Тепикин Виталий Владимирович : другие произведения.

Некоторые актуальные проблемы исследования художественной интеллигенции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикация:Тепикин В.В. Некоторые актуальные проблемы исследования художественной интеллигенции // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / Под ред. проф. В.А.Мансурова. М., ИС РАН, 2007. С. 284-287.


НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

   Краткий тезис С.А.Федюкина о дифференцированном подходе к представителям каждого отряда интеллигенции видится мне наиболее актуальным сегодня, и его требуется развить в разрешение проблемы дифференцированного подхода. Уверен, что нельзя "мерить одной меркой" представителей разных отрядов. Тем более применять ее к столь труднопостигаемой и в чем-то элитарной группе - художественной интеллигенции. Прежде всего речь идет о нравственно-этическом поведении художников. Находясь в непрерывном поиске новых ощущений, красок, образов, последние нередко позволяют себе поведенческие проявления, не выдерживающие никакой критики. Объясняют это - спецификой натуры, профессиональной необходимостью и т.д. Кроме того, почти всем художникам присущи глубокое самолюбие, эгоизм, стремление к известности, эмоциональные вспышки и др. Все перечисленное высвечивает порой многих представителей художественных профессий не в лучшем свете, а посему ставит вопрос об их принадлежности к интеллигенции. Здесь, видимо, необходимо апеллировать к творческому аспекту, непосредственно к результату труда, и уже по деятельностным чертам делать соответствующие выводы индивидуально.
   Выявить критерии художественной интеллигенции помогает функциональный подход (проблема профессиональных функций). Е.М.Раскатова предлагает к профессиональным функциям художественной интеллигенции отнести: творческую, гуманистическую, информационную и коммуникативную. (Раскатова Е.М. О подлинных и мнимых функциях художественной интеллигенции // Российская интеллигенция... Екатеринбург, 2001. С.187). Но разве они специфичны только для художественной интеллигенции? На мой взгляд, абсолютно любая группа интеллигенции несет в себе все эти начала, которые и проявляет в деятельности по профессии.
   Считаю целесообразным выдвинуть альтернативные функции:
   1. ярко выраженное чувственно-болезненное восприятие окружающего мира; 2. передача в индивидуальной манере через художественные образы волнующего. В некоторых случаях художниками выполняется еще одна, очень редкая, функция - 3. предвидения. По ней зачастую отдельных представителей художественной интеллигенции причисляют к гениям.
   Остается актуальной проблема разграничения внутривидовых группировок художественной интеллигенции. Традиционно к этому отряду относят литераторов, художников, музыкантов, театральных деятелей, кинематографистов, в некоторых случаях - искусствоведов. С этими категориями ученые более-менее определились. Но вот кого к ним конкретно причислять - задача куда более трудная, а потому до сих пор не решена. Например, в категорию художественной интеллигенции театра Н.В.Смирнова включает лишь режиссеров и актеров. (Смирнова Н.В. Художественная интеллигенция и ее участие в культурной и общественно-политической жизни российской провинции в 1917-1920 гг... Автореф. дисс... канд. ист. наук. Кострома, 1999. С.1). А кем же тогда являются художники-постановщики, художники-осветители, художники по костюму и т.д.? В категории художников исследователь из Костромы выделяет декораторов, и вроде бы вопрос с художниками-постановщиками снят. Но нет: профессиональные функции художника-постановщика распространяются гораздо шире функций просто декоратора. А значимость художника-постановщика в театре приравнена к роли режиссера-постановщика. Названные нами специалисты чаще всего не вступают в Союз художников, а порой - и в Союз театральных деятелей. И если принять точку зрения Н.В.Смирновой, они не являются художественной интеллигенцией, что, на мой взгляд, ошибочно.
   Членство художественной интеллигенции в творческих Союзах все более теряет актуальность в последние годы. В отличие от советского периода представители творческих Союзов в России не получают никаких льгот. Право же называться художником всегда давали произведения, а не документы. Исходя из этого, считаю целесообразным снизить при научном анализе ценз членства в творческом Союзе в наши дни. К этому же призывает другая тенденция - появление многих новых творческих Союзов с довольно сомнительным профессиональным отбором.
   Научную дефиницию "художественная интеллигенция" я характеризую как социально-профессиональную группу людей, занимающуюся художественно-образным творчеством, которое базируется на природном таланте, интуиции и освоенном в процессе жизни индивида интеллектуальном (прежде всего профессиональном) опыте. Художественная интеллигенция формируется на базе всех социальных слоев и наций, она участвует в сохранении, изучении, создании и распространении духовных ценностей, играет наиважнейшую роль в воспитании и образовании общества. Можно выделить две группы художественной интеллигенции: представители свободных профессий и штатные работники организаций. К художественной интеллигенции относятся литераторы, музыканты, художники, кинематографисты, режиссеры, артисты, журналисты, творческие работники средств массовой информации и другие. Деятельность художественной интеллигенции направлена на соотношение с чувствами, стремлениями и действиями других людей.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"