Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Хроника монголов. 1255 г. Смерть Батыя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Смерть Батыя

   1255 г. от Р.Х.
   6763 г. от С.М, 652-653 (с 9.2) г.х., год Зайца
  
   Источники   Продолжение
  
  
  
   ЕКЕ МОНГОЛ УЛУС
  
   ЮАНЬ ШИ. цз.4. Менгу (1255)
   Пятое лето, И-мао. Весною указано собрать недоимочные оброчные деньги и хлеб. Летом Хан путешествовал в урочище Ирмэкту.
   Осенью, в 9-й месяц, Чжан-жёу собрал всех Генералов в Фу-ли. Бо-чжан-кхэу есть пристань, открытая для южных Китайцев и могущая вмещать великое множество судов; по сей причине Чжан-жеу построил каменную мостовую от Бо-чжеу в юг на 60 ли, а на средине построил крепостцу Хын-цзян-пху. Как от сей дороги к востоку на 60 ли везде могли водою подъезжать южные Китайцы, то Чжан-жеу построил водяныя преграды и постановил частыя притины во всех пунктах, чрез которые лежал проход. После сего в местах: Лу-и, Нин-лин, Кхао-чжэ, Чу-цю и Нань-тхунь более не было беспокойствий от южных Китайцев, и с городами Чень-чжеу, Цай чжеу, Ин-чжеу и Си-чжеу открылось сообщение. В сем году вновь назначен Чжалатай с Генералом Кхун-фу юань продолжать войну с Кореею. В следующие три года они приступом взяли города: Гуан-чжеу, Ань-чень, Чжун-чжеу, Сюань-фын, Чжень-юань, Цзя-сянь и Юй-го.
  
   РАД. О том, как Менгу-каан послал своих братьев Кубилая и Хулагу с войсками на восток и на запад, о выступлении его самого в поход, о намерении покорить города Китайского государства, которые [еще ему] не подчинились, и о прочем [1.2, т.2, с.145-146].
   И в год рыбы (?), соответствующий [месяцу] мухарраму 653 г.х. [9.2-10.3.1255], в 6-е лето от благословенного восшествия своего на престол, он окончательно принял намерение борьбы с китайским государем Джуканом. Во главе войск и орд монголов, которые оставались, он поставил [своего] младшего брата Ариг-Буку, препоручил ему улус и оставил у него своего сына Урунташа. Войска, которые он повел с собой, он составил из царевичей, гургэнов и старших эмиров в таком порядке:
   правое крыло:
   царевичи: ветвь из дома каана - Кадак-Тутак; ветвь из дома Чагатая - Кушгай и другие царевичи; ветвь из сыновей Тулуй-хана - Мука-Исутай; ветвь из двоюродных братьев Дауту и другие упомянутые царевичи;
   эмиры: из эмиров из рода Курчи-нойона: Балчик;
   от левого крыла:
   царевичи: Тогачар, сын Отачи-нойона; Йисунке, сын Джучи-Касара; Чакуле, сын Илджидай-нойона;
   эмиры: Курмиши, сын Микули-Куянка; Ильчи-нойон из [племени] кунгират; Кяхтай и Бучир из племени урук; Мунка-Кулчар и Чаган-нойон из [племени] мангут.
   Все эти племена [в составе] войска монголов выступили в поход, общая численность тех, которые относились к правому крылу, и тех, кто вместе с войском Джавкут отправились, сопутствуя Менгу-каану, [была] шестьдесят туманов, а Джавкут состоит из Хитая, Тангута, Джурдэнэ и Суленка, пределы коих монголы называют Джавкут; войска левого крыла в сопутствии с упомянутым царевичем Тогачаром он отправил по другой дороге. Всего их было 30 туманов, во главе их - упомянутый Тогачар.
   На том совете Бэльгутэй-нойон доложил, что Кубилай выступил однажды на войну и выполнил свое дело, а теперь у него болят ноги, если последует приказ, то он отправится домой. Менгу-каан одобрил это. Бэльгутэй-нойону было 110 лет, и в том [же] году он скончался.
  
   ЮАНЬ ШИ. цз.120. Чаган [1.1, с.517].
   [В год] и-мао [Чаган] скончался. Был посмертно пожалован званиями: "Туй-чжун кай-цзи и-юнь гун-чэнь", его превосходительство "итун саньсы" и "шанчжуго", посмертно возведен в ранг вана Хэнани. [Его] посмертное почетное имя -- "У-сюань". [Имел] десять сыновей, старший из них -- Мухули.
  
   ЮАНЬ ШИ. цз.121. Урянхатай [1.1, с.508-509].
   [В год] и-мао [Урянхатай] напал на Бухуахэинь, Ахэаинь и еще один город. Ачжу первым поднимался на стены и взял эти три города. Еще раз напали на горные укрепления [государства] Читугэ, Ачжу пробрался по краю горного хребта и ударил, почему и захватил их. Воспользовавшись победами, [монголы] внезапными нападениями сокрушили город Тацзюнь государства Лу[лу]сы и еще был взят город Хулань. Государство Лулусы сильно испугалось и попросило принять капитуляцию. Государство Або имело войско в 40.000 [человек] и не сдавалось. Ачжу напал на него, занял его города и побудил [это] государство просить принять [его] капитуляцию. Снова атаковали укрепления [города] Алу в горах, продвинувшись, напали на сам город Алу и овладели им. Тогда розыскали и схватили непокорных. Встретившись с войском [государства] Читугэ у гор Хэдатай, преследовали вплоть до самых обрывов [гор] и полностью перебили его. С выступления [в поход] до этого [момента] прошло полных два года, было усмирено 4 округа, 8 областей и 5 городов [государства] Дали, умиротворено 37 племен черных, белых и прочих [варваров] мань. Могущество войска настолько увеличилось, что не было таких, которые бы добровольно не покорялись.
  
   ГАН МУ. И-мао, 3-е лето [2.2].
   В 7-й луне юго-западные иноземцы покорились Монголам.
   Улань-хада, по выступлении из Тибета, напал на народы Бай-мань, Ву-мань и Гуй-мань. Куда ни шел, все сокрушал пред собою. Лолос и Або, оба государства пришли в страх и покорились. После сих побед еще покорились старшины владения А-лу. Юго-западные иноземцы все приведены в подданство. Завоевано пять городов, восемь департаментов, четыре провинции и 37 поколений Маней.
  
   ПАКСАН-ДЖОНСАН [2.3]
   Карма-бакши прибыл в страну Монголию.
  
  
   РАД. События, предшествовавшие его [Хулагу] восшествию на ханский престол (прод) [1.2, т.3, с.25].
   В месяце шабане лета 653 [9.1255] расположились у Самарканда на луговье Кани-гиль. Масуд-бек разбил там тканый золотом по золоту шатер и около сорока дней на этой стоянке непрерывно предавались питью. В те дни, под влиянием злого рока, скончался царевич Сонтай. На той же остановке был осчастливлен честью встречи раньше других меликов Ирана мелик Шамс-ад-дин Курт и отличен разного рода милостями и пожалованиями. Выступив оттуда, шли не останавливаясь до берегов Кеша. На этой стоянке явился эмир Аргун-ага со всеми вельможами хорасанскими, знатью и садрами, и они изъявили покорность и поднесли дары. На этой стоянке простояли в течение одного месяца.
   Падишахам и султанам Иранской земли были посланы ярлыки такого содержания: "Мы идем согласно ярлыку каана с намерением уничтожить крепости еретиков и изгнать эту братию. Ежели вы, прибыв своей особою, окажете помощь и поддержку войском, оружием и припасами, [ваши] владения, дружины и жилища останутся вам и усердие ваше будет одобрено. Ежели же вы в исполнении указа допустите нерадивость и пренебрежете [им], то, когда силою всевышнего господа мы покончим с их [еретиков] делом, мы, не слушая извинений, обратимся на вас, и с вашими владениями и жилищами случится то же, что с [домами] их".
   По этому важному делу отправили быстроходных гонцов. Когда весть о прибытии покоряющих мир знамен распространилась по сторонам, султаны и мелики каждого владения из владений Ирана направились на служение к его высочеству. Из Рума прибыли на служение к его высочеству султаны Изз-ад-дин и Рукн-ад-дин, из Фарса - атабек Сад, сын атабека Музаффар-ад-дина, а из Ирака, Хорасана, Азербайджана, Аррана, Ширвана и Грузии - мелики, садры и знать, все с подобающими дарами.
  
   РАД. О прибытии на служение к Хулагу-хану Насир-ад-дина кухистанского мухташама, в сопровождении мелика Шамс-ад-дина Курта, который ездил к нему послом [1.2, т.3, с.27-28].
   Хулагу-хан послал Шамс-ад-дина Курта послом в крепость Сер-и Тахт к мухташаму Насир-ад-дину, а он в ту пору был уже стар и немощен. Он исполнил указ и в сопровождении мелика Шамс-ад-дина 17 числа месяца джумада-л-уля [24.6.1255] с разного рода дарами и подношениями явился на служение к его высочеству и был осчастливлен честью поцеловать прах. Царское благоволение оказало ему милость принятием подношений. [Хулагу-хан сказал:] "Раз ты, сжалившись над женами и детьми, сдался, то отчего же ты не вывел жителей крепости?". Он ответил: "У них государем Хуршах, они его слушаются".
   Хулагу-хан дал ему ярлык и пайзу и послал его на должность хакима в город Тун и в месяце сафаре лета 655 [2-3.1257] он скончался. Хулагу-хан оттуда двинулся вперед от привала к привалу.
   Когда он дошел до пределов Завэ и Хафа, с ним приключилось легкое недомогание. Он назначил Коке-Элькэя и Китбука-нойона с другими эмирами на завоевание остальных их [исмаилитов] владений. Когда они достигли границ Кухистана, бродяги оказали небольшое сопротивление, однако через неделю времени [монголы] все заняли и стены обрушили. Произведя резню и грабеж, увели пленных. 7 числа месяца раби-ал-ахыра [16.5] подошли к городу Туну и, установив камнеметы, сразились. 19 числа заняли шахристан, перебили всех, кроме ремесленников, и с победой и славою явились на служение к Хулагу-хану и направились к Тусу. Аминь.
  
   ВАРДАН ВЕЛИКИЙ. Всеобщая история [4.5]
   В 704 - 1255 году Хулаву, брат Мангу-хана, с огромной силой и с бесчисленным войском пошел на Парсию, Ассирию, Армению, Иверию и Землю Ахованов. Прежде всего он дал приказание при шедшему с ним войску со всеми своими приготовлениями напасть на страну Греческую. Устрашенные появлением неприятеля Греки нашлись вынужденными, оставив Верхнюю Армению, равно как и Средиземные страны до самого моря, удалиться, предоставив Хулаву-xaнy господствовать над зем лями, бывшими под властью султанов греческих. Сам же великий Хулаву в самый год прихода своего, в 701 -- 1255 году пошел походом в землю Мельхедов -- в Аламут, завладел ею, прогнав оттуда начальника. Еще до его прибытия войско его под начальством Исавур-нуина было окружено и поставлено в стесненное положение.
   По возвращении оттуда Хулаву вызвал к ce6е царя иверийского, Давида, с вельможами страны; принял их всех с любовью и почестями, в особенности христиан. Ибо первая жена его, Дохуз-хатун, была xpистиaнкa по учению Сирийцев-несториан, с ересью которых она впрочем не была знакома; она с непритворною любовью любила все христианские народы и просила их молитвы, как-то делал и сам Хулаву, названный Эль-ханом. За ними всюду носили палатку из холста в виде церкви; ударами о молитвенную доску ежедневно призывались к молитвам, к обедне, которую служили священники с диаконами; у них были училища, где детям свободно преподавали (учение христианское). У них-то находили убежище духовные лица различного происхождения, которые из различных христианских стран приходили просить о мире и часто получали его и радостные возвращались с подарками.
  
  
   УЛУС ДЖУЧИ
  
   ДЖУВЕЙНИ. ч.1, гл.38. О Туши и о вступлении на престол вместо его Бату (оконч) [1.7, с.183-184].
   Когда в 653 г.х. (1255-1256) Менгу-каан проводил очередной курилтай, он послал к нему Сартака, который был приверженцем христианской веры. Не успел Сартак прибыть, как исполнился приказ Господа, и неизбежное свершилось в году....
   И когда Сартак прибыл, Менгу-каан принял его с величайшей добротой, выделив его среди равных; и он отпустил его с такими богатствами и сокровищами, которые подобали такому великому царю. Не успел он достичь своей орды, доехав лишь до..., как отправился вслед за своим отцом. Каан послал своих эмиров утешить его жен и братьев; и он приказал, чтобы Боракчин-хатун, которая была старшей женой Бату, издавала бы приказы и занималась воспитанием Улагчи, сына Сартака, пока он не станет взрослым и не займет место своего отца. Но судьба распорядилась иначе, и Улагчи скончался в тот же год.
  
   РАД. О восшествии Берке на престол улуса Джучи-хана и об обстоятельствах [его] жизни [1.2, т.2, с.81].
   Когда Бату скончался и его сыновья Сартак и Улагчи, которые были назначены ему преемниками, скончались один за другим и [когда] его младший брат Берке в 652 г.х. [1254-1255] воссел на его место, то его повеления стали неукоснительно исполняться в его улусе, и он по обычаю поддерживал с домом Тулуй-хана искреннюю дружбу, идя по пути преданности, благорасположения и единения.
  
   АЛ-ДЖУЗДЖАНИ. Насировы разряды [3.18]
   Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали следующее: Бату втайне сделался мусульманином, но не обнаруживал (этого) и оказывал последователям ислама полное доверие. Процарствовав около 28 лет над этим краем, он скончался. Да помилует его аллах, если он (Бату) был правоверный, и да облегчит ему аллах мучения (адские), если он был неверный.
   Похоронили его по обряду монгольскому. У этого народа принято, что если кто из них умирает, то под землей устраивают место вроде дома или ниши, сообразно сану того проклятого, который отправился в преисподнюю. Место это украшают ложем, ковром, сосудами и множеством вещей; там же хоронят его с оружием его и со всем его имуществом. Хоронят с ним в этом месте и некоторых жен и слуг его, да (того) человека, которого он любил более всех. Затем ночью зарывают это место и до тех пор гоняют лошадей над поверхностью могилы, пока не останется ни малейшего признака того места (погребения). Этот обычай их известен всем народам мусульманским.
  
   0x01 graphic
   Батый. Китайское изображение
  
   РУКН ЭД-ДИН БЕЙБАРС [3.4]N
   В 65З-м г.х. произошло сражение между татарскими царями Берке, сыном Бату, и Хулаку, сыном Тули; поражение понес Хулаку. С этого времени началась война между ними, и вражда между этими двумя народами стала наследственною. К числу тех, которые участвовали в упомянутой битве, принадлежит Ногай, сын (Татара, сына) Могола, сына Душихана. Он был ранен в один глаз и стал одноглазым.
  
   АН-НУВАЙРИ. О царе Берке, сыне Батухана, сына Душихана, сына Чингизхана [3.5]
   Это четвертый из царей этого Северного государства. Вступление его на престол Северного царства было в 652 году, после смерти дяди его Сартака. Этот Берке сделался мусульманином и ислам его был прекрасный. Он воздвиг маяк веры и установил обряды мусульманские, оказывал почет правоведам, приблизил их к себе, держал их вблизи от себя, сдружился с ними, и построил в пределах своего государства мечети и школы. Он первый из потомков Чингизхана принял религию ислама; (по крайней мере) нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам. Жена его Джиджекхатунь (также) сделалась мусульманкой; она устроила себе мечеть из шатров, которую возила с собою. В 653 г. (10.2.1255-29.1.1256) была война между Берке и Хулаку, царем Хорасана, обоих Ираков и соединенных с ними земель. Это (произошло) оттого что Хулаку, получив письмо от Боракшин, жены Тогана, как мы сказали выше, захотел завладеть этим государством, чтобы присоединить его к тем владениям, которые находились в руках его. Он снарядился и отправился туда (в Кипчак) с войсками своими, но прибыл (уже) после умерщвления Боракшин, восшествия Берке на царский престол и утверждения его власти.
   Когда до Берке дошло известие о Хулаку и о приближении его к владениям, то он двинулся с войсками своими на встречу ему. Между обоими находилась река, называемая рекою Терек, вода которой, вследствие сильной стужи, успела замерзнуть. Хулаку переправился через нее с войсками своими в земли Берке. Когда они сошлись и сразились, то Хулаку потерпел поражение. Прибыв к этой реке, сподвижники его (Хулаку) хлынули на нее; она (ледяная поверхность) проломилась под ними и множество народу из них утонуло. Хулаку вернулся с оставшимися у него людьми своими в свои земли.
   С этого года началась война между ними. В числе лиц, принявших участие в этом сражении вместе с Берке, был сын дяди его, Ногай, сын Татара, сына Могола, сына Чингизхана. Ударом копья он был ранен в глаз и стал одноглазым. Об этом Ногае (есть разные) известия, которые мы приведем после, если угодно Аллаху.
  
   ВАССАФ. О Джучи (оконч). [3.9]
   В месяцах 653 г.х., когда Менгу-каан устроил куралтай, он (Бату) отправил Сартака к высочайшему, как небесный свод, престолу. Не успел он (Сартак) еще вернуться, как Бату к кончику покрывала невесты ханства уже привязал троекратный развод. Взысканный разными милостями и благодеяниями (каана) Сартак прибыл в коренную столицу, но без долгого промедления по необходимости последовало прекращение всего. Согласно указу Менгу-каана, Боракчин-хатун, самая старшая из жен (Бату), принялась за управление делами государства и за воспитание сына Сартакова, Улагчи. Улагчи также в короткое время истратил капитал своей жизни и ханскую корону получил Берке-огул. Войску его привелось несколько раз сразиться с войском Хулагу-хана, а когда очередь ханствования дошла до Менгу-Тимура, то ему также пришлось идти с Абака-ханом по пути столкновения, как об этом уже подробно было сказано.
  
   ВАССАФ. О сыновьях Джучи-хана [3.9]
   Джучи был старший сын Чингиз-хана, владевший Саксином, Кипчаком, Хорезмом, Булгаром, Крымом и Укеком до Руси. После него сын его Бату по пути наследства оказался достойным венца и перстня (ханского). Затем сын его (Бату) Сартак, согласно ярлыку Менгу-каана, стал править палаткой султанства, но вскоре из этой непостоянной обители переселился в стоянку неизбежную. Когда он отошел в подземелье пресечения (жизни), то солнце ханствования еще не вполне взошло над братом его, Улугчи, который как и он, против (своего) желания, поспешил гонцом почты смерти по стопам отца.
  
   КАЗВИНИ. О делах царей тюркских и монгольских [3.17]
   Он (Бату) правил некоторое время, а в 654 г.х. умер. Менгу-каан отдал то государство Сартаку, сыну Бату-хана. Он (Сартак) избрал веру христианскую. Через некоторое время он также умер. Менгу-каан отдал ту область сыну Сартака, но так как он был еще мальчиком, то предоставил матери его, Боракчин, право неограниченно распоряжаться делами государства. Около того же самого времени умер и этот сын. Государством завладел Беркай-хан, сын Туши-хана; он был там царем до времени Абака-хана.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"