Темежников Евгений Александрович: другие произведения.

Хроника монголов. 1265 г. Смерть Хулагу

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:


Смерть Хулагу

   1265 г. от Р.Х.
   6773 г. от С.М, 663-664 (с 12.10) г.х., год Быка
  
   0x01 graphic
  
   ЕКЕ МОНГОЛ УЛУС
  
   РАД. Об исходе его [Ариг-Буки] дела [1.2, т.2, с.167].
   Когда Асутай получил известие о даровании [Булга-аке] свободы, то сказал: "Как это возможно, что Булга останется в живых? Я стану на очную ставку с ним и докажу его большие преступления".
   Он сказал Булга: "Ты рассказал монгольскую басню, смысл которой в том, что мы дело сделали и возможно, что от него откажемся, и в этом [не] следует проявлять беспечность. В этом и заключается твое великое преступление, за которое ты должен умереть".
   Булга-нойон не отрицал этого и согласился с ним. Эти слова доложили каану, [который] сказал: "Раз так - пусть его казнят".
   За Илджидаем было больше вины, чем за другими, так как он оклеветал Курмиши, сына Кадана, и приложил усилия к тому, чтобы его убили. Поэтому его передали Кадану, чтобы [тот] его казнил. Много преступлений было также и за Токузом, который постарался, чтобы перебили множество [людей] каанова улуса. Все упомянутые эмиры были казнены. А Хуку, сына Гуюк-хана, Чапата, сына Нагу, Кутука, сына Карачара, и еще несколько других царевичей [каан] выслал в Туркестан. Затем он пожелал допросить Ариг-Буку и стал ждать прибытия Хулагу, Берке и Алгу. Так как они были очень далеко и [дело] задерживалось, то царевичи той страны Тогачар, Йисункэ, Екэ-Кадан, Нарин-Кадан, Хулакур, Чин-Тимур, Чавтух и прочие, [а также] монгольские и китайские эмиры собрались вместе и допросили Ариг-Буку и Асутая.
  
  
   УЛУС ХУЛАГУ
  
   РАД. Об обстоятельствах его [Хулагу] болезни и его кончины [1.2, т.3, с.61-62].
   Когда наступил год быка, что случилось в месяце раби'-ал-ахыре лета 663 [I 1265], он несколько дней предавался пирам и охоте. Вдруг после бани на тело его напала хворь, так что он ощущал в себе тяжесть и слег в постель. В ночь на субботу, 7 числа месяца раби'-ал-ахыра [27.1], он принял из рук китайских лекарей слабительное. От его действия появился обморок и завершился ударом. Сколько искусные врачи ни старались и ни силились вызвать рвоту, поскольку жизненный путь достиг до точки смерти, они остались бессильными прогнать эту болезнь. Никакая мера [не могла помочь] от предопределения и никакое лекарство исцелить от судьбы. В ту пору обнаружилась хвостатая звезда наподобие клина и появлялась каждую ночь. Когда же эта хвостатая звезда исчезла в ... месяце, соответствующем ночи на воскресенье 19 числа месяца раби'-ал-ахыра лета 663 [8.2.1265], случилось великое несчастие. Жизнь его продолжалась сорок восемь полных солнечных лет. Он отошел от бренного привала к вечному местопребыванию на берегу Чагату.
   Ходжа мира, Насир-ад-дин Туси, в стихах на смерть его говорит:
   Как только Хулагу на зимовку ушел из Мераги,
   Предопределение пробило последний час его жизни
   В лето шестьсот шестьдесят третье, на воскресенье
   В ночь девятнадцатого раби'-ал-ахыра.
   На горе Шаху, что напротив Диххарегана, устроили ему большой заповедник и, свершив обряды оплакивания в его ставках, гроб с ним захоронили в том заповеднике.
   В первый день икинди-месяца, соответствующего 28 числу упомянутого месяца раби'-ал-ахыра [17.2], отошла Арыкан-хатун, мать Аджая, и в те же дни умер эмир Алгу-битикчи. 2 числа шун[?]-месяца года быка, соответствующего первому дню месяца рамазана лета 663 [17.6.1265], скончалась Докуз-хатун, которая от Тулуй-хана досталась Хулагу-хану. Кончина ее была через четыре месяца и одиннадцать дней после кончины Хулагу-хана и за три дня до восшествия на престол Абага-хана. Бог, да будет он велик и превозвышен, да уделит государю ислама Газан-хану на долгие годы и века без числа счастливый жребий в жизни и державе и да сделает его наследником долгих лет. "Он всемогущ и расположен услышать [молитву]". Аминь.
  
   МАГАКИЯ. История народа стрелков. гл.19 [4.2]
   В те дни появилась звезда волосатая. Она показалась впервые утром в субботу, в праздник киота. Хвост и лучи ее увеличивались со дня на день. Сначала она появлялась по утрам, через несколько дней в полдень, и таким образом ежедневно замедляя свой восход, она стала показываться вечером в 11 часов дня. Лучи ее с востока доходили до середины нашей земли и до того размножились, что привели в ужас всех жителей, ибо никто из них не видывал на земле ничего подобного. Увеличивая свои лучи в длину и ширину, звезда осталась в таком виде до начала зимних месяцев, а после того тем же путем постепенно стала уменьшаться в объеме так, что мало по малу свет ее лучей стал слабеть и она перестала показываться.
   Гулаву-хан тотчас понял, что появление звезды касалось его, и потому он пал ниц перед Господом и поклонился ему. Страх его увеличился, когда свет лучей звёзды стал ослабевать. Весь свет заметил, что лучи звезды удлинялись на столько, на сколько простирались владения Гулаву-хана; достигнув этого предела, они стали ослабевать. Гулаву-хан прожил после того только год и исчез се лица земли, оставив 30 сыновей. В том же году скончалась также добродетельная жена его, Тавус-Хатун, и смерть их причинила великую скорбь всем христианам. В те дни преставился смертью во Христе царский отец, барон Константин, покрытый сединами и полный днями, погрузив в великую печаль как благочестивого царя Гетума и других сыновей своих, так и всю страну армянскую, потому что он был причиною благоденствия страны и подпорою престола сына своего, Гетума. По этому Христом венчанный царь Гетум с большою почестью похоронил барона, отца своего. Да прославит душу его Христос Бог и причтет его к сонму св. князей в царствии своем.
  
   ВАРДАН ВЕЛИКИЙ. Всеобщая история [4.5]
   В начале 714 года армянского летосчисления (1265) явился к великому (повелителю) величайший посол, сильный жезл которого поразил храброго победоносного Хулаву; настиг его приговор, (произнесенный) над праотцем нашим: и он, как сын Адама, испил из той чаши, из которой все вкусили и вкусят.
  
   КАЗВИНИ. О делах царей тюркских и монгольских [3.17]
   Хулагу умер при Мерагской Чагату 19 реби II 663 г.х. (8.2.1264)
  
   РАД. События, предшествовавшие его [Абака-хана] восшествию на ханский престол [1.2, т.3, с.66].
   Когда Хулагу-хан скончался, они, согласно своему обычаю, преградили дороги и отдали приказ, чтобы ни одно живое существо не передавало бы [об этом], и тотчас послали гонца к Абага-хану в Хорасан, так как он был старшим сыном и наследником [престола], а также вызвали Аргун-агу, который находился на должности везира и находился при Абага-хане. В то время Абага-хан был на зимовке в Мазандеране, а Юшумут - в областях Дербента и Аррана, которые ему принадлежали. На восьмой день после смерти отца [Юшумут] прибыл. Разузнав о настроениях эмиров, он тщательно рассмотрел и обдумал обстоятельства дел. Так как он понял, что ничего не удастся, то после двух дней пребывания вернулся назад.
   В году хукер, соответствующем 19 джумада-л-уля 663 г. х., Абага-хан расположился ставкой на [реке] Чагату. К прибытию все приближенные и эмиры вышли навстречу. Так как Элькэ-нойон был эмиром ставок и на службе ильхана долгое время шел стезею приверженности и усердного служения, то он подал Абага-хану ош и вино и наедине изложил [ему] обстоятельства [печального] события. После выполнения обрядов оплакивания, все жены, царевичи и зятья собрались и устроили совещание относительно его восшествия на престол. В ту эпоху было много давнишних старших эмиров: Элькэ-нойон, Сунджак-нойон, Сонтай-нойон, Самагар-нойон, Шиктур-нойон, Аргун-ага и другие, перечисление которых затянулось бы. Из них Шиктур-нойон, которому Хулагу-хан передал свою последнюю волю и поручил билики, и Сунджак-ага раньше других эмиров засвидетельствовали права Абага-хана на наследование престола и заместительство, а он отказывался и препоручал другим братьям. Братья единодушно преклонили колено, что мы-де, рабы, а тебя считаем заместителем отца. Абага-хан сказал: "Кубилай-каан старший брат, каким образом без его соизволения можно воссесть [на престол]".
   Царевичи и эмиры сказали: "При наличии тебя, являющегося старшим братом всех царевичей и ведающим давние обычаи, правила, законы и добрые предания и [которого] Хулагу-хан при жизни своей сделал престолонаследником, как может сесть другой".
   И все без лицемерия согласились. В пятницу 5 числа шун[?]-месяца года хукер, который был годом быка, соответствующего 3 рамазана лета 663 [19.6.1265], по выбору ходжи Насир-ад-дина Туси, "да смилуется над ним господь", под знаком созвездия Девы, Абага-хана посадили на царский престол у Чаган-наура в области Перахан и выполнили все обряды, которые на этот счет установлены.
  
   РАД. Об устройстве Абага-ханом нужд владений и об управлении делами царства [1.2, т.3, с.67].
   Абага-хан, после восшествия на ханский престол, раздарил женам, царевичам и эмирам безмерные богатства деньгами, драгоценностями и дорогими одеждами, так что польза от этого получилась для всех воинов. После соблюдения обычаев пиршества и поздравления с восшествием на престол он обратился к управлению и устройству важных дел и нужд улуса и войска. Хотя он и был обладателем венца и престола, но до прибытия гонцов от его величества Кубилай-каана и присылки ярлыка на его имя он восседал на стуле и правил.
   Во-первых, он приказал, чтобы все законы, которые установил Хулагу-хан, и указы, которые он по разным поводам издал, соблюдались и исполнялись бы твердо и были охраняемы и защищаемы от порчи переиначивания и замены. Сильные чтобы не насиловали и не обижали слабых, и все народы чтили бы обычаи и правила отцов и дедов.
   Через неделю отправили во все владения царскую грамоту, в которой содержалась радостная весть о благословенном восшествии на престол. Султанов, меликов, эмиров, хакимов и челобитчиков, которые присутствовали, по достижении [ими] предмета желания, вернули обратно.
   Прежде [всего] он послал своего брата Юшумута в Дербент, Ширван и Муган до Алтана, чтобы он охранял те пределы от врага, а другого брата Тубшина он тоже назначил с полночисленным войском в Хорасан и Мазандеран до берегов Амуйе.
   Битикчия Тугу, сына Элькэ-нойона, и Тудауна, брата Сунджак-нойона, который был дедом эмира Чобана, он послал ко двору мелика в Рум, а когда с ними приключилось происшествие, он отправил вместо них Самагара и Кехюркея.
   Дурабай-нойона он назначил в Диярбекр и Дияррабиа, которая граничит с Сирией. Грузию он вверил Ширемуну, сыну Чурмагуна. Владения инджу он препоручил Алтачу-аге. Владения Багдад и Фарс он отдал Сунджак-аге.
   Аргун-агу, который заведывал откупами во владениях, он по-прежнему утвердил [в должности]. Должность везира он на прежнем основании пожаловал счастливому сахибу Шамс-ад-дину Мухаммеду Джувейни. Столицу Тебриз он установил местом царского пребывания. Летним становищем он избрал Аладаг и Сияхкух, а зимним становищем Арран и Багдад, а иногда Чагату.
   Сахиба Ала-ад-дина Ата-мелика он назначил наибом эмира Сунджак-аги в Багдаде, а должность везира в Хорасане он пожаловал ходже Изз-ад-дину Тахиру, а после него его сыну ходже Ваджих-ад-дину. Владением Фарс правил Абу-Бекр как потомок атабека, а управлял откупами его [Фарса] Шамс-ад-дин Тазику, а Керман он вверил Туркан-хатун, Тебриз - малику Садр-ад-дину, Диярбекр - Джелаль-ад-дину Тариру и мелику Рази-ад-дину Баба, Исфаган и большую часть областей Ирак-и Аджама - ходже Беха-ад-дину Мухаммеду, сыну сахиб-дивана Шамс-ад-дина, Казвин и некоторую часть Ирака - мелику Ифтихар-ад-дину Казвини, Диярраби'а - мелику Музаффар-Фахр-ад-дину Кара-Арслану, владение Нимруз - мелику Шамс-ад-дину Курту, Грузию - Давиду и сыну его Садуну.
   Около сотни почтенным ученым из учеников учителя рода человеческого, ходжи Насир-ад-дина Туси ;да смилуется над ним господь', которые состояли при дворе, он уделил из общего вознаграждения. В тот год он зимовал в Мазандеранских краях и весною лета 663 [1265] возвратился в стольный город Тебриз. Аминь.
  
   РАД. О битве войска Абага-хана с Нокаем и Беркеем, их поражении и обращении в бегство [1.2, т.3, с.68].
   В начале века Абага-хана толпа противников и завистников покушалась на эти края, и в другой раз Нокай со стороны Дербента двинулся с полным войском отомстить за кровь Тутара. Дозорные известили об его прибытии, и царевич Юшумут 4 числа алтынч-месяца года быка, соответствующего 3 шавваля лета [6]63 [19.7.1265], согласно указу воссел [на коня], чтобы отразить Нокая. Он перешел через реку Куру и близ Чаганморена, который называют Аксу, обеим ратям случилось встретиться. С обеих сторон построили ряды и завязали бой. Многие с обеих сторон были убиты, а Куту-Бука, отец Тогачар-аги, в этой битве совершал удалые подвиги, пока не был убит. Нокаю тоже стрела попала в глаз, и рать его обратилась в бегство и дошла до Ширзана. Абага-хан переправился через реку Куру, а с той стороны подоспел Беркей с тремя стами тысяч всадников. Абага-хан с войском опять перешел на этот берег реки и приказал, чтобы прервали переправы. Обе стороны на обоих берегах реки Куры построили лагери кольцом и стали стрелять друг в друга стрелами. Беркей пробыл четырнадцать дней на берегу реки, и так как переправиться было невозможно, он двинулся в Тифлис, чтобы там перейти через реку. По пути он занемог и скончался. Гроб с ним отправили в Батуеву [столицу] Сарай и похоронили.
  
   РУКН ЭД-ДИН БЕЙБАРС [3.4]
   В 663 г.х. вступил на престол Абага и снарядил рать на войну с войсками Берке.
  
   АЛЬ-МУФАДДАЛ [3.7]
   В этом, т. е. 663 г.х. (24.10.1264-12.10.1265) пришло к султану (Египетскому) известие, что войска Хулавуна собрались у сына его Абаги, что Хулавун умер 7-го ребиэльахыра (27.1.1265) от падучей болезни, которая приключалась ему ежедневно по два раза, что он скончался в городе Мераге и перенесен в крепость Телу, где и похоронен, что над ним построена часовня, и что Берке напал на Абагу и разбил его.
  
   АЗ-ЗАХАБИ [3.8].
   В 663 г.х. пришло известие, что Татары сделали царем своим Абагу, сына Хулаку, и что Берке настиг да поразил его
  
   ИБН КАССИР [3.11]
   В 663 г.х. пришло известие о том, что султан Татарский Хулаку отошел к проклятиям Аллаха всевышнего и гневу его, 7-го ребиэлахыра (27.1.1265), от болезни колики, в городе Мераге, и схоронен в крепости Тела, где над ним построена часовня, что Татары собрались вокруг сына его, Абаги, что царь Беркехан двинулся на него, разбил его и рассеял рати его (Абаги). Эльмелик-Эззахыр обрадовался этому радостью сильною.
  
   АБУ БАКР. Султанат Абака-хана [6.12]
   Продолжался восемнадцать лет. Его родословная:
   Абака-хан - сын Хулагу-хана. Говорят, что [он правил] семнадцать лет, три месяца и семнадцать дней. У него было два сына: Аргун и Гейхату. Когда умер отец, он [Абака-хан] был в Мазандаране. Прибыл [оттуда], занял престол в Чаган Ha'ype и захватил власть в 663 году (1265). Йошмута [он] послал в Ширван, Тубшина назначил в Хорасан, Тугуза битикчи - сына Илкан-нойана и Тудана - деда эмира Чобана послал в Рум, Дарбай-нойана послал в Дийарбакр, Сирамун-нойана - сына Чормагуна послал в Грузию, инджу он поручил Элтеджу-нойану, провинции Багдад и Фарс дал Сунджаку, брату Тудана, а диван - Аргун-ага, Табриз он сделал столицей. Ала ад-Дину Ата Малику передал наместничество в Багдаде. В тот год он зимовал в Мазандаране. Йошмута послал в Арран.
  
   МАГАКИЯ. История народа стрелков. гл.20 [4.2]
   Через год после смерти Гулаву созван был великий курильтай, на котором возвели на ханский престол Абага, старшего сына Гулаву. И был Абага красив видом и высок ростом между 30 братьями своими. В дни его правления по всей земле было изобилие на все предметы потребления.
   В те же дни преставился в Христе, в глубокой старости, св. и пречистый патриарх армянский Тер Константин, оставив после себя доброе имя. Молитвами его да дарует Христос мир поклонникам своего имени; а благочестивую душу его, любившую православие веры и все порядки церковные, да сделает соучастницей блаженства св. Патриархов, по смыслу слова: раб добрый и верный, войди в радость господина твоего, в жизнь вечную. Исполнилось слово мудреца: когда уменьшается число добрых и добродетельных, то увеличиваются сонмища злых. Так случилось и с нами.
   Жестокий и свирепый султан египетский, прибыв с большим войском в Дамаск, отправил оттуда послов к царю армянскому с какими-то незначительными требованиями. Но царь армянский не только не дал ему ничего, но назвал его еще собакой и рабом. А назвал он его рабом по следующей причине: когда татары взяли Багдад, в нем находились два невольника султана египетского, Фендухтар и Схур, которые по взятии города тотчас сели на коней и поскакали но направлению к Египту. Татары погнались за ними во весь опор. Фендухтар носил уже в то время бороду и сидел на плохой лошади, а Схур был еще мальчиком и имел превосходную лошадь. Заметив, что их догоняют, Схур слез с своей арабской лошади, дал ее Фендухтару, а сам сев на плохую лошадь, сказал ему: "Садись на хорошую лошадь и беги! Я молод; меня если и схватят, то не убьют, а сделают невольником; ты же спасайся и выкупи меня, когда у тебя будут средства!"
   Тотчас нагнали их татары, схватили Схура и сделали его невольником. А Фендухтар, которого не могли догнать, потому что у него была превосходная лошадь, успел бежать в Египет. Как только он прибыл в Египет, там умер султан, и Фендухтар возведен был в султанское достоинство. Вот это-то произшествие имея в виду, армянский царь назвал его собакой и рабом, и нетолько не заключал с ним союза, но презирал его и враждебно относился к нему, надеясь на барона, отца своего, бывшего еще в живых и полагаясь на верность князей своих. Узнав такое о нем мнение царя армянского, султан отправил свою конницу по дороге Маро в страну армянскую, а сам остановился в Хархэ.
   Он предписал войскам своим: войти в неприятельскую страну, беспощадно истребить христиан, разрушить церкви, сжечь все городские и сельские постройки, погостить в стране дней 15 и увести в неволю женщин и детей христианских. Так они и сделали. Царь армянский сведав о выступлении турок против него, собрал войска свои, и поручил их царственным сыновьям своим, Леону и Торосу. Сам же с малым отрядом отправился к татарам, стоявшим между Абластаном и Кокосином и промедлил у них, не зная о раздоре, царствовавшем в его войсках. Когда же он убедил наконец татарских предводителей придти к нему на помощь, а сам двумя днями раньше их прибыл на родину, то тут только получил весть о вторжении турок, о поражении своих мятежных войск, которые предали царственных сыновей его в руки хищных волков, а сами бежали в замки свои. Прекрасного царевича Тороса турки зарезали на коне во время битвы, а барона Левона схватили и увели в рабство в Египет.
   Это известие сокрушило сердце и жестоко опечалило душу благомыслящего царя Гетума, так как несчастье постигло его внезапно, и он не мог вынести удара. Поэтому он удалился в славную обитель Акаиц, и утешаемый братьями пробыл там до тех пор, пока турки выступили из страны его. Между тем неприятели в точности исполнили все предписания своего жестокого султана: предали огню город Сис, резиденцию царей армянских, сожгли прекрасную и великолепную церковь, натаскав в нее с этою целью дров, разрушили гробницы царские, перерезали христиан, и многих увели в плен из городов и сел.
   После всего этого с огромною добычей и с награбленными сокровищами они отправились восвояси, оставив страну армянскую в запустении. Те же, которые схватили барона Левона, узнав, что он действительно сын царский, с радостью привели его к султану, который увидя его возрадовался; но в тоже время его сильно опечалила смерть барона Тороса, и он с гневом укорял тех, которые его убили. Убийцы же говорили: "Мы незнали, что он сын царский, потому что он многих из нас убил и многих ранил, и мы едва могли одолеть и убить его".
   После того султан сказал Левону: "Твой отец называл меня рабом и не хотел вести со мной дружбы. Кто же теперь раб, я или ты?"
   Много подобных упреков наговорил он царевичу; но после приласкал его, полюбил и утешал словами, советуя небояться ничего, а быть спокойным, и обещался через несколько дней отправить его к отцу его, парю армянскому. После того султан Фендухтар отправил барона Левона в Египет.
  
   МАГАКИЯ. История народа стрелков. гл.23 [4.2]
   Мы уже говорили о семи ханских сыновьях, из которых трех умертвили, двое изъявили покорность, а одного заточили в темнице на острове Соленого моря. Один из покорившихся, Такудар, имел под своей властью большое число всадников и приобрел такое количество сокровищ, золота и другого имущества, что нужно было 300 верблюдов и 150 телег, чтоб переносить все его богатства, не считая табуны лошадей и стада, которым не было счета. Число всадников доходило до 40.000 людей воинственных, бесстрашных и бывалых в деле. Они разбойничали на больших дорогах и грабили караваны, идущие из города в город; нападали также по ночам на деревни, обирали их, уводили скот, а жителей поражали стрелами; входили в монастыри, вешали священнодействующих иереев головой вниз и вливали им в нос соль смешанную с сажей, и говорили при этом: "Несите нам море вина и горы мяса!"
   В других местах они заставляли монахов держать во рту собачьи хвосты за то, что эти несчастные (т. е. монахи) не имели в монастырях вина. Они обыкновенно требовали у монахов: иди доставлять им столько вина, чтоб они могли напиться и унести с собой сколько хотели, -- или держать собачьи хвосты так, как мы описали. Таким образом восточные монастыри находились в страшном угнетении со стороны беззаконного предводителя. Узнав об этом армянские и грузинские князья единодушно отправились к Абака-хану, бросили свои мечи перед ним и сказали ему: "Или дай нам в руки Такудара и его всадников, или прикажи умертвить нас перед своими глазами, чтоб не видеть нам долее тех оскорблений, который наносятся нашим церквам и священнослужителям".
   Точно также жаловались и татарские войска и говорили: "войска Тукудара и на нас нападают в поле и отымают наших лошадей". Даже сам хан выражал свое неудовольствие перед армянскими и грузинскими войсками и перед татарскими предводителями, и говорил: "Такудар разбогател и до того стал могуществен, что нас ни во что не ставить, не исполняет наш ясак и стремится опустошить край своими всадниками и своею беззаконною жизнью".
   После того Абака-хан приказал Сирамуну, которого, как мы раньше писали, прозвали золотым столбом, взять с собою 100.000 человек. В тоже время он вручил ему свой знак. Хан повелел также армянским и грузинским князьям со всеми их силами итти на Такудара, безпощадно истребить его шайку, отнять все его имущество, а самого Такудара живым привести к нему. Войска армянские и грузинские чрезвычайно обрадовались этому приказанию, которое освобождало их страну от притеснений Такудара, и приготовились выступить в поход. Между тем Сирамун, сын Чорма-хана, человек расположенной к христианам, взял ханский знак и 100.000 всадников, внезапно настиг Такудара и истребил его дружину, отнял все его имущество, а самого его, с 700 всадников, привел к хану. Хан, насмеявшись над ним, дал ему одну жену, ножик с отломленным концом, и под прикрытием 10 человек отправил на остров Соленого моря, находящегося между областями Гер и Зареванд. Исполнилось слово пророка: Был человек в почете и не познал.
  
  
   УЛУС ДЖУЧИ
  
   РАД. Об обстоятельствах жизни [Берке] [1.2, т.2, с.82].
   Когда Хулагу-хан в 663 г.х. скончался на зимнем стойбище в Чагату и на место его воссел на престол сын его Абага-хан, то между ними и Берке все так же продолжалась вражда.
  
   РАД. Летопись султанов [1.2, т.2, с.167-168].
   В Руме был султаном Изз-ад-дин Кей-Кавус, сын султана Изз-ад-дин Кей-Хосрова, который был разбит при Кусэдаге войском монголов под начальством Байджу-нойона. Он правил совместно со своим братом, [султаном] Рукн-ад-дином. А так как Му`ин-ад-дин Парванэ был управителем государства [со стороны] Рукн-ад-дина и воспитывал его, то между ними вышел раздор, и султан Изз-ад-дин предоставил правление брату и направился в Ладикийю, а оттуда - к кесарю Византии.
   Когда войско Берке дошло до Стамбула, его [Изз-ад-дина] отвели к Берке, [который] дал ему султанство над городом Крымом (Кумом), и там он скончался. А его брат Рукн-ад-дин в 664 г.х. [13.10.1265-1.10.1266] принял от рук неверных мученическую кончину. Его сын Гияс-ад-дин Кей-Хосров ибн Клыч-Арслан воссел на султанство, и его [также] зверски убили в Эрзинджане. После него султанская власть утвердилась за Гияс-ад-дином Мас`удом ибн Кей-Кавусом, который в настоящее время является султаном.
  
   АН-НУВАЙРИ [3.5]
   В 663 г.х. (24.10.1264-12.10.1265) хаджиб Шуджаэддин Ибнеддаие отправился послом к царю Берке, чтобы удержать его от вторжений во владения Ласкариса, согласно просьбе его (последнего). Для этого он (султан) послал с ним три описания священных процессий, совершенных в Мекке, в честь царя Берке. Отправил он с ним (также) два флакона с водою Земземскою и маслом бальзама и др.
  
   ИБН АЛЬ-ФУРАТ [3.16]
   В шеввале 663 г.х. (17.7-14.8.1265) хаджиб Шуджаэддин Ибнеддаие отправился к царю Берке послом от султана для прекращения набегов царя Берке на земли Ласкариса, согласно просьбе Ласкариса об этом. Отправил он (султан) его по этому предмету и по другим делам. Он послал с ним (также) три описания процессий, совершенных в честь царя Берке в Мекке-- да возвеличит ее Аллах всевышний -- (описания), которым подобный не делались (прежде) по заключавшимся в них стихам, изречениям пророка и золотым украшениям. Отправил он с ним также два флакона с Земземскою водою, бальзамовым маслом и пр. Вместе с ним поехал один из подданных царя Берке: Джемаледдин Махмуд.
  
   КАЗВИНИ. О делах царей тюркских и монгольских [3.17]
   Беркай-хан отправил царевича Ногая с огромной армией для завоевания Ирана. Абака-хан выслал против него своего брата Юшумута с войском. 3 сафара 664 г.х. (14.11.1265) они сразились. Беркаевцы были разбиты. Чтобы отомстить (за поражение) Беркай-хан сам двинулся в Иран и прибыл к берегу реки Куры. Не имея возможности переправиться, он направился к Тифлису, чтобы перебраться через Куру по мосту, но смерть не дозволила ему (совершить это), и он умер в пути от колик. Войско его обратилось в бегство; некоторые были взяты в плен и он (Юшмут?) отдал их в рабство кому попало.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ахрем "Ноль"(ЛитРПГ) K.Sveshnikov "Oммо. Начало"(Киберпанк) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"