Темежников Евгений Александрович : другие произведения.

Прогресс или регресс? Космос

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.73*16  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если бы кто-то тогда (1960-1970-е) сказал, что во втором десятилетии XXI века ни то что марсианских, лунных станций в помине не будет, а американские астронавты будут летать на МКС на королёвских "Союзах", я бы покрутил у виска


   Я родился за год до полёта первого спутника и развитие космонавтики шло вместе с моим ростом и взрослением. Практически каждый год происходило что-то новое, небывалое, фантастическое. Тогда космосом интересовались все от мала до велика. Помню научно-популярные детские книжки: "Про Луну и про ракету", "Шесть дней на Луне-1" и т.п. По радио звучали ныне забытые песни: "Я верю друзья караваны ракет... Давай космонавт, потихонечку трогай... И на Марсе будут яблони цвести". Если бы кто-то тогда сказал, что во втором десятилетии XXI века ни то что марсианских, лунных станций в помине не будет, а американские астронавты будут летать на МКС на королёвских "Союзах", я бы покрутил у виска...
  
   А как всё начиналось...
  
   В 1942 году сумрачный германский гений Вернер фон Браун создал новый вид оружия уничтожения. Первая баллистическая ракета V-2 весила 12,5 тонн и забрасывала 1000 кг на 320 км. Первый боевой пуск состоялся в 1944 году. А всего через 13 лет, в 1957 году светлый славянский гений Сергей Королёв создал ракету Р-7 весом уже 267 тонн, забрасывающий более 3 тонн полезной нагрузки на дальность более 8.000 км. На ракетах семейства Р-7 на орбиту был выведен искусственный спутник, Юрий Гагарин и все последующие космонавты. Ныне он является единственным (если не считать редкие китайские) действующим носителем пилотируемых кораблей для всего человечества, единственным средством доставки людей на МКС.
  
   Ответ фон Брауна, перебравшегося на ПМЖ в Америку, был сокрушительным. В 1967 году стартовал Сатурн-5, весом в 2.965 тонн. Всего за 23 года Вернер превзошёл своё военное достижение в 240 раз. Выводимый на околоземную орбиту вес превышал 140 тонн. Все полёты людей на Луну были осуществлены на этом носителе. Последний полёт на Луну состоялся в 1972 году, а в 1973 произведён последний старт "Сатурна-5". Тогда же после 4-х неудачных пусков были прекращены работы по советскому лунному ракетоносителю Н-1, имеющему стартовую массу 2.735 тонн. Больше люди на Луну не летали, а Сатурн-5 так и остался самым большим в истории человечества ракетоносителем.
  
   Летающий поныне тяжёлый ракетоноситель "Протон-М" весит 705 тонн, выводит на орбиту 23 тонны.. Первый полёт ракеты этого семейства состоялся в 1965 году, более чем полвека назад. На этих носителях доставлялись на Луну знаменитые когда-то и забытые ныне луноходы. Недавно созданная модульная "Ангара", объявленная ныне высшим достижением отечественного ракетостроения, в самом максимальном варианте весит 773 тонны и выводить на орбиту 24,5 тонны. То есть, если не считать закончившиеся провалом испытания Н-1, то рост веса носителя за полвека аж 10%. Примерно такая же и самая большая действующая американская ракета "Дельта-4" - 733 тонны. Однако она заметно меньше, чем снятая с производства в 2005 году ракета "Титан-4 в 943 тонны взлётного веса. Так что если в России хоть едва заметный прогресс наблюдается, то в Америке регресс идёт полным ходом.
  
   0x01 graphic
  
   На приведенном рисунке наглядно виден пик развития космонавтики, достигнутый всего через 10 лет после первого спутника и через 23 года после первого пуска ФАУ. И дальнейшая деградация всей ракетно-космической отрасли.
  
   После завершения лунной программы было объявлено, что будущее космонавтики за многоразовыми космическими кораблями. Планы НАСА были грандиозными: "Большой проект включал: космические челноки; орбитальные буксиры; большую орбитальную станцию на Земной орбите (до 50 человек экипажа); малую орбитальную станцию на орбите Луны; создание обитаемой базы на Луне; пилотируемые экспедиции к Марсу; высадку людей на поверхность Марса."
   Первый полёт космического челнока состоялся день в день через 20 лет после полёта Гагарина. Советский ответ: "Энергия-Буран", последовал в 1988 году. Однако, после единственного беспилотного полёта, "Буран" был поставлен в ангар, где и нашёл свой бесславный конец после обрушения крыши. Говорят, что из-за перестройки и развала государства. Может быть, спорить не буду. Но и "шаттлы", хоть и пережили своего конкурента, но тоже были сняты, не оставив после себя приемников, хотя ни перестройки, ни развала в Америке не наблюдалось. Планировалось, что каждый "шаттл" совершит по 100 полётов. Фактически, до 2011 года всеми 5-ю кораблями совершено всего 135 полётов. В 2011 году эра многоразовых космических кораблей завершилась, и уцелевшие 3 "челнока" стали музейными экспонатами. А космонавты и астронавты разных стран летают на МКС на ракетах дедушки Королёва семейства Р-7, которые уже приближаются к 60-летнему юбилею.
  
   Любопытно, что деградация ракетостроения породила в некоторых неокрепших умах конспиралогическую теорию о том, что на Луну люди вообще не летали, а всё засняли в киностудии. Правда, тут густо замешана псевдо-патриотическая идеология: собственные успехи никто под сомнение не берёт. И вот на этом "конспирологи" прокалываются. В одном из фильмов, демонстрировавшихся недавно на РЕН-ТВ, на полном серьёзе солидный дяденька в галстуке заявил, что американцы де вообще до 1981 года, до "шаттла", в космос не летали. Он видно забыл, а авторы фильма не напомнили, о совместном полёте и стыковке в 1975 году кораблей "Союз" и "Аполлон". Так что, по их версии получается, что и "Союзы" тоже никуда не летали и вся космонавтика является совместной мистификацией американско-советских деятелей. Может и вся холодная война мистификация? А может и вправду в этом что-то есть?
  
   А как с боевыми ракетами? После Р-7 они замелькали как в хороводе. Первые десятилетия...
   В 1967 году на вооружение поступила Р-36, взлётной массой 183 тонны, забрасывающий 5,8 тонн на 10200 км. Её вариант Р-36орб это орбитальная ракета для которой вообще недосягаемых мест нет. Она могла прилетать куда угодно с какой угодно стороны. В 1975 году на вооружение принята ракета Р-36М со стартовым весом 211 тонн и забрасываемым 7,3 тонны (10 боеголовок) на 16.000 км. Последняя модификация Р-36М2 принята на вооружение в 1988 году и вот уже 28 лет является самой страшной для Америки угрозой, именуемой "Сатаной". Это пик. Выпускаемая ныне МБР "Тополь-М" весит 46 тонн, забрасывая одну боеголовку в 1,2 тонны на 11.000 км. Последняя ракета семейства "Тополь", "Ярс", несёт 3-4 боеголовки. После списания последней "Сатаны" это будет самая могучая российская ракета. Хоть она и в подмётки не годится списанной, но...
   В Америке ещё интересней. Единственная МБР "Минитмен-3" с тремя боеголовками состоит на вооружении уже 46 лет. Созданная ей на замену более мощная и совершенная по всем статьям МХ "Пискипер" с 10-ю БЧ, поставлена в 1986 и в 2005 году снята с вооружения. Столько же прослужил и уникальный российский железнодорожный комплекс "Молодец", тоже с 10 боеголовками.
  
   Так что как и в авиации, впору говорить не об ускорении технического прогресса, а об ускорении технического регресса.
  
   Продолжение: Быт
  

Оценка: 1.73*16  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"