Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Где монголо-татары научились воевать в лесу и в горах?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: Столь блестящая операция никак не могла быть проведена обитателями степей, которым просто некогда, да и негде было научиться сражениям в чащобе..." Действительно ли некогда и негде?


Где монголо-татары научились воевать в лесу и в горах?

   Предыдущая глава: Почему монголо-татары вторгались зимой?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
  
   АБ: В первую очередь я имею в виду окружение и последующее полное уничтожение на реке Сити русского отряда под командованием великого князя владимирского Юрия Всеволодовича... Столь блестящая операция никак не могла быть проведена обитателями степей, которым просто некогда, да и негде было научиться сражениям в чащобе.
   АБ: Татары с упорством недоумков стремятся в горные районы, где конница сразу оказывается в проигрышном положении [9.1].
  
   ЕТ: Вообще-то человек и отличается от животных тем, что быстро приспосабливается к любой местности. Жители лесов русские покорили и Казахские степи, и Кавказские горы, и Среднеазиатские пустыни, и даже Чукотские тундры. Уж не говоря про жителей туманного Аьбиона, сумевшие завоевать, помимо вышеназванных, и саванны, и джунгли. И бились в ливийской пустыне с уроженцем Германии Роммелем, получившим кличку "лис пустыни", хотя родился и вырос он отнюдь не в юрте. Так что это вообще не вопрос. Но в данном, конкретном случае, в рядах захватчиков были и обитатели лесов, и обитатели гор.
  
   Разин: "Монгольские племена делились на две большие группы: на племена лесные, или звероловные, и племена степные, или скотоводческие. Звероловы жили у озера Байкал, в верховьях Енисея и по Иртышу; скотоводы кочевали по степям и горным пастбищам к югу от Байкала и до западных отрогов Небесных (Алтайских) гор" [8.13, т.2, г.5].
   Владимирцов: "Главные наши источники как Рашид-ад-Дин, так и "Сокровенное сказание", разделяют монгольские племена XII в. на две группы, сообразно их образу жизни и ведению хозяйства: на группу племен лесных или звероловных (hoyin irgen) и на группу степных или скотоводческих (ke'er-iin irgen). По-видимому, то же самое наблюдалось и в XI в. Монгольские "лесные" племена жили в ту пору у оз. Байкала, на верховьях Енисея и по Иртышу; степные же скотоводы кочевали на больших пространствах по степям и горным пастбищам, начиная от местности, лежащей у оз. Кулун-Буир вплоть до западных отрогов Алтайских гор. Часть монголов-скотоводов обитала и еще южнее, расположившись по ту сторону Гоби, близ китайской великой стены. Среди монгольских племен встречались и такие, которые принадлежали и к степным, и к лесным одновременно. В некоторых случаях к "лесным" относили племена по старой памяти, потому что их предки были звероловами, потому что они жили в лесистых местах или по соседству с лесами. "Лесные" народы занимались, главным образом, охотой, но не гнушались и рыболовства...
   В некоторых случаях довольно трудно провести грань между "лесными" охотниками и "степными" скотоводами: были племена, стоявшие на переходной стадии, были племена или ветви племен, ответвившиеся роды и семьи, которые то вели скотоводческое хозяйство, то занимались охотой и рыбной ловлей. Били, конечно, всякую дичь, но главными объектами охоты были соболь и белка; известны целые племена, которые назывались Bulagacin, т. е. "соболевщики", "охотники на соболей", и Keremucin, т. е. "белковщики", "охотники на белок". [8.46]
  
   ССМ: "ї 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочи. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шихшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Тубасов, Чжочи подступил к Тумен-Киргизам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Баит, Тухас, Тенлек, Тоелес, Тас и Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом... Милостиво обратясь к Чжочи, Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успел выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство" [1.1].
  
   ЕТ: То есть лесные народы были в подчинении Джучи, приемником которого стал Батый. Естественно, и лесные жители, и обитатели Алтайских гор участвовали в его походах. Учиться воевать в лесу или горах им было не надо.
   Вот как красочно описывает в путевом дневнике преодоление горного хребта на монгольских лошадях участник Московской торговой экспедиции в Монголию.
   Морозов И.М.: "Перед последним уртоном, Хара-Усу, приходится переваливать через горный хребет в 2140 mtr., спустившись с которого дорога идет по склону, сплошь усеянному камнями. Для нас этот путь затруднялся наступавшей темнотой вечера. С перевала монголы пустили лошадей вскачь, не придерживаясь, как и всегда, дороги: огромные камни, луговые кочки, чиевые кусты, болота, вода - ничто не служило препятствием отчаянной езде. Приходилось постоянно хвататься за края экипажа и, приподымаясь, держаться на мускулах, чтоб не быть выброшенным, и, приехав на станцию, мы чувствовали себя совершенно разбитыми" [цит. по 8.49].
  
   Источники и литература
   Продолжение: Откуда у монголо-татар осадная техника?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"