Броненосцы Уже сразу после гражданской войны в США, вслед за которой заокеанская республика стала резко наращивать свой экономический потенциал, стало ясно, что рано или поздно Испании, владевшей колониями, лежащими у границ Соединенных Штатов, придется иметь дело с новым грозным противником. Без флота защитить заморские владения невозможно, и испанская монархия бросила последние силы и средства на постройку новомодных кораблей. В короткий срок, между 1863 и 1870 годами, было построено 7 броненосцев - частично в Испании, частично по заказам за рубежом.
"Витория" и "Нумансия", - хотя и были практически однотипными кораблями (наиболее существенное различие заключалось разве что в числе труб), но строились на верфях двух главных участников морского соперничества - Англии и Франции. Они имели вполне солидное бронирование; однако состоявшее из 68-фунтовых устаревших пушек вооружение не отличалось эффективностью.
Остальных представители броненосного флота Испании были построены их дерева, что и определило их недолгий век, укороченный еще более гражданской войной и недобросовестностью строителей.[МС1991.4]
Крейсера Вслед за Соединенными Штатами Америки и Великобританией к строительству больших океанских фрегатов приступила Испания, в итоге создав третий по численности фрегатный флот мира, уступив в этой гонке вооружений лишь Англии и Франции, немного обогнав даже США!
В отличие от своих великих соседей по океану, Испания практически сразу нащупала оптимальные решения своих задач.
Bo времена королевы Исабель II испанский флот проводил так называемую "политику экспедиций", когда при малейшем намеке на политические осложнения в нужную точку мира незамедлительно отправлялась небольшая эскадра. Условия автономности и большой дальности плавания сразу ограничивали минимальные размеры будущего корабля. Впрочем, испанцы и не стремились K экономии на так необходимых им океанских фрегатах.
Хотя в качестве материала корпуса выступало традиционное дерево, железные конструкции уже начали широко внедряться в судостроение. В результате, если самый большой и знаменитый линейный корабль времен наполеоновских войн "Сантисима Тринидад" путем невероятных усилий судостроителей и на зависть всему миру сумевший таки дотянуть до 2800 тонн, то теперь даже 4500 тонн водоизмещения "Вилья де Мадрид" не стали пределом.
Второе новшество, на которое сделали ставку в "Армаде Эспаньоле", - это "спиральный" движитель, по терминологии того времени (понятие "гребной винт" появилось в испанском позднее). Нельзя сказать, что испанские адмиралы не пытались развивать колесные пароходы, но они вполне отдавали себе отчет, что слишком уж уязвимым было это самое колесо. Так что незначительные боевые повреждения в отдаленных районах океана просто могли стать фатальными для столь большого и дорогого корабля.
Добавив полное парусное вооружение и мощную артиллерию, в итоге и сформировали облик океанского винтового фрегата, ставшего визитной карточкой Испании времен заморских экспедиций Исабель II. Но что особенно примечательно, весь этот флот был построен исключительно на национальных верфях - очень неплохой результат для страны, традиционно относимой к "задворкам Европы" (ведь даже современники указывали на то, что Испания "опоздала" на поезд промышленной революции).
А начало всей этой армаде положила "Принсеса де Астуриас", заказанная 23 июня 1852 г. карракскому арсеналу как классический парусный фрегат. Впрочем, уже 8 сентября судостроители получили указание строить винтовой корабль. Неизбежные проблемы с заготовкой древесины и чисто конструктивные сложности со строительством корабля столь больших размеров отодвинули срок готовности на 1859 г. В итоге на 3000-тонный корабль установили заказанные в Британии машины мощностью 360 л.с., позволявшие развивать скорость в 11 узлов - очень неплохо для того времени.
Практически сразу новый корабль отправился в Северную Африку, где участвовал в бомбардировках замков Ларош и Арсилы, получив в ответ в общей сложности два десятка попаданий, убивших восемь человек экипажа. А позднее, под управлением тогда никому не известного Мендеса Нуньеса, "Принсеса де Астуриac" участвовала в экспедициях на Кубу, в Мексику и Санто-доминго, полностью оправдав надежды, которые на нее возлагал испанский морской штаб.
Впрочем, даже не дождавшись всех дивидендов от нового корабля, испанцы поспешили заложить первую серию винтовых фрегатов, при наречении продолживших ряд наиболее знаменитых королев испанской истории: Бланки Наварской, Беренгепы Кастильской и Петронилы Арагонской. Уменьшенное до 2600 тонн водоизмещение способствовало тому, что цена за корабль снизилась почти в два раза и вся серия вошла в строй даже ранее "Принсесы де Астуриас". Те же машины системы джона Пенна давали уже скорость в 12 - 13 узлов.
Следующие два фрегата - "Леалтад" и "Консепсьон" заложили на освободившихся после постройки "Принцесс" стапепях. Увеличенное до 3200 тонн водоизмещение и почти в два раза более мощные машины того же Джона Пенна не дали прироста скорости. A, например, "Леалтад" из-за многочисленных дефектов вообще едва смог развить 9,5 узла. Тем не менее вошедшие в строй в 1861 году - оба фрегата таюке зарекомендовали себя с лучшей стороны.
Третью серию винтовых фрегатов первоначально нарекли в честь святых покровителей: "Нуэстра сеньора дель Кармен", "Нуэстра сеньора дель Патросиньо" и "Нуэстра сеньора дель Триунфо", в продолжение традиций наименований парусных линкоров прошлого века. Впрочем, восстановление забытых обычаев не встретило понимания, в результате чего два первых фрегата вскоре стали соответственно "Кармен" и "Резолюсьон".
Но вершины своего развития испанские деревянные фрегаты достигли в наиболее мощной и крупной серии из четырех единиц, нареченные в честь наиболее значительных побед испанского оружия: "Вилья де Мадрид", "Херона", "Алманса" и "Навас де Толоса". Самый крупный из серии "Вилья де Мадрид" - заложенный в Карракском арсенале 10 октября 1860 г. Он имел длину корпуса свыше 82 м и водоизмещение почти 4500 тонн (вполне солидные размеры даже для крейсера на стыке веков)!
Фрегаты вошли в строй с традиционной для того времени гпадкоствопьной артиллерией, включая 200-мм и 160-мм орудия. Хотя еще в 1862 году специальный Королевский декрет "переименовал" систему обозначений испанских орудий с веса ядра на калибр, еще несколько десятилетий после этого обе системы ходили практически на равных. Так, те же 200-мм орудия испанских фрегатов в ряде документов могли называться и по-старому - 68-фунтовые.
Но если по тактическим задумкам и конструкторской реализации тринадцать построенных в Испании фрегатов полностью соответствовали возложенным на них задачам, то вооружение явно было вчерашнего дня. Как всегда, расплачиваться за ошибки министерства пришлось кровью простых моряков во время Тихоокеанской войны. Быстро завоевав господство на море в водах Перу и Чили, испанские фрегаты с даже пришедшими им на помощь броненосными фрегатами не смогли практически ничего поделать с полуимпровизированными береговыми батареями, несмотря на массовый героизм своих моряков.[МК.2007-10]
+1 Villa de Madrid[n]:1862 (4500т 87х15х9м пм:800нлс=15уз 617ч 30г200+14г160+6п+2г150+2г120)
Madrid
+2-1 типа Carmen (3100т 70х14х6м пм:2400лс=11уз ч 500ч)
N.S.Carmen[n]:1861 (20г200+3г160+6г160+4п), N.S.Triunfo[n]:1862|1864 (14г200+26г160+4п)
Carmen
Triunfo
Паровые (колесные) фрегаты 3 типа Isabel II (2900т 66х15х6м пм:1500лс=12уз 16г200)
Isabel II[n]:1850, Isabel la Catolica[n]:1851, Francisco de Asis[n]:1851
Isabel II
Isabel Catolica
10.10.1868-10.2.1878 Десятилетняя война на Кубе. Бегство Изабеллы.
1.6.1869 Принята новая конституция.
ИСТОЧНИКИ [Урл.414] Урланис. Рост народонаселения Европы. С.414-415. Таблица численности населения по странам Европы в границах 1914 г.
[3Decks] Three Decks - Warships in the Age of Sail
[ВС.1862.1] ВС Испании. Военный сборник
[ВСС-2] Военно-статистический сборник-2. Санкт-Петербург, 1868
[Conway-1] Conway All the world Fighting Ship 1860-1906. Conway Maritime Press 1979.
[N] Navypedia
[n] Pagina Principal. Historia naval de Espana.
[МС1991.4] В.Кофман. Броненосцы входят в моду.
[МК.2007-10] Н.Митюков. Дубинки королевы Исабель.