Темежников Евгений Александрович: другие произведения.

Прогресс или регресс? Авиация

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 1.00*13  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Главным девизом авиации был: "Дальше, выше, быстрее". Каждое новое поколение авиатехники превосходило предыдущее. Актуален ли девиз сегодня?


   Всё выше! Выше!! И Выше!!!
   Стремим мы полёт наших птиц.
   (Авиамарш 1930-х годов)
  
   Стало расхожей фраза: "Ускорение технического прогресса". Например, в учебнике 5-го класса написано:
   "В каменном веке технический прогресс полз со скоростью улитки... Технический и социальный прогресс в наше время взметнулся ввысь подобно ракете. В XVIII веке к техническому прогрессу подключилась дополнительная сила -- наука, и теперь уже научно-технический прогресс с удвоенной и утроенной энергией помчался вперед... По мере приближения к нашим дням скорость прогресса постоянно нарастала... Человек не успевает не то чтобы привыкнуть к новому, но и просто уследить за сменой нового еще более новым. А что нас ждет в будущем? Еще большее ускорение? Или это когда-нибудь прекратится?" [Кравченко А.И., Обществознание: учебник для 5 класс М.: ООО "Русское слово - учебник"]
  
   Вопрос поставлен о будущем. За будущим - к гадалкам и предсказателям, благо сейчас их развелось, пруд пруди. Я не гадалка и не пророк, поэтому могу судить только о прошлом и настоящем. Так вот, "по мере приближения к нашим дням скорость прогресса" во многих областях техники не только не "постоянно нарастала", а наоборот, упала до нуля, а кое-где начался, а где-то уже вовсю идёт регресс. Впрочем, я не буду давать готовые выводы. Буду приводить лишь цифры и факты. А Вы уж сами судите...
  
   Начну с авиации, которая долго была самой технологически продвинутой отраслью развития человечества.
   Главным девизом авиации был: "Дальше, выше, быстрее". Каждое новое поколение авиатехники превосходило предыдущее по этим показателям. Актуален ли девиз сегодня?
  
   Первый самолёт братьев Райт взлетел в 1903 году, пролетев 36,5 метра на высоте 3 метра. В 1905 году ФАИ зарегистрировала первый официальный рекорд: скорость 61 км/ч, дальность 39 км, высота 15 м, вес 388 кг. Далее прогресс пошёл с места в карьер...
   0x01 graphic
   Самолёт братьев Райт 1905 г. Точка отсчёта.
  
   Начнём с "быстрее".
   В 1910 году скорость самолёта превысила 100 км/ч, в 1913 - 200, в 1923 - 400, в 1928 - 500, в 1931 - 600, в 1934 - 700, в 1947 - 1.000, в 1952 - 1.200, в 1958 - 2.200, в 1961 - 2.500, в 1965 - 3.300 км/ч. Таким образом, с 1905 по 1965 год скорость возросла в 55 раз. В среднем скорость удваивалась примерно каждые 10 лет. А дальше? В 1976 году самолётом-разведчиком SR-71 был установлен рекорд в 3.529 км/ч. С тех прошло уже 40 лет. Рекорд никем не побит.
   0x01 graphic
   SR-71 Чёрный дрозд - вот уже более 40 лет абсолютный рекордсмен скорости. С вооружения снят.
  
    []>
  
   Самый скоростной в истории истребитель МиГ-25 установил серию рекордов скорости на замкнутых маршрутах в 1967-1973 гг., доныне не побитых.
   На малой высоте, где высоко сопротивление воздуха, рекорд скорости до сих пор остаётся за самолётом-ракетой F-104RB, которую он установил в 1977 году - 1590 км/ч.
  
   []
   Рекордсмен скорости на малой высоте F-104RB. Давно снят с вооружения, но рекорд не побит за 40 лет.
  
  Самый скоростной в истории трёхмаховый бомбардировщик XB-70 впервые взлетел более чем полвека назад в 1964 году. Построено 2 экземпляра.
   0x01 graphic
   XB-70 Valkyrie. Самый скоростной в истории бомбардировщик. На вооружение не принят.
  
   Из серийных самый скоростной бомбёр Ту-22М (2300 км/ч), впервые взлетел в 1969 году, 47 лет назад.
   Тогда же в небо поднялись сверхзвуковые пассажирские самолёты: Ту-144 и "Конкорд". Я помню журнальные статьи тех лет: "Сверхзвуковой пассажирский самолёт - будущее гражданской авиации". Ныне это "будущее" стоит в музеях как непревзойдённое достижение человечества, оставшееся в далёком прошлом.
   0x01 graphic
   Ту-144. Пассажирский самолёт будущего, оставшийся в прошлом. С авиалиний снят.
  
   Наибольшая скорость вертолёта, зафиксированная ФАИ, составила 400 км/ч. Это случилось в 1986 году, 30 лет назад. Её установил вертолёт "Lynx".
  
   Ну а как "выше"?
   1908 году самолёт поднялся выше 100 м, в 1910 - 2.000, в 1915 - 3.000, в 1916 - 7.000, в 1920 - 10.000, в 1936 - 15.000, в 1955 - 20.000, в 1959 - 30.000, в 1963 - 36.000 метров. За 55 лет высота увеличилась в 360 раз, удваиваясь в среднем каждые 7 лет. В 1977 году Е-266 (МиГ-25) достиг высоты 37.650 метров. Это абсолютный рекорд высоты, так называемый динамический потолок, когда самолёт совершает "прыжок" в стратосферу.
   0x01 graphic
   МиГ-25 - абсолютный рекордсмен высоты уже 40 лет. С вооружения снят.
  
   Рекорд высоты горизонтального полёта 25.829 метров был поставлен в 1976 году самолётом SR-71. Последние 40 лет рекорды высоты не ставились, ни динамические, ни статические. Ныне так уже не летают. SR-71 снят с вооружения. На смену МиГ-25 был создан МиГ-31, с примерно такими же лётными характеристиками. Создан он был 40 лет назад, производство прекращено 20 лет назад. Замены ему тоже не готовится. Пресловутое 5-е поколение истребителей летает ниже и медленней. Скорость F-22 составляет 2570 км/ч, практический потолок 19.800 метров.
  
    []>
  
   Из вертолётов выше всех удалось подняться SA.315, на 12.442 м, в стратосферу. Это было 45 лет назад, в 1972 году.
  
   Сколько букав в разных авиационных журналах было написано про гиперзвуковые ракетопланы в стратосфере. А на деле рекорд высоты (107.960 м) X-15 установил в 1963, а скорости (7.297 км/ч) в 1967 году. С тех пор минуло полвека. Полвека пустых разговоров о гиперзвуке и нереализованных прожектов...
   0x01 graphic
   Гиперзвуковой ракетоплан X-15. Остался в опытном экземпляре.
  
   Ну а как с "Дальше"? В 1908 году дальность полёта превысила 100 км, в 1909 - 200, в 1910 - 500, в 1912 - 1000, в 1919 - 3.000, в 1923 - 5.000, в 1931 - 10.000, в 1946 - 18.000, в 1949 - 37.000 км. За 40 лет в 370 раз, удваиваясь в среднем каждые 5 лет. В 1957 году бомбардировщик B-52 пролетел 39.147 км. Последние два рекорда с дозаправками в воздухе. Без дозаправок B-52 в 1962 году преодолел 20.168 км.
  
    []>
  
   За прошедшие полвека рекорд был побит лишь самолётами "Voyager" и "Global Flyer", специально созданными в единичных экземплярах для кругосветного полёта и не имеющими никакого практического значения. А B-52 до сих пор на вооружении, хотя и в очень преклонном возрасте (мой ровесник). Два последующих поколения стратегических бомбардировщиков B-1 и B-2 дальше летать не стали, и видимо, поэтому не смогли отправить старика на заслуженный отдых в музее авиации.
   0x01 graphic
   B-52 Stratofortress - рекордсмен дальности. На вооружении уже более 60 лет. Хотя ещё 60 лет назад, в 1957 году госсекретарь США Генри Киссинджер писал:
   "Сегодня уже любой вид оружия начинает устаревать уже с момента запуска его в производство. Если 'Летающая крепость' (B-17) времён второй мировой войны оставалась на вооружении целых 10 лет, то уже межконтинентальный бомбардировщик B-36 устарел меньше чем через 7 лет, а тяжёлый реактивный бомбардировщик B-52, составляющий гордость нашей стратегической авиации, окажется непригодным, вероятно, лет через пять" [Г.Киссинлжер. "Ядерное оружие и внешняя политика" Нью-Йрк, 1957].
  
   А какие самолёты самые большие? В 1907 году полётный вес превысил 500 кг, в 1910 - 1.300, в 1913 - 4.000, в 1916 - 12.000, в 1919 - 20.000, в 1921 - 26.000, в 1929 - 56.000, в 1942 - 63.000, в 1944 - 94.000, в 1946 - 140.000, в 1956 - 200.000, 1965 - 250.000, 1968 - 350.000, 1985 - 400.000 кг. За 72 года рост в 800 раз, удвоение в среднем каждые 8 лет. В 1989 году ФАИ зафиксировала вес 508.200 кг на высоте 2.000 м. Рекорд установил транспортный самолёт Ан-225. Самолёт построен в одном экземпляре и уже 28 лет является самым большим самолётом в мире. Сколько он ещё пролетает, неизвестно, но ничего большего или равного даже не проектируется.
  
    []>
  
   0x01 graphic
   Ан-225 Мрия (Мечта). Самый большой в истории самолёт. Скоро отметит 30-летний юбилей.
  
   Самые большие в мире бомбардировщик (Ту-160) и истребитель (МиГ-31) созданы более 30 лет назад, ничего более крупного ныне не проектируется.
   Самый большой в истории вертолёт В-12. Он поднял груз 40.204 кг на высоту 2.000 м. Для нынешних вертолётов это кажется несусветной фантастикой из заоблачного будущего. А это произошло 47 лет назад, в далёком 1969 году. Ныне наивысшим достижением тяжёлого вертолётостроения можно полюбоваться в музее авиации в Монино, но он давно уже не летает.
   0x01 graphic
   В-12. Самый большой в истории авиации вертолёт. На вооружение не принимался.
  
   Первый пассажир был поднят в воздух в 1908 году самолётом братьев Райт. А спустя всего 6 лет, 1914 году "Илья Муромец" поднял в небо 16 пассажиров и одну собаку. Его и принято считать первым в мире пассажирским самолётом. После отказа от сверхзвуковых пассажирских самолётов было заявлено, что спешить пассажирам больше не надо, а потому будущее гражданской авиации не в скорости, а в пассажировместимости. Авиалайнеры стали толстеть как свиньи на откорме. В 1970 году на авиалинии вышел Boeing 747. Максимальная пассажировместимость составила 624 пассажира. За 56 лет после "Ильи Муромца" пассажировместимость увеличилась в 40 раз, то есть удваивалась в среднем каждые 10 лет. В 2005 году, 12 лет назад, она была превышена на авиалайнере A-380, который поднимает 853 пассажира. Вот пожалуй, единственное реальное достижение авиастроения XXI века, за 35 лет на 36%. Рост есть, но ускорения этого роста даже в этом, увы не наблюдается.
   0x01 graphic
   Airbus A-380. Самый большой пассажирский самолёт - единственное реальное достижение авиации XXI века.
  
   Итак, в авиастроении пик лётных достижений пройден в 60-70-х годах прошлого века. Ныне идёт уверенный регресс. И не только в авиации. Но об этом в следующих статьях цикла...
  
   Продолжение: Космос
  

Оценка: 1.00*13  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Обская "Невыносимая невеста, или Лучшая студентка ректора"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 4"(Уся (Wuxia)) А.Светлый "Сфера: эпоха империй"(ЛитРПГ) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) М.Малиновская "Девочка с развалин"(Постапокалипсис) Д.Мас "Королева Теней"(Боевое фэнтези) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) О.Герр "Любовь за Гранью"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"