САКИ и МАССАГЕТЫ [ВИ.2]
Особую группу составляли кочевники, жившие на территории Южного Казахстана и Киргизии, а также в прилегающих частях Средней Азии и говорившие, как и соседнее земледельческое население, на языках восточноиранской группы. Это - единственная группа кочевников, о жизни которой в середине I тысячелетия до н. э. имеются более или менее значительные известия письменных источников. Кочевники жили здесь вперемежку с оседлым населением оазисов и находились с ним в постоянных взаимоотношениях, то мирных, то враждебных. Набеги кочевников приводили к разрушению производительных сил и тормозили развитие земледельческих областей Средней Азии.
Древнейшие известия о кочевниках Средней Азии содержатся в персидских клинообразных надписях. Персы называли их общим именем саков. На рельефе, сопровождающем Бехистунскую надпись, последний из мятежников, стоящих перед Дарием, имеет остроконечную шапку, причём надпись поясняет: "Это Скунха, сак". Более подробны сведения античных авторов, в первую очередь Геродота. Греческие писатели различали в Средней Азии две группы кочевников: саков и массагетов. Так как массагеты неизвестны персидским источникам, то, очевидно, персы не отличали их от сакских племён. Разграничить саков и массагетов территориально не легко: обычно считают, что массагеты кочевали между Каспийским морем и Яксартом (Сыр-Дарьёй), а саки - далее на восток, однако следует отметить, что саки известны античным авторам и к западу от Окса (Аму-Дарьи). Не различимы саки и массагеты и в археологическом отношении. Кочевья саков простирались далеко на восток, захватывая долины Таласа, Чу и Или, высокогорные пастбища Алая, Памира, Ферганы, Тянь-Шаня.
Геродот даёт любопытные сведения о быте массагетов, и его данные подтверждаются археологией. По словам Геродота, массагеты из металлов знали только золото и медь (т. е. фактически, невидимому, бронзу); железо и серебро им были совершенно неизвестны, так как этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь встречаются в изобилии. Действительно, железный век наступает у кочевников Средней Азии и Казахстана на 200-300 лет позже, нежели у причерноморских скифов, в V в.(откуда видно, что сведения Геродота для его времени были уже несколько устаревшими), а кое-где и в IV в. до н. э. Это объясняется не только отсталостью азиатских кочевников, но и богатством Казахстана медью и оловом. Медь, возможно, добывалась самими массагетами в горах Кара-Тау на Мангышлаке и в Джезказгане, где имеются древние медные рудники. Медные и оловянные рудники имелись также в верховьях Иртыша, откуда массагеты могли получать металл или готовые изделия путём обмена. В IV в. до н. э. эти рудники были заброшены в связи с переходом к железу. Что касается золота, то остатки его древних разработок имеются у прииска Степняка в Северном Казахстане, а также у города Мангыта в низовьях Аму-Дарьи.
По одежде и образу жизни Геродот сближает массагетов со скифами. По его словам, они ничего не сеют, питаются мясом и молоком домашних животных, а также рыбой, которую им в изобилии доставляет река Араке (видимо, имеется в виду Оке). Они живут в повозках, и даже домашняя утварь их приспособлена к кочевой жизни.
По уровню общественного развития массагеты отставали от скифов. Как и у современных им сарматов (савроматов), в их быту продолжали существовать значительные элементы матриархата, в частности пережиточные формы группового брака. Женщина занимала видное место в общественной жизни. Во время войны с Киром во главе массагетов стояла вдова "царя" - "царица" Томирия.
Политически массагеты представляли собой, невидимому, союз племён. Они были весьма многочисленны и сильны в военном отношении. Особую роль играла первоклассная конница. Вооружение составляли лук и колчан со стрелами, копья, мечи, секиры. О религии массагетов почти ничего неизвестно. Геродот сообщает, что они приносили в жертву солнцу лошадей.
Сообщения античных авторов о собственно саках многочисленнее, но крайне отрывочны и не всегда имеют в виду именно саков. В быту саков было много общего с массагетами и скифами. Один эпический поэт, описавший победу афинян над Ксерксом, называет саков пастухами овец. Наряду с овцами они разводили также лошадей. Их одежда (штаны, войлочные шапки) также напоминала скифскую. Наряду с кочевниками среди саков были и оседлые племена, занимавшиеся земледелием и яйлажным скотоводством.
Как и у массагетов, в быту саков имелись многочисленные элементы матриархата, женщины играли видную роль в общественной жизни. Греческий историк Ктесий (около 400 г. до н.э.) говорит, что сакские женщины отважны и помогают мужьям в военных опасностях. Во время войны с мидянами над саками властвовала Зарина, принимавшая участие в битвах. В другом месте Ктесий рассказывает о том, как после пленения Киром сакского "царя" Аморга жена его Спаретра собрала большое войско, состоявшее почти наполовину из женщин, и освободила Аморга из плена. Однако элементы разложения первобытно-общинного строя появляются и у саков.
Высшей формой политической организации у саков были, повидимому, союзы племён. Войско саков отличалось высокой боеспособностью. И у них большую роль играла конница, но наряду с нею имелась и пехота. Воины были вооружены луками, короткими мечами - акинаками и секирами. Военное могущество саков позволяло им совершать постоянные набеги на их более богатых соседей.
О материальной культуре саков даёт представление и археология. К этой культуре можно отнести определённую группу древностей на территории Южного Казахстана и Киргизии. Древнейшие курганы (VI-V вв. до н. э.) ещё целиком принадлежат к бронзовому веку. Они невелики, содержат погребения в виде скорченных или вытянутых костяков, бронзовые ножи, стрелы и слепленную от руки посуду. Более поздние курганы (V-III вв. до н.э.) значительно богаче. Наряду с бронзой в них появляется железо. Они больше по размерам и содержат обычно короткие железные мечи - акинаки, бронзовые, железные, костяные и деревянные наконечники стрел, бронзовые зеркала, украшения, принадлежности конской сбруи, глиняные и деревянные сосуды уже более совершенной выделки. Сохранились и остатки тканей. Широкое распространение имели также бронзовые котлы скифского типа, квадратные жертвенники и светильники, часто находимые по нескольку штук вместе. Все эти предметы имели культовое назначение и украшались литыми фигурками животных, которые по сюжету, композиции и стилю выполнения близки к скифским и южносибирским. Для саков, как и для других кочевников северной степной полосы от Дуная до Хуанхэ, был характерен звериный стиль, который связан с определёнными религиозно-мифологическими представлениями. К тому же кругу религиозных представлений примыкают наскальные изображения, встречающиеся в Восточном, Центральном и Южном Казахстане и в Киргизии. Это большей частью изображения горных козлов, баранов, оленей, людей, стреляющих из лука, п т. д. Изображения выбиты без всякого порядка; композиции- сцены охоты или поединка - встречаются редко. Возможно, что эти изображения имели магическое назначение: обеспечить удачную охоту.
Массагеты и саки теснее других кочевников Внутренней Азии были в это время связаны с рабовладельческим миром. Столкновения их с державами древнего Востока начались, по-видимому, ещё в период мидийского преобладания. Как далеко простиралась на восток Индийская держава, сказать трудно. Во время завоевания Средней Азии Кир, естественно, должен был столкнуться и с местными кочевыми племенами. Последний поход Кира, в котором он потерпел поражение и погиб, был, согласно
Геродоту, направлен против массагетов. В 517 г. до н.э. Дарий совершил поход против "заморских" саков (живших к северу от Аральского моря). Часть саков в конечном итоге вошла в состав ахеменидского объединения; они принадлежали к XV сатрапии, которая платила в царскую казну 250 талантов. Так как в эту сатрапию помимо саков входили также каспии, то речь, очевидно, может идти лишь о прикаспийских саках. К концу правления Дария были покорены также частично саки, жившие за Яксартом, а при Ксерксе -дахи, кочевавшие к востоку от Каспийского моря. Под властью Ахеменидов саки помимо уплаты дани должны были участвовать в походах персидских царей, выставляя как конницу, так и пехоту. В конце V или в первой половине IV в. саки освободились из-под власти Ахеменидов. В это же время, по-видимому, складывается обширная конфедерация массагетских племён.
АРМИЯ [ВИС]
Доктор исторических наук Арман Жумадиль говорит: "Первое тысячелетие нашей эры - это время становления степного военного искусства. На основе источников тех лет, мы видим, что у саков была конница и пехота, в этом было их отличие. Это встречается и в записях знаменитого историка Геродота. Пехота - это сакские войска, занимающиеся земледелием". Это мнение совпадает со сведениями древнеримского историка Квинта Курцкий Гуфа, который писал: "Всевышний дал сакским земледельцам - плуг и хомут, воинам - копья и стрелы, а жрецам - волшебные дары наподобие тарелок".
Конные войска составляли основную армию саков Для своей эпохи военное искусство саков было продвинутым искусством. Историки резюмируют: "Эпоха саков - это эпоха совершенствования военной тактики". Основной силой сакской армии была конница. Конница в совершенстве владела военным искусством. В своих письменах Геродот особенно ценит роль конницы, как передовое достижение саков, и так об этом пишет: "Они - всадники и пешие воины. Обычно они вооружены луком, копьем и секирой. Наконечники и лезвия копья, стрел, секиры изготовлены у них из латуни, головной убор - воинский шлем (дулы а), пояс и кольцо покрыты позолотой. На своих коней они надевают нагрудник из латуни. Узда, удила, недоуздок покрывают позолотой. В быту они не используют железо и серебро, потому что в их стране их нет. Но зато золота и латуни здесь немерено". Еще пишет: "Завоеватели, прибывшие с целью захвата саков, не могут ни завоевать их, ни спастись бегством". Сохранились письменные свидетельства об использовании саками конной колесницы. Если ранее считалось, что колесница и рыцарские вооружения свойственны лишь египетским фараонам и греческой армии, то в последние годы стало известно, что и у кочевых племен Великой степи были колесницы и вооружение. Наверное, для степных кочевников, придумавших для легких приемов - стремя, не составило труда сделать для своих коней защитные доспехи. Геродот пишет, что саки-скифы защищают груди своих коней медными доспехами, и как мы выше упоминали, саки неспроста придумывали доспехи для коней.
ВООРУЖЕНИЕ [ВДИ 1966-3]
Говоря о вооружении среднеазиатских народов, следует рассмотреть оружие ближнего боя, оружие дальнего боя и оборонительный доспех. Оружие ближнего боя включало кинжал и меч, боевой топор, булаву, копье; оружие дальнего боя - лук и стрелы, пращу; оборонительный доспех предназначался для воинов, имелся и конский оборонительный доспех.
Кинжал и меч. Разные типы двухлезвийных ножей и специализированных кинжалов известны в Средней Азии с эпохи поздней бронзы и раннего железа. В VI-IV вв. еще употреблялись бронзовые кинжалы типа кинжала, найденного на Ташкентском канале, а также железно-бронзовые кинжалы: лезвие у них было железное, а рукоять или полностью бронзовая (такова высокохудожественная рукоять кинжала из Ак-Беита), или имеет бронзовые перекрестие, навершие и оковки сторон. Такие кинжалы были распространены в начале рассматриваемого периода. Основную же их часть составляли чисто железные кинжалы небольших размеров (30-40 см), в том числе с брусковидно-полуовальным навершием и таким же перекрестием, с простым антенным навершием и почковидным или бабочковидным перекрестием, а также распространившиеся в конце рассматриваемого периода кинжалы с серповидным навершием и дуговидным перекрестием и др.
Гораздо меньше известны мечи. В Тагискенском могильнике был найден очень длинный меч (1,2 м) с зооморфным рисунком на золотых обкладках его рукояти и ножен.
Судя по находкам в памирских курганах, ножны были кожаными и деревянными, Акинак носили на правом боку. Наглядное представление о способе ношения этих кинжалов дают рельефное изображение саков в Персеполе, а также изображение на золотых пластинках из Аму-Дарьинского клада.
Термин "акинак", часто применявшийся у античных авторов для обозначения меча самых различных ираноязычных народов, по-видимому, западноиранского, персидского происхождения. Геродот (VII, 54) говорит, что так назывался "персидский меч". В ираноязычных памятниках этот термин впервые засвидетельствован в буддийско-согдийском тексте. Х.Бэйли, указав на то, что параллельные китайские тексты дают термин "меч", считает, что в древнеперсидском этот термин должен был иметь форму akinaka-, "меч, нож". Суффикс -aka- придает значение "режущее орудие". У восточно-иранских народов первоначально, видимо, употреблялось другое слово - karta-. Оно засвидетельствовано в авестийском и скифском языках.
Меч (кинжал) (kareta-) часто упоминается в Авесте как "обоюдоострый" (vayodara-), "легко вытаскивающийся [из ножен], в некоторых случаях богато декорированный - его носят как символ власти. У Панини фигурируют воины- asika "действующие мечом".
В античных источниках упоминаются акинаки согдийцев и бактрийцев, хотя при этом не ясно, идет ли речь действительно о среднеазиатском вооружении или о персидском. Лишь об акинаках каспиев (восточных) говорится как об их собственном оружии. Гирканцы носили (как персы и мидийды) кинжалы, подвешенные к поясу на правом боку. Не применяется слово "акинак", но только кинжал к оружию степных народов Средней Азии; таковы кинжалы массагетов и саков.
Боевой топор. Серия железных боевых топоров найдена в сакских погребениях Восточного Памира. Среди них - боевые клевцы разных типов, в том числе такие, у которых одна половина имеет вид граненого клевца, а другая - в виде узкого топорика, а также боевые секиры-молотки, двухлезвийные секиры.
Наиболее ранним является клевец-топорик, напоминающий бронзовый клевец, найденный на Таманском полуострове, железный клевец из-под Пятигорска и клевцы бассейна р.Камы. По-видимому, через Среднюю Азию клевцы проникли еще дальше на восток, в Центральную Азию.
Представление о среднеазиатских боевых топорах дают также иконографические материалы. На ахеменидских рельефах согдийцы (?) приносят в качестве подати топоры; изображение Сакского топора-клевца есть на ахеменидских печатях.
Сведения о боевых топорах (cakus-) мы находим в Авесте. При описании колесницы Митры там фигурируют "двухлезвийвые (bitaeya-) стальные (haosafnaena-) топорики".
О секире как оружии среднеазиатских народов имеется несколько упоминаний в античных источниках, в которых говорится и о простых, и об обоюдоострых секирах. Простые (однолезвийные) секиры
степных народов Средней Азии назьшаются обычно местным, скифским словом "сагарис"; таковы секиры массагетов, сделанные из меди, и секиры саков. Обоюдоострые секиры (bipennis) известны у барканцев (= гирканцев).
Копье. В эпоху позднего бронзового века в Средней Азии применялось несколько видов копий с бронзовыми наконечниками, однако для рассматриваемого времени, когда наконечники были уже железными, их находки в археологических комплексах - редкость.
Слово для обозначения копья, arsti-, было, видимо, общим во всех древнеиранских языках. Оно засвидетельствовано и в древнеперсидском, и в авестийском, и в скифском.
Копье несколько раз упоминается в Авесте. Оно стоит на первом месте в перечне вооружения в Видевдате (XIV, 9). Это авестийское копье с "Длинным древком" и "острым лезвием" .
В индийской армии, по Панини, имелись воины saktika "сражающиеся копьем".
На монетах саков, пришедших в Индию, царь часто изображается с копьем. Серия этих монет начинается медной монетой Мауеса, на av. которой - изображение царя на лошади, с копьем. Это изображение, как указал Л.Бахофер, стало характерным для монет сакских правителей в Индии. На другой монете Мауеса представлен сидящий царь с длинным копьем на коленях. Оба изображения повторяются на монетах Азеса. Это длинное и тяжелое копье явно является главным оружием.
Из других иконографических материалов можно отметить изображение короткого (судя по масштабу фигур, около 1 м) копья в руках двух всадников на умбоне из Аму-Дарьинского клада.
В античных источниках копье в вооружении среднеазиатских народов упоминается довольно часто. Более всего известно "короткое копье". Его имели бактрийцы и вооруженные по их образцу парфяне, хоразмии, согдийцы, арии, загиндукymские народы (гандарии идадики), кроме того,- гирканцы. Очевидно, именно это копье имеют в виду античные авторы, когда упоминают "Копье с метательным ремнем" в качестве оружия бактрийцев, согдийцев, ареев и парфян, противопоставляемое длинному македонскому копью. Арриан, кроме того, один раз отдельно упоминает о метательном копье ареев, "Длинное копье". Из упомянутых здесь народов засвидетельствовано лишь у загиндукyшских племен (у аспасиев).
Копье имело широкое распространение у массагетов, которые
так и названы "копьеносцамю". Их копья имели "[наконечники] из меди". В описании дербиков, где они выступают дублерами массагетов, копья (hastae) дербиков были Обиты спереди (praefixae) "медью" (aere) или "железом" (ferro). Возможно, что копье степных народов Средней Азии было длинным, как копье европейских скифов и савроматов (около 2 м).
Булава. Находки каменных наконечников булав чрезвычайно многочисленны, но они относятся к периоду позднего бронзового века. В Авесте неоднократно упоминается булава (vazra-), а однажды говорится о булаве "из позолоченного (zaranya-) железа (ayah-), красивой, легко размахиваемой, с сотней выступов (fstana-) и лезвий (dara-) на ней. Может быть, среднеазиатские булавы были похожи на савроматские, у которых действительно имеются многочисленные выступы-шишки.
Лук и стрелы. Наступательным оружием дальнего боя прежде всего служил лук, который входил в вооружение и оседлых жителей, и кочевников. Чрезвычайно многочисленны находки бронзовых наконечников стрел как на поселениях, так и в могильниках. В V-IV вв. в Средней Азии употреблялись преимущественно двухлопастные, трехлопастные и трехгранные втульчатые, а также черешковые бронзовые наконечники стрел; постепенно распространяются железные наконечники. Деревянные наконечники, существовавшие тогда на Памире, очевидно, не находили применения в военном деле. Длина древка стрелы равнялась 50-60 см.
Можно считать установленным, что в Средней Азии в середине I тыс. до н.э. применялся чрезвычайно эффективный и дальнобойный сложносоставной лук "скифского" типа.
Термины для лука во многих восточноиранских языках происходят, как показал Х.В.Бэйли, от индо-иранского daru-, dru-. Такие термины известны, например, в буддийско-согдийском, в старом хотано-сакском (durna-, "лук"), в кафирском (dro, dru "боевой лук" и т.д. В. Бэйлипредполагает наличие такого термина и в Авесте (*druvan- "лук", хотя в ней обычно применяется для лука другое слово (см. ниже). Этот термин отмечен и в скифском (druna- "лук").
Лук и колчан встречаются в Авесте. Стрела (tijray-, isav-) в Авесте является символом быстроты. "Упоминается колчан с 30 стрелами (Vd., XIV, 9). Большую дискуссию вызвало описание стрелы в Яште, Х, 129. Толкования этого места настолько разноречивы, а порой и фантастичны, что пока нет никакой возможности использовать его для истории среднеазиатских реалий.
Античными источниками засвидетельствовано несколько типов лука у среднеазиатских народов. "Мидийский лук" (Herod., VII, 66) был в употреблении у гирканцев и ариев. Этот лук назван "большим"; с ним употреблялись "тростниковые стрелы", применялся и "колчаю" (Herod., VII, 61). "Местный" среднеазиатский лук бактрийского типа был в употреблении у бактрийцев, согдийцев, парфян, хорасмиев и загиндукушских народов (гандариев, дадиков).
Этот лук характеризуется как "тростниковый". До нас дошло несколько упоминаний о стрельбе из лука ("стреляю из лука") и "стрелах" согдийцев (из области у Танаиса) и загиндукушских народов (ассакенов, аспасиев);
упоминаются также "наконечники стрел" (spicula) согдийцев (Curt., VII, 6,2-3) и ассакенов (Curt., VIII, 10,28), но из какого материала - неизвестно. Свой, "местный" лук был и у каспиев (восточных). Он тоже назван "тростниковым". Наконец, "местный" лук известен у саков (= затанаисских скифов). "Упоминаются "лучники" и "конные лучники" саков, их искусство стрельбы из лука высоко ценилось в древности. Об устройстве сакского лука ничего не говорится; известно лишь, что саки могли пускать стрелы через реку Танаис (Сыр-Дарью) в узком месте и что древки этих стрел были "еловыми" (Strabo, XI, 7, 4). "Лучниками" названы также массагеты, несколько -раз упоминается о стрельбе их из лука, в том числе конной. "Наконечники стрел" у массагетов - "из меди" (Herod., 1, 215). Известен у них и колчан.
Праща. Метательные ядра для пращи, найденные в Средней Азии, правда, относящиеся к более раннему времени, имели биконическую или яйцевидную форму и делались либо из обожженной глины, либо из камня.
Праща (fradaxsana-) и камни для пращи (asan- fradaxsanya-) фигурируют в Авесте. Е.Герцфельд из факта отсутствия этого оружия в перечне военного снаряжения ахеменидской армии, приведенном Геродотом, сделал вывод, что праща была, по-видимому, охотничьим оружием.
Значительно меньше, чем о других видах оружия, говорится о среднеазиатской праще в античных источниках. Праща засвидетельствована лишь для согдийцев (в области у Танаиса); в одном случае прямо названы "пращи" (fundae), в другом - "камень" (saxum), очевидно, от пращи.
Оборонительный доспех. Металлический оборонительный доспех, возникший в VIII-VII вв. до н.э., достиг к V-IV вв. высокого совершенства:в это время полный оборонительный доспех воина включал панцирь, щит, а также металлический шлем. Наиболее ранняя находка такого рода в Средней Азии - значительные части железного военного доспеха из погребения, датированного С.П.Толстовым концом IV в. до н.э. (городище Чирик-Рабат). В этом доспехе сочетались принципы чешуйчатого и пластинчатого доспехов. Известны находки на Старой Иисе фрагментов металлических пластинчатых панцирей для воинов и лошадей. Тенденция развития оборонительного доспеха состояла, в частности, в его постепенном усилении. Это привело к тому, что в более позднее время парфянские катафрактарии, по словам Арриана, казались с ног до головы покрытыми железом.
Металлический панцирь упоминается в Авесте. В античных источниках засвидетельствовано два вида панциря у среднеазиатских народов. Один из них - мидийский железный чешуйчатый панцирь, похожий на рыбью чешую (Herod., VII, 61), - был в употреблении у гирканцев. Другой - из железных пластиною (ех ferreis laminis), скрепленных между собой рядами (Curt., IV, 9,3), - известен у степных народов Средней Азии; им "тщательно были закрытs" (Arr., Anab., III;13, 4) в битве среднеазиатские скифы - саки или массагеты. Панцирь упомянут также отдельно и у саков и у массагетов.
Щит среднеазиатских народов также известен античным авторам в нескольких разновидностях. Распространенным был легкий плетеный [обтянутый кожей] щит. Такой щит носили гирканцы; очевидно, именно он имеется в виду, когда описывается легкий [прямоугольный] щит (leve scutum) барканцев, похожий на цетру (сеtrа,"короткий кожаный щит"). Такой щит носили и саки;
возможно, что этот сакский щит (scutum) упомянут еще раз.
"Большой щит" греки считали изобретением саков. Хотя это утверждение является домыслом самих греков, основанным на созвучии слов, оно, надо думать, подтверждалось и наблюдениями греков над вооружением саков. Даже имя одного из сакских царей, в греческой передаче уподобилось слову "щитоносец".
Металлический шлем (sara-vara-, букв. (покрывающий голову", также просто "шапка") и бармица (kuirit-) упоминаются в Авесте.
Из античных источников о шлеме (galea "кожаный шлем") мы знаем лишь у ареев.
О времени возникновения в Средней Азии конской брони пока ничего определенного сказать нельзя, однако характерно, что в Авесте (судя по работам исследователей, специально занимавшихся этим вопросом) конский' доспех еще. не фигурйрует. Но уже Геродот (1, 215) сообщает о том, что кони массагетов были защищены медными нагрудными панцирями (это первое в историй упоминание о конской броне). В персидском войске ахеменидского Ирана в первой половине V в. конский доспех был или неизвестен или мало распространен, но в конце этого же столетия, в битве при Кунаксе в 401 г., в персидской коннице Кира Младшего конь был защищен налобником, нагрудником и доспехом на спине. О железных доспехах коней в ахеменидском войске упоминается в связи с описанием6итвы при Иссе (Curt., III, 11, 15) и приготовлений к битве при Гавгамелах. По общему мнению, в Иран, как и в Китай, конский доспех попал из Средней Азии; лингвистические данные, как указывалось выше, намекают как будто на среднеазиатское происхождение конскогодоспеха и в Индии.
В среднеазиатском войске имелись боевые колесницы, в том числе возможно, и серпоносные.
Народы Средней Азии к моменту греко-македонского нашествия обладали легкой и тяжелой конницей. Следует подчеркнуть также, что уже в то время здесь были выведены породы коней, обладавших прекрасными боевыми качествами. Саки славились своим искусством объезжать коней.
Массагетский тяжеловооружённый всадник, III век до н.э. Массагетская одежда. Царица Томирис
Бой македонцев с саксами
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ВОЙСК [ВДИ 1966-3]
Сохранившиеся сведения о принципах среднеазиатской стратегии VI-IV вв. ничтожны. Отметим лишь рассказ Геродота о предложении Томирис Киру II отойти с массагетским войском на три дня пути от Аракса или же, наоборот, чтобы ахеменидское войско отошло в противоположную сторону. В сопоставлении с последующим действительным отходом массагетских войск это может, по-видимому, свидетельствовать о беллетризованном изложении Геродотом (I, 208) действительного события - применения массагетами приема стратегического отступления. Из этого же рассказа Геродота известно о выделении массагетами в оборону передового отряда, составляющего треть войска (Herod., 1,211; ср. Polyaen., УII, 11).
Для рассмотрения вопроса о тактике среднеазиатского войска мы также располагаем лишь отрывочными (но более подробными) данными. Безусловно, тактика разных племени народностей имела особенности как в целом, так и в отдельных тактических приемах. Однако благодаря тесному военно-политическому контакту наиболее ценные способы ведения военных действий должны были перениматься соседями.
Прекрасными конными и пешими воинами были саки (Strabo, XI, 8, 6). По античной традиции, "за Яксартом обитают саки, стрелами бьющиеся, из всех стрелков в мире самые искусные, не пускающие стрелы наудачу". Сохранилось свидетельство, что сакские женщины "... наравне с мужчинами стреляют из лунков назад, притворяясь бегущими" - следовательно, у саков женщины участвовали в военных действиях. Высокие военные качества сакских контингентов были прекрасно известны Ахеменидам. Именно поэтому в Марафонской битве саки, наряду с отборными персидскими частями, располагались в центре ахеменидского войска, причем именно в центре греческая фаланга оказалась прорванной (Неrod., VI, 113). Следует думать, что саки выступали здесь в пешем сомкнутом строю, иначе они едва ли смогли бы прорвать фалангу. Подводя итоги битвы при Платеях, Геродот (IX, 71) отмечает, что в ахеменидском войске отличалась своей храбростью сакская конница. Битва при Гавгамелах началась встречным кавалерийским сражением, в котором со стороны Ахеменидов приняла участие конница саков и бактрийцев. В первый момент сражения сако-бактрийская конница смяла и обратила в бегство конный авангард Александра. Тогда вступили в бой другие подразделения греко-македонской кавалерии и потеснили саков и бактрийцев. Следующий этап боя ознаменовался введением в действие второго эшелона среднеазиатской конницы. 3авязалась упорная "конная битва". В ней греко-македонское войско понесло большие потери, в частности, благодаря тому, что саки и их лошади были лучше защищены. Лишь введя в действие резервы (очевидно, отряды тяжеловооруженной конницы), Александр добился победы. Сражение при Гавгамелах завершилось нападением" Александра на правое крыло ахеменидского войска, где перед этим соответствующие части греко-македонян попали в тяжелое положение (Агг., Аnab., III, 15, 1). Из среднеазиатских воинов здесь в начале битвы находились парфяне и саки (Агг., Anab.,III, 11,4). Сюда Александр двинул наиболее сильное из своих подразделений - именно тяжеловооруженную конницу гетеров, которая напала на противника с тыла. Ей противостояли в основном парфяне, персы и индийцы. Саки не упоминаются, но учитывая, что они находились на этом крыле, они, вероятно, также приняли участие в битве. Как пишет Арриан, бой конницы, завязавшийся на этом месте, был самым упорным во всей битве .. Варвары, выстроенные в глубину по своим подразделениям, сделали поворот и начали фронтальную атаку. При этом особое удивление греков вызвало то, что, не занимаясь маневрами и обстрелом на расстоянии, атакующие прямо врезались в греко-македонские боевые порядки и завязали жестокий рукопашный бой (Arr., Аnab., III, 15, 2).
Сражение :Кира II с массагетами по данным, которыми располагал Геродот (1, 214), происходило так: на первом этапе противники обстреливали; находясь на значительном расстоянии, друг друга из луков; затем начался рукопашный бой, и они сражались копьями и мечами. Бой был длительным и упорным. Массагеты одержали полную победу, большая часть ахеменидского войска пала в битве.
Арриан сохранил довольно подробное описание двух полевых сражений между Александром Македонским и среднеазиатскими войсками. В сражении за Танаисом (Сыр-Дарьей), пока численного превосходства на стороне греко-македонян не было, саки окружили их и то нападали, то отступали. Однако после введения в бой основных сил греко-македонского войска, в том числе дополнительно большого количества конницы, а также пехоты, эти повороты кругом стали для саков невозможны, и они начали отступать. В сражении с греко-македонским отрядом, возглавлявшимся Фарнухом, согдийцами и саками (под руководством Спитамена) была применена такая же тактика, причем на этот раз греко-македонские войска были полностью разгромлены. Позже этот прием широко использовался парфянами, которые, очевидно, разработали и использовали его стратегический вариант, применявшийся еще массагетами.
Как явствует из рассказа :Квинта :Курция (VIII, 2, 20-22) об осаде греко-македонским войском "скалы Сисимитра", бактрийцы применяли блокирование горных проходов, ведущих к крепостям, для чего возводили специальные фортификационные сооружения. Из сообщения Диона :Кассия мы узнаем, что много позже (в 36 г. до н.э.) парфяне в борьбе с римлянами блокировали горные перевалы.
Среднеазиатсние народности были знакомы с членением вооруженных сил на отдельные рода войск. и, вероятно, с комбинированным их использованием. В военных действиях применялись построения по отдельным подразделениям, причем и пехота и конница знали сосредоточенные действия номпактными частями боевого порядна. :Конный бой велся с большим упорством, переходя в рукопашный. В более позднее время (конец III в. до н.э.) известно применение греко-бактрийским войском такого приема, как атака противника глубоко эшелонированной конной массой, вступавшей в бой последовательными волнами.
Приведенные данные о трех полевых сражениях в Средней Азии, а также цитата из Климента Александрийского показывают, что применялся и другой тактический прием - нападение лавой. По греческим представлениям, типично скифская тактика конного боя - "сражаться с врагом, обращаясь в бегство". Раскрывая содержание этого тактического приема, В.Д.Блаватский пишет: "... по представлениям греков, скифская конница широко применяла в бою отступление как вполне установившийся тактический прием. В таких случаях конница скифов, видимо, шла лавой. Скифские конные лучники обрушивались на неприятеля, засыпая его дождем метких стрел, пущенных с коней на полном ходу. На более близкой дистанции метались дротики. Сокрушение поредевших, приведенных в
расстройство противников довершал рукопашный бой. Если неприятельстойко держался и первый натиск не удавался, лава откатывалась обратно, и вновь собравшиеся всадники могли возобновить атаку". Прием нападения лавой должен был быть особенно эффективным, когда противником была легковооруженная пехота при малочисленной коннице, измотанной в сражениях или изнуренной тяжелыми переходами.
Вообще из сражения согдийцев и саков против отряда Фарнуха ясно, что следующим после нападения лавой этапом наступательного боя была решительная атака. В некоторых случаях, как показывает ход того же сражения, Спитамен выделял резерв, сосредоточенный в скрытом месте, который в кульминaционныый момент битвы наносил удар противнику с тыла. Отсюда явствует, в частности, что ход сражения планироваJлся. Следует отметить, что прием скрытого сосредоточения основных и резервных сил перед началом сражения, с искусным использованием с этой целью свойств местности (рельеф, лесныe заросли), получил дальнейшее развитие в парфянском военном искусстве. Он принес парфянам значительный успех ужев самом начале битвы при Каррах в 53 г. до н.э..
Хорошо было известно устройство засад. В частности, :Квинт Курций (VIII, 1,3-6) сообщает о засаде, устроенной в лесу бактрийцами, массагетами и дахами. Греко-македонский отряд с помощью военной хитрости был вовлечен в ловушку и внезапно атакован, в результате чего был полностью истреблен.
Своеобразный прием комбинированной атаки описан Квинтом Курцием.У дахов, выделенных Спитаменом (при сражении с отрядом Фарнуха) в резерв и спрятанных в лесных зарослях, на каждой лошади сидело по два всадника. В ходе атаки, очевидно, когда этот конный отряд вошел в, соприкосновение с противником, всадники поочередно соскакивали с лошадей и пешими принимали участие в конном сражении. При этом античный автор не без удивления отмечает, что проворство спешившихся воинов соответствовало быстроте их коней (VII, 7, 32-33). При помощи этого приема достигалось одновременное сближение с противником пехоты и конницы, что давало, конечно, значительный боевой эффект.
Развитое фортификационное строительство является недвусмысленным показателем того, что население Средней Азии было хорошо знакомо с приемами обороны укрепленных пунктов, а также с осадными работами. Об упорстве, с которым велась оборона, свидетельствует, например, оборона Кирополя.
Наконец, следует упомянуть и о ведении военной разведки, засылке в стан противника лазутчиков с целью дезинформации (Polyaen., VH, 12).
В письменных источниках засвидетельствовано (правда, для более позднего времени) обучение военному делу у парфян, начиная с детского возраста (Dion. CaES., XL, 15, 2).
Итак, среднеазиатские народности имели богатый военный опыт. Этот опыт явился результатом как войн между племенами и народностями Средней Азии, так и оборонительных и наступательных войн, проводившихся ими за ее пределами. Благодаря участию в военных предприятиях ахеменидского государства среднеазиатские воины и военачальники на практике ознакомились с принципами организации, тактикой и вооружением греческих, а на последнем этапе существования ахеменидского государства и греко-македонских войск.
Можно сделать следующие выводы:
1. Вооружение среднеазиатского войска стояло на высоком для своего времени уровне и в некоторых отношениях превосходил о даже вооружение греко-македонского войска.
2. Среднеазиатские войска знали и применяли различные тактические приемы в нападении и обороне.
3. Благодаря участию в войнах Ахеменидского государства с греками, в том числе в битвах против войск Александра Македонского (за пределами Средней Азии), руководители среднеазиатского войска были очень хорошо знакомы с оружием и тактическими приемами как ахеменидского, так и греко-македонского войска .
4. Военный потенциал народов Средней Азии в VI-IV вв. до н. э. был очень высок, что явилось важным фактором в их борьбе против иноземных завоевателей.
ФОРТИФИКАЦИЯ [ВДИ 1966-3]
3ародившаяся в конце II тыс. до н.э. среднеазиатская фортификация к рассматриваемому времени достигла больших успехов. Из сообщений античных авторов Средняя Азия предстает как страна больших, сильно укрепленных городов, внутри которых находились мощные цитадели (например, Мараканда, Кирополь и др.), и укрепленных поселений. Благодаря археологическим работам можно составить и конкретное представление об уровне среднеазиатской фортификации. Стены .укреплений выкладывались из пахсы и сырцового кирпича. Толщина оснований стен достигала 15 м. Оборона стен осуществлялась системой башен, форма которых была различной (круглая, прямоугольная, полуовальная). Башни и стены имели один (иногда - два) ряда бойниц. Находили применение "обоймы" бойниц - строенные бойницы. Более архаическая система фортификации - без башен, основанная на сложной системе бойниц
по всему периметру стен, - также еще не вышла из употребления. Наиболее уязвимое место городских укреплений - ворота - было часто защищено сложной системой предвратных сооружений. При постройке укреплений умело учитывались свойства местности. Особой неприступностью отличались крепости в горных районах, красочное описание которых приводят античные авторы. По-видимому, в Средней Азии употреблялись стенобитные машины.
Кюзелигыр Первая столица древнего Хорезма в VI-V вв. до н.э. Кюзелигыр представлял собой укреплённый город, который изначально занимал лишь юго-западную часть возвышенности, на которой находился. В более поздние времена, на территории 13 гектаров была построена новая крепостная стена с севера и востока от ранней крепости. Городище было окружено двумя параллельно идущими стенами, между которыми располагался проход шириной до 2,5 метров.
Стены крепости, сложенные из пахсы и сырцового кирпича, достигали толщины 1-1,5 м. Внешняя оборонительная стена была прорезана многочисленными бойницами, отстоящими одна от другой на 2 м. Вдоль стены через каждые 35 м располагались башни овальной или прямоугольной формы. Изначально крепость строилась из прямоугольного кирпича, а позднее - из кирпича квадратного формата. В строениях крепости раннего периода существования широко применялись каркасные конструкции. Полы были выложены сырцовым кирпичом и обмазаны глиной с примесью соломы.
> Калалыгыр Калалыгыр 1 Одна из крепостей города, Калалыгыр 1, представляет собой прямоугольное городище-крепость размером 1000х700 м. В стенах крепости, усиленных башнями, имелось четверо ворот, защищённых сложными предвратными лабиринтами и бастионами. Жизнь обитателей городища Калалыгыр 1 была целиком сосредоточена в длинных сводчатых коридорообразных помещениях, скрытых в толще мощных стен городища. Близ западной стены крепости, с её внутренней стороны, располагалось грандиозное дворцовое здание. Постройка стен и дворцового здания не была завершена полностью, и городище было заброшено. Основания стен составляли пахсовые блоки высотой более 1 м, на которые укладывался сырцовый кирпич обычных античных размеров. Дворцовое здание имело квадратную форму (80х80 м), в его пределах выделялись два внутренних двора и два внешних дворика. По периметру дворов находилось около 30 различных помещений. Залы дворца имели плоское перекрытие, поддерживающееся колоннами, базы которых частично сохранились. Исследователи полагают, что постройка колоссальной крепости Калалыгыр 1, возникшей в конце V или в самом начале IV века до н.э., была начата ещё в период господства в Хорезме династии Ахеменидов. Попытка возведения крепости могла входить в систему мероприятий Ахеменидов, отражённых в известном рассказе Геродота об ирригационной политике ахеменидских царей.
Исследователи отмечают совершенство архитектуры дворца Калалыгыра 1, которая придала первоначальный импульс развитому хорезмийскому зодчеству.
Калалыгыр 2
Другая крепость, Калалыгыр 2, располагалась в 10 км западнее крепости Калалыгыр 1, у левого берега древнего русла Южного Даудана. Данный памятник - почти правильный равнобедренный треугольник, с северной стороны к нему примыкает у прямоугольный входной комплекс. Крепостные стены сохранились на этом участке до отметки 5 метров, внутри них - стрелковый коридор. Наиболее монументальное сооружение внутри крепости - так называемый круглый храм диаметром 24 метра, возведённый на двухметровой искусственной платформе. Стены храма имели стреловидные бойницы, с севера к нему примыкает массивная овальная башня. Этот культовый центр был заброшен после тотального разгрома крепости, сопровождавшегося большим пожаром, следы которого заметны не только на стенах, но и на всём археологическом инвентаре. Памятник датируется серединой IV - началом II веков до н.э.
ИСТОЧНИКИ [ВИ.2] Всемирная история. Том 2. Москва, 1956.
[ВДИ 1966-3] Б.А.Литвинский, И.В.Пьянков (Душанбе) - Военное дело у народов Средней Азии в VI-IV вв. до н.э.
[Массагеты] Массагеты: воинственные кочевники Средней Азии
[ВИС] Военное искусство саков
[Горелик] Горелик М.В. Оружие Древнего Востока. IV тысячелетие - IV в. до н.э. С-Птб, Атлант, 2003.