Тепикин Виталий Владимирович : другие произведения.

Духовные искания В.А.Евдокимовой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикация:Тепикин В.В. Духовные искания В.А.Евдокимовой // Интеллигенция и мир. 2001. Љ2-3. С.139-140. [Занесена в библиографический указатель ИНИОН РАН. Серия "Литературоведение"].


ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ В.А.ЕВДОКИМОВОЙ

   Человек постоянно находится в состоянии поиска. Каждый день жизни открывает ему нечто новое, даже желание к тому самого человека не играет основной роли. Просто идет общее развитие, включающее в себя непроизвольное накопление знаний, приобретение новых навыков, развитие чувств. Духовные искания уже зависят от устремленности и внешних условий. Основа здесь - духовное просвещение и все виды искусств, то есть неотъемлемые "атрибуты" истинной интеллигенции.
   Духовность Веры Евдокимовой закладывалась в регионе Верхней Волги. Родилась в Ярославле, детство провела в Солигаличе Костромской области, часто навещала родину своих предков в местечке Овчинниково Ивановского края. В конце 1950-х, после окончания механико-математического факультета МГУ, осталась под Москвой. Здесь испытала необыкновенное желание писать и вступила на новую для себя стезю поэта. Нет, стихами В.Евдокимова, конечно же, занималась и раньше (впервые взялась за перо еще в школьные годы и опубликовалась в солигаличской газете "Знамя коммуны", 1948 год шел). Но это было еще слишком непрофессионально - проба сил...
   Начало настоящей поэтической судьбы и поэтических исканий Веры Евдокимовой мы определяем концом пятидесятых - началом шестидесятых годов. В это время она занимается в литературном объединении, много общается с писателями и литературоведами. Разрываясь между скучной инженерной работой и стихами, поэтесса изматывает себя. Частые редакционные отказы из-за отсутствия у автора специального литературного образования (повод) тоже дают себя знать. С каждым годом их переносить все тяжелее и тяжелее. Поддерживают лишь письма мэтров. Но - лишь морально. О.Фокина: "<...> У Вас хорошая техника, неплохой вкус и верное поэтическое чутье и знание жизни, - вроде, все на месте, надо бы книгу издавать, наверное <...>"; В.Афанасьев: "<...> Я прочитал стихи, - они отличные <...> Вы - поэт <...>" (цитирую по рукописям). А Вера Евдокимова никогда и не сомневалась.
   В 1960-е поэтесса увлекается краеведческими розысками. Изучает быт, нравы Кинешемского района Ивановской области. Ее духовное просвещение концентрируется на старообрядчестве. Это и обряды, и традиции - фундамент русской национальной культуры. Духовные искания выливаются в творчество под знаком цикла "Дедовские погосты":
   Максимов лес... Слепая правота
   Деяниями странников водила.
   Родным оплакать - как найти могилу,
   У пня какого, дерева, куста?
   ("Максимов лес").
  
   Каковы были взаимоотношения поэтессы с властью периода шестидесятых? Тогда она не состояла в Союзе писателей, а следовательно официальных контактов как поэт иметь не могла. Не думаем, что ей это и нужно было. Поперек дороги правителям она не вставала, к андеграунду не относилась - скорее даже бежала от дня современного к прошлому. Ее взгляд ретроспективен: трудное студенчество, голодное детство, крестьянское поселение... Пожалуй, можно говорить вообще о жизненной аполитичности Веры Евдокимовой. В политических движениях на своем веку она не участвовала и на митингах не выступала. И если была чем-то не довольна - скрывалась в свой духовный мир, чем-то напоминающий скит. Старообрядцы обозначали данным словом скромный монастырь или келью в очень глухом месте, где протекает уединенная жизнь. Духовность как явление должна быть уединенной.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"