Терн Михаил: другие произведения.

О книгах и попаданцах

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    заметки читателя о книгах про попаданцев

  О книгах про попаданцах и что интересно читать.
  (мнение читателя - для писателей)
  
  Для чего пишут книги? Ответ на этот вопрос - ясен. Для того чтобы заработать денег. Иногда, чтобы научить чему-то. Иногда, объединяются разные причины, когда писатель, беременный книгой, "рожает" и на свет появляется новое произведение.
  В целом, я бы сказал, что книги пишут для того, чтобы людям стало лучше. Чтобы они хорошо провели время, читая новое произведение, может быть, чему-то научились или по-другому взглянули бы на этот мир. Или на другой. А когда много людей счастливо, то лучше становится всем. Поэтому так важен писательский труд - от них зависит качество жизни.
  В начале (пару тысяч лет назад) на кожу, папирус, а потом и на бумагу заносилась только "правдивая" информация - сообщения разведчиков или послов, экономические данные или труды историков. Не стоит забывать и учебники или философские труды. Грамотных было настолько мало, что идея придумывать какие-то истории, им и не приходила в голову.
  Беллетристика в прошлые времена была развита слабо. До нас дошли только энное количество пьес древних греков, да знаменитые произведения Гомера.
  Средние века были под знаком давления Церкви и Религии - а значит, на первом месте была первая в мире фантастическая сказка под названием Библия, да еще жития святых. Отдельные произведения НЕ религиозного характера относились, в основном, к романтическому и стихотворному жанру. Как знаменитая "Песнь о Роланде" или сонеты Петрарки или Шекспира. Под них так хорошо грезилось дворянкам, мечтавшим о вечной и непорочной любви.
  Книгопечатание развивалось вместе с развитием общества. Можно сказать, что именно благодаря книгам и начались многочисленные события, изменившие чинный и неторопливый мир - как в социальном плане, так и в научном и религиозном. Недаром же, во времена перед Великой Французской Революцией появились первые запреты на книги - как, например, на "Энциклопедию" Дидро.
  Шли годы, мир развивался, людям хотелось все больше пищи для разума. Образованная часть населения не трудилась до изнеможения на полях или в рудниках - оставалось время мечтать о чем-то этаком - отличающимся от обычной жизни.
  И спрос рождает предложение - появились рассказы о путешествиях в дальние страны, куда обыватель никогда бы не добрался сам. Часто и сами авторы подобных трудов там не бывали и, можно сказать, так получились первые фэнтази-романы о чудесных странах, где много золота, живут люди с пёсьими головами и т.д.
  В общем, появился новый жанр - литература для развлечения и приятного времяпровождения.
  И если раньше, чтобы написать книгу, а потом ее ИЗДАТЬ, требовалось много усилий, да и стоило это немало, то в наше время, благодаря интернету и новым инфоресурсам, донести новую книгу до читателей стало проще.
  Сотни и тысячи книг и произведений появляются каждый месяц, что-то издается по-прежнему - в бумажном виде, большинство остаются и читаются в электронном. И если раньше, в общем и целом, издавались книги хороших авторов - их вычитывали редакторы - происходил отсев - печатались книги проверенных временем читателей, то теперь - СВОБОДА! Свобода всем - и графоману и гению.
  И это хорошо. Каждый может писать о том, что его волнует, и каждый может найти книги по его вкусу и предпочтениям. Нет давления рынка, идеологии, ханжества и т.д.
  Другое дело, что шанс прочитать хорошую книгу уменьшился. Если раньше было достаточно пойти в магазин и купить книгу в том жанре, что тебе нравился - например, детектив или фантастика - и была очень высока вероятность, что книга будет хорошо написана и понравится читателю, то перь... Теперь никаких денег не хватит, если покупать все книги, что печатаются на бумаге или издаются в электронном виде.
  Только благодаря пиратам можно хоть как-то удовлетворить свой голод по хорошей книге и интересному автору. За это им - большое человеческое спасибо. Хотя их и ругают сильно. Но не будь их не было бы и очень многих читателей.
  Лично я, прочитав ту или иную книгу, выложенную пиратами, покупаю себе и бумажный вариант - чтобы было. Вот люблю я книги в бумажной форме. Однако, это возможно не всегда - купить бумажную книгу - тиражи изданий сейчас настолько мизерные, что если наткнулся на автора, тебе еще неизвестного, то купить его ранние произведения, почти невозможно - ибо они уже все распроданы.
  Теперь собственно о том, ради чего я пишу эти слова. Читаю я много и по мере прочтения книг различных авторов, внутри растет потребность как-то систематизировать свои впечатления - что нравится, что не нравится. Подыскивая книги в электронных библиотеках, я часто читаю и комментарии других читателей. Прочтя книгу, потом думаю - совпали ли мои мысли с мнениями других людей. В конце концов, потом понял - сколько людей столько и мнений. И в отзывах на одну и ту же книгу можно встретить диаметрально противоположные мнения.
  Себя я считаю серьезным читателем. Поэтому мое мнение может показаться интересным, тем кто собирается что-то написать. Глядишь, это поможет появиться неплохой книге, которую интересно будет читать. В общем, чисто эгоистический интерес.
  Итак.
  Жанров и направлений в литературе сейчас уже много. Читать все - просто не хватает времени, да и не всё интересно, и сами интересы тоже меняются со временем. Например, после наших 90ых годов я просто не могу читать детективы или смотреть сериалы, где там честные и брутальные мили .. ээ полицейские охотятся за преступниками. Это фантастика чистой воды...
  Для меня - еще тогда, в советском детстве, книги были возможностью или скоротать время или просто забыться и отвлечься от этого скучного мира комсомольских собраний и правильных лозунгов. А так же читать что-то интересное. Например, охоту читать классику у меня школа отбила напрочь. Хотя, тогда, в школе я единственный из всего класса прочитал "Войну и Мир" почти полностью. На четвертый том меня уже хватило, там пошел уже голимый толстовский бред о всепрощении и о Платоне Каратаеве.
  В общем, признаюсь и покаюсь - я ЛЮБЛЮ фантастику.
  Вот и хочу высказать свое мнение по одному мною любимому жанру.
  В социалистическом детстве был только один жанр - научная фантастика. Ее, вообще, издавалось мало и все авторы должны были писать в "правильном" направлении - достижения государства, светлое будущее и много всякой разной техники. Первые полеты в космос будили фантазию и мысли о том, как будет хорошо, когда мы сможем основать колонию на Марсе. Какое там будет гармоничное общество. Ха-ха. И это при том, что в магазинах продукты можно было не всегда спокойно купить (за исключением Москвы и Ленинграда) - ах, знаменитые "авоськи" и очереди. Общая мысль - сейчас, может и трудности, но там - в будущем все будет отлично. Тем не менее, даже эти "правильные" в идеологическом смысле книги читались интересно - мало там было лозунгов - а были приключения и романтика.
  Потом стали появляться и другие жанры, помимо научного направления - фэнтази - в конце 80ых. Моему знакомству с ней способствовало, что я тогда уехал за границу на учебу и, владея свободно иностранным языком, я открыл для себя зарубежную фантастику, доселе редко встречающуюся в СССР. Ах, это было волшебно - не зависеть от переводных изданий и планов советских издательств.
  Жизнь развивается, вместе с ней и фантастика - все становится сложнее, появляются разные направления. В начале 2000ых - мне полюбились книги о попаданцах. Это было то, чего мне, можно сказать, всегда не хватало.
  Почему именно этот жанр? Потому что в этих книгах описываются похождения и приключения современного человека. Всегда интересно наблюдать за знакомым тебе чем-то.
  Если вам расскажут сплетню про какого-то Иванова, то, скорее всего, это будет вам не интересно - вы этого человека не знаете и вам он безразличен. А вот сплетню про коллегу по работе или общую с рассказчиком знакомую - вот это да, это интересно. Именно поэтому так популярна "желтая" пресса - про сплетни о звездах ведь мы же их "знаем" - видим часто на экранах телевизора или в кино.
  И в книгах тоже самое. Вот не интересно мне читать про мучения Анны Карениной - это совсем другое время, другие люди, с другими представлениями о чести и о том, что хорошо и плохо. Кому-то это интересно, но вот среди моих знакомых - хотя все интеллигентные, с высшим образованием - никто не читал Толстого. Высшее образование - это конечно не гарантия высокой культурности человека, но определенный, довольно высокий уровень развития личности предполагает.
  И вот - попаданцы. Вырванные из Сегодня - их волею автора - забрасывает в ситуации, которые требует от них бороться за что-то или с кем-то. У них тот же бэкграунд, что и у меня, они росли на тех же фильмах и книгах, что и я - читатель. Они действуют часто, как и я. Т.е. это как бы со мной происходит, а не с каким-то человеком 18ого века. Именно это и привлекает меня в этих книгах.
  Первую книгу этой направленности я прочитал еще в советское время. Она называлась "В лесу прифронтовом" и очень и очень мне понравилась. Но о ней попозже.
  
  Просто, чтобы каждому читателю были понятны термины. Попаданец - Это ГГ (Главный герой), который попал в другой мир (так было на заре жанра). Миры эти могли быть разные - фэнтази-миры с магией и техногенные, с той или иной степенью разности с Землей. Главное, что попаданец попадал туда в своем физическом теле.
  Потом появился подвид жанра - стало популярным вселять дух, (чаще всего) умершего в нашем времени человека в кого-то в прошлом или даже в другом мире. Это тоже попаданцы, но у них преимущество по сравнению с первой группой - для местных аборигенов они "свои", т.е нет необходимости рассказывать какую-то легенду появления какого-то странного чужака. Поэтому этих стали называть - "вселенцы" - попаданцы в чужое тело.
  Немного отвлечемся от конкретного жанра и зададим себе вопрос. А какие книги, вообще, следует считать хорошими? Самый простой ответ - интересные. Для каждого этот критерий будет отличаться.
  По-моему, хорошие книги - это книги, которые хочется перечитать и через год, и через 5 лет. И те, книги, которые читаются через 20-30-100 лет после написания. Это, вообще, шедевры.
  Как, например, "Три мушкетера" Дюма. Вечная книга. Или, например, "Таинственный остров" Жюль Верна. Я думаю, как первую, так и вторую книгу читало подавляющее большинство людей, которые сейчас вообще хоть что-то читают.
  Тогда вопрос - а почему эти книги читают и через столько лет после их написания, а того же Льва Толстого - если кто и читает еще, то единицы или под принуждением - как школьники.
  Итак, что же является для читателей интересным и через 100 или 200 лет после написания? Любовь? Нет. Вернее, не любовь сама по себе - а ... человеческие характеры и судьбы. Ведь читая книгу, мы отождествляем себя с главными героями, чьи приключения и похождения мы наблюдаем. Причем, при чтении - этот процесс отождествления - намного глубже, чем при просмотре фильма.
  Фильм дает визуальную информацию - этот ГГ - силен, эта женщина - красива. У мозга нет потребности вообще включаться в обработку картинки - зрительный образ задан и точка. Мы смотрим на себя и понимаем, актеры, играющие в фильме - да, красивы, а вот мы - зрители - нет. И хоть мы с интересом будем смотреть новый фильм, но сопереживать актерам, а вернее их героям - вряд ли. В начале 20ого века, когда киноиндустрия только развивалась, многие зрители не различали, где выдумка, а где реальность. Тем более, многие актеры тогда сами делали различные трюки. И зрителям казалось, что эти все фильмы и есть реальный рассказ о происходившем где-то в другом месте.
  Точно так же как и многие читатели Жюль Верна думали, что писатель описывает реальные события и все пытали его, а где капитан Немо или "Наутилус". Золотые были времена и очень наивные.
  С тех пор публика - зрительская и читательская - уже поднаторела в том обмане, что нам вещают с экранов телевизора, и не воспринимает героев фильмов всерьез. По крайней мере, адекватная часть аудитории.
  А вот когда читаешь книгу, то скупые строчки описания ГГ или событий оставляют место для фантазии САМОГО читателя. Он погружается в этот новый мир, забывая о происходящем вокруг, о своих серых буднях простого клерка где-нибудь в обшарпанном бюро. Происходит идентификация читателя с событиями в книге. Именно поэтому, кстати, реакция на непонравившуюся книгу намного сильнее, чем на какой-то плохой фильм. И именно поэтому книги могут и сейчас, в наш пресыщенный информацией век, оказывать глубокое воздействие на широкие массы.
  Телевидение конечно тоже влияет и оболванивает тупиц еще быстрее, но там и воздействие намного брутальнее, чем у книг. Реклама и пропаганда - они достигают глаза и уха везде, где включен экран. А в нашем мире все-таки надо постоянно знать, что и где происходит - из-за обвала курса валюты или очередной эпидемии. Да, даже, из-за банальных пробок или прогноза погоды. Поэтому первым делом, как встаешь утром, то включаешь телеки и слушаешь новости, пока делаешь утренние действия. Вот и получает каждый из нас огромную дозу зомбирования каждый день. Но оно - воздействие телевидения - все-таки поверхностное.
  Когда читаешь книгу, то работа и осмысление идет внутри мозга читателя, с конкретно его представлениями о том или ином событии - потому и воздействие сильнее.
  Вернемся к книгам и фантастике. Нам интересно читать о людях, о событиях, происходящих с ними, об их смекалке или как они применяют свои знания и умения. И об этом будет интересно читать и через 100 лет - пока люди останутся людьми. Точно так же, как нам интересны стихи Пушкина или Шекспира. Любовь все-таки вечна, а стихи за счет рифмы будут воздействовать на людей, пока не изменится язык, на котором они были написаны.
  А вот читать о каких-то технических штуковинах или открытиях через 20-30 лет - уже скучно. Технический прогресс не стоит на месте. Сейчас роман Верна "Полет на Луну" не может не вызвать ничего кроме улыбки - а там техника и способ полета были основой романа. И когда они устарели, то и сам роман устарел.
  Так же со смехом сейчас читаются романы о проблемах фермеров на Венере, или о городах на Марсе. А ведь было время, когда "Аэлита", рассказывающая о борьбе марсианцев под руководством советского рабочего была, можно сказать, хитом и бестселлером.
  "Аэлита" - это первая ласточка книг о попаданцах. Чужие элементы попадают в общество марсианцев и устраивают там "цветочную революцию". Более кровавую только (времена такие были - Гражданская война была еще свежа в памяти всех). Ничего не напоминает?
  Поэтому, чтобы книга оставалась читабельной более долгое время, наряду с социальным аспектом и концентрацией внимания на героях, а не на технике, должна еще соблюдаться определенная достоверность сюжета. Иначе вся книга становится в лучшем случае набором шаблонов и скучных выдумок писаки-бумагомарателя.
  Итак, книги о попаданцах. Сейчас уже можно выделить несколько направлений в этом жанре.
  Классические попаданцы - это те ГГ, которые попадают в другие миры. Для авторов это идеальный способ сотворить что-то свое - свое общество, историю, планеты. По мере развития наук и наших знаний о Вселенной и Космосе, стало понятно, что идеи космических путешествий не так легко реализуемы, как это представлялось в 60ые годы, на волне эйфории от первых полетов в космос. Это не мешало многочисленным "космическим операм" населять просторы Галактики тысячами населенных планет, империй и рас. Но, тем не менее, ограничения прародительницы - научной фантастики - накладывали свой отпечаток на развитие жанра. Да и вера в науку стала уменьшаться.
  А тут - новые миры и МАГИЯ - возможность безграничного могущества автора ... главного героя. Не забываем, что не только читатель отождествляет себя с персонажем книги, но и писатель. Автор даже в еще бОльшей мере, т.к. он пропускает все действия персонажей книги через себя. И отождествляет себя с главным героев. Именно поэтому ГГ такие успешные и все у них получается и количество роялей, т.е разных преимуществ по сравнению с обычной массовкой, зашкаливает.
  Попаданцы в другие миры стали популярными. Но многим стало лень выдумывать что-то свое, и появилась новая фишка - попаданцы в Прошлое нашей Земли или в альтернативные миры - т.е. на туже Землю, но где развитие пошло по-другому.
  Книги о прошлом нашей Земли были похожи на исторические романы - только теперь рассказывалось не о каком-то древнем русиче или викинге, а о бывшем десантнике или офицере спецназа, которые попав в прошлое, начинали махать мечами лучше аборигенов и строить тамошних бояр и князьков.
  На альтернативных планетах - Земля была чуть иная - там часто встречалась магия или еще какие-то особенности, делающими приключения тех же бывших десантников или спецназеров более интересными для автора и читателей.
  Когда количество вояк, проваливавшихся в прошлое, перевалило за сотни и тысячи, попадать в приключения стали уже все подряд - и простые менеджеры, и черные археологи, и просто инженеры.
  С увеличением числа небоевых попаданцев, хотя конечно все они в сражениях могли творить чудеса и нагибать всех и всё, у некоторых авторов вышла на первый план идея прогрессорства.
  Эта идея, кстати, была начата еще в Советское время братьями Стругацкими.
  Начиная от "Обитаемого острова", "Трудно быть богом" или "Парень из Преисподней" сквозь их книги проходила линия помощи недоразвитым в социальном плане планетам в деле построения коммунизма. Читателям, по крайней мере, мне (тогда еще подростку и философия мне была не интересна) нравились сами сюжеты, их необычность. Да и были Стругацкие - скажем просто - гениями. Если же сейчас порассуждать, то главной мыслью были не приключения героев книг, а мысли о социальном развитии, его способах, морального выбора и многое другое. О его допустимости, в конце концов, и о том, какое воздействие оно оказывает на самих прогрессоров.
  Но то была литература Советского времени. В наше время о таких мелочах уже не задумывались. На первый план выходили попаданцы, которые несли ТЕХНИЧЕСКИЙ прогресс в массы. Выплавка стали в 12ом веке, лесопилки, выплавка стекла и многое другое. Все эти и другие изобретения, которые вводили многочисленные попаданцы-энциклопедисты, опять же способствовали процветанию Руси. За пару-тройку лет реформировалась индустрия, потом армия, потом разбивали ворогов, строили железные дороги в 16 веке, изобретали пулеметы тогда же. Ясное дело, что все остальные страны нервно курили в сторонке. А во главе всего стоял мудрый царь-батюшка - попаданец.
  В той самой советской книге "В лесу прифронтовом" авторов Абрамовых, главная идея попадания в прошлое во время ВОВ - а как отреагирует новое поколение, выросшее после войны, на возможную необходимость отстаивать свои права свою жизнь с оружием в руках? Ответ был, конечно, положителен - смогем, убьем всех! Но ни о каком изменении истории в книге и не шло. В лучшем случае - о локальном, незначительном - спасти нескольких жителей от немецких карателей.
  В начале эти идеи использовались просто как новый, необычный сеттинг для сюжета книги, но потом.... Потом пришла идея... нет. ИДЕЯ. Изменение истории, а конкретно - тот или иной позорный ноющий момент истории, который умаляет достоинство и страны и ее граждан.
  Для Польши, например - это раздел страны между ее вечными врагами- Россией и Германией. Поляки-попаданцы лихо разделываются с врагами и Польша предстает во всем своем величии - от можа до можа.
  Ну, а т.к. мы живем в России, то у нас таких "больных" моментов просто дофига.
  На первом месте - это конечно Великая Отечественная Война и огромнейшие потери, которые мы понесли в ней. Можно сказать - уму непостижимые сегодня потери. 27 миллионов... А скорее даже больше... Даже китайцев и тех погибло чуть ли не меньше чем у нас. И это при том, что численность китайцев в 40ые годы превышала численность СССР в несколько раз. Ясное дело, что незаживающая рана в душе каждого многих россиян.
  Русско-японская война 1904-05 гг. КАК МОГЛА Российская Империя проиграть войну стране, которая только лет за двадцать до этого встала на путь индустриального развития? Обидно же. Поэтому перепишем историю, очистим национальную гордость от позорного пятна.
  Ну, а потом попаданцы посыпались во все исторические эпохи - сначала чаще всего в эпоху Петра, а потом уже везде подряд - и к Ивану Грозному, и Александры Второй и Третий, и т.д. Попаданцы, вселенцы - сначала в приближенных, а потом и в головы самих царей. А чего мелочиться? Ведь ясно же, что быть царем проще и возможностей больше. И что главное - все у них получалось. Россия крушила врагов, становилась лучше и лучше, и жителям ее жилось прекрасно. Что, кстати, показывает - все беды в России - от плохих руководителей во главе государства.
  Размах творчества пейсателей уже не знал границ. Перекраивались границы мира. Если в начале 90ых годов доставалось больше Германии, то сейчас Америке и Англии.
  Про попаданцев к началу ВОВ писалось в комментариях к различным книгам по этой теме уже много. Даже образовалась определенная программа действий "среднего" попаданца:
  - попасть к Сталину (в него, кстати, никто не вселяется. Это персона - табу)
  - изобрести промежуточный патрон к АК
  - сказать, чтобы сделали командирскую башенку на Т-34
  - спеть все песни Высоцкого.
  В прошлое сначала попадали отдельные личности - очень часто диверсанты, которые прямо-таки изничтожали немцев за линией фронта сотнями тысячами (а чего жалеть их?). Само собой, еще были летчики. Как же без них. Ведь позор же, что немцы сбивали наших так легко и много. А попаданцы там быстро модернизировали все наши самолеты и наводили шухер на асов Германии. Отметились все рода войск. Но летчиков и диверсантов было больше всех. Оно и понятно - это война отдельных личностей -- не полк поднимается в атаку, где от отдельного попаданца мало что зависит (именно поэтому в пехоту мало кто попадал из будущего). В кабине самолета сидит один человек и от его умений многое зависит. А уж попаданцы - умеют ого-го. Вот бомбардировщиков там было мало - зенитный огонь лупит по всем одинаково... от него не увернешься на боевом курсе. А сбивать вражеские самолеты - одно удовольствие. Поэтому самый популярный вид попаданчества - это летчик-истребитель.
  А диверсантом быть тоже неплохо. Сам себе командир. Тем более, что это бывшие наши спецназеры и они все знают про растяжки. А аборигены не знали.... Вот тупые.... За счет растяжек наш человек мог положить полк или два немцев запросто - а чего их жалеть то? (или я уже писал об этом?). Еще обязательно к набору плюшек диверсанта - кроме знания о растяжках - это сверхскорость. Вообще, любимый рояль у всех. В драке - непобедим, все в шоке и снова можно положить всех, даже не вспотев.
  Но это я что-то отвлекся.
  Итак, попаданцы в ВоВ отметились во всех родах войск.
  В последние годы пейсателям этого стало мало - да и тема какая благодатная - на благо же свой Родины стараемся (больше напишем - больше получим денежек) - в прошлое стали попадать целые подразделения - взводами, ротами, бригадами. Атомные ракетные крейсера отметились или, кажется, даже целые дивизии. У одного фантазера, кажется, в 40ой год из 2010ого попала даже целая область - Ростовская. Признаюсь - эту книжонку не читал - мне хватило аннотации.
  Бреда итак написано полно уже.
  Ну а напоследок следует упомянуть, конечно же, поджанр - "Спасти СССР". Вот сидит эта заноза в груди каждого, кто застал Советский Союз, вырос нем и потом пережил развал империи. Я их понимаю - сам такой. Смотрю на современную политическую карту, и сердце кровью обливается от обиды. А если еще посмотреть, что сделали из Украины и, возможно, скоро сделают из Белоруссии, то и впрямь грустно становится.
  После успеха первых книг о спасении Советского Союза, их стало все больше и больше. Здесь сыграло свою роль то, что авторы писали о своей молодости - когда они сами были молодыми. Очень часто - попаданец вселялся и оказывался в теле самого себя, но только молодого. Помимо мифического спасения Союза - это позволяло автору заново вспомнить счастливую пору своей жизни и даже "прожить" ее заново. Ну и читатели так же узнавали в книге свои улицы, дворы, драки в школьном дворе - помните, что я писал по поводу сплетен - какие нам интересны? Здесь получался двойной эффект - и попаданец - как человек нашего времени и само действие происходит в НАШЕМ же времени, НО по-другому, с изменениями, вызванными попаданцем.
  Идей, как спасти СССР, описано не так уж и много - различия, в основном, в способах и средствах достижения цели. Начиная от радикальных - убить того или иного. Бедный Горбачев - сколько раз его уже убивали в книгах или разоблачали как агента влияния Запада. Или Хрущева.
  Кто-то из авторов подходил серьезно к этому вопросу и были исписаны сотни страниц - какие транзисторы надо было делать, чтобы догнать Запад в электронике или какие моторы производит, чтобы наши машины стали лучше и т.д.
  Большинство же писали просто о той жизни и как ГГ пытается обустроиться и прожить заново жизнь, исправляя старые ошибки или улучшая свое собственное положение.
  Наиболее популярным методом улучшения материального благосостояния стало перепевание песен из Будущего. Благо, что многие попаданцы проваливались в прошлое с материальными предметами - начиная от сотовых и ноутов, и кончая целыми домами набитыми всяческими ништяками. Если же речь шла о вселенце - т.е. о духовном переносе сознания, то почти у всех была феноменальная память или они сами были музыкантами и певцами и поэтому знали все песни уже раньше.
  Собственно говоря, в этом то и кроется еще причина успешности этого жанра вообще и, попаданцев в СССР конкретно. В нашей любви к сказкам, про Иванушку- дурачка в частности. Или про золотую рыбку. Когда не напрягаясь ГГ получает все. Емеля рассекает на русской печи, У Ивана - там конек-горбунок, ну а дедуля получает золотую рыбку. Зарываться только не надо, и не надо отдавать рыбку вздорной бабе. А тихо и незаметно разбогатеть.
  Так большинство ГГ и поступает. Они на халяву, не напрягаясь, добиваются всего. Находят клады -тоже популярный метод разбогатеть - ведь, память то феноменальная и все помнят, где и что было найдено. Вплоть до адреса и времени находки.
  Менее заметно это стремление получить по-легкому кучу преимуществ в том, что попаданцы используют знания и навыки, полученные ими раньше, в нашей жизни. Знание языков, профопыт и т.д. И оказавшись в теле пацана можно поражать учителей чистым английским произношением. Большинство авторов же из Советского Союза и все они смотрели фильм "Гостья из будущего" и помнят, как Алиса Селезнева спикала на уроке. Ах, какая была девочка. И как я ей завидовал тогда. Халява, сэр. Ничего не делать и бац, получить пять.
  На самом деле выучить языки не так уж и сложно - надо только планомерно и долго потрудиться, вбивая в себя слова и грамматику. А потом тренироваться. Что я потом и сделал в жизни. Но детстве то хочется всего и сразу! И это детское желание сопровождает нас на протяжении всей жизни.
   Я уж не буду дальше приводить примеры, как и что делали попаданцы и насколько они были успешны. Это, не так важно. А важно, что если автор владеет языком и соблюдает историческую достоверность, то своего читателя он найдет - ибо книги о собственном детстве и юности будут всегда пользоваться успехом.
  Ну и напоследок о том, какую фантастику НЕ НАДО писать - а точнее - о чем должен думать автор при написании книги. Это касается не только книг о попаданцах, а вообще.
  1. Книга может быть фантастично, но должна быть "правдоподобна". Если при попадании в прошлое ваш герой начнет летать, то никто не поверит такому произведению. В одной из неплохих в целом книг, ГГ вселяется в самого себя в прошлом (т.е происходит духовный перенос) и вместе с ним оказывается в прошлом его сотовый (ВНИМАНИЕ!), по-прежнему подключенный к сети. Т.е. в прошлом он постоянно мог залезть в современный интернет. Я хоть и прочитал эту книг, но в такую туфту никогда не поверю.
  2. Не любите своего ГГ выше крыши. Не давайте ему сразу много плюшек. Пусть он их получает постепенно, прикладывая усилия. В той же тупой книжонке ГГ находит захоронку одного помершего генерала - миллион рублей, золото, оружие, драгоценности и т.д.
  Все, зачем еще чего то там пытаться сделать? Миллион рублей в Союзе было просто не потратить. Вся интрига убита сразу. Потом там, в серии, были написаны еще две книги, но читать уже не хотелось.
  Т.е - позволяйте вашему герою обогащаться - постепенно!
  3. Не давайте вашему ГГ признаться кому-то в том, что он из будущего. Лично я такие книги прекращаю сразу читать и заношу книгу этого автора сразу в папку под названием -"Дерьмо". Представьте, идет война и тут к вам приходит кого-то который говорит - я из будущего. Верьте мне. Дальше могут быть уже разные варианты - обычно попаданец знает что-то что случится очень скоро - это случается - и ему начинают верить и смотрят в рот, а что же вы, товарищ из будущего, нам посоветуете. Да и вообще, что вы тут на фронте делаете - вам к товарищу Сталину, со всем комфортом. А там вас сразу примет Сталин, выслушает, что ему надо сделать (да-да, командирская башенка! Без нее не победить). Еще кого из генералов и куда назначить, и выделит сразу же пятикомнатную квартиру с прислугой. Вам интересно читать такую муть? Вряд ли.
  Или еще хуже - произошло вселение в тело кого-то и вот ГГ от неизмерной тоски начинает признаваться всем подряд (утрирую) - "ах, не считай меня сумасшедшим, но я из будущего. Из 20хх года" - дальше по тому же сценарию, что был описан выше.
  Вы бы поверили хоть на минуту в такую муть? Это вы сейчас современный человек и прочитали кучу фантастики. А тогда то - 3-7 классов школы - и все. И это были высшие командиры Красной Армии.. Да еще война. Их действие? Сумасшедшего шлепнуть и вся недолга. Потому что контра или немецкий шпиён.
  Поэтому, если уж надо в чем-то колоться и признаваться, то придумывайте - или видения или сны. Способов куча, как объяснить особые знания ГГ.
  4. Ненавижу, когда кто-то из местных хроноаборигенов смотрит на ГГ и замечает его "необычные глаза", как будто из них смотрит кто-то старый. ПОЛНАЯ ХРЕНЬ. А так же замечания по поводу ГГ - какой он взрослый стал, необычный.. что-то с тобой не так...
  Если ГГ не может нормально мимикрировать - а точнее автор не может нормально описать приспособление попаданца-вселенца к новой действительности, то тогда не беритесь писать на эту тему. Выдумайте себе эльфов, орков и будьте счастливы, творя новые шедевры.
  
  5. НЕ ОПИСЫВАЙТЕ одно и тоже событие глазами ГГ, а потом еще других свидетелей. Не надо! Такое можно сделать один разик за всю книгу, максимум два - иначе читать становится просто НЕВЫНОСИМО.
  6. Не посылайте в прошлое более одного, максимум двух человек. НЕ НАДО! Тайна временного переноса должна остаться тайной, а чем больше людей - тем больше вероятность прокола и раскрытия.
  7. Пусть ваш ГГ ведет себя как взрослый человек, а не как подросток-девственник. И помните - женщины сами обычно на мужчин не бросаются, а любят, чтобы их завоевали. А то из книги в книгу путешествуют попаданцы-импотенты или попаданцы-подкаблучники, которые будут пускать слюни и облизываться, но сами первый шаг никогда не сделают. Ах, что же о них подумает современная публика. Это ж харасмент будет.
  8. Если вы, авторы, описываете другое время - особенно отдаленное от нас, то задумывайтесь иногда, что тогда были другие представления о многом - и что хорошо и что плохо, и, например, когда надо девочек замуж отдавать. Например, возраст 18 лет - это выдумка современного мира. Касается и мальчиков и девочек. Во многих странах до сих пор полная дееспособность наступает в 21, но это не значит, что только с этого возраста можно выходить замуж. От возраста и пола ребенка зависели права на наследование или право на власть. У мальчиков они были шире, права девочек - в почти всех обществах - в этом контексте почти никогда не рассматривали (за исключением высшей знати, но те и сами жили по совсем другим правилам, чем широкое население).
  Деревенских девочек отдавали замуж, как только она бросит "первую" кровь. Особенно в там, где для общественности важен был факт девственности. Современные цыгане это делают и до сих пор. Никто не станет ждать несколько лет, чтобы она достигла 18 лет. Если вы боитесь, что вас примут за педофила - меняйте профессию.
  9. Следите за речью попаданца. Уже вызывает оскомину, когда попаданец начинает бросаться жаргонными словечками из 21 века, а все окружающие этим восторгаются и дружно перенимают их. Раньше убивали и за меньшее. Лжедмитрия убили за то, что он не спал после обеда и использовал за обедом вилку. Царь оказался "ненастоящим" и его сразу укоротили на голову. Кто мог знать об этих привычках Лжедмитрия? Пара десятков человек при дворе - а узнали все. А если ваш попаданец начнет выделяться необычной речью? Насколько быстрее он окажется в могиле?
  10. Укоротите желание ГГ петь современные песни в веке 18-19 - их просто не поймут по большей части - потому что тогда были другая музыка и ритмы в моде. И особенно уж, если вашего героя занесло в страну с другим языком. Перевести песню на другой язык - возможно, но это долго и нужен талант для этого.
  Под конец подумаем о моральной стороне попаданчества и изменения истории. Почему хочется это сделать - это понятно, об этом я уже писал. Это увлекательно - моделировать новую реальность и продумывать, а какие изменения могут произойти, если сделать то-то или то-то.
  Возьмем Великую Отечественную Войну.
  Об этой теме трудно писать - не книги, а вообще. Об этой трагедии. Война и меня коснулась, как думаю, и почти всех живущих в России. Один мой дед, бывший офицер РККА, разжалованный в 38ом, пошел ополченцем на фронт и погиб под Вязьмой, в 41ом, в знаменитом котле.
  Второй дед, летчик-истребитель прошел всю войну и, как тяжело сбивать чужие самолеты - я знаю. Он не стал асом, не был Героем Советского Союза, но боевые ордена он имел. И несколько сбитых вражин тоже.
  А еще мама мне рассказывала, когда его сбили за линией фронта и он считался пропавшим без вести, как им нечего было есть, потому что по его аттестату прекратили платить. И жили они тогда своей семьей (ее мама, она, старший брат и младшая сестра) у родственников, в Москве - потому что своей квартиры у военных не было. И как они варили суп из картофельной шелухи, которая осталась после того как эти родственники сами приготовили себе еду. И не делились ею с семьей моей мамы.
  И как потом дед, вернувшись обратно из-за линии фронта, приехал в отпуск и привез чемоданчик, полный сгущенки и другой еды - то, что он получил по своему пайку. И как родственники внезапно вспомнили - они же родственники и надо же делиться. Все было в то время. Хотя плохого - больше.
   А как представить нам, сейчас, в наше время, картину, когда в атаку поднимают пару тысяч человек, а через час почти все они уже убиты. А за ними на амбразуры идет уже вторая волна и третья. И тоже остаются лежать, потому что отдан приказ - взять высоту (город, село) именно к завтрашнему празднику! Да даже без праздника - а просто взять и все!
  И вот, современный писатель берется за перо и уже суперпуперспецназовец оказывается в 41ом году и начинает свой поход во имя спасения страны. Ну или кто-то там еще попадает к Сталину, например, в году 35 или 36 и за несколько лет так поднимает экономику страны и армию, что Гитлер уже и сам побоится что-то сделать, но все равно сделает - ведь немецкая разведка не пашет. И даже нападет почти в тоже время, что и в нашей реальности...
  Не могу судить за всех, но я не могу читать такие книги, да и, вообще, писать о ВОВ. И ух тем более читать написанные в легкой манере и в шутливом тоне книги - как лихо попаданцы-всезнайки все исправляют и убивают врагов пачками, полками, дивизиями. А когда уж там появляется современная техника или (встречал и такое) инопланетная техника, чтобы побить врага, меня охватывает отвращение. Понять мысль авторов можно, но подобные книги умаляют РЕАЛЬНЫЕ жертвы, которые понесла наша страна. Слишком близка она к нам.
  Другой аспект победы в ВОВ малыми жертвами с помощью попаданцев.
  Это тоже самое, как играть в компьютерную игру с помощью сохранений. Играешь себе, например, в статегию какую-то - бац - противник что-то сделал неожиданное. И победил тебя. Не страшно - загрузился по новой, подготовил нужный ответ на его ход и вуаля - победа. Малыми жертвами.
  Мало чести или даже гордости своим интеллектом в такой победе. Зная все наперед. И если пишутся книги, где победа над Гитлером, оказывается, была возможна вообще без усилий! Бац- бац - новые самолеты, танки, автоматы - это все умаляет заслуги наших дедов и прадедов, которые не имели такой возможности - перезагрузиться.
  А другие книги про ВОВ, где на помощь СССР приходят инопланетяне, пришельцы из будущего или магия какая-нибудь, вообще унижает память наших предков. А они смогли и без этих "подарков" победить. И не их вина, что с такими потерями.
  Слишком близка ВОВ к нам по времени, чтобы писать легкомысленные книжонки на эту тему.
  А поднимать себе самооценку, побеждая в той войне с помощью пришельцев - это говорит .. даже не знаю, как сформулировать... цензурных слов не хватает. Но надеюсь понятно, что я имею в виду.
  Пишите и шутите про Петра Первого или Ивана Грозного, про Брежнева и Хрущева, а ВОВ лучше оставьте в покое.
  На этом заканчиваю свой маленький труд.
  Авторы - пишите книги! Пишите хорошие книги! А уж мы, читатели - будем их читать, вас критиковать и может даже покупать!!!!
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"