Тепикин Виталий Владимирович: другие произведения.

Взаимоотношения художественной интеллигенции и власти 1960-х годов в отечественной историографии (1 и 2 этапы)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 2.02*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикация:Тепикин В.В. Взаимоотношения художественной интеллигенции и власти 1960-х годов в отечественной историографии (1 и 2 этапы) // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века. Иваново, 2008. С. 308-313.


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ВЛАСТИ 1960-Х ГОДОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ИСТОРИОГРАФИИ (1 И 2 ЭТАПЫ)

  
   Художественная интеллигенция как автономный объект исследования оформилась в отечественной историографии лишь в 1970-е годы. На первом историографическом этапе (1970-е - первая половина 1980-х гг.) проблема взаимоотношений интеллигенции и власти периода 1960-х годов первоначально изучалась большей частью в общих работах по истории советской интеллигенции, культуры, идеологии [1]. Исследователи отмечали плодотворную деятельность КПСС во всех сферах культуры и искусства, обращая особое внимание на заботу власти о всестороннем развитии личности, высокой образованности советского общества - т.е. на вопросы формирования новой интеллигенции.
   Некоторые исследователи специально обратились к вопросам политики в отношении художественной интеллигенции, роли творческих Союзов в идеологической жизни общества [2]. Авторы этих работ руководствовались одним и тем же подходом - с позиции правящей партии. Свободомыслие интеллигенции ими понималось как проявление чуждой идеологии. Профессиональные творческие Союзы художественной интеллигенции рассматривались в качестве идеологических организаций, главное предназначение которых - помощь партии. Общей особенностью этих исследований являлось понимание периода правления Хрущева как времени плодотворного продвижения страны по пути коммунистического строительства. Однако преувеличение роли коммунистической партии и нередко примитизированный подход к изучению интеллигенции в силу условий создания исследований не дали возможности увидеть сложность и противоречивость процессов ее жизнедеятельности. Не было объективного анализа работы государственных органов с интеллигенцией как в центре, так и на местах. Но вклад отмеченных выше работ значителен, т.к. именно он и сыграл важную роль в развертывании изучения проблем художественной интеллигенции. Об этом процессе 1970-х гг. свидетельствует М.Е.Главацкий [3, с.105].
   Обращают на себя внимание работы этого периода философов и социологов. Большой интерес вызвало у них изучение механизмов воздействия партийно-государственного аппарата на художественную интеллигенцию как на объект исторического действия. Исследования А.И.Арнольдова, Э.А.Баллера и В.В.Журавлева обосновывали теорию партийного руководства художественной культурой, показали ее место в социалистическом обществе и роль художественной интеллигенции в воспитательной работе населения [4]. Заслуживают внимания выводы В.В.Журавлева о несовпадении духовного и экономического развития в обществе, о неравномерном развитии отдельных видов и жанров искусства в разные исторические эпохи. Справедливы слова автора, что "по успехам и достижениям в культуре, по степени ее приближения к каждому человеку <...> можно безошибочно судить о жизнеспособности общественного строя" [5, гл.4].
   Ю.А.Лукин выступает с несколькими теоретическими работами по вопросам советского искусства [6]. В них, по моему мнению, автором сильно преувеличены достижения партийно-государственной политики в области культуры и завышена роль марксистско-ленинской идеологии в становлении социалистической культуры. Ю.А.Лукин отрицает самостоятельность художника, а самое главное - общечеловеческие, нравственные ценности, на которые обычно опирается художественная интеллигенция в своем творчестве. Я придерживаюсь иного мнения: без духовно-нравственного начала любой представитель художественного отряда интеллигенции просто не может состояться как мастер.
   В исследованиях философов отмечается выделение во многом надуманных и искусственных качеств художника нового типа. Однако именно в 70-е годы в дискуссии определяется понятие "художественная интеллигенция", в чем важная заслуга В.А.Копырина.
   Попытка В.А.Попова в ряде статей исследовать источники формирования художественной интеллигенции привела его к выводу о негативных последствиях воспроизводства данного отряда, что, на мой взгляд, спорно, поскольку художественная интеллигенция не формируется сама по себе. Художественные способности требуют развития. Отчасти В.А.Попов это понимает, поскольку предлагает выявлять талантливых детей [7].
   В конце 70-х гг. издан библиографический указатель советской исторической и философской литературы за 1968-1977 годы по вопросам отечественной интеллигенции. В него вошел и перечень работ, посвященных художественной интеллигенции. В это время также появляются историографические обзоры с анализом литературы, затрагивающей проблемы изучения художественного отряда [8].
   Возрастает интерес исследователей к региональным сюжетам [9]. В том числе - к проблеме партийного руководства художественной интеллигенцией [10]. Среди авторов, обратившихся в данный период к проблемам провинциальной художественной интеллигенции, были и ученые Верхнего Поволжья [11].
   Исследователи активно разрабатывают тему повышения роли партийных организаций в художественных коллективах. Анализируя процессы, происходящие в среде художественной интеллигенции, авторы опираются на установку ЦК КПСС, разрешающую партийным организациям контролировать деятельность администрации. А.В.Романов выделяет специфические формы партийного влияния на художественную интеллигенцию и дает им положительную оценку, не упоминая при этом о негативных последствиях [12].
   Преувеличение роли партии, характерное для исследований по проблемам художественной интеллигенции 70-х - первой половины 80-х гг. не способствовало научной объективности. Концентрация внимания на социологических характеристиках объекта исследования не позволила ученым проанализировать черты ментальности художественной интеллигенции. Проявленный подход преобладал в советской историографии до второй половины 1980-х годов.
   В конце 80-х - начале 90-х гг. начался новый этап в изучении проблемы взаимоотношений художественной интеллигенции и власти. Он стал закономерным вследствие значительных социально-политических преобразований в обществе. Либерализация всех сфер жизни открыла доступ ко многим архивным документам, к зарубежной литературе. Появились публикации новых документальных источников и воспоминаний. Все это создало благоприятные условия для появления новых исследований по разным проблемам истории 1960-х годов [13, с.185-207; с.60-71]. Широкое освещение в них получила деятельность художественной интеллигенции во всех сферах жизни. Художественная интеллигенция все чаще рассматривается как субъект исторического действия, что, я уверен, очень важно.
   Большинство авторов рассматривали время правления Н.С.Хрущева как период обновления советской системы [14]. "ХХ съезд КПСС и его исторические реальности" - коллективная монография, явившаяся одной из первых обобщающих работ, освещающих деятельность нового партийного руководства конца 50-х - начала 60-х годов. Политическая и художественная жизнь страны анализируется в ней авторами с учетом двух тенденций, дававших себя знать: реформаторской и охранительной. Авторы отстаивают точку зрения: прежняя тенденция сохранялась в силу отхода от ленинских принципов культурной политики. Не считаю возможным согласиться с мнением авторов монографии. Советская культурная политика именно В.И.Лениным была ориентирована на жесткое подчинение партии всех сфер культуры [15, с.657]. Это он внес обязательное преподавание политической грамоты в проект Декрета Совнаркома от 20 декабря 1920 года "О высшем художественном образовании" [16, с.17]. Он же одобрял понимание студентами Высших художественных мастерских следующего назначения искусства: "Живопись должна идти в ногу с революцией, быть политически острой, выйти из музеев на улицу, мобилизовать массы на революционную борьбу" [17, с.715]. В.И.Ленин также обосновал идею партийности литературы [18, с.99-105].
   Монография Т.Беловой "Культура и власть" дала негативную оценку политике партии в отношении литературы и искусства в период "оттепели". По мнению автора монографии, самоорганизующиеся начала культуры были вызваны растерянностью органов госбезопасности [19, с.147]. В действительности сфера культуры оставалась под жестким контролем власти и при Хрущеве.
   В ряде исследований историки предпринимали попытки изучения последствий некомпетентного вмешательства партийно-государственных чиновников в творчество художественной интеллигенции.
   Причиной, затруднившей появление фундаментальных трудов с переосмыслением истории исследуемого периода, было отсутствие новой методологии. Наиболее острые вопросы интеллигенции при сложившейся ситуации получили развитие в публицистике. Я отмечаю смелость, новизну точек зрения в данных публикациях, но при этом обращаю внимание на подмену научного подхода эмоциональностью. Однако на рубеже 80-х - 90-х гг. появились новые специальные исследования с попытками решения теоретико-методологических, источниковедческих и историографических проблем. В них авторы все чаще использовали нравственно-этический подход при анализе художественной интеллигенции. Это диссертация Т.А.Шпаковой, изучающая духовную жизнь общества в период правления Хрущева [20], и статья Т.А.Луковцевой о роли литературы в первое десятилетие после Сталина [21].
  

Литература.

   1. КПСС во главе культурной революции в СССР. - М., 1972; Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма. - М., 1977; Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917-1975). - М., 1977; Очерки истории идеологической деятельности КПСС 1938-1961 гг. - М., 1986.
   2. Сорокина Г.Д. Партийное руководство творческими союзами и учреждениями искусства в условиях коммунистического строительства. 1959-1965. Дисс... канд. ист. наук. - М., 1975; Белова Е.В. Совершенствование форм руководства художественной культурой // Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. - М., 1978; Луковцева Т.А. Союз писателей СССР в идеологической жизни советского общества (вторая половина 50-х - первая половина 60-х годов). Дисс... канд. ист. наук. - М., 1979; Смирнов Г.М. Партийное руководство творческими союзами художественной интеллигенции в годы VIII пятилетки. Дисс... канд. ист. наук. - Л., 1980; Партийное руководство общественными организациями интеллигенции в условиях строительства социализма в СССР. - Л., 1981; Партийное руководство литературой и искусством. - М., 1986.
   3. Главацкий М.Е. Историография формирования интеллигенции в СССР. - Свердловск, 1987.
   4. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. - М., 1975; Он же. Социалистический образ жизни и культура. - М., 1976; Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. - М., 1979; Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. - М., 1980; Он же. Мир художественной культуры. - М., 1987 и др.
   5. См. об этом подробнее: Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. - М., 1980.
   6. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. - М., 1977; Он же. Многогранная социалистическая культура. - М., 1977; Он же. Идеология и художественная культура. - М., 1982 и др.
   7. Попов В.А. Художественная интеллигенция и социальные источники ее пополнения // В кн.: Проблемы теории научного коммунизма. - Свердловск, 1974; Он же. Социальные источники формирования советской художественной интеллигенции // В кн.: Научные труды Тюменского Университета. - Тюмень, 1975. - Т. 17 и др.
   8. Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири. - Новосибирск, 1978; Роль интеллигенции в построении и дальнейшем развитии социалистического общества в СССР. Вопросы историографии. Республиканск. сб. науч. трудов. - Л., 1978 и др.
   9. Полев В.П. Борьба партийной организации Урала за перевоспитание старой интеллигенции (1919-1927 гг.) Дисс... канд. ист. наук. - Свердловск, 1975 и др.
   10. Кротова Л.К. Политическое воспитание художественной интеллигенции в современных условиях. Дисс... канд. ист. наук. - М., 1973; Матвеев Г.А. Формирование политики Коммунистической партии в области художественной литературы. Дисс... канд. ист. наук. - Ростов-на-Дону, 1973; Меметов В.С. Идейно-воспитательная работа КПСС среди художественной интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. Дисс... докт. ист. наук. - Иваново, 1984; Мирончикова Л.Е. Организация марксистско-ленинского образования в республике. 1966-1970. Дисс... канд. ист. наук. - Минск, 1971 и др.
   11. Маин В.Н. Развитие науки, техники и культуры в текстильном крае за 60 лет Советской власти. - Иваново, 1977; Миловидова Н.В. Культурно-просветительская работа в деревне в 1921-1925 гг. (На материалах Верхнего Поволжья). Дисс... канд. ист. наук. - Ярославль, 1984 и др.
   12. Романов А.В. Коммунист в сфере искусства. Время. Люди. Книги. - М., 1981 и др.
   13. Сахаров А.Н. История Советского Союза под пером консервативных советологов 80-х годов // История СССР. 1988. - N2; Он же. Революционный тоталитаризм в нашей стране // Коммунист. 1991. - N5; Страницы истории КПСС. Факты, проблемы, уроки. - М., 1988; Пономарев А.Н. Н.С.Хрущев: путь к лидерству. - М., 1990; Попов В.П. Неизвестная инициатива Хрущева // Отечественные архивы. 1993. - N2 и др.
   14. См.: Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. ХХ съезд КПСС: новации и догмы. - М., 1991; ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. - М., 1991 и др.
   15. См.: Цеткин К. О Ленине // В кн.: В.И.Ленин о литературе и искусстве. 6-е изд. - М., 1979.
   16. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 52.
   17. См.: Арманд И. Воспоминания о Ленине // В кн.: В.И.Ленин о литературе и искусстве. 6-е изд. - М., 1979.
   18. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 12.
   19. Белова Т. Культура и власть. - М., 1991.
   20. Шпакова Т.А. Духовная жизнь советского общества второй половины 50-х - начала 60-х годов (по материалам дискуссий в области литературы и искусства). Дисс... канд. ист. наук. - М., 1990.
   21. Луковцева Т.А. Поиск путей обновления общества и советская литература в 50-х - 60-х годах // Вопросы истории КПСС. 1989. - N1.
  
  

Оценка: 2.02*7  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Д.Деев "Я – другой" (ЛитРПГ) | | Н.Любимка "Пятый факультет" (Боевое фэнтези) | | В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2" (Боевик) | | Л.Каримова "Вдова для лорда" (Любовное фэнтези) | | Е.Флат "Невеста на одну ночь" (Любовное фэнтези) | | М.Атаманов "Искажающие реальность-4" (ЛитРПГ) | | М.Весенняя "Дикий. Охота на невесту" (Любовное фэнтези) | | А.Каменистый "S-T-I-K-S Шесть дней свободы" (Постапокалипсис) | | Кин "Новый мир 2. Испытание Башни!" (Боевое фэнтези) | | Ф.Вудворт "Замуж второй раз, или Ещё посмотрим, кто из нас попал!" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"