Тепикин Виталий Владимирович : другие произведения.

Диалогическое мышление В.А.Евдокимовой (взгляд филолога)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикация:Тепикин В.В. Диалогическое мышление В.А.Евдокимовой (взгляд филолога) // Российская интеллигенция: критика исторического опыта. Екатеринбург, 2001. С. 195-196.


ДИАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В.А.ЕВДОКИМОВОЙ

(ВЗГЛЯД ФИЛОЛОГА)

   Сегодня приобретает все большее значение диалогическая форма мышления. Усложняющийся мир настоятельно требует этого. А между тем, художественная интеллигенция в своем мыслительно-творческом процессе давно опиралась на диалог. Ведь результат ее деятельности должен быть принят аудиторией: зрительской, слушательской, читательской. От этого напрямую зависит признание и успех. Иными словами, художественная интеллигенция изначально встала в своем мышлении на путь общения. Вступая на него, создающий должен приспособиться, пристроиться к воспринимающему, определить для себя, как достичь желаемого результата. При этом не должна теряться самобытная индивидуальность художника.
   Становление В.А.Евдокимовой - поэтессы, чья биография связана с Верхним Поволжьем - выпало на 1960-е годы. Именно в это время, по окончании Московского университета, она входит в литературные круги. В стихотворениях В.А.Евдокимовой сразу проявляется истинное общение, стремление передать читателю свои видения, пробудить активное воздействие и восприятие. И это все у автора непроизвольно, очень естественно. А еще - очень чувственно. Редкий дар, присущий настоящим художникам. Она уходит в текст, живет в его ткани, и ей уютно. Но самое, как нам кажется, главное - уютно читателю, который вступает с ней в разговор. В.А.Евдокимова может с ним радоваться, может грустить, размышлять, не стыдясь своей откровенности. И за это ей платит своим вниманием благодарный читатель. "Душу можно ли обделять?" - спрашивает поэтесса в одном из стихотворений шестидесятых. И ответ у нее однозначен...
   Любое творческое мышление крепко связано с воображением. Без этого, видимо, было бы невозможным рождение произведений искусства. С воображением соседствует фантазия. И то, и другое должны стимулировать к сотворчеству воспринимающего. Это, как нам кажется, - сверхзадача каждого художника. И В.А.Евдокимовой в том числе. Поэтому художнику необходимо "заразить" потенциального участника диалога, заинтересовать миром своих видений. Точно так же в театре. К.С.Станиславский считал, что в данном случае уже важен сам факт хотения. В остальном можно положиться на подсознание, ибо хотение пробуждает, активизирует действие и тем самым влияет на рождение переживания, чувства. К.С.Станиславский также говорил о непрерывности взаимного общения партнеров на сцене, которое "редко встречается в театре".1 Считая необходимым и здесь провести параллель с поэтическим творчеством, заметим: автор стихотворного текста вынужден стремиться к диалогической непрерывности, поскольку он один единственный является инициатором художественного контакта.
   Период определения В.А.Евдокимовой своих горизонтов в поэтическом мире - это то время, когда на культурную жизнь СССР оказывал большое влияние Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев. Именно в эти годы возникли новые литературно-художественные журналы "Молодая гвардия", "Юность", "Москва". Появился "Наш современник", набрал очки "Новый мир" А.Т.Твардовского. Но тут же наблюдалась определенная противоречивость в государственной политике: некоторые авторы не импонировали Н.С.Хрущеву или его помощникам. В.Д.Дудинцев, Б.Л.Пастернак, А.И.Солженицын... Можно назвать очень крупные имена.
   Поэзия 1960-х пошла по двум руслам: громкому (эстрадному) и тихому. В.А.Евдокимовой показалось ближе второе, она выбрала его. Рубцовские нотки будут часто звучать в ее творчестве. Да она и сама признается потом в особом чувстве к поэту (стихотворение "Памяти Николая Рубцова"). Уже ранние стихи поэтессы пропитаны запахом Родины, любовью к незабвенному краю и трепетной нежностью.
   Диалог как форма поэтического мышления требует от В.А.Евдокимовой выразительности мысли, яркости образа. При этом приспособление не становится у нее самоцелью, что особенно важно.
   1 См.: Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1954. Т.2. С.256.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"