Terra21 : другие произведения.

Космография Ивана Ефремова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Доклад прочитанный на Видеоконференции ВКонтакте по повести Ивана Ефремова "Звёздные корабли"

  
  
  
  Космография Ивана Ефремова.
  
  (По материалам видеоконференции ВКонтакте по повести Ивана Ефремова "Звёздные корабли" 16 декабря 2023 г.)
  
  Здравствуйте!
  
  Приветствую всех читателей и поклонников творчества Ивана Ефремова.
  
  Разрешите начать с представления детгизовского издания повести "Звёздные корабли" в серии "Библиотека приключений", в этой книге на страницах, где Шатров читает Давыдову письмо китайского геолога Тао Ли, есть редакционная сноска - время действия рассказа - 1946 год.
  
  Это же совпадает со временем написания произведения упомянутым в письмах Ефремова, таким образом получается, что время действия второй части повести, где повествуется о раскопках в Средней Азии совпало со временем книжной публикации произведения.
  
  И таких совпадений и пересечений в творчестве Ивана Ефремова - множество.
  
  
  
  Представление и пронзительное чувство безмерности и непреодолимости космических бездн заложено в самой первой космической повести Ивана Ефремова - "Звёздные корабли".
  
  
  Значительное место в повести уделяется описанию космических бездн продемонстрированных в телескоп профессору Шатрову астрономом академиком Бельским и трепет и ужас человека и учёного середины ХХ века Земли перед обнаруженной наукой к этому времени, грандиозностью и необьятностью Вселенной.
  
  
  Мы, в наше время как-то привыкли к образу Вселенной, Местного Скопления, Сверхскоплений миллионов галактик Ланиакеа на миллионы и миллиарды световых лет на большом красном смещении.
  
  Но для людей середины ХХ века проникновение взглядом астрономических приборов астрономов во Вселенную на расстояние миллиарда световых лет от Земли, было сродни шоку древних египтян на папирусных лодках вышедших из Красного моря в бурный открытый океан..
  
  
  Такого космически томительного и печального чувства перед звёздными безднами в западной фантастике не встречалось.
  
  Это отличительная черта именно ефремовской фантастики впервые проявленная в "Звёздных кораблях".
  
  
  Может быть где-то и есть авторы и произведения, как Джек Лондон воспевающие человека преодолевающего просторы суши и моря, и так же воспевающие Космос и рассказы звездных морей, но на русский язык таких не переводилось.
  
  
  Единственно, что необходимо отметить - схожесть манеры изображения тропических морей и тайфунов в рассказах южных морей Джека Лондона и морских описаний в рассказах и эпизодах Ивана Ефремова - "Последний марсель", "Бухта Радужных струй", "Катти Сарк" и "Звёздные корабли".
  
  
  
  
  Но про Космос такое величие и ужас перед безднами встречается только в русской и советской фантастике, Алексея Толстого с его пронзительным зовом Аэлиты: - "Где ты, где ты, Сын Неба?" и Ивана Ефремова с его описанием щемящего чувства и трепета Шатрова перед бездонными глубинами Космоса и роением звёздных островов, и с тоской и горячей мечтой Мвен Маса после угасшего видения прекрасной краснокожей девушки с планеты огненносного Эпсилон Тукана!
  
  
  Возможно, это связано с тем, что славяне и русские, люди сухопутной культуры привычные медленно и долго - пешим путём, волоком и по рекам преодолевать огромные расстояния России и Сибири, в то время как западные народы, в первую очередь англосаксы, привыкли преодолевать не меньшие, а даже большие пространства, быстрее морским путём и рассматривать моря и океаны, земные и космические, именно как тяжёлый, героический, но доступный путь к дальним мирам.
  
  
  Русский и западный взгляды на мир, на космографию мира - это сухопутный пеший и морской корабельный.
  
  
  Возможно загадка и манящее очарование произведений Ефремова именно в соединении и слиянии этих двух взглядов и мироощущений.
  
  
  С самого начала уже сформулированных и лежащих в основании ранних, 1944 и 46 годов произведений Ивана Ефремова - "Последний марсель", "Катти Сарк "и "Звёздные корабли".
  
  
  Этот декларированный манифест Ефремова проходит через все его произведения, прямым лучом пронзая Вселенную и отображая ужас и восторг перед затягивающими и манящими звёздными безднами.
  
  
  Описание грозного морского цунами влекущего к берегам Гавайских островов беспомощные суда, через десять лет преобразилось в описание беспомощности земного звездолёта "Тантра", неудержимо влекомого чудовщным тяготением Железной звезды.
  
  
  Здесь снова надо упомянуть временно́е совпадение и характерную особенность фантастики Ефремова в свойственной ему научной и бытовой достоверности.
  
  
  Описанное в повести цунами высотой в 8 - 14 метров пережитое профессором Давыдовым и командой советского парохода "Витим", действительно имело место быть, порожденное подводным землетрясением у берегов алеутского острова Унимак 1 апреля 1946 года в 01:29 минут местного времени, через 4,5 часа достигшее Гавайских островов и ещё через 25 минут, на рассвете 1 апреля 1946 года в 06:25 местного времени смывшее город Хило на острове Гавайи.
  
  Вероятно под впечатлением от этой природной катастрофы из сообщений научной и мировой прессы, Ефремов отобразил эту стихию в переживаниях одного из главных героев повести.
  
  В повести также упоминается предыдущее цунами обрушившееся на Гавайские острова в ноябре 1938 года - оно так же имело место быть в действительности 10 ноября 1938 года.
  
  Фотографическая точность и зрелищность в описаниях - характерная черта литературного творчества ученого геолога и палеонтолога Ивана Ефремова!
  
  
  В истории дальневосточного пароходства было два парохода "Витим", в до и послереволюционные годы и в 60е.
  
  Про советское судно, пароход "Витим" борющееся с цунами изо всей мощи своих шести тысяч лошадиных сил, описаное в повести, можно предположить, что это пассажирский пароход германский постройки полученный по репарациям после Второй Мировой войны или грузовое судно американской постройки полученное по ленд-лизу по какой-то причине перегоняемое командой во Владивосток или Ленинград с заходом на Гавайи.
  
  
  Лекция прочитанная профессором Давыдовым после цунами перед командой, без всякого упоминания пассажиров, говорит нам, что наверное единственным попутным пассажиром в Россию был только сам Давыдов.
  
  
  Пароход скорее всего реальный, за это говорит морской опыт в биографии Ефремова и авторская добровестность и достоверность в рассказах "Последний марсель" и "Катти Сарк".
  
  
  Литературной находкой, своеобразной изюминкой или ноу-хау Ефремова, стало перенесение хорошо знакомых ему реалий и хронотопа морских странствий на космические странствия.
  
  
  В изображении и перенесении по аналогии морских навигации, маневров, в условиях ветров и рифов, отсутствия видимости, в Космос, приёмов навигации и угроз звёздных странствий.
  
  
  Легко представить, как в пилотской рубке звездолёта "Тантра" чашка горячего какао очень бы выручила дежурного астронавигатора Пел Лина, когда в конце длительной вахты неизбежно падает внимание и скорость реакции людей..
  
  
  Здесь необходимо отметить, что все произведения Ефремова с самых первых рассказов о необычайном и научно-фантастические произведения - все это романы странствий.
  
  
  Китайского геолога Тао Ли, советских учёных Шатрова, Давыдова и астронома, чей путь исследования глубин и движения Галактики прервался на полях грандиозной танковой битвы, неведомых бестиа целестис в солнечной системе - вся повесть "Звёздные корабли" соткана из этих странствий, как и все без исключения книги Ивана Ефремова.
  
  
  В глубины ли прошлого на семьдесят миллионов лет или памяти людей, личной и родовой, в степях палеолита, по странам, континентам и океанам Земли, или по звёздным островам низких и высоких широт Галактики..
  
  
  Странствия пешие, морские и звёздные, мысли, мечты и тревоги людей связующие времена и пространства - вот главное содержание книг Ефремова.
  
  
  Красочные и грозные описания бездн времени и пространства, и мотивы и пути их преодоления людьми.
  
  
  В этом различие и полемика Ефремова с современными ему авторами западной фантастики, в подавляющем большинстве случаев ставящих во главу угла космических странствий мотивы бизнеса, торговой экспансии и конкуренции.
  
  
  Можно сформулировать так, что в основании у Ефремова лежит эволюционный подход, биологический и геологический, а у авторов западной космической фантастики - экономический.
  
  Возможно, что именно тяжелейшая Великая Отечественная война, уже в 40е годы обострила и выкристаллизовала такие философские построения Ефремова.
  
  
  Выделившие именно его из всего множества советских фантастов, не сформулировавших и не предложивших никакой другой альтернативы западной экономической космической философии и фантастики.
  
  Вероятно в этом же и причина непонимания и нападок на творчество Ефремова части советских и современных читателей.
  
  
  Именно в другом философском подходе и объяснении человека, Земли и Вселенной.
  
  
  Конечно можно допустить, что прав не Ефремов, а западные авторы и философы, но тогда всё очень печально и для человечества и всех разумных обитателей миллионов планет Галактики - вспомним строки Ефремова из "Часа Быка": - потому "что здесь, на Тормансе, - инферно? Что крышка всепланетного угнетения здесь захлопнулась...
  
  - У них всепланетная олигархия наступила очень быстро из-за однородности населения и культуры".
  
  
  В западной фантастике - Земля и остальная Вселенная живёт по эволюционным и коммуникативным законам однородности населения, культуры и угнетения.
  
  
  Ведь тогда получается, что никакой ни космический ни нравственный закон не защищает и не оберегает изолированное и самостоятельное развитие множества обитаемых миров Галактики.
  
  От однородности населения, культуры и экономики.
  
  От коллапса во всегалактическое Инферно.
  
  
  Впрочем, при такой космографии звёздные войны ещё не самое страшное - галактические пандемии страшнее.
  
  Величайшие вымирания в масштабах галактик.
  
  Тогда.. тогда вспышки Сверхновых выжигающие жизнь на сотни и тысячи световых лет - в такой Вселенной даже благо.
  
  Галактозащитные полосы..
  
  От колониализма в масштабах Галактики.
  
  Именно с такой космографией полемизирует Ефремов.
  
  
  Вот такая картина мира и Вселенная, альтернативная ефремовской, разворачивается перед нами в западной фантастике.
  
  
  Но красота жизни и Вселенной, как всеобщая космологическая целесобразность, не позволяет согласиться с такой картиной.
  
  Красота - за Ефремова и за его Звёздные корабли.
  
  
  23 ноября - 16 декабря 2023 г.
  
  Бахчисарай
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"