Темежников Евгений Александрович: другие произведения.

Почему убивали русских князей?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А.Бушков: "Судили Михаила русские за причиненные русским обиды. И казнил его русский. Вы спросите, где же "ордынцы"?" Действительно, где?


Почему убивали русских князей?

   Предыдущая глава: Кто представлял Батыя на выборах великого хана?
   Сокращения
   АБ - Александр Бушков
   ЕТ - Евгений Темежников
   НФ - Носовский и Фоменко
   АБ: В этом разделе мы рассмотрим столь печальные события, как "убийства русских князей в Орде злыми татаровьями". И сразу столкнемся с массой интересного и загадочного... Перейдем к "документированным" фактам. 1270 г. [9.1].
   ЕТ: Почему начинается с 1270 года? А до этого "документированные" факты?
   ВИ: "В Сарае и в Каракоруме русские князья, нередко забывая об интересах родины, сводили друг с другом счёты. В результате таких интриг в Каракоруме по приказу монгольских правителей был отравлен в 1246 г. владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович, а в Сарае тогда же убит черниговский князь Михаил Всеволодович" [8.1, т.3, г.38].
   Карпини: "В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать императора, без ведома бывших там его людей, поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли своего отца. Однако все верили, что если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену" [6.8].
  
   АБ: Между прочим, в литературной русской традиции попадаются блестящие примеры неумышленных ошибок. История убийства "в Орде" Михаила Черниговского и его сына Федора под пером книжников "уехала" из 1339 г. в 1245-й, мало того, Федор из сына Михаила превратился в его "ближнего боярина" [9.1].
  
   ЕТ: Никаких ошибок. Это разные люди.
   Сказание: "И тут приехали убийцы, соскочили с конец и, схватив Михаила и растянув ему руку, начали бить его кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто, бывший прежде христианином, а потом отвергшийся христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Феодору: "Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего". И ответил Феодор: "Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!" Тогда начали мучить Феодора, как прежде Михаила, после чего отрезали честную его голову" [7.7].
   Карпини: "Михаила, который был одним из великих князей Русских, когда он отправился на поклон к Бату, они заставили раньше пройти между двух огней; после они сказали ему, чтобы он поклонился на полдень Чингис-хану. Тот ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И, после неоднократного указания ему поклониться и его нежелания, вышеупомянутый князь передал ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, чего не подобает. И Бату послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов, который стоял тут же, ободрял его, говоря: "Будь тверд, так как эта мука недолго для тебя продолжится, и тотчас воспоследует вечное веселие". После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова была также отнята ножом" [6.8].
   Бридия: "Правитель Михаил, из великих князей Руси, когда он подчинился их власти и не захотел названному идолу кланяться, говоря, что это не дозволено христианам, и когда он упорно настаивал на [непоколебимости своей] веры в Христа, было приказано бить его пяткой ноги в грудь до смерти. И когда его воин поощрял к стойкости в мученичестве, то ему перерезали горло ножом, а воину, который поощрял, отсекли голову" [6.15].
   Ипатьевская Л: "В лете 6753 (1245)... возвратися Черниговоу, Отоуда еха Батыеви прося волости своее у него. Батыеви же рекшоу поклонися оць наших законоу. Михаил же увеща аще Бъны есть предал и власть нашоу грех ради нашич во роуце ваши тобе кланяемся и чсти приносим ти а законоу оць твоих и твоемоу бо нечстивомоу повелению не кланяемься. Батыи же яко сверпыи зверь возьярися повеле заклати и заклан быс безаконьным Доманом Путивльцемь нечствым и с ним заклан быс боярин его Федор" [7.1, т.2].
   Новгородская 1-я Л: "Татарове же нужею Батыеви, глаголюще имъ: "не подобает вам жити на земли канове и Батыеви, не поклонивъшеся има"; мнозе же, шедши, поклонишася. Обычаи же имяше Батыи кановъ: аще кто приидет поклонится ему, не повеле пред ся вести, нь приказано бяше волхвом вести я сквозе огнь и поклонитися кусту и огневи; а иже что с собою принесоша цесареви, от всего того взимающе волхвы, въметают е в огнь; тоже пред цесаря пущаху с дары. Мнози же князи с бояры своими идяху сквозе огнь и кусту кланяхуся, идолом их, славы ради света сего, и прошаху коиждо их власти; они же без бранениа давахут, да прельстять я славою света сего. Преподобному же князю Михаилу, пребывающу в Чернигове и видя многы прельщающася славою мира сего, посла бог благодать и дар святого духа на нь: вложи ему в сердце ити пред цесаря Батыя и обличити его прелесть, им же льстить крестияны. И прииха к отцю своему духовному, поведа ему, глаголя: "хощю ити к цесарю Батыю". Отвеща ему отець духовныи: "мнозе, ходивше, створиша волю поганого цесаря Батыя, прельстишася славою света сего, идоша сквозе огнь и поклонишася солнцю и кусту, погубиша душа своя и телеса; и ты, сыну Михаило, аще хощеши ехати, то не створи тако, якоже и прочии; не иди сквозе огнь, ни поклонишися идолом их, ни брашна яжь, ни питья их не приимаи во уста своя; нь исповежь веру крестияньскую, яко не достоить крестияном ничемуже кланятися твари, токмо господу нашему Исусу христу"... Тогда же убици, приехавше, скочивши с конь, и яша Михаила и растягоша и, имше за руце, и начаша и бити рукама по сердцу, и повергоша и ниць на земли, и бияхут его пятами. Сему же надолзе бывшу, некто преже быв крестиян, последи же поган, отвергыися веры крестияньскыя и бысть поган законопреступник, именем Доман, сии отреза главу святому и великому князю Михаилу, и отверже ю прочь. И том часе глаголаша Федору. "ты поклонися богом нашим, и приимеши все княжение князя своего". Глагола же им Федоръ: "княжениа не хощу, а богом вашим не кланяются; нь хощу пострадати за христа, якоже князь мои". Тогда пакы и Федора начаша мучити, якоже преже и Михаила" [7.1, т.3].
  
   ЕТ: Как мы видим, рассказы совпадают даже в деталях: бьют по сердцу, а потом обезглавливают. А перенос событыий 1245 г. в 1339г. существует только в чьей-то воспалённой голове.
  
   ЕТ: Но за что же убили Михаила? Неужто только за отказ поклониться, а других вин перед татарами за ним не числилось?
  
   Карамзин: "Узнав, что сын его, Ростислав, принят весьма дружелюбно в Венгрии и что Бела IV, в исполнение прежнего обязательства, наконец выдал за него дочь свою, Михаил вторично поехал туда советоваться с Королем о средствах ИЗБАВИТЬ СЕБЯ ОТ ИГА ТАТАРСКОГО; но Бела изъявил к нему столь мало уважения и сам Ростислав так холодно встретил отца, что сей Князь с величайшим неудовольствием возвратился в Чернигов, где сановники Ханские переписывали тогда бедный остаток народа и налагали на всех людей дань поголовную, от земледельца до Боярина" [8.5].
  
   ЕТ: Вот те раз. Даже наиклассическая наиправославнейшая романовская версия видит вину князя в ином. Сами Романовы своих вассалов за подобное тоже по головке не гладили, хотя бы Мазепу можно вспомнить. Может ещё чего за ним числилось?
  
   Новгородская 1-я Л: "Михаилу же держащу тогда Киев, приидоша послы от цесаря Батыя; он же, видев словеса льсти их, повеле я избити, а сам бежа в Угры с домашними своими" [7.1, т.3].
  
   ЕТ: То есть непросто убежал, а ещё и послов избил... Вот ещё один пострадавший не за веру:
  
   Карпини: "Случилось также в недавнюю бытность нашу в их земле, что Андрей, князь Чернигова, который находится в Руссии, был обвинен пред Бату в том, что уводил лошадей Татар из земли и продавал их в другое место; и хотя этого не было доказано, он все-таки был убит" [6.8].
  
   ЕТ: Поклонение же кусту это у татар обычная процедура очищения, обязательная для всех и выполняемая всеми, нравится это или нет. Вот в 1250 г. в Орду едет Даниил Галицкий.
  
   Ипатьевская Л: "Оттуда же нача болми скорбити душею, видя бо обладаемы дьяволом: скверная их кудешеская бляденье и Чигизаконова мечтанья, скверная его кровопитья, многыя его волшбы; приходящия цари и князи и вельможи, солнцу и луне и земле, и умершим в ад отцем их и дедом и матереем, водящее около куста покланятися им. О скверная прелесть их! Се же слыша велми нача скорбети. Оттуда же приде к Батыеви, на Волгу, хотящу ся ему поклонити. Пришедшу же Ярославлю человеку Снгуруви, рекшу ему: "брат твой Ярослав кланялся кусту; и тобе кланятися... и поклонися по обычаю их и вниде во вежю их" [7.1, т.2].
  
   ЕТ: Однако, отказ кланятся не всегда приводил к казням. Например, приехавшее в 1247 г. посольство папы Римского не казнили, хотя и обсуждали это.
  
   Асцелин: "Байотной услышав ответ, принесенный его египом, баронами и толмачами, разъярился до того, что троекратно давал решительное приказание убить монахов, не гнушаясь пролитием невинной их крови и не боясь нарушить везде принятого обыкновения, по которому дозволяется послам приходить и отходить свободно и безопасно. Некоторые же из его советников говорили так: убьем не всех их, а только двоих, остальных же двоих отошлем назад к папе. Другие же говорили так: сдерем с одного из них кожу, и именно с главного посла, и, набив ее соломою, отошлем с товарищами его к их государю. Еще другие говорили, чтобы двоих только послов высекши сперва розгами по всему войску, потом убить, а остальных двоих оставить до тех пор, пока придут сюда следующие за ними Франки. Наконец, иные говорили, чтобы двоих из послов водить по войску, дабы они видели там многочисленность и силу их, и когда неприятель начнет стрелять из своих орудий, то поставить их пред оными, и таким образом подумают, что они убиты не ими, а орудиями. Байотноево однако же мнение, которое осуждало на смерть всех тех, кои упорствуют воздавать ему почтение уничижительным образом, превозмогло все прочие. Но располагающий всем и рассевающий замыслы злых, сохранил их" [6.20].
  
   АБ: 1270 г. В "Орде" убит рязанский князь Роман Ольгович. Летописным свидетельствам об обстоятельствах его гибели доверять нельзя - поскольку летописцы пытаются уверить нас, что Роман замучен "за отказ принять бесерменскую веру". Это не просто странно - предельно странно. Гораздо больше это похоже на состряпанную позже, довольно неуклюжую дезинформацию. Особо подчеркну: этот Роман был единственным, которого "татары" казнили по столь неправдоподобному поводу [9.1].
  
   Житие Романа Рязанского: "Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на суд...
   В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете "оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их". И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой "он же глагола к ним: "Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую". [http://www.saints.ru/r/roman_ryaz.html]
  
   ЕТ: То есть принятие веры было лишь способом доказать свою невинность.
  
   АБ: Как же выглядел этот суд? Семь русских князей обвинили Михаила в попытках взимания дани с их городов и отравлении Агафьи Кончаковны. После чего князя выставили на правеж - исполняя исконно русский обычай. На шею ему надели тяжелую колоду, и семь стражников - по одному от каждого князя - караулили его. Потом увели в кибитку, куда вскоре подъехал со своими людьми Юрий Данилович. Один из сопровождавших московского князя, русский по имени Романец убил Михаила ударом ножа в сердце [9.1].
  
   Тверская Л: "Придя в Орду, князь Юрий, а с ним зачинатель всего зла, беззаконный и проклятый Кавгадый, наставляемые диаволом, начали клеветать на великого князя Михаила беззаконному царю Озбяку, говоря: "Князь Михаиле, собрав по городам многие дани, хочет идти в Немецкую землю, а к тебе ему не бывать". Царь же разгневался и велел сына его, князя Константина, голодом морить; и закрыли его в одном жилище. После же этого некоторые сказали царю: "Если убьешь его, отцу не бывать к тебе". И велел его отпустить. На исходе того же года пришел в Орду благоверный великий князь Михаиле...
   Когда же блаженный Михаил пробыл в Орде один месяц, сказал царь чиновникам своим: "Что мне говорили до приезда князя Михаила? Судите его с князем Юрием". Они же, судивши, не сказали правды царю; но оболгали Михаила виной перед беззаконным царем Озбяком. На следующую неделю поставили его на суде связанным. И судивши его, так сказали царю: "Достоин Михаил смерти"" [7.1, т.15].
  
   ЕТ: То есть судили не семь русских князей, а чиновники Узбека. Юрий лишь давал показания, а чиновники выносили приговор.
  
   АБ: Как видите, судили Михаила русские за причиненные русским обиды. И казнил его русский. Вы спросите, где же "ордынцы"?... Спрашивается: кто хозяин в Орде, Юрий Московский или Кавгадый? [9.1].
  
   ЕТ: Ни тот, ни другой. Царь Озбяк (Узбек). И не за обиды казнили, а "за собрав по городам многие дани, хочет идти в Немецкую землю, а к тебе ему не бывать". То есть хочет переметнуться к немцам из под татар. Выражаясь по-современному, "крышу поменять". Отнюдь не внутри русские разборки. Романовы подобное тоже не спускали.
  
   АБ: Вскоре сын покойного Михаила, Дмитрий, убил Юрия. Как нас уверяет летописец - "убил в Орде". Однако отчего-то не приводит ни малейших подробностей - в противоположность убийству Михаила, описанному как раз крайне подробно. Потом и Дмитрия "убивают в Орде", но подробностей вновь нет [9.1].
  
   Тверская Л: "В год 6833 (1325)... В ту же зиму князь Юрий убит был в Орде.
   В год 6834 (1326), сентября в 15-й день, убили в Орде князя великого Дмитрия Михайловича Тверского и князя Александра Новосильского в один день, на одном месте, на реке, называемой Кондракли" [7.1, т.15].
  
   ЕТ: Вскоре убивают ещё одного князя.
   Новгородская 1 Л: "В лето 6835 (1327)... Убиша же тогда Татарове Ивана князя Рязанского" [7.1, т.3].
  
   АБ: 1339 г. Князя Александра Михайловича Тверского и его сына Федора убивают "в Орде". На сей раз судят и выносят приговор вроде бы "ордынцы" - однако по странному стечению обстоятельств летописцы не приводят никаких мотивов, заставивших "ордынского хана" так поступить. Хан казнил Александра и Федора "ни с того, ни с сего" [9.1].
  
   ЕТ: С того и с сего, и летописцы всё приводят.
  
   ВИ: "Крупные городские движения против гнёта татаро-монгольских ханов произошли в 1320 г. в Ростове, а в 1327 г. -- в Твери, куда в это время из Золотой Орды был прислан татарский посол Шевкал. Горожане собрали вече, и по его решению Шевкал с его приближёнными были убиты" [8.1, т.3, г.38].
   Греков: "Чол-хан (Шевкал) искал спасения в княжеском дворце, тверской князь Александр велел поджечь дворец" [8.3].
   Тверская Л: "Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени. И было так, что в 15-й день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: "О, мужи тверские! Не выдайте!" И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд...
   В год 6835 (1327)... Великий же князь Александр Михайлович, не вытерпев гонения безбожных, оставил княжение Русское и все отечество свое, и пошел в Псков с княгинею и с детьми своими, и был в Пскове...
   В год 6845 (1337). Князь Александр пошел в Орду из Пскова и, обошедши всю землю Русскую, пришел к беззаконному царю Озбяку и сказал ему: "Господин царь, если сотворил тебе зло, за все готов ответить перед тобой"..." [7.1, т.15].
  
   АБ: Многое проясняется, когда обнаруживаем, что в момент казни тверских князей в Орде находился... брат покойного Юрия Иван Калита. Тот самый, знаменитый "собиратель земли Русской". По версии летописцев, Калита и "оговорил" тверичей [9.1].
  
   Новгородская 1-я Л: "В лето 6847 (1339). Ходи князь велики Иван в орду... уже бо бяше князь Иван из орды вышел, и послаша к нему Новгородци послы... Того же месяца (октября) 29 убиша князя Александра и сына его Фёдора, в орде, погании Татарове; призвал бо его царь Озбяк с лестию, хотя и убити, тако рек: хочешь тя царь жаловати. Оному же послушавшу поганаго льстивых словес, и пришедшу им, убиенна быста, приемша горькую и нужную смерть" [7.1, т.3].
  
   ЕТ: То есть "по версии летописца" на момент приезда и убийства Александра в Орду, Калиты там уже не было. Да и оговаривать собственно нечего. Не защитил князь (или даже сам сжёг) Шевкала (Чол-хана). За это и казнён без суда и следствия. Суд - очередная выдумка.
  
   АБ: Кстати, имена палачей, казнивших Александра и Федора, звучат странновато: Беркан и Черкас. Больше похоже на прозвища. Как мы помним, "черкасами" именовали предков нынешних казаков, то есть опять-таки славян [9.1].
  
   Тверская Л: "Князь же Александр, возведя очи свои, велел петь предсмертные молитвы. Когда же закончили петь, посмотрел и увидел черкеса, идущего прямо к его веже, и с ним татар, и выскочил против него. Они же, немилостивые, схватили его, уронили на землю и, сорвав с него одежду, поставили перед Товлубием нагого и связанного. Тот же, беззаконный, стоя верхом на коне в окружении множества татар, испустил, окаянный, крик: "Убейте!" Они же схватили князя Александра и сына его князя Федора, без милости изранили их и, повергнув на землю, отсекли головы им" [7.1, т.15].
  
   ЕТ: Беркана не обнаруживаем, а черкес с маленькой буквы написан. Не имя, а нация, входящая в состав Орды. Руководивший казнью Товлубий, Бушковым не помянут, ибо в его теорию не вписывается.
  
   АБ: Как видим, все три случая подчиняются строго определенным закономерностям. Всякий раз гибнут соперники и конкуренты владимиро-суздальской династии и ее потомков... Выводы? Не было никакого "ордынского суда". Всякий раз устранялись соперники владимирско-суздадьской московской династии, продолжателей "линии Всеволода Большое Гнездо" [9.1].
  
   ЕТ: Все вышеназванные тверские князья это и есть владимиро-суздальская династия. Вот их родословная: Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Всеволодович; Ярослав Ярославич; Михаил Ярославич; Дмитрий Михайлович и Александр Михайлович. Все из одного "большого гнезда". Это я не к тому, что борьбы за власть не было. А к тому, что выводы о продолжении "линии Всеволода Большое Гнездо" не более чем выдумка. Кстати, убивали не только русских князей, и тоже не за веру.
  
   Вардан: "В том же 710-1261 г. при дворе ильхана Гулаву (Хулагу) умертвили спарпета грузинского Закаре, сына Шахиншахова, юношу во цвете лет, в блестящую эпоху его жизни, когда имя его только что становилось известным. Его обвиняли в том, что подати несвоевременно поступали в казну" [4.6, т.1, с.15].
  
   АБ: С 1328 г. - года, когда утвердился Калита - и до времен войн с Мамаем ТАТАРСКИХ НАБЕГОВ НА РУСЬ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗАФИКСИРОВАНО [9.1].
  
   Тверская Л: "В ту же зиму (1338) вышел из Орды сильный посол, по имени Товлубий, которого царь послал ратью к городу Смоленску" [7.1, т.15].
  
   ЕТ: Это через 10 лет! Лишь в 1359 г., когда в Орде началась "Великая замятня" (гражданская война, распад), набеги действительно прекратились. Не до Руси стало татарам, и Калита тут ни при чём. Но о "Великой замятне" не вспоминается, ибо не укладывается она в версию, что "ордынские вельможи сплошь и рядом занимаются исключительно русскими делами".
  
   Источники и литература
   Продолжение: Были ли русско-татарские отношения уникальны?
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Алая "Хозяйка приюта магических существ"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Уся (Wuxia)) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Призыв Нергала"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Тополян "Механист"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"