Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Армии Израиля и Иудеи 1020-587 до н.э

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

АРМИИ ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ 1020-587 до н.э.



Вооруженные силы стран мира: Общее оглавление

  Израильтяне - семитское племя (вероятно родственное арамейцам), которое в XIV в. до Р.Х. покинуло Месопотамию (наряду с другими племенами, основавшими Аммон, Эдом и Моав) и мигрировало на юго-восток Палестины. На протяжении следующего века израильтяне покорили и освоили страну, приняв ханаанское наречие. К 1000 г. до Р.Х. израильтяне обитали по обеим берегам Иордана от Мертвого моря до северного края Мерома. Всего, как известно, было десять колен израилевых (не считая Симеона и Иуды), осевших в Ханаане: Асир, Завулон, Дан, Неффалим, Иссахар, Вениамин, Гад, Рувим, Ефрем и Манассия. Колену Левину земли в Израиле не было дано. [НС-200]
 []   В борьбе с коренным ханаанейским населением за приобретение новых земель крепли временные объединения израильских племен. С другой стороны, расселение израильских племён на сравнительно большом пространстве имело своим последствием и некоторое их разобщение. Так, племя иудеев, осевшее на юге в горной области к западу от Мёртвого моря, позже названной Иудеей, рано обособилось от основного ядра израильских племён, захватившего на севере большую и плодородную часть Палестины.
  Завоевание Палестины было завершено израильскими племенами сравнительно легко и быстро, поскольку коренное население страны - ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничаньем египетских поработителей, постоянными войнами, бесконечными вторжениями и набегами хапиру, а затем и "народов моря".
 До начала XI в. израильские племена управлялись советами родовой знати и так называемыми "судьями" - выборными должностными лицами, а иногда просто удачливыми военными вождями. Существовали народные собрания.
  Создание Израильского государства ускорялось ещё и внешними событиями. На рубеже XIII и XII вв. вдоль побережья Средиземного моря осели филистимляне, которые ранее обрушились на восточное побережье Средиземного моря и на Египет в числе "народов моря". Филистимляне завладели укреплёнными городами, из которых самым мощным был Газа. Они знали уже железное оружие, и их воины, снабжённые им, стали грозным противником для израильских племён, имевших тогда ещё только бронзовое оружие. По преданию, филистимляне монополизировали изготовление железного оружия, не допуская использования его покорённым населением.
  Во второй половине XI в. начинаются вторжения военных отрядов союза филистимлянских городов в соседнюю с ними пограничную область племени иудеев. Здесь они завоёвывают ряд крепостей, как, например, Лахиш, в котором археологами было обнаружено значительное количество их керамики. Вглубь этой бедной, малоплодородной и гористой части страны филистимляне не стремились проникнуть, свои главные удары они направляли на северо-восток. Филистимляне нанесли несколько тяжёлых поражений израильтянам, захватили ряд городов, а среди них и главное святилище Израиля - город Силом.
  Внутренние социальные сдвиги требовали создания в Израиле государственной организации; внешние неудачи ускорили этот процесс.
  Попытки создания государства начинаются в XI в. и завершаются к концу этого века, когда первым царём всего Израиля стал некто Саул из племени вениаминитов. Избрание его было произведено во время народного собрания. Саул подчинил все израильские племена, включая иудеев, и это позволило ему одержать ряд побед над филистимлянами, но затем начались неудачи. Завершением их было поражение и гибель Саула и его старших сыновей на поле битвы. Отсечённую голову израильского паря враги носили "по всей земле филистимлян", а его обезглавленное тело повесили на стене города Бет-Шеана - бывшей египетской, а теперь филистимлянской крепости в глубине Израиля.
  К гибели Саула был причастен и один из его военачальников из племени иудеев - Давид, который, бежав со службы Саула, возглавил военный отряд на юге страны и перешёл на службу к филистимлянам, и хотя и не участвовал в решающей битве, но своей изменой ослабил силы израильтян и дал возможность филистимлянам разгромить Саула.
  Воспользовавшись возникшим после смерти Саула беспорядком и опираясь на недовольные элементы среди знати различных израильских племён, особенно иудеев, и на иудейское жречество, Давид становится царём Израиля. Столицей стал завоёванный им впервые старинный город Иерусалим, расположенный в пределах территории племени иудеев. Он был воздвигнут на высокой горе, представляя собой естественную крепость, поэтому Давид сделал это горное гнездо своей столицей. Царь настолько не доверял народу, что окружил себя гвардией, набранной из филистимлян.
  Разделение царства
  К концу царствования Соломона назревавшее недовольство в стране, в особенности в северной ее части, находившейся в подчинённом положении по сравнению с Иудеей, где была расположена царская столица, вылилось в открытый мятеж, возглавленный некиим Иеровоамом, человеком незнатного рода, бывшим некоторое время на службе у Соломона. Иеровоам был поддержан местным жречеством города Силома. Несмотря на значительные размеры восстания, оно было подавлено Соломоном. Иеровоам вынужден был бежать в Египет, рассчитывая с его помощью попытаться отколоть Израиль от Иудеи. Египту было выгодно иметь своим соседом в Палестине не единое государство, а два независимых друг от друга слабых государства.
  После смерти Соломона его сын Ровоам был избран на царство по древнему обычаю - народным собранием. Но вскоре в стране вновь вспыхнуло восстание. Иеровоам смог на этот раз довести его до победного конца, опираясь на помощь египетского фараона Шешенка, который предпринял около 926 г. до н. э. поход против Ровоама, завершившийся взятием Иерусалима и разграблением сокровищ храма. Таким образом, Израиль и Иудея, входившие в течение более чем 80 лет в одну державу, стали около 925 г. отдельными государствами.
  В противоположность Иудее, где неизменно продолжала править династия потомков Давида, на севере, в Израиле, имела место быстрая смена династий. Самой значительной из этих династий была та, которую основал в 875 г. до н. э. военачальник Омри и которая просуществовала около 50 лет. При ней Израиль пережил пору расцвета, и в ассирийских анналах IX в. государство Израиль называется "дом Омри". Основатель этой династии сделал своей столицей город Самарию, построенный им в центре государства, среди плодородной долины, на очень выгодной в стратегическом отношении высоте, которую можно было легко превратить в мощную крепость.
  Господствующий класс, разумеется, не отказывался от своей хищнической политики по отношению к беднеющим массам народа, от закабаления и превращения их в поденщиков и рабов-должников. В результате уменьшалась численность тех слоев населения, которые поставляли воинов в ополчение Израиля, а в то же время натиск Ассирии усиливался. В 722 г. до н. э. Самария пала. Израиль перестал существовать, так как ассирийцы увели в плен десятки тысяч людей и на их место поселили жителей других частей своей обширной державы.
  Катастрофа, поразившая Израиль, угрожала и Иудее; царь Хизкия (Езекия) был осаждён в Иерусалиме в конце VIII в. до н.э. ассирийскими войсками.
  Вавилония после гибели Ассирии в конце VII в. до н.э. начала завоёвывать её владения в Передней Азии, соперничая в этом с Египтом. В борьбе с ним погиб Иосия, заменённый египетским ставленником. В 597 г. до н. э. Вавилония подчинила себе Иудею, несмотря на помощь последней со стороны Египта. Часть иудейской знати была уведена в Вавилон. Иудея не хотела примириться со своим поражением и стала готовиться к новой войне, вновь рассчитывая на поддержку Египта. В 590 г. опять вспыхнула война с Вавилонией. Вавилонские войска, разбив все иудейские военные силы вне Иерусалима, приступили к осаде самой столицы. Иудейская знать с целью пополнить войско объявила об освобождении в осаждённом городе рабов-должников, но это не помогло, и Иерусалим должен был в 586 г. до н.э. сдаться. Почти все имущие слои иудейского народа, многие ремесленники и даже часть бедного населения были уведены в Вавилон. Часть жителей бежала в Египет. Тем самым прекратило своё существование и Иудейское царство. [ВИ-1]


    ИЗРАИЛЬ (Израильское царство)

  ХРОНИКА (до н.э.)
1020-1012 Саул. На протяжении всех лет царствования Саул вёл непрерывные войны с Моавом, Аммоном, Идумеей и другими.
1012-1010 Иевосфей. Борьба за власть с Давидом.
1010-967 Давид. Война с иевусеями. Завоевание Моава. Победоносные войны против арамеев и аммонитян.
967-928 Соломон. Не был воинственным правителем. После смерти Соломона Иудея становится самостоятельным царством.
   []830 г. до н.э.

928-907 Иеровоам I. Война с отделившейся Иудеей.
907-900 Нават
900-887 Вааса
886-885 Ила, Замврий
884-873 Амврий
873-853 АхавИезавель)
853-852 Охозия
852-841 Иорам
841-814 Ииуй. Признавал главенство Ассирии.
814-798 Иоахаз. Поражение от арамеев. Из всей его армии осталось только 50 всадников, 10 колесниц и 10 000 воинов
798-782 Иоас. Побкдил Арам в трех войнах. Поход на Иудею и взятие Иерусалима.
793-753 Иеровоам II. Успешные войны с Сирией, моавитянами, аммонитянами, взял Дамаск и Емаф.
753-752 Захария
752-752 Селлум. Узурпатор. Правил 13 дней.
752-742 Менахем. Вторжение ассирийцев
742-740 Факия.
  740-732 Факей. Вторжение в Иудею.
732-722 Осия. Вторжение Саргона и зваоевание Израиля Ассирией.

    АРМИЯ ИЗРАИЛЯ
  Как полагают, численность армии Деборы, разбившей хананеев, была не менее 10000 человек, а может быть и достигала 20000. В годы правления Саула (1040-1012) численность еще больше увеличилась. На битву с филистимлянами вышло порядка 33.000 израильтян. Саул стал первым царем Израиля, сформировавшим отряд телохранителей - небольшой регулярный отряд, составлявший ядро армии. Число телохранителей составляло 3000 человек, отряд разделялся на три группы. Две группы подчинялись непосредственно Саулу, а третьей командовал его сын Ионафан. Мы не знаем, как отображалась на отряд телохранителей родовая структура израильтян.
  Давид (1012-972) разбил филистимлян, но вскоре после победы вспыхнула гражданская война между Израилем и Иудой. Но Давиду удалось объединить оба еврейских государства и превратить объединенное царство в ведущую державу в Палестине и Сирии. Находясь в изгнании, Давид сформировал небольшой отряд воинов, известный под названием Тридцати. Позднее численность отряда возросла до 400, и, наконец, достигла 600. Подчинив себе Иуду, Давид сформировал второй отряд. Оба этих отряда составили ядро его регулярной гвардии. Все высшие военачальники были взяты из числа Тридцати, причем их снова стали называть этим именем. Тридцать образовывали военный совет, который отвечал за назначения и продвижения по службе, а также решал все остальные военные вопросы.
  Командующие ополчения также назначались из числа Тридцати. Телохранители царя известны под именем гибборим, то есть "сильные мужи". Второй регулярный отряд комплектовался иностранцами, главным образом филистимлянами. Отряд Давида также оказывал помощь иностранным правителям, например, помогал царю Гата Ахиску. Когда Давид стал царем Израиля, он принял в свой иностранный отряд многих наемников из Гата. Иностранные наемники использовались для борьбы с внутренними беспорядками и сыграли заметную роль в битве Давида с Авессаломом. Наемниками командовал Венаия Бен-Иегоиада, а его заместителем был Итай Гетт. Всей армией командовал Иоав. Постоянная армия первоначально состояла исключительно из пехоты, но со временем, когда израильтяне сошли с холмов на равнину, они дополнили свою армию колесницами и конницей.
  В Библии говориться, что Давид, победив арамейского царя Адраазара, "взял у него тысячу колесниц, семь тысяч всадников и двадцать тысяч пеших, и разрушил Давид все колесницы, оставив из них только сто". Кажется вполне логичным, что израильтяне, спустившись на прибрежную равнину, позаимствовали у соседей их методы ведения войны: филистимляне, арамеи и хананеи - все имели колесницы, а арамеи имели и конницу. Основу израильской армии составляли ополченцы, которые организовывались по сложной схеме. Все здоровые молодые люди старше 20 лет обязывались нести воинскую службу. Все войско состояло из 12 отрядов по 24.000 человека в каждом. Каждый отряд нес боевую службу на протяжении одного месяца в году, в то время как остальные одиннадцать оставались в резерве. Давид сумел преодолеть узкий национализм израильтян и заставил их служить не только своему колену, но и всему народу израилеву. Во многом это объяснялось харизматичностью самого Давида. Полный список военачальников можно найти в Библии в 1 Пар. XXVII, 1-21. в 1 Пар. XXI, 5 сообщается общая численность армии Давида: "И подал Иоав Давиду список народной переписи, и было всех Израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и Иудеев - четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч". В то же время 12 по 24.000 дает 288000 человек. Командовал всей армией Амаса Бен-Иетур. Отряды ополчения подразделялись на тысячи, а тысячи, в свою очередь, разделялись на подразделения по 100, 50 и 10 человек. Описание такого подразделения можно найти в книге Второзакония I, 15. Во времена Давида армия состояла только из пехоты, причем представители разных колен вооружались по-разному. Эта специализация частично отражена в 1-й книге Паралипоменон, XII.
  Вкратце, специализация состояла в следующем: колено Вениаминово: лучники и пращники, по меньшей мере 700 человек, причем все владели обоими видами оружия. Колена Гадово, Рувимово и половина колена Манассиина: копье и щит, лук. Колено Завулоново: "готовых к сражению, вооруженных всякими военными оружиями, пятьдесят тысяч, в строю, единодушных", вероятно, имеется в виду фаланга. Колено Неффалимово: копье и щит. Колена Даново и Асирово: "готовые к войне" воины. Колено Иссахарово, по-видимому, специализировалось на разведке. Наконец, существовала охрана поселений колена Левиина, расположенных у границы с Ханааном. Сыновья Левиины отличались высокой религиозностью, переходящей в фанатизм, поэтому были отличными воинами.
  Вопреки сложившемуся мнению, сменивший Давида на престоле Соломон, не отличался большой мудростью. Своей недальновидной политикой он вызвал к жизни казалось бы забытые внутренние противоречия, которые после его смерти вылились в открытую гражданскую войну, закончившуюся распадом царства. Армия Соломона описана так. "И было у Соломона сорок тысяч стойл для лошадей колесничных и двенадцать тысяч для конницы" (3 Цар. IV, 26). "И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме" (3 Пар. X, 26). "И было у Соломона четыре тысячи стойл для лошадей и колесниц и двенадцать тысяч всадников" (2 Пар. IX, 25). Скорее всего, Соломон располагал 4000 стойлами для лошадей и колесниц (1400 колесниц по две лошади плюс одна резервная) и 1200 для верховых лошадей. К концу IX в. до Р.Х. могущество Иудеи и Израиля начало иссякать. Можно прочесть "У Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, от того, что истребил их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание" (4 Цар. XIII, 7). И это сказано об объединенном войске двух царств. В битве при Каркаре (853 до н.э.) ахав сумел выставить 2000 колесниц и 10000 пеших воинов для помощи Дамаска в битве с ассирийцами. Можно предположить, что у израильтян колесницы объединялись в группы по 150 штук, поскольку стойла Ахава в Мегиддо вмещали 450 лошадей. Группа скорее всего разделялась на три подразделения по 50 колесниц. В 722 году после падения Самарии Саргон II сформировал отряд из 50 колесниц, захваченных у израильтян. [НС-200]

0x01 graphic 0x01 graphic


  ОСАДНОЕ ИСКУССТВО [Носов]
  Древние евреи не изобрели новой осадной техники и, по крайней мере до X в., даже не использовали осадных приспособлений, изобретенных другими. Зато они были большими мастерами на различные хитрости и уловки.
  Основным источником сведений о развитии военного дела древних евреев служит Библия. В ней содержится значительно больше описаний сражений, чем в любом другом ближневосточном письменном документе.
  Когда евреи вторглись в Ханаан (так называлась в то время территория Палестины, Сирии и Финикии), они оказались в сложном положении. Большинство городов было хорошо укреплено, а евреи были совершенно неопытны в осадном искусстве.
  Переправившись через реку Иордан, евреи под предводительством Иисуса Навина оказались перед сильно укрепленным городом Иерихоном. Миновать его они не могли, так как этот город стоял на пути их дальнейшего продвижения, и к тому же он контролировал запасы воды, необходимые для военных операций в Ханаане. Между тем Иерихон имел сильные укрепления, и взять его приступом без применения осадных приспособлений не представлялось возможным. Тогда евреи пошли на хитрость. Первым делом Иисус Навин послал двух юношей, чтобы, выражаясь современным языком, провести рекогносцировку местности. Они пробрались в дом блудницы Раав, которая в обмен на свое спасение после захвата города евреями согласилась способствовать им и даже укрыла их от преследователей [Библия, Нав. 2:1-15]. Дом Раав, подобно большинству трактиров и постоялых дворов в древних городах, примыкал к городской стене. Таким образом, он сам по себе занимал важное стратегическое положение.
  Согласно Библии, осада Иерихона длилась семь дней и происходила следующим образом. Каждый день в течение шести дней процессия евреев обходила вокруг Иерихона. В центре шествия располагался ковчег; впереди него шли семь священников, которые трубили в семь труб; впереди священников шли вооруженные люди (вероятно, отборный отряд воинов), а остальные следовали за ковчегом и тоже трубили в трубы. Всем было запрещено подавать голос до тех пор, пока Иисус не скажет 'Воскликните!'. В седьмой день евреи обошли вокруг города семь раз, после чего Иисус сказал 'Воскликните!', и 'народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город. И предали заклятию все, что в городе, и мужей, и жен, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом' [Библия, Нав. 6:5-20].
  Какие только теории не выдвигались для объяснения феномена 'Иерихоновых труб', начиная с такой маловероятной версии, что стены не выдержали вибрации от ритмичного марша и звуковой волны от тысяч кричащих людей и трубящих труб. Более правдоподобным представляется, что ежедневные марши евреев усыпили бдительность защитников Иерихона и сделали возможным неожиданную атаку. Возможно также, что под непрестанные звуки труб, отвлекавшие защитников, евреи сделали подкоп, в результате чего стена и рухнула.
  К сожалению, археологи обнаружили очень мало следов библейского Иерихона, который должен датироваться XIII веком до н.э. Этот факт приводит некоторых исследователей к заключению, что такой осады вообще не было. Другие же считают, что остатки разрушенных стен могли быть просто вымыты водами.
  Не менее интересна и осада другого ханаанейского города - Ая (Гая). Согласно Библии, город защищало лишь небольшое число воинов, что воодушевило евреев, и напрасно - хорошо укрепленный город в принципе могло защищать совсем малое число воинов, но только при условии правильной обороны. Жители же Ая были настолько уверены в своих силах, что при приближении евреев вышли им навстречу и даже сумели нанести им существенный урон в бою [Библия, Нав. 7:2-5]. Тогда евреи пошли на хитрость. Они спрятали ночью отборный отряд воинов позади города, а утром основная армия евреев опять вышла к главным воротам Ая. Еще более уверившиеся в своих силах жители города вышли им навстречу, причем, как уверяет Библия, все до одного. Евреи не приняли боя и обратились в притворное бегство. Когда же преследовавшие их защитники отошли достаточно далеко от города, спрятавшийся в засаде отряд без боя проник в город и захватил его. После этого защитники были зажаты в тиски между основной армией и отрядом воинов, занявших город, и потерпели полное поражение [Библия, Нав. 8:3-22].
  Взятие города Ая показывает, что Иисус Навин был умелым полководцем, раз решился пойти на такой сложный маневр, как притворное бегство и неожиданная контратака. И тем не менее он не умел или не решался проводить правильную и планомерную осаду. Возможно, это было связано с недостаточной подготовленностью армии, которая в то время состояла из народного ополчения: люди участвовали в коротких кампаниях, а потом возвращались домой, к своим полям или в мастерские. Ополчение было недостаточно обученным и малодисциплинированным. Дезертирство было обычным явлением. Отсталость евреев в осадном искусстве немало мешала им и в дальнейшем. Многие города ханаанеев евреи взять так и не смогли, а те, что им удавалось взять, брались с помощью хитрости или предательства.
  Только с образованием централизованного государства при царе Давиде (X в. до н.э.) армии евреев оказались в состоянии проводить более планомерные осады. В первую очередь это было связано с развитием профессиональной армии и использованием наемников. Народное ополчение также существовало, но его привлекали лишь в крайнем случае.
  Впервые крупные осадные работы евреи провели при осаде города Авеле-Беф-Мааха [7; 2 Цар. 20:15]. Под руководством Иоава, полководца Давида, израильтяне построили насыпь против стены. Библия свидетельствует, что они также пытались разрушить стену, хотя вряд ли применяли для этого тараны, так как даже при преемнике Давида, Соломоне, укрепления строили недостаточно прочными, чтобы те выдерживали удары таранов. Если бы уже в то время евреи были знакомы с таранами, подобными тем, которые использовали ассирийцы два столетия спустя, они вряд ли продолжали бы строить такие стены. Также маловероятно, чтобы речь шла о подкопе. Более правдоподобной кажется версия о том, что иудеи использовали кирки и топоры для разрушения стены. Как бы то ни было, это первое свидетельство непосредственного бреширования евреями крепостной стены.


  ФОРТИФИКАЦИЯ ИЗРАИЛЯ
  Крепость Холм Саула
 []Реконструкция библейского Гиват-Шауля("Холм Саула").

  Город-крепость Мегиддо
 [] []  []
  Цитадель Мегиддо в начале периода Омридов.
  В это время большинство соломоновых сооружений все еще использовались. К этому времени город был окружен сплошной врезной и смещенной стеной, в северной части которой находились монументальные шестикамерные ворота (внизу справа). Хотя Дворец относится к соломонову периоду, Дворец 338, а также Южный и Северный конюшенные комплексы с колоннами относятся к периоду Омридов. Система водоснабжения в Мегиддо (показана в левом нижнем углу) состояла из шахты, ведущей вниз в горизонтальный туннель, который, в свою очередь, вел к естественной родниковой пещере на краю участка.
  Соломоновы ворота в Мегиддо
  Ворота были важным военным, а также гражданским элементом. Монументальные шестикамерные ворота, упомянутые в Первой Книге Царств, имели размеры 17,8 х 20 метров. Комплекс ворот включал в себя фронтальные ворота, расположенные перпендикулярно внутренним воротам, которые были соединены стеной с внутренними воротами. Аналогичные шестикамерные ворота были раскопаны в Мегиддо VB, Гезере и Хазоре.


  Город-крепость Самария
 []   Самария при Омридах.
  Царский акрополь состоял из выровненной прямоугольной ограды с характерным ортогональным планом. Прямоугольный план, который также можно увидеть в Хазоре и Изрееле, был характерен для цитаделей Омридов.


  Город-крепость Хазор
 []   Цитадель Хазора в период Омридов
  Изображен слой VIII, датируемый серединой VIII века до н.э. и периодом правления Ахаба. Город к этому времени удвоился по площади, заняв всю верхнюю насыпь, и был окружен сплошной стеной. Более ранняя стена Соломонова каземата и шестикамерные ворота к тому времени уже не использовались. Небольшой укрепленный дворец располагался на узком западном отроге кургана. Город включал в себя складское помещение, а также большое зернохранилище. Система водоснабжения состояла из большой вертикальной шахты, вырубленной в твердой скальной породе внизу. Характерной чертой Хазора было то, что стены и ворота были построены из необработанного камня, который позже был покрыт слоями штукатурки. На двух вставных иллюстрациях изображен пресс для оливок и вход в шахту системы водоснабжения.


  Город-крепость Беэр-Шева
 []   Беэр-Шева на Севере Негев.
  Тель-Шеба в Северном Негеве была отождествлена с библейской Беэр-Шевой. Последняя была самой важной цитаделью в этом районе. Участок занимал площадь около 11.500 кв.м. Город был защищен стеной каземата, и у него были четырехкамерные ворота. Главной особенностью города является его радиальная планировка. Дворец губернатора располагался недалеко от городских ворот. Рядом с городскими воротами был возведен комплекс из трех зданий с колоннами, которые, вероятно, использовались для хранения продуктов питания. В северо-восточном углу находилась водяная шахта.




    ИУДЕЯ (Иудейское царство)

  ХРОНИКА (до н.э.)
928-910 Ровоам. Война с Израилем. Война с Египтом.
910-908 Авия. Война с Израилем.
908-868 Аса. Война с Египтом.
868-847 Иосафат. Война с моавитянами и аммонитянами.
  847-845 Иорам. Вторжение филистимлян и кочевников с Аравийского п-ва.
845-845 Охозия.
845-840 Гофолия (царица).
840-801 Иоас
801-787 Амасия. Война с Идумеей, взятие Эдома. Поражение от Израиля.
787-756 Озия.
756-741 Иоафам.
741-725 Ахаз
725-697 Езекия. Поход на филистимлян. Поход ассирийского царя Сеннахирима на Иудею и к осада Иерусалима.
696-642 Манассия. Вассал Ассирии. Участвовал в походе ассирийцев в Египет.
641-640 Амон.
639-609 Иосия. Освобождение от ассирийского господства. Война с Египтом, поражение при Мегиддо.
609-608 Иоахаз. Иудея вассал Египта.
608-598 Иоаким. В составе египетского войска поражение от вавилонян у Каркемыша. Иудея стала вассалом Вавилона.
598 Иехония. Восстание против Вавилона. Подавлено.
597-587 Седекия. Восстание против Вавилона. Подавлено и Иудея включена в состав Нововавилонского царства.

  АРМИЯ ИУДЕИ
  Иудеи также имели небольшую регулярную армию и ополчение. Регулярная армия, выполнявшая функцию отряда царских телохранителей, комплектовалась, кроме всего прочего, наемниками херетянами и пелефянами. В X в. до Р.Х. иудеи обзавелись колесницами и отрядом "гонцов", которые представляли собой легкую пехоту, перемещавшуюся на колесницах. Отряды состояли из подразделений по 10, 50, 100 и 1000 человек, общая численность ополчения достигала 100000. Ополченцы группировались в пять отрядов, которые во времена Иосафата (876-851) имели следующую численность: 30000 человек под предводительством Адна, 28000 человек под предводительством Иоханана, 20000 человек под предводительством Амасии, 18000 лучников под предводительством Иозавада и 20000 лучников под предводительством Елиава из колена Вениаминова. (Если дотошный читатель откроет Библию, то он увидит, что в Книге книг все цифры увеличены в 10 раз, т.е. численность иудейской армии порядка одного миллиона человек - численность огромная даже по нынешним временам).
  Царство состояло из 12 районов, но один район не мог выставить достаточного количества воинов для несения службы один месяц в году. Поэтому каждый район выставлял ополчение на 10,5 недель в году, причем этот срок мог разделяться на два по пять недель. Воины почти все сражались в пешем строю, причем иудейская фаланга славилась по всей Палестине. Можно предположить, что 78000 человек Адны, Иоханана и Амасии были копейщиками. [НС-200]


  ФОРТИФИКАЦИЯ ИУДЕИ
  Город-крепость Иерусалим
 []  []
  Иерусалим накануне вавилонской осады, 587 г. до н.э.
  После захвата города царь Давид продолжал использовать более раннюю стену Иевусеев, хотя и возвел дворец на Милло, в северо-восточной оконечности города Давида. Соломон расширил город еще больше, построив дворец и Храм на горе Мориа. Третий период роста пришелся на правление Озии, который укрепил городские стены и построил башни. Езекия расширил город, создав новые кварталы к западу от Города Давида и новую стену, охватывающую Город Давида, Храмовую гору и Западный квартал, площадью не менее 25 акров (10 гектаров). Манассия был последним, кто укрепил город, и именно с помощью этих укреплений Иерусалим выдержал осады Навуходоносора в 597 и 587 годах до нашей эры.


  Крепость Аррад
 []

 []  []  []

  Город-крепость Лахиш
 []   Лахиш: подготовка к ассирийской осаде
  После Иерусалима Лахиш был самым важным городом в Иудейском царстве. Показан слой III накануне ассирийской осады, после того, как защитники возвели зубчатые стены и установили свои щиты в качестве средства дальнейшей защиты. Город занимал площадь в 20 акров (8 гектаров). Городские укрепления имели внешнюю и внутреннюю оборонительные стены. Комплекс городских ворот включает в себя подъездную рампу вдоль склона насыпи, а также внешние и внутренние шестикамерные ворота. Вся северная часть города была отделена огромной стеной. Основное сооружение состояло из дворцового форта, возведенного на подиуме, в котором проживал губернатор.




    ИСТОЧНИКИ
[ВИ.1] Всемирная история. Том 1.
[MaA-109] Ancient Armies of the Middle East. Osprey Publishing, 1981
[НС-200] Терещенко Д.Г. Древние армии Ближнего Востока 3500-612 до н.э. Новый солдат 200. 2002
[Fort-091] The Fortifications of Ancient Israel and Judah 1200-586 BC. Osprey Publishing, 2010
[ EH-067] Ancient Israel at War 853-586 BC. Osprey Publishing, 2007
[Носов] Носов К.С. Осадная техника античности и средневековья. Эксмо, 2010
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"