Аннотация: Обзор творчества В.С. Пикуля с военно-исторической точки зрения.
ВС Пикуль - источник военно-технических знаний
Автор - Олег Тесленко 2018 10 28
Помочь автору финансами вы можете переслав какую-нибудь сумму на яндекс-кошелек 410016420798580
Прошу всех честных людей поставить свою оценку этой работе. Дело в том, что есть пара-тройка подлецов, которые уже десять лет из личной ненависти гадят мне по мелочам. Вот и на этом портале стараются ставить сверхнизкие оценки - единицы. А честных людей мало. И получается, что рядом с оценками "Шедевр!", "Шедевр!","Шедевр!" стоят оценки: настолько погано, что "Не читать!" "Не читать!" - но разве такое может быть, если бы оценки ставили честно? Но к сожалению порядочные люди редко ставят оценки. Увидев эту дикую пересортицу они тут же начинают смущаться. А я не могу понять, насколько плохо или хорошо написал статью. В любой своей работе я стараюсь дать читателям совершенно
уникальную информацию. которую нигде больше вы не найдете. Но молчание читателей несколько сбивает с толку - нужен ли вообще мой труд, или я только зря по клаве стучу? Конечно на оценки пары подлецов не стоило бы обращать внимание, но ведь честные люди оценок тоже почти не ставят...
Вот многие отрицательно оценивают творчество В.С. Пикуля - будто бы у него были ошибки. Да у многих из вас сейчас написаны ошибки! Например не знаете что у русских миноносцев времен русско-японской войны была карапасная палуба в носовой оконечности. Да и вообще все палубы делаются слегка покатыми - чтобы вода стекала и не задерживалась. А самое главное - Валентин Саввич Пикуль сделал множество открытий военной истории для меня лично и для миллионов русских читателей. Вот я завзятый библиофил и знаток военно-морской истории до него вообще не знал что было такое Моонзундское сражение! И в книге Моонзунд описан случай как юнга положил флажки под клапан у подводной лодки - так вот оказывается, что все это было в действительности! Конечно об этом сейчас можно прочитать в интернете и без Пикуля, но тогда - в семидесятые годы в поселковой библиотеке вообще почти не было серьезных книг о военной технике морских сражениях. И только Пикуль явился источником знаний о многих исторических событиях. Вот как эпизод с юнгой из "Моонзунда" описан у Пикуля. А сильно ли приврал Валентин Саввич? Да почти нисколько - проверьте сами. Ну вставил вместо боцмана юнгу - ну и что из этого?
23 марта 1913 года, совершая пробное погружение после зимней стоянки, "Минога" чуть не погибла вместе с экипажем возле Либавы. Возле либавского маяка с лодки передали конвоирующему портовому катеру, что собираются погрузиться. Передав сигнал, боцман свернул семафорные флажки в трубочку и засунул их под настил мостика рубки. Сделал он это крайне неудачно, флажки попали в клапан шахты судовой вентиляции, который в тот момент был открыт. При подготовке субмарины к погружению закрывавший клапан старшина Минаев не обратил внимания на то, что клапан не закрылся, так как этому мешали семафорные флажки. Возможно, он просто не обратил внимания на то, что вентиляционный клапан работал туго и не закрылся до конца, списав это на особенность подлодки.
В результате при погружении "Минога" начала набирать воду через полуоткрытый клапан вентиляции. Вода поступала в машинное отделение, а лодка получила отрицательную плавучесть и затонула на глубине примерно 11 метров. При этом с лодки выпустили аварийный буй, который заметили на катере, что и поспособствовало началу спасательной операции. На место прибыл мощный 100-тонный портовый кран, миноносцы, буксир с водолазами, офицеры и матросы - слушатели Учебного отряда подводного плавания. В результате через 10 часов после затопления удалось поднять корму лодки на поверхность и через кормовой люк провести эвакуацию экипажа. Все подводники находились в полуобморочном состоянии, так как надышались парами хлора и кислоты из залитых водой аккумуляторных батарей. Весь экипаж был госпитализирован в больницу с отравлением, но погибших не было.
Или подвиг эсминца "Гром" - где об этом кроме Пикуля было написано в советской литературе? Нигде. Даже в книге "Корабли-герои" не было такого эпизода. И по эой теме был снят очень хороший фильм "Балтийская слава".
Или например эпизод с нахождением немецких шифров у немецкого крейсера "Магдебург" русскими водолазами? Я в школе все доступные книги о моряках читал, но до Пикуля совершенно ничего не знал об этом эпизоде!А сейчас - морок лент после Пикуля в любом документальном фильме обязательно упоминается что русские водолазы нашли немецкий шифр и русское командование передало его англичанам, с помощью чего англы разгромили немецкую эскадру у Фолклендов.
Или например эсминец "Новик" - об этом выдающемся корабле я узнал только из книги "Моонзунд"! Вы можете спросить: а что же ты был такой глупый, что не прочитал об этом из других книг или хотя бы из справочников? Да просто потому, что в нашей поселковой библиотеке вообще не было никаких справочников по кораблям! И только книги Пикуля раскрыли огромный клад военно-морских знаний для меня и миллионов таких как я.
Вот например "капуста в турбине" - что это такое? О том, что турбины кораблей могут ломаться и турбинные лопатки изгибаются и задевают за неподвижные лопатки статора я узнал только от Пикуля. И до сих пор десятки лет это знание помогает мне в моей писательской работе - зная о том, что турбины могут легко ломаться если в них попадут посторонние предметы, а причем корабельные турбины могут быть паровыми и в них иногда пр ремонте забывают молотки, плоскогубцы или гайки, а также авиационные турбины реактивных самолетов - в которые могут попасть засосанные маленькие камешки - то я легко раскрываю причины многих авиакатастроф - в общем благодаря Валентину Саввичу Пикулю.
Вот пример такого расследования авиакатастрофы:
Вот например, как можно расследовать причину возгорания двигателя самолета-истребителя сидя на диване? Да очень просто! надо всего лишь понимать устройство турбореактивного авиадвигателя. Как всем известно, турбореактивный двигатель полностью состоит из металлических деталей, которые в обычных условиях совсем не горят, и гореть не могут. Тем более, что любой турбореактивный двигатель работает в условиях повышенных температур, когда в районе камер сгорания бушует огонь высокой температуры, но двигатель все равно не загорается. Однако, все читатели знакомые с авиацией знают, что иногда у самолетов происходят пожары двигателей прямо в полете, но почти никто из обывателей не задумывается от чего это происходит?
А дело тут в том, что любой турбореактивный двигатель состоит из двух главных частей - ротора и статора. Хотя ротор может быть и двухвальным и даже трехвальным. И оба вала вращаются с разной скоростью относительно статора. Так вот - все лопатки обоих валов ротора вращаются с бешеной скоростью относительно статора - порядка 10 тысяч оборотов в минуту. Причем при производстве газотурбинных двигателей добиваются высокой точности вращения - чтобы ротор был бы идеально уравновешен, и не создавал бы ни малейшей вибрации, потому, что если хотя бы одна лопатка будет тяжелее других хоть на один грамм, то тогда центробежная сила создаст большую вибрацию и через некоторое время разрушит двигатель. Пока двигатель новый - то в нем все хорошо работает. Но дело в том, что турбореактивный двигатель работает как огромный сверхмощный пылесос, и он может иногда засасывать с поверхности бетонной полосы разные мелкие предметы - например мелкие кусочки бетона, которые отскакивают от бетона при нагреве его реактивной струей при многочисленных взлетах самолетов. А так же на взлетной полосе иногда остаются маленькие болтики, гаечки и шайбочки. Двигатель засасывает их, и они со страшной силой бьют по лопаткам ротора. Сначала от этого получается только небольшой вред - маленькие трещинки на лопатках. Но дело в том, что трещины постепенно начинают расти - либо от повторных ударов. либо из-за действия центробежных сил. И вот возникает момент, когда малюсенький кусочек лопатки компрессора отламывается. В большинстве случаев от этого не происходит никакого вреда, и отломившийся кусочек просто пролетает дальше в воздушный тракт двигателя, и вылетает через реактивное сопло. Так вот: имеется даже определенная норма, таких поврежденных с зазубринами лопаток, вероятно несколько десятков мелких отколов.
Но отложенная беда в том, что появившиеся вначале мелкие трещины в лопатках начинают постепенно расти. И в какой-то непредсказуемый момент лопатка может либо разорваться под действием центробежных си, либо погнуться. Иногда это происходит под воздействием удара мелкой птицы (размером например с воробья), засосанной воздухозаборником двигателя прямо в полете. Конечно мелкая птичка не смогла бы разбит неповрежденную стальную лопатку, но если газотурбинная лопатка до этого удара уже была повреждена и имела растущую трещину, то тогда возможно ее повреждение. И вот если хоть одна турбинная лопатка немного изогнется - хотя бы на 1-2 миллиметра, то она станет задевать за стенки статора, и от этого возникнет большое трение. А сила трения такова, что запросто раскаляются любые металлические детали, до огненного свечения и даже расплавления, очень похожего на пожар.
А доброжелательное описание характеров военно-морских офицеров в царском флоте до революции - кто кроме Пикуля осмелился на это? Или взять "Реквием каравану ..."- до него я вообще (и наверняка и официальные историки) вообще не замечали этот огромный эпизод второй мировой. Или расстрел немецкой эскадрой советского судна "Ижора" - вы знали об этом до Пикуля? Я не знал, как и миллионы других.
А знаете ли вы что в "Окини-сан" Пикуль привел цифру точности попаданий американского флота против испанцев 2%? Вам это не интересно? А я вот лично разговаривал с капитаном первого ранга - начальником военно-морской кафедры, и он не знал каков процент точности попаданий в морских сражениях! Да много еще документальных фактов Валентин Пикуль привел в своих художественных книгах.
И это я еще до сих пор не прочитал его великолепные книги и Миниатюры! "Баязет", "Мальчики с бантиками", "Океанский патруль" (наверное самая плохая его книга - ну это как бы альтернативная история), не дочитал я и "Фаворит" и многочисленные исторические миниатюры...
Пикуля многие критикуют за ошибки. Но ошибки есть у всех. И у каждого из вас есть, и у меня случались промахи.
Если вам понравилась эта статья, то поставьте пожалуйста свою оценку.