесь, на своём участковом! Они ж с нашим Обоссанным кенты!
Подходит "Пазик", Уткинцы грузятся, кто-то хихикает, кто-то скорбит по проигранным деньгам, Агапья с довольным видом прижимает к груди засаленную торбу.
--
Окраина леса, рядом - пастбище с коровами. Пение птиц, отдалённые выстрелы, мычание коров. Участковый в форме, Плохиш, Носорог и Кощей наблюдают за коровами.
Участковый - Значит так. Ты, Носорог, подойдёшь с той стороны к пастуху и отвлечёшь его разговором. Чтобы он в нашу сторону не смотрел. А вы с Кощеем сведёте вон ту корову. Как в прошлый раз.
--
Баба Фрося ощипывает голубя в летней кухне и слушает по радио "Утицу". Вскоре песня заканчивается, и баба Фрося включает телевизор. Слышны какие-то предвыборные дебаты, Баба Фрося полностью убирает звук. Становится слышно квохтание кур, гогот гусей, воробьиное чириканье. Входит мальчик Владик с пустой трёхлитровой бутылью, в которой вчера было молоко, а сейчас лежит смятая денежная купюра.
Владик - Здравствуйте. Я принёс бутыль.
Баба Фрося - Ну и молодец.
Владик заглядывает в телевизор через плечо Бабы Фроси. На экране очередной кандидат на место у кормушки размахивает руками, открывает рот и кивает головой.
Владик - Бабушка, а почему вы без звука смотрите?
Баба Фрося - А зачем? Видишь, размахивает руками? Когда Борька, ухажёр мамки твоей размахивает руками?
Владик - Ну... Когда мамка ему не верит!
Баба Фрося - Вот! А головой когда кивает?
Владик - Когда хочет, чтоб поверили!
Баба Фрося - Вот, правильно! Так зачем включать звук, если и так видно, что брешет! Да и не слышно будет, что на улице делается. Вдруг приедет кто...
Владик - А кого Вы ждёте? Дядю Сашу?
Баба Фрося, ворчливо. - Его, кого же ещё. Да и внучка, Машка, вдруг в гости пожалует, скоро автобус подойти должен. Приходи за молоком, когда корову подою!
--
Зал Айкидо. Крупно лицо Маши, широко раскрытые глаза. Маша предельно сосредоточена и взволнована. Камера отходит назад, и становится видно, что Маша в кимоно.
Голос Тренера:
Тренер - Ну что ты машешь руками как мельница? В движении должна быть угроза. Настоящая угроза. Противник должен ПОВЕРИТЬ, что ты его хочешь этим ударом убить! А какой дурак станет верить тому, кто зря размахивает руками?
Во время монолога Тренера камера берёт Машу вместе со стоящим перед ней ровесником, партнёром по тренировке, затем опять крупно лицо Маша. При последних словах Тренера Маша неожиданно тихо смеётся.
Тренер - Ты чего смеёшься?
Маша - Эти же слова мне бабушка недавно говорила. Что нельзя верить тому, кто зря размахивает руками.
Тренер - Мудрый человек твоя бабушка...
Маша - Да. Она когда-то была подполковником КГБ.
Тренер иронично - Под кем, говоришь, была?
Маша - Старая шутка. И не смешная. Она действительно служила в КГБ и дослужилась до подполковника! А потом сказала какому-то уроду в лампасах, что он урод, и её...
Тренер - Дальше - понятно. Что ж, ты, Машка, можешь гордиться своей бабушкой. Она тебе бабушка по отцу или по маме?
Маша вспыхивает и опускает глаза. Она почему-то стыдится своих родителей. Говорит сквозь сжатые зубы - По отцу...
Тренер - Понятно...
--
Джип останавливается возле дома Шмелёвых, из него вываливают "слуги народа". Двое вытаскивают бесчувственного Егеря, грубо сажают на землю, прислонив спиной к забору, в это время водитель открывает багажник, достаёт упаковку пива, кидает, упаковка шлёпается в грязь рядом с Егерем. В каждом движении "слуг народа" - высокомерное презрение.
Егерь, неожиданно подняв голову, выкрикивает пьяно, его язык заплетается - Сами вы алкаши!
"Слуги народа" издевательски смеются и тут же уезжают.
Баба Фрося открывает калитку, шаркая, подходит. Наклоняется над вновь заснувшим Егерем, молча качает головой, вытирает рукавом глаза
Баба Фрося - Эх, сынок, сынок...
Баба Фрося вынимает из упаковки бутылку, открывает, отхлёбывает, оценивающе причмокивает. Затем поднимает над головой, рассматривая на свет. Камера крупно берёт руку, опрокидывающую бутылку, струю пива, затем опускается ниже, и становится видно, что струя льётся в корыто. Свинья, привязанная у забора к колышку, отдыхающая в тени дерева, заинтересованно поднимает рыло, затем встаёт и торопится к корыту, начинает пить из него. Баба Фрося аккуратно ставит пустую бутылку на землю, достаёт следующую, открывает.
Следующие кадры: пустые пивные бутылки, свинья лежит на земле возле корыта.
Баба Фрося ковыляет к лежащему без чувств Егерю, неожиданно легко перетаскивает его поближе к свинье, кладёт рядом с ней лицом к рылу. Егерь спросонья кладёт руку на свиной бок, начинает поглаживать.
Баба Фрося - Вот и встретились два одиночества...
--
Зал, лицо Маши, ей стыдно за отца, и она злится, затем лицо Тренера, он спокоен.
Тренер - Понятно... Ладно, попробуй ещё раз. Только не маши руками, помни о бабушке.
Начинает звучать "Полёт шмеля", в кадре 2-3 секунды - летящий шмель. Маша поднимает глаза, в упор и очень цепко глядя на своего партнёра. 2-3 - секундными вспышками выхватывания кадров, в которых баба Фрося охотилась на голубя, и становится понятно, что взгляды Бабы Фроси и Маши очень похожи. Замедленные кадры атаки - тычковый удар деревянным ножом, Маша делает шаг вперёд, отвлекая угрозой встречного удара и блокируя руку с ножом. Генка, не обращая внимания на угрозу удара, хладнокровно обводит блок, обозначая удар под лопатку. "Полёт шмеля" прекращается, в кадре кто-то полотенцем сшибает летящего шмеля на землю.
--
Лицо спящего Егеря, на него льётся струя воды. Егерь просыпается, видит рыло свиньи. Очумело протирает глаза.
Егерь - А? Что такое?
Баба Фрося, спокойно ставит на землю ведро с остатками воды и уходит к калитке, бросив через плечо: - Что, жену не узнаёшь?
Егерь - Какую жену? Как я здесь оказался?
Баба Фрося продолжает идти, не оглядываясь. Из-за забора напротив за Егерем и бабой Фросей следит Владик. При последних словах громко смеётся. Егерь грозит ему кулаком, рывком вскакивает, жадно пьёт из ведра, затем совсем опускает голову в воду, булькает и фыркает. Встаёт, сдёргивает футболку, опрокидывает ведро над собой, обливая плечи и спину. Выпрямляется. оглядывается. В глазах появляется паника и постепенно усиливается. Бросается вслед за Бабой Фросей. Догоняет её уже неподалеку от летней кухни.
Егерь - Мама! А где мой карабин?
Баба Фрося удивлённо смотрит на него:
Баба Фрося - Что значит "где карабин"? Ты ещё и карабин просрал?
Егерь - Мама! Ты видела, как я с охоты возвращался? Карабина со мной не было?
Баба Фрося - Да ничего с тобой не было. Выгрузили тебя. Как мебель. И уехали.
Баба Фрося отворачивается и продолжает медленно идти к летней кухне.
Егерь стоит, взгляд его обращён внутрь себя. Невнятно бормочет:
Егерь - Стою на асфальте, в лыжи обутый, либо лыжи не едут, либо я... сумасшедший...
Егерь, что-то вспомнив, звонко хлопает себя рукой по лбу, бежит к сараю. Начинает звучать "Полёт шмеля". В кадре 2-3 секунды - сбитый на землю шмель вновь взлетает в воздух. Егерь выводит из сарая мотоцикл. Заводит и яростно газует, рывком срывая с места. Открывает незапертые ворота мотоциклом, створки резко распахиваются от удара, едва не соскакивая с петель, одна из створок ударяет спящую свинью. Свинья с визгом вскакивает и шарахается прочь. Егерь, бросив ворота открытыми, поворачивает направо (так, что коляска взлетает в воздух и мотоцикл едва не переворачивается), едва не сбивает коляской свинью, пугая её ещё сильнее, мчится прочь от дома.
Крупно злорадно ухмыляющееся лицо подглядывающего Ковнеюка. "Полёт шмеля" прекращается.
--
Зал, продолжение замедленного показа действий партнёра Маши. Генка обозначает удар ножом под лопатку, а воображение Маши багровыми вспышками рисует картину острой стали, замедленно втыкающейся в живую плоть, её же лицо, с расширенными от смертельной боли глазами. Генка приставляет нож к шее, обозначает резкое разрезание горла, Маше мерещится брызнувший прямо в камеру красный фонтан, а затем она сама, мёртвая, лежащая в луже крови.
Лицо Тренера. Несколько секунд он молчит, о чём-то размышляя. Затем говорит. Негромко, но очень веско, отделяя паузой каждое слово. Во время его речи камера медленно наезжает на его лицо, пока в кадре остаются одни только глаза, эти глаза превращаются в глаза Маши, и камера так же медленно отъезжает. Видно, что взгляд, выражение лица и даже осанка Маши совершенно изменились. Она выглядит очень спокойной, даже отрешённой, но в ней чувствуется огромная решимость.
Тренер - Машка, ты опять махала руками. Махать руками - это значит суетиться, ловчить, выгадывать, вилять душой. Зачем? Ты ведь на самом деле не такая. Ты - настоящая. Вот и будь собой. ВСЕГДА будь собой, тем более в тот миг, после которого ты или умрёшь, или останешься жить. И неважно, на самом ли деле тебя хотят убить, или понарошку, всё рано будь собой. Нанеси НАСТОЯЩИЙ удар. А настоящий удар - это не суетливый взмах рукой, это единый порыв души и тела, порыв, который НИЧТО не может остановить. Сделай так, чтобы Генка поверил, по-настоящему поверил, что он сейчас умрёт. Что он УЖЕ умер. Чтобы ты САМА в это поверила.
--
Лес, мчащийся мотоцикл с Егерем. Продолжение "Полёта шмеля". Кадры Егеря на мотоцикле чередуются с кадрами летящего под ту же музыку шмеля. Мотоцикл глохнет, музыка обрывается. Вновь в кадре летящий шмель, но теперь слышно его громкое гудение. Егерь яростно пытается завести мотоцикл, невнятно ругаясь. Звуки леса, щебет птиц, крики сорок, жужжание пролетевшего мимо шмеля. Егерь прячет мотоцикл в кустах и пускается по лесу бегом, в это время опять начинает звучать "Полёт шмеля". Задыхаясь от бега, Егерь бормочет про себя:
Егерь - Закодируюсь. Нынче же закодируюсь. Совсем плохой стал. Со свиньями сплю. Карабин потерял. Только бы никакой урод не спёр. Найду карабин, обмою и - закодируюсь...
--
Зал, Маша, Тренер, Генка. Продолжение "Полёта шмеля".
Замедленный показ очень стремительной атаки ножом. Скачок Маши навстречу и встречный удар в лицо, страшный в своей решимости. Генка невольно отшатывается от удара, проигрывая среднюю линию, Маша захватывает руку с ножом, уводит Генку по кругу, встречным движением бросает, во время падения отбирает нож и приставляет его к спине. В этот момент "Полёт шмеля" обрывается. Во взгляде Маши нет торжества, лишь только спокойная отрешённость, Маша не совсем в этом мире, она только что на самом деле побывала на границе между жизнью и смертью и ещё не успела вернуться.
--
Летняя кухня во дворе бабы Фроси. Квохтание кур, лай собак, отдалённые выстрелы. Баба Фрося что-то помешивает в кастрюле и смотрит телевизор, опять без звука. Опять подходит Владик.
Владик, с плохо скрываемым любопытством. - А куда поехал дядя Саша?
Баба Фрося, хмуро. - По делам.
Владик, заглядывая через плечо в телевизор, с восторгом. - Ух ты! Да это же Машка! А что это за передача?
В кадре телевизор, на экране Маша в концертном платье без звука пилит скрипку.
Баба Фрося, чуть приветливей. - Это не передача, это я видик смотрю.
Владик, задумчиво-мечтательно. - Машка - красивая... А почему Вы без звука опять смотрите?
Баба Фрося. - А зачем мне звук? Это она "Полёт шмеля" играет, я его и так наизусть помню, сто раз слышала, сто первый не хочу слушать. А вот на Машеньку посмотреть - хочу.
Камера наезжает на телевизор, изображение становится "живым", на несколько секунд появляется звук - "Полёт шмеля". Через эти несколько секунд - опять летняя кухня, музыка обрывается, слышно квохтание кур, шум проезжающего мимо трактора. Крупно - над телевизором висят две больших фотографии. Одна - роскошная, цветная, на ней Маша с голливудской улыбкой, со сверкающей диадемой. Вторая - выцветшая черно-белая, на ней - тоже вроде бы Маша, её бережно обнимает парень лет 20, оба в военной форме, Маша - сержант, парень - лейтенант.
Владик, показывая на цветной портрет Маши - Ух ты, и это Машка! Где это её так сфоткали?
Баба Фрося. - Это она на конкурсе красоты весной была, "Мисс Красноружевск"
Владик, показывая на черно-белую фотографию - А это тоже Машка? С кем это она?
Баба Фрося - Это не Машка. Это я с Машкиным дедом.
Владик, изумлённо - Вы? Ну и похожи же Вы на Машку!
Баба Фрося - Это уж точно.
Владик. - А на конкурсе красоты Машка победила?
Баба Фрося - А то!
Владик восхищённо смотрит на играющую на скрипке Машу в телевизоре, затем - на висящие над телевизором фотографии. Камера наезжает на цветной портрет, портрет оживает, камера отъезжает в зал, где происходит награждение победительниц конкурса красоты. Звучит приторно-слащавый голос ведущего.
Голос ведущего - Поздравим же Королеву нашего бала, несравненную Машу Шмелёву!
Аплодисменты, фальшивые улыбки, поцелуи-поздравления. Ангелина, одна из неудачливых подколодных подруг Маши, поцеловав её и лучезарно ей улыбнувшись, отходит в сторону и незаметно кидает на Машу взгляд, полный смертельной ненависти.
--
Гримёрная, Ангелина рыдает в голос, её обнимают и утешают подруги по несчастью.
Ангелина - Ну почему она? Почему корону Королевы дали этой крысе? Почему не мне?
В комнату входит Спонсор.
Ангелина Спонсору. - Евгений Станиславович, почему корона опять у Машки?
Спонсор, значительно. - А ты не думала? Во-первых, Машка красива. Во-вторых, ОЧЕНЬ красива. В-третьих, умна. А в четвёртых - потому что во-первых, во-вторых и в-третьих.
--
Т-образный перекрёсток, ответвление от загородного шоссе узкой асфальтовой дороги. Рядом лес, слышно пение птиц. Рёв приближающегося "Камаза", "Камаз" тормозит, съезжает на обочину и останавливается у перекрёстка. Из кабины выбирается Маша со скрипичным футляром и рюкзаком.
Маша - Спасибо, что подвезли!
Голос водителя "Камаза" - Удачи тебе, Паганини!
Маша отходит в сторону от дороги, в тень деревьев, смотрит на часы. Кладёт на землю рюкзак, футляр. Раскрывает футляр, достаёт скрипку, начинает играть "Полёт шмеля". Чередование среднего плана Маши с крупными кадрами природы - летит шмель, сойка не дереве, вертит головой, как будто прислушиваясь.
--
Лес, продолжает звучать "Полёт шмеля", вновь летящий шмель, как и в предыдущей сцене. На следующих кадрах Егерь бежит по лесу, не разбирая дороги, продираясь сквозь заросли. Егерь торопится, он очень устал и почти ничего не видит вокруг себя. Пробегает неподалеку от сидящего в кустах со спущенными штанами Плохиша, но не замечает его. Крупно: Плохиш пристально и очень злобно смотрит вслед Егерю. Егерь слышит голоса впереди, ругань. "Полёт шмеля" постепенно затихает. Насторожившись, Егерь переходит на шаг, затем осторожно крадётся, прислушиваясь. Выглядывает на поляну на берегу озера, недалеко от места, где проходила недавняя охота. На поляне Участковый в форме, Кощей и Носорог толпятся возле привязанной к дереву коровы. "Полёт шмеля" перестаёт звучать, в звенящей тишине очень громко раздаётся хруст сучков под ногами крадущегося Егеря.
--
Маша со скрипичным футляром и рюкзаком стоит на перекрёстке, голосует, возле неё останавливается раздолбанный старый автобус "Паз" с жителями Уткино. Открывается дверь автобуса.
Маша - До Уткино подвезёте?
Водитель, весело. - Не только подвезём, но и довезём! Такую-то красавицу! А что это у тебя? Балалайка? Потринькай, веселее доедем! А Айгуль нам частушки споёт! Так что, сыграешь?
Во время этой речи Маша заходит в автобус.
Маша с улыбкой. - Нет, извините. Это скрипка, а частушки под скрипку - не очень, сами понимаете...
Маша находит место, усаживается, Водитель трогает и разгоняется.
Агапья, брызгая слюной от удушающей злобы. - Ишь, скрипка! Цаца какая! Этой бы скрипкой тебя - да по заднице! Шибко умная!
Маша, улыбаясь. - Ну почему же шибко? Может, я как раз - такая, как Вы - не шибко...
Пассажиры радостно смеются, Агапью никто не любит. Водитель включает магнитофон, по салону разносится песня в стиле рэп.
"Нонче в моде мотоциклы и мопеды, и сегодня ты уехала с соседом,
Предо мной промчались лихо, я глотнул два литра пыли,
И как тополь на Плющихе встал один, меня забыли,
Я куплю себе телегу и поеду, самокаты обгоню, велосипеды,
Я чернявую найду себе невесту и для тёщи на телеге
И для кума, и для тестя, для тебя с соседом вместе,
И ещё для мотоцикла хватит места
Ты катайся по деревне влево-вправо,
И старайся объезжать столбы-канавы,
А я покедова узнаю, сколько будет стоить кляча,
Сдам бутылки из сарая и возьму седло в придачу.
Ты же знаешь, что тебя любил я верно,
И играешь на моих бетонных нервах.
Но теперь я обещаю, будет случай очень редкий,
Хоть тебя я уважаю, буду свататься к соседке."
Камера показывает салон автобуса, в центре салона скутер, верхом на скутере сидит Байкер в затемнённом дорогом гермошлеме (стоит больше, чем скутер) и чёрной с заклёпками коже. Камера останавливается на сидящем недалеко от Маши Егоре, крупно берёт его лицо. Егор глядит на Машу, в его глазах - то, что называют "любовь с первого взгляда".
--
Поляна у озера, привязанная корова, напряжённая тишина в лесу. У Кощея и Носорога в руках ножи, но резать боятся.
Носорог с опаской приставляет нож к шее коровы, корова недовольно мотает рогами, Носорог шарахается.
Носорог - Игорич, бахни ты её из "Макара"! И всё! Глотку чикнем, кровь спустим, обдерём, разделаем, увезём...
Участковый - Из "Макара"? Бахни?! (Берётся за голову) Ох, придурки... Из какого "Макара"?! Ты что, урод носорогий, хочешь, чтобы на выстрел вся деревня сбежалась?! Режь давай! Или топором тяпни!
Участковый берёт топор, подходит к корове, приставляет топор к загривку, за рогами.
Участковый - Сюда вот рубани, всего-то и делов!
Кощей - Вот сам бы и рубанул!
Участковый - Может ещё и разделать самому? А вы, придурки, на хрена вообще мне тогда сдались? В форме я, ещё не хватало в крови её уделать!
Носорог - Ну так стрельни! Никто не прибежит, охота, сейчас везде стреляют. Завалим коровёнку, всё шито-крыто будет. Отбилась от стада и пропала, никто и не узнает.
Голос Егеря - Бог в помощь!
Воры, вздрогнув, оглядываются. Камера берёт крупно Егеря, который незаметно подошёл к ним вплотную. Начинает звучать тревожная музыка (тот же "Полёт шмеля", в другой тональности, с добавкой "низов", медленней).