ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ [ВВС]
Закономъ 1889 г. въ Японiи введена всеобщая воинская повинность, начинающаяся съ 20-и лѣтняго возраста. Срокъ дѣйствительной службы (генени) - 2 года (съ 1908 г.), во флотѣ - 4 года, срокъ запаса (iоби) - 4 года 4 мѣсяца (во флотѣ -3 года).
За нимъ слѣдуетъ ополченiе (коби), соотвѣтствующее германскому ландверу-10 лѣтъ (во флотѣ - 5 лѣтъ). Срокъ ополченiя заканчивается обыкновенно въ 38-лѣтнемъ возрастѣ, послѣ чего надлежитъ пробыть еще 2 года 8 мѣсяцевъ въ территорiальномъ ополченiи (конуминъ), соотвѣтствующемъ германскому ландштурму. Кромѣ того, имѣется дополнительный резервъ, такъ называемый "гайу", предназначенный для укомплектованiя войскъ во время войны, куда зачисляются годные рекруты, не принятые на службу, вслѣдствiе заполненiя комплекта мирнаго времени. Зачисленные въ этотъ резервъ отбываютъ одинъ учебный сборъ въ 90 дней и два сбора-по 60 дней.
Пробывъ въ "гайу" 7 лѣтъ и 4 мѣс., резервисты зачисляются въ "коби". Вольноопредѣляющiеся служатъ 1 годъ на тѣхъ-же основанiяхъ, какъ въ германской армiи.
Въ мирное время японская армiя насчитываетъ въ своемъ составѣ 280.000 чел. (изъ нихъ 130.000 чел. во флотѣ); въ военное время численность японскихъ войскъ доходитъ до 1.000.000 человѣкъ.
АРМИЯ в 1913 г.
АРМИЯ в 1914-1918 гг. После начала в 1904 г. войны с Россией японский солдат надел форму европейского покроя. Когда же Япония вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты 25 августа 1914 г, японская военная форма поменяла цвет на хаки. Но оттенок японского хаки не имел тех ярко выраженных оливковых тонов, как форма европейцев: он был теплого коричневого цвета, близкого к цвету "горелого хлеба".
Шинель застегивалась на два ряда матовых пуговиц. Ее высокий прямой воротник был украшен эмблемой рода войск и заканчивался подобием ласточкиного хвоста, что придавало ей немного "азиатский вид".
В качестве головного убора в армии использовалась фуражка с красным драповым околышем и пятиконечной звездой.
Цвет петлиц различался по родам войск: красный - у пехоты, зеленый - у кавалерии, желтый - у артиллерии, коричневый - у инженерных войск и авиации и светло-синий - у железнодорожных войск.
Знаки различия воинских званий размещались на погонах, на контрпогонах (располагавшихся поперек плеча). Позолоченные звезды обозначали воинское звание старше сержанта.
Снаряжение было полностью продумано: практичное и полное, оно могло поспорить с лучшими европейскими образцами.
Самой распространенной винтовкой была "Арисака" модели 1905 калибра 6,5 мм, которая имела сравнительно небольшой вес, как, как, впрочем, все оружие калибром меньше 7 миллиметров.
У офицеров была 1-я модель автоматического пистолета "Намбу 1905" калибра 8 мм, но в то же время револьвер типа 26 калибра 9 мм модели 1895 также оставался на вооружении.
Что касается пулеметов, то начиная с русско-японской войны японцы взяли на вооружение "Гочкис" модели 1900, а затем "Гочкис" модели 1914 г. - оба калибра 9 миллиметров. Кроме того, полковник Намбу разработал "модель 3", которая была модификацией пулемета Гочкиса.
Численность японской армии составляла приблизительно 360.000 человек. Сюда входили и те войска, которые были мобилизованы во время русско-японской войны - цели, которые ставило перед армией императорское правительство, не требовали дополнительных пополнений.
Следует особо подчеркнуть, что японские солдаты были первоклассными бойцами, ими командовали офицеры, убежденные в своей божественной миссии и неоспоримом превосходстве над всеми остальными расами".
Имея таких солдат, Япония выполняла свои союзнические обязанности с редкой суровостью и результативностью, хотя и принимала участие фактически лишь водной более или менее серьезной операции.
Свою первую операцию в Первой мировой войне японская армия начала 2 сентября 1914 г.в Китае, блокировав германскую военную базу Цандао. После 19-дневных предварительных боев крепость была осаждена. После подхода английского подкрепления 22 сентября начался штурм, и 7 ноября немецкий гарнизон был вынужден капитулировать,
Если не учитывать появление нескольких японских крейсеров в Средиземном море в 1917-1918 гг, предназначенных для борьбы с подводными лодками, то японцы действовали только во время Гражданской войны в России. Они высадились во Владивостоке, чтобы помочь союзникам, мечтавшим защитить Транссибирскую магистраль от боль шевиков.
По сравнению со всеми остальными странами, принимавшими участие в Первой мировой войне, Япония, пожалуй, является единственным государством, приобретения которого от этой войны значительно перекрывают потери. Она расширили зоны своего влияния и развила экономику, потеряв при этом всего 500 человек.
ВООРУЖЕНИЕ Осадные и полевые орудия Береговая/осадная гаубица 30cm Type 7 long:1918 (97т 305мм/23 сн:400кг 14,8км
Береговая/осадная гаубица 30cm Type 7 short:1918 (60т 305мм/16 сн:400кг 11,8км)
Пистолеты и револьверы Пистолет Nambu Type A/B/14:1906 (0,9кг 8мм)
Револьвер Type 26:1893 (0,9кг 9мм)
АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ[w]
Японские военные заинтересовались использованием автономных воздушных шаров в середине XIX века, обратив внимание на их использование армиями Западной Европы. Первый экспериментальный полет японцев был совершен в 1874 году в кадетском военном училище. Япония начала создавать свои собственные воздушные шары в 1877 году на основе приобретенного французского аэростата. Ямада Исабуро, промышленник, начал разрабатывать водородный аэростат в 1897 году. В 1900 году он изобрел аэростат цилиндрической формы и продал его императорской армии Японии. Армия впервые применила их в боевых действиях во время русско-японской войны 1904-1905 годов для наведения артиллерии.
В 1907 году лейтенант-коммандер Эйсуке Ямамото обратился к министрам армии и флота генералу Масатаке Тераути и адмиралу Минору Сайто. Они разработали политику в области авиации и создали специальное военное подразделение по аэростатам. В 1909 году совместно с Императорским военно-морским флотом Японии и Токийским императорским университетом была создана временная ассоциация по исследованию военных воздушных шаров "Риндзи Гуньо кикю Кэнкюкай" (Rinji Gunyo Kikyu Kenkyukai). Ассоциацию возглавлял генерал-майор Масахико Обама, и она продолжала руководить политикой Японии в области авиации до 1920 года. В марте того же года лейтенант армии Хино и инженер военно-морского флота Санджи Нарахара спроектировали по самолету. Нарахара совершил полет на этом самолете 5 мая 1910 года, став первым японским самолетом. Последующие проекты оказались неудачными, и армия и флот решили использовать иностранные самолеты до тех пор, пока в Японии не будет достигнут достаточный уровень технического мастерства для проектирования и постройки собственных самолетов.
В 1910 году общество направило капитана Еситоси Токугаву и капитана Хино Кумазо во Францию и Германию, соответственно, для обучения пилотов и приобретения самолетов. Японская армия приобрела свой первый самолет - Farman biplane и Grade monoplane, которые были привезены офицерами из Западной Европы. 19 декабря 1909 года капитан Еситоси Токугава на самолете Farman III совершил первый успешный полет на японской земле на аэродроме Йойоги в Токио. В следующем, 1911 году, было импортировано еще несколько самолетов, и улучшенная версия биплана Farman III, Kaishiki N.1, была построена и эксплуатировалась в Японии капитаном Тогугавой. Также в 1911 году было принято политическое решение о разделении армейской и военно-морской авиации на две отдельные организации.
В 1914 году, с началом войны, когда японцы осадили немецкую колонию Циндао, армейская авиация совместно с гидроавианосцем военно-морского флота Wakamiya проводила разведывательные и бомбардировочные операции. Временный воздушный корпус, состоявший из четырех бипланов Maurice Farman MF.7 и одного моноплана Nieuport VI-M, совершил 86 боевых вылетов в общей сложности. В декабре 1915 года при армейском транспортном командовании был создан авиационный батальон, состоящий из 1 авиационной роты и 1 аэростатной роты, дислоцированный в Токорозаве. Армейское транспортное командование стало отвечать за все воздушные операции. В 1914 и 1915 годах армейская авиация получила в общей сложности 10 самолетов.
Во время войны несколько японских пилотов служили во французском воздушном корпусе.
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ[w]
Начало японской военно-морской авиации было положено в 1912 году, когда была создана Комиссия по военно-морским аэронавигационным исследованиям (Кайгун кокудзюцу Кэнкюкай) под руководством Технического департамента. Комиссии было поручено заниматься продвижением авиационной техники и подготовкой кадров для военно-морского флота. Первоначально основное внимание уделялось нежестким дирижаблям, но вскоре компания переключилась на разработку крылатых и механических летательных аппаратов. В том же году комиссия приняла решение закупить иностранные самолеты и отправить младших офицеров за границу для обучения их управлению и техническому обслуживанию. Военно-морской флот приобрел два гидросамолета на заводе Glenn Curtiss в Хаммондспорте, штат Нью-Йорк, и два гидросамолета Maurice Farman во Франции. Для подготовки кадров военно-морских летчиков и техников, военно-морской флот также направил трех офицеров в Хаммондспорт и двух - во Францию для прохождения подготовки и инструктажа. После возвращения в Японию в конце 1912 года двое из недавно прошедших подготовку военно-морских летчиков совершили первые полеты в Оппаме в заливе Йокосука, один на гидросамолете Curtiss, другой на самолете Maurice Farman.
В 1912 году Royal Navy также неофициально учредил свое собственное летное подразделение - Royal Naval Air Service. Японские адмиралы, чей собственный военно-морской флот был создан по образцу Royal Navy и которыми они восхищались, предложили создать собственную военно-морскую воздушную службу. Военно-морской флот Японии также наблюдал за техническими разработками в других странах и увидел, что у самолета есть потенциал. В течение года императорский военно-морской флот Японии начал эксплуатировать самолеты. В следующем году, в 1913 году, военно-транспортный корабль ВМС Wakamiya Maru был переоборудован в авианосец, способный перевозить два собранных и два разобранных гидросамолета. В том же году Wakamiya также участвовал в военно-морских маневрах у берегов Сасебо.
23 августа 1914 года Япония объявила войну Германии. Японцы совместно с символическими британскими войсками блокировали, а затем осадили немецкую колонию Цзяочжоу и ее административную столицу Циндао на Шаньдунском полуострове. Во время осады, начиная с сентября, четыре гидросамолета Farman (два действующих и два резервных) на борту Wakamiya проводили разведку и воздушные бомбардировки немецких позиций и кораблей. Самолет имел примитивные бомбовые прицелы и нес от шести до десяти бомб, которые были переделаны из снарядов и сбрасывались через металлические трубки с каждой стороны кабины пилота. 5 сентября, во время первой успешной операции, два гидросамолета Farman сбросили несколько бомб на батарею Бисмарка, главное немецкое укрепление в Циндао. Бомбы упали в грязь, не причинив вреда, но самолеты смогли подтвердить, что легкого крейсера Emden в Циндао не было; это были разведданные большой важности для военно-морского командования союзников. 30 сентября Wakamiya подорвался на мине и позже был отправлен обратно в Японию для ремонта. Но гидросамолеты, переброшенные на берег, продолжали использоваться против немецких защитников вплоть до их капитуляции 7 ноября 1914 года. Wakamiya провел первые в истории военно-морские воздушные налеты и фактически стал первым авианосцем императорского флота Японии. К концу осады самолеты совершили 50 боевых вылетов и сбросили 200 бомб, хотя ущерб немецкой обороне был незначительным.
В 1916 году Комиссия по военно-морским аэронавигационным исследованиям была расформирована, а средства, выделяемые на ее поддержку, были перераспределены на создание трех военно-морских авиационных подразделений (хикотай), которые должны были перейти в ведение Бюро по военно-морским делам Министерства военно-морского флота. Первое подразделение было создано в Йокосуке в апреле 1916 года, однако отсутствие конкретной политики военно-морской авиации в эти первые годы стало очевидным из-за того, что авиагруппа Йокосуки действовала совместно с флотом только раз в год, когда ее ненадолго перебрасывали в тот учебный район, который в то время использовался IJN для маневров. Японская морская авиация, тем не менее, продолжала прогрессировать. В 1917 году офицеры военно-морского арсенала в Йокосуке спроектировали и построили первый японский гидросамолет-разведчик Ro-Go Ko-gata, который был гораздо полезнее в море и намного безопаснее, чем самолет Maurice Farman, который до этого момента использовался военно-морским флотом. В конечном итоге самолет был запущен в массовое производство и стал основой военно-воздушных сил военно-морского флота вплоть до середины 1920-х годов. К концу войны японские заводы во все большем количестве начали выпускать двигатели и фюзеляжи, основанные на иностранных конструкциях. Значительное увеличение численности военно-морской авиации Японии было частью программы расширения военно-морского флота в 1918 году, которая позволила создать новую авиагруппу и военно-воздушную базу в Сасебо. В 1918 году IJN получила земли вокруг озера Касумигаура в префектуре Ибараки, к северо-востоку от Токио. В следующем году была создана военно-морская авиабаза как для наземной, так и для морской авиации, и впоследствии учебная база военно-морской авиации была переведена в Касумигауру из Йокосуки. После создания учебного подразделения военно-морской авиации в Касумигауре, авиабаза стала основным центром летной подготовки военно-морского флота.
ФЛОТ в 1914-1918 [МК-5.1999]
Победа в войне с Россией вывела Японию в число ведущих морских держав. Претендуя на роль лидера на Дальнем Востоке, Страна восходящего солнца в 1907 году взяла курс на создание мощного флота, способного действовать на значительной части Тихого океана. Одновременно началась кардинальная реконструкция судостроительной базы и заводов по производству артиллерии, брони и боеприпасов.
Исходя из опыта войны 1904-1905 годов, японские адмиралы считали основной ударной силой броненосцы и броненосные крейсера, причем их численность в составе флота должна была быть одинаковой. Что касается тактики использования ВМС, то японцы достигли здесь определенных успехов, и в некотором отношении даже превзошли своих учителей - англичан. В области же кораблестроительной политики ими было допущено множество ошибок. Так, строившиеся в 1906-1911 годах линкоры Сацума, Аки, броненосные крейсера типа Цукуба и Ибуки, задуманные как сильнейшие в мире, в действительности устарели еще до вступления в строй. Неудачными оказались и первые японские дредноуты типа Кавачи. В результате огромные средства были просто выброшены на ветер.
Ситуация с "капитальными" кораблями изменилась лишь после заказа в Англии линейного крейсера Конго. Восемь линкоров и линейных крейсеров с 14-дюймовой артиллерией, вошедшие в строй Японского Императорского флота в 1913-1918 годах, позволили создать мощное ударное соединение "4-4" (то есть 4 линкора плюс 4 линейных крейсера). Но японцы не остановились на этом и в 1917 году приступили к выполнению амбициозной про-граммы "8-8", предусматривавшей строительство 16 гигантских кораблей, вооруженных артиллерией калибром не менее 16 дюймов! Правда, из заложенных по этой программе сверхдредноутов удалось закончить только два - Нагато и Муцу, а постройку остальных перечеркнула Вашингтонская конференция 1922 года.
В Первую мировую войну Япония вступила 23 августа 1914 года на стороне Антанты. В первые месяцы войны японские ВМС осуществляли блокаду германской военно-морской базы Циндао, а также занимались поисками крейсера Эмден и кораблей эскадры адмирала Шпее. В дальнейшем они несли патрульную службу в тихоокеанских водах, а также эскортировали транспорты с австралийскими и новозеландскими войсками в Индийском океане. В 1917 году японские корабли появились в Европе: на Средиземное море были переведены крейсера Ниссин, Акаси 12 эсминцев (10-й, 11-и и 15-й дивизионы).
В целом участие ВМС Японии в Первой мировой войне было весьма ограниченным. От воздействия неприятельского оружия погибли всего три корабля - старый крейсер Такачихо, эсминец Сиротае и миноносец N33. Остальные потери (кстати, весьма существенные) флот понес из-за аварий, навигационных ошибок и несчастных случаев.
Мировая война и гибель множества торговых судов всех европейских стран принесли огромную выгоду японскому судоходству. За семь лет тоннаж гражданских судов под флагом Страны восходящего солнца вырос почти вдвое: с 1,77 млн. брт в 1914 году до 3,35 млн. брт в 1921 году.
КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ Состав японского флота в Первую Мировую войну по по годам
1914
1915
1916
1917
1918
1919
Линкоры-дредноуты
2
2+1
3
3+2
5+1-1
5
Линейные крейсера
1+1
2+2
4
4
4
4
Линкоры-додредноуты
14
14-1
13-2
11
11
11
Броненосные крейсера
13
13
13
13-1
12
12
Легкие крейсера
18
18-1
17-2
15-1
14
14
Эсминцы
51
51+11
62+1
63+9-1
71+7-1
77
Подводные лодки
13
13
13+1
14+2
16
16
Миноносцы
34-1
33-9
24-1
23
23
23
Численность на начало года (для 1914 г. 1.8.1914), + поступление, - убыль (боевая и не боевая)
Торпеды[NW]
С 1883 года и почти до конца эпохи Мэйдзи императорский военно-морской флот закупал торпеды у европейских производителей, главным образом у Шварцкопфа и Уайтхеда. Самые ранние из них, принятые на вооружение, были приобретены у Schwarzkopff в 1884 году и назывались SHU 84 Shiki Nen Shiki gyorai, где SHU - Шварцкопф, gyorai - "торпеда" (буквально, gyo - рыба, а rai - гром). Торпеды Уайтхеда были приобретены в 1893 году и обозначались как HO 26 Shiki, где HO = Уайтхед и 26 Shiki = Тип 26 (26 год эры Мэйдзи или 1893).
За исключением самых ранних торпед, японские торпеды, выпущенные до 1945 года, обычно обозначались в соответствии с их размерами и, подобно морским орудиям, годом начала работ по их проектированию либо в эпоху правления, либо по старому имперскому календарю. Однако некоторым моделям, по-видимому, присвоены годы выпуска просто для того, чтобы заполнить пробелы в нумерации. Основные изменения обозначены номерами типов, менее значительные - номерами модификаций.
До 6 октября 1917 года имперский военно-морской флот использовал английские единицы измерения. После этой даты стали использоваться метрические единицы. Старые торпеды были переведены в метрические единицы. Например, 21-дюймовый Type 6 (1917) был переименован в 53-сантиметровый Type 6.
Независимо от назначения, все японские 18-дюймовые торпеды на самом деле были 17,7 дюйма (45 см), все 53-сантиметровые торпеды на самом деле были 53,3 см (21 дюйм), а все 61-сантиметровые торпеды были 61,0 см (24 дюйма).
21in Type 6:1917 (533мм/6,8м 1432/203кг 10000м/32уз 15000м/26уз)
21in Type 44:1911 (533мм/6,7м 1325/160кг 7000м/35уз 10000м/27уз)
21in Type 43:1910 (533мм/6,4м 1187/130кг 8000м/27уз)
18in Type 44 No2:1911 (450мм/5,4м 750/110кг 4000м/35уз 8000м/26уз)
18in Type 44 No1:1911 (450мм/5,4м 719/110кг 4000м/36уз)
18in Type 43:1910 (450мм/5,2м 663/95кг 5000м/26уз)
18in Ho Type 42:1909 (450мм/5,2м 660/95кг 1000м/40уз 5000м/22уз)
18in Ho Type 38:1905 (450мм/5,2м 617/100кг 1000м/27уз 3000м/20уз)
18in Type 37:1904 (450мм/5м 541/90кг 1000м/28уз 3000м/15уз)
18in Ho Type 32:1899 (450мм/5м 541/90кг 1000м/28уз 3000м/15уз)
18in Ho Type 30:1897 (450мм/5м 532/100кг 1000м/27уз)
14in Ho Type 32:1899 (356мм/4,6м 338/50кг 800м/24уз 2500м/15уз)
14in Ho Type 30:1897 (356мм/4,6м 338/50кг 800м/24уз)
14in Ho Type 26:1893 (356мм/4,5м 338/49кг 600м/26уз)
14in Shu Type 88:1888 (356мм/4,6м 332/57кг 400м/26уз 600м/24уз)
14in Shu Type 84:1884 (356мм/4,6м 275/20кг 400м/22уз)
ХРОНИКА СОБЫТИЙ 28.7.1914-11.11.1918 Первая мировая война Японская империя вступила в войну на стороне Антанты. Хотя были разработаны предварительные планы по отправке экспедиционных сил численностью от 100.000 до 500.000 человек для участия в боевых действиях во Франции на Западном фронте, в конечном счете, среди немногих действий, в которых участвовала императорская армия Японии, было осторожное и хорошо проведенное нападение на немецкую концессию Циндао в 1914 году и захват города Циндао. различные другие небольшие немецкие острова и колонии.
Кампания 1914 г. 23-25.8.1914 Объявление Японией войны Германии и Австро-Венгрии
27.8-7.11.1914 Осада Циндао. Япония, Великобритания +/- Германия, Австро-Венгрия
.9-10.1914 Падение Германской Микронезии. Япония +/- Германия
12.1.1918-24.6.1922 Японская интервенция в Россию 12.1.1918 Японский крейсер Ивами вошёл в бухту Владивостока 5.4.1918 Высадка во Владивостоке двух японских рот.
1.10.1918 К октябрю численность японских войск достигла 75.000ч
ИСТОЧНИКИ.
[ВВС] Михайлов Д. Всемирный войнный справочник "Современник". Петроград-Киев 1915 г.
[ВСЯ-1913] Вооруженные силы Японии. С.Пб: 1913
[ЭВВК-1] Функен Ф. Энциклопедия вооружения и военного костюма. Первая мировая война 1914-1918. т.1. АСТ. М.2001
[Жук] Жук А.Б. Стрелковое оружие. М:1992
[а] Уголок неба. Большая авиационная энциклопедия
[Conway-2] Conway All the world Fighting Ship 1906-1921. Conway Maritime Press 1986.
[N] Navypedia
[JFS-1905-06] Jane's Fighting Ships 1905-06
[JFS-1914] Jane's Fighting Ships 1914
[JFS-1920] Jane's Fighting Ships 1920
[Сулига] Сулига С. Корабли русско-японской войны. Выпуск.2. Японский флот.
[МК-5.1999] ВМС Японии, Турции и других стран Азии 1914-1918. Морская коллекция
[БКЯФ-ЛК] Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота 1918-1945. Линкоры и авианосцы. Справочник. СПб,1997
[БКЯФ-КР] Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота 1918-1945. Крейсера. Справочник. СПб,1998
[БКЯФ-ПЛ] Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота 1918-1945. Подводные лодки. Справочник. СПб,1999
[Shipbucket]