Тесленко Олег Германович : другие произведения.

Подвиги дважды героя Советского Союза летчика Ворожейкина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Технико исторический анализ авиационных боев и подвигов совершенных дваджы героем Советского Союза Арсением Васильевичем Ворожейкиным.

  Подвиги дважды героя советского Союза летчика Ворожейкина
  автор - Олег Тесленко 2018 11 17-20 Немного профинансировать автора Вы можете перечислив деньги на кошелек яндекс моней 4100118427675534. Автор ведет большую изобретательскую работу и очень нужны дополнительные средства. Так, я изобретаю спасательное кресло чтобы люди могли очень быстро спускаться в них при пожаре из высоких зданий высотой от десяти до двухсот-трехсот метров, уборка космического мусора вплоть до мельчайших частиц размером с маковое зернышко. Унитаз с расходом воды в сто раз меньше обычного. Сверхэкономичный Адиабатный двигатель с КПД 60%-80%, переделка четырехтактных двигателей в сверхэкономичные двухтактные дизели. Небольшой одноместный самолет такси управляемый автоматически. Восьмиместный междугородний пассажирский и грузовой самолет. Предотвращение взрывов вулканов. Изобретаю установки для уничтожения мусора. Подземный многоэтажный гараж заполненный углекислым газом от пожаров. Штамповка пластмасс на дому - надомная работа для миллионов жителей.
   Прошу всех честных людей поставить свою оценку этой работе. Дело в том, что есть пара-тройка подлецов, которые уже десять лет из личной ненависти гадят мне по мелочам. Вот и на этом портале стараются ставить сверхнизкие оценки - единицы. А честных людей мало. И получается, что рядом с оценками "Шедевр!", "Шедевр!","Шедевр!" стоят оценки: настолько погано, что "Не читать!" "Не читать!" - но разве такое может быть, если бы оценки ставили честно? Но к сожалению порядочные люди редко ставят оценки. Увидев эту дикую пересортицу они тут же начинают смущаться. А я не могу понять, насколько плохо или хорошо написал статью. В любой своей работе я стараюсь дать читателям совершенно уникальную информацию. которую нигде больше вы не найдете. Но молчание читателей несколько сбивает с толку - нужен ли вообще мой труд, или я только зря по клаве стучу? Конечно на оценки пары подлецов не стоило бы обращать внимание, но ведь честные люди оценок тоже почти не ставят... src=kartinka.jpg>Картинка
  Когда вспоминают лучших советских летчиков Великой Отечественной войны, то обычно сразу называют только двух - это трижды герои Кожедуб и Покрышкин. Однако, в нашей стране во время войны были и гораздо более профессиональные летчики, даже чем трижды герой Кожедуб. Это например дваджы Герой советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин. Но хотя малоначитанные читатели очень сильно уважают Кожедуба, как трижды Героя, но на самом деле дважды герой (командующим полком к концу войны) Ворожейкин - более авторитетная личность, и как я полагаю - более профессиональный летчик-истребитель, чем Кожедуб. Хотя формально Кожедуб сбил конечно больше немецких самолетов - 63, против 52 сбитых Ворожейкиным, но тут надо понимать, что Кожедуб являлся пусть и очень хорошим, но в принципе рядовым летчиком, которому просто разрешили заниматься свободной охотой, то есть самому искать в воздухе вражеские самолеты и сбивать их. А Ворожейкин (как и командир дивизии Покрышкин) являлся военноначальником, которому в конце войны полагалось выполнять свои воинские обязанности, и совершать боевые вылеты получалось только эпизодически, потому, что с июля 1944 г Ворожейкин стал старшим инструктором Главного управления боевой подготовки авиации РККА. А также имеется огромное различие в боевой деятельности Кожедуба и Ворожейкина. Если Кожедуб прибыл на фронт только к началу Курской битвы в 1943 г, то Ворожейкин начал воевать на Халхин-голе в 1939 г. Там он совершил 100 боевых вылетов, участвовал в 30 воздушных боях, причем в некоторых из которых одновременно сражалось до тысячи советских и японских самолетов всех классов, и сбил 6 японских самолетов - задолго до Великой Отечественной войны и Курской битвы в которой начал воевать Кожедуб.
  
  
  В этих боях Ворожейкин сражался на истребителе И-16, в одном из боев был подбит, и снижался с неработающим мотором, а сзади его расстреливали несколько японских истребителей, но их пули отскакивали от бронеспинки. Поэтому Ворожейкин не выбросился с парашютом, а приземлился, причем неудачно: его ишачок на земле скапотировал - то есть перевернулся через нос, и оказался в положении вверх колесами, а голова летчика оказалась прижатой к земле. От этого Ворожейкин тут же получил компрессионный перелом позвоночника. Но компрессионный перелом - это не означает смертельного конца, потому, что там ломаются только маленькие боковые части позвонков, и человек хотя испытывает сильную боль, но потом этот мелкий перелом срастается, и человек продолжает жить и даже летать - но это все будет потом, а сразу после падения ишачка, тут же рядом приземлился японский истребитель, и японский летчик подошел к самолету Ворожейкина и вступил с ним в рукопашный бой, в котором Ворожейкин ухитрился застрелить японца, а сам сразу потерял сознание. Потом его все-таки нашли и вылечили в госпитале. Цитата: Врачи поставили беспощадный диагноз: ранение левой руки, компрессионный перелом трех позвонков поясницы, в трёх местах пробит череп, в затылке сидит металлический осколок. Однако это нисколько не надломило дух летчика. Несмотря на диагноз, летчик решил вернуться в свою часть. И он потом скрывал от других авиационных врачей что у него был перелом позвоночника, а сам всю жизнь боялся прыгать с парашютом из подбитого истребителя, понимая что второй раз перелом позвоночника будет ему окончательным приговором. Читателям не стоит воспринимать это воскрешение за сказку, потому, что знаменитый немецкий ас Гюнтер Раль тоже оказался в такой же ситуации - был сбит советским истребителем и при приземлении на вынужденную сломал позвоночник. Но через восемь месяцев вылечился и вернулся на фронт, после чего сбил еще 64 самолета.
  
  Кроме Халхин-Гола Ворожейкин немного участвовал даже и в Финской войне, но туда он попал только к самому окончанию, и совершал полеты только на разведку и на сопровождение наших бомбардировщиков, поэтому ему не удалось сбить ни одного финского самолета.
  
  
  А после этого Ворожейкина отправили в академию учиться, из-за чего он не смог участвовать в начальном периоде Великой Отечественной войны, а когда смог вырваться на фронт, то там его сразу прозвали "академиком". Причем первое время он летал на устаревшем истребителе И-16, и один раз дрался на неисправном ишачке (у которого неубиралось шасси, и следовательно и так тихоходный самолет стал еще тихоходнее) в одиночку сразу против пяти мессершмитов! Многим покажется невероятным, что тихоходный И-16 смог отбиться от пяти мессершмиттов, но на самом деле с точки зрения физики это как раз закономерно. Потому, что чем меньше радиус виража, тем труднее попасть в самолет-мишень. А радиус виража как раз главным образом определяет фактор скорости: чем меньше скорость - тем меньше радиус виража. И вот очень умные немецкие пилоты специально в бою выпускали шасси и закрылки - чтобы уменьшить скорость, вот только применяли такой прием они исключительно редко, а для И-16 тем более надо было 44 раза повернуть ручку, чтобы убрать шасси. Но узнав, что на малой скорости радиус виража гораздо меньше, Ворожейкин который потом после ишачка пересел на истребитель Як-7б вообще снял со своего самолета среднюю часть фонаря кабины и так и летал без фонаря, с уменьшенной скоростью. Он считал что скорость от этого уменьшается совсем немного - всего на 5 км/ч, но я думаю что он ошибался - при открытом или снятом фонаре кабины скорость уменьшается как минимум на 50 км/ч. И кстати советский истребитель И-16 типа 10 был со снятым фонарем - и именно поэтому это был самый тихоходный истребитель по сравнению с иностранными с таким же мотором воздушного охлаждения мощностью порядка 900 лошадиных сил. Например японский "Зеро" - скорость 530 км/ч с закрытым фонарем, а И-16 470 км/ч - при почти одинаковой мощности мотора. И кстати большинство советских летчиков летали либо с открытым фонарем кабины, либо просто снимали его. А вот немецким истребителям типа "Мессершмитт в принципе невозможно было осуществить это - потому, что если у советских истребителей фонарь кабины легко сдвигался назад (а у И-16 - вперед), то они могли запросто в бою сдвинуть фонарь назад и высовывать голову из кабины - оглядываясь назад, то у мессершмиттов фонарь кабины откидывался вбок - и его невозможно было открыть в бою для того, чтобы просто поглядеть назад. И обо всем этом почти никто не знает из любителей военной истории - потому, что был приказ в советской авиации в 1942 г: истребителям - летать только с закрытым фонарем, но многие его нарушали, и об этом всем стыдно писать, потому, что открытый фонарь уменьшает скорость самолета, а все профаны думают будто чем больше скорость - тем лучше. И вот чтобы не вызывать у них разрыв мозга факт открытых фонарей в советской литературе зачастую скрывается.
  
  Як-9Д Ворожейкина. Сдвижная часть фонаря специально снята по указанию пилота.
  Як-9Д Ворожейкина. Сдвижная часть фонаря специально снята по указанию пилота.
  Так же у него был случай во время сражения на Курской дуге, когда вечером их эскадрилья уже возвращалась на свой аэродром, для ночного отдыха, и он вдруг заметил вдалеке большую армаду немецких бомбардировщиков И он бросился наперерез немцам, чтобы не дать им прицельно отбомбиться, а вся его эскадрилья улетела - у них кончалось топливо. И вот он в одиночку стал сражаться против десятков немецких бомбардировщиков, стараясь не столько сбить их сколько не дать им выйти на боевой курс, чтобы немцы стали сбрасывать бомбы неприцельно. И он все время передавал по радио просьбы о помощи, чтобы прислали другие истребители, и с земли командование много раз отвечало ему, чтобы он продержался еще хотя бы немного, потому, что помощь уже в пути, и надо продержаться еще чуть чуть. А на самом деле командование обманывало его, потому, что на земле темнота наступает гораздо раньше, чем в воздухе на высоте нескольких километров, и на советских аэродромах было уже почти темно, и все истребители стояли с открытыми капотами и подготовить их к немедленному вылету не было никакой возможности. И наземное командование все время врало ему, чтобы он продержался еще хотя бы чуть-чуть - что наши истребители уже летят ему на помощь. И вот когда у него уже полностью кончился и бензин и патроны, то Ворожейкин со злости произнес в эфир: - Ну вы тут как хотите, а я полетел на отдых! И тут у него от нехватки бензина заглох мотор. Но Ворожейкин не стал прыгать с парашютом, а заставил самолет планировать. Аэродинамическое качество Як-9 - около 7, и это значит что на каждый километр высоты он может пролететь 7 километров по горизонтали. А поскольку начальная высота во время воздушного боя была около 5-6 километров, то он с остановившимся мотором в планирующем режиме смог пролететь 35-40 км, и тихо беззвучно пришел на свой аэродром (как Маресьев). И там его сразу же взяли под арест - за то, что он самопроизвольно без разрешения покинул поле боя и оставил наземные войска без прикрытия под бомбежкой немецких самолетов, при этом хамски сообщив командованию что он улетает "на отдых!" Два дня его держали в карцере под арестом за оставление поля боя без приказа (а ведь могли и расстрелять!), но потом все-таки разобрались и разрешили продолжать боевые вылеты.
  
  А также во время войны Ворожейкин разработал свою собственную методику сверхметкой стрельбы. Хотя общий принцип меткой стрельбы известен всем мало-мальски умным людям: чем меньше дистанция стрельбы, то есть чем ближе мишень к стрелку, тем легче в нее попасть. Поэтому стрелять во вражеский самолет желательно не дальше 100 метров, а лучше еще ближе примерно с 50 метров - существовало правило: наилучшая дистанция стрельбы - когда ты своими глазами видишь белки глаз противника или головки заклепок на его самолете. Однако любые правила хорошо и легко читать на бумаге, а вот выполнить в бою их бывает порой очень трудно. Ведь что такое сближение на предельно малую дистанцию?
  
  Если сближаться с бомбардировщиком, то у него по приближающемуся истребителю стреляют пулеметы, и пока ты сблизишься не стреляя, то стрелок-радист бомбардировщика из тебя сто раз фарш сделает. Но летчики-истребители придумали как решить проблему сближения и меткой стрельбы. Для этого Ворожейкин придумал использовать всем известную силу тяжести. Дело в том, что сила тяжести на самолетах времен второй мировой в несколько раз превышала силу тяги винта. Поэтому она очень существенно влияла на скорость самолета, потому что например при снижении любого самолета сила тяжести добавлялась к тяге винта, а при наборе высоты - кабрировании наоборот: сила тяжести вычиталась из силы тяги винта. Поэтому на снижении любой самолет увеличивал скорость, а на кабрировании - наоборот увеличивал. Вот именно поэтому на испытаниях по замеру скорости всем летчикам испытателям предписывалось лететь строго горизонтально - так как даже при небольших углах набора высоты или снижения результат замера скорости был фиктивным. Все профаны - любители военной истории думают, что истребителю очень важно иметь как можно большую скорость полета. Но это верно далеко не всегда. Потому, что когда истребитель сблизился с бомбардировщиком. то для меткой стрельбы ему желательно чтобы два самолета - атакующий истребитель и самолет мишень летели бы с как можно более одинаковой скоростью, иначе, если скорость истребителя будет например на 200 км/ч больше, чем у бомбардировщика, то он просто может проскочить вперед самолета мишени и тут же будет расстрелян ею. Именно так например поступил и Ворожейкин. Однажды он остался один в небе и был атакован группой немецких мессершмиттов, но они делали атаки только для того, чтобы отвлечь внимание Ворожейкина, а он заметил, что неподалеку кружится мессершмитт с черным носом и не атакует. Ворожейкин понял, что это ас и стал разыгрывать в небе простачка, который ничего не понимает и не видит опасности. И вот в тот момент, когда немецкий ас бросился на него, то Ворожейкин внезапно уменьшил скорость своего истребителя, а немец проскочил вперед него, и на мгновение оказался перед прицелом пушки Ворожейкина, и он тут же расстрелял немца. Но это был не единственный случай - точно так же советские Ил-2 расстреливали из пушек немецкие мессершмитты, которые проскакивали вперед них. Поэтому истребителю очень важно уменьшить скорость в тот момент когда он прицелился по мишени и ведет стрельбу. И это уменьшение скорости было очень важно не только в реальных воздушных боях, но даже и во время учебной стрельбы молодых летчиков, которых после войны готовил Ворожейкин. В те времена единственный способ научить летчика метко стрелять - это стрельба по конусу. То есть самолет- буксировщик тащил за собой матерчатый конус, а истребитель с курсантом старался подойти и расстрелять этот конус, так, чтобы хотя бы тремя пулями попасть в него. Но очень часто даже лучшим курсантам не удавалось попасть ни одной пулей. Дело в том, что условия боевой стрельбы и учебной стрельбы по конусу на самом деле принципиально различаются. В настоящем воздушном бою истребитель как правило находится сзади атакуемого самолета, поэтому их скорости вычитаются друг из друга. И если истребитель правильно уравнял свою скорость со скоростью мишени, то в момент стрельбы скорость их сближения вообще может быть равна нулю.
  
  Например если истребитель мишень спокойно летит не замечая противника со скоростью порядка 500 км/ч, а истребитель охотник подобрался к нему сзади со стороны солнца тоже со скоростью 500 км/ч, то вычтя 500 из 500 получаем нулевую скорость сближения в момент стрельбы - самые идеальные условия. А вот при стрельбе по конусу условия принципиально отличаются. И это мало кто понимает из любителей военной истории. Так как конус тащил за собой самолет буксировщик, то стрелять сзади по конусу строго запрещалось - иначе было можно зацепить пулей летчика буксировщика и даже убить его. Поэтому летчикам курсантам вынужденно приходилось атаковать учебную мишень сбоку - примерно под ракурсом 90 градусов, чего почти никогда не бывает в настоящем воздушном бою. Но из-за этого им приходилось открывать огонь с очень дальней дистанции - с малой вероятностью попасть в цель. потому, что скорость истребителя того времени в учебном бою примерно 400 км/ч - то есть около 100 метров в секунду, значит сто метров он до мишени проскакивал всего за одну секунду - совершенно недостаточно чтобы прицелиться. А ведь кроме этого стреляющий истребитель должен был заранее отвернуть от приближающегося конуса - иначе он рисковал врезаться в него с непредсказуемыми последствиями в виде наматывания конуса на воздушный винт истребителя, потери им тяги и падения истребителя на землю. Поэтому курсантам приходилось стрелять издалека - а ведь для этого требовалось целится даже не в сам конус, а в упрежденную условную точку впереди конуса! Поэтому точность учебной стрельбы была очень мала, многие курсанты не могли попасть в мишень и тремя пулями из ста.
  
  И вот Ворожейкин придумал способ, как сделать так, чтобы получать сверхметкую стрельбу на учебных стрельбах, причем стреляя почти в упор по конусу. Он применил особый тактический прием - уменьшить скорость своего самолета перед сближением с мишенью. Он использовал два способа для этого: перед сближением с конусом на небольшой дистанции Ворожейкин вдруг разворачивался градусов на девяносто влево или вправо. Конечно стрелять при этом было нельзя, но суть в том, что при резком развороте любой самолет теряет примерно половину скорости. И тут же сразу Ворожейкин совершал поворот в противоположную сторону и наводил нос своего истребителя на мишень. но ведь при этом его истребитель на пару секунд терял скорость и почти останавливался в воздухе! И именно в этот момент Ворожейкин прицеливался и открывал стрельбу! Но после этого его самолет ту же сваливался на бок - на крыло и падал вниз. Потому, что при потере скорости любой самолет сваливается и начинает падать - хорошо если не в штопоре. И умные летчики говорят, что лучше потерять невесту перед свадьбой, чем потерять скорость на малой высоте - так как свалившийся самолет ударяется об землю и тут же разбивается, а летчику - смерть. Но у Ворожейкина всегда был запас высоты, и он всегда сваливался управляемо - - без штопора, а потом просто выводил самолет в горизонтальный полет. Благодаря этому своему приему Ворожейкин добился практически стопроцентной стрельбы по конусу. Процент попаданий у него был порядка 60%-80%, а нередко и 100%. Ворожейкин добивался меткости стрельбы в 10 раз лучшей, чем требовалось на оценку "отлично"! И он так натренировал своих молодых летчиков после войны, что весь полк у него добивался почти 100% меткости стрельбы! Они стреляли в упор и на очень малой скорости.
  
  Под Корсунь-Шевченков у Ворожейкина произошел такой случай: к ним в полк случайно залетел полковник на новейшем Як-9Т с 37-мм пушкой. Не все любители военной истории понимают, что с ростом калибра оружия вес боеприпаса увеличивается примерно в третьей степени, и хотя бывают отклонения от этого правила, но все же разница в весе снаряда просто поразительна. Так если вес снаряда обычной 20-мм пушки ШВАК (устанавливаемых на обычных Як-9) был всего 96 грамм, то вес снаряда 37-мм пушки = 735 грамм - это почти в 8 раз больше! Дело в том, что при попаданиях в самолет боеприпасов меньшего калибра, они зачастую распределяются по большой площади, а вот попадание одного снаряда большого калибра создает одну, но очень большую пробоину, от которой зачастую либо отлетает крыло, либо переламывается фюзеляж. И поразительная разница: если самолеты выдерживали иногда огромное число попаданий - например в одном ЛаГГ-3 насчитали свыше 300 пробоин от немецких истребителей (большинство из этих пробоин были пулевыми, а у ЛаГГ-3 была толстая бронеспинка, которая не пробивалась пулями) - и он при этом сумел приземлиться на аэродром, а в штурмовик Ил-2 - до 400 пробоин, а бомбардировщик ТБ-3 - до 600 осколочных пробоин от зенитных снарядов, то немецкий истребитель разваливался в воздухе от попадания одного 37-мм снаряда, а на немецкий бомбардировщикам зачастую хватало двух таких снарядов. Вдобавок - чем больше калибр боеприпаса - тем на большую дальность он летит почти не теряя скорости. Вот поэтому если для истребителя с вооружением обычного калибра дистанция стрельбы рекомендовалась не больше 100-200 метров (а лучше 50 метров), то Якам с 37-мм пушкой рекомендовалось стрелять по немецким бомбардировщикам с 600 метров. А кроме того - советская 37-мм пушка могла пробивать и крыши брони немецких танков, уж не говоря о том, что запросто прошивала насквозь бронеспинки немецких самолетов толщиной 8 мм.
  
  Но читателям не стоит думать, будто установка 37-мм пушки на истребитель - это якобы легко и просто. Дело в том, что у нее очень мощная отдача по сравнению с авиапушками и пулеметами обычного калибра. И от этой отдачи при выстрелах сначала расстраивались все гидравлические соединения: начиналась течь масла и воды из радиатора. И советские конструкторы приложили немало усилий, чтобы Як-9 смог стрелять из этой пушки. Вот поэтому авиаконструкторы других стран не смогли установить на истребители эффективные пушки такого же калибра, а в основном они имели десятки пулеметов. Причем одна 37 мм мотор-пушка - это так называемый центральный тип вооружения, когда оружие находится на самой продольной оси самолета, и точность стрельбы от этого очень высокая, а у иностранных истребителей пулеметы устанавливались в крыльях, и от этого их точку прицеливания приходилось смещать примерно на 300 м от самолета, тогда как наиболее эффективная дистанция стрельбы 100 метров, а лучше даже 50 метров. И советские летчики предпочитали только центральный способ установки авиапушек. Конечно все сразу вспомнят американский самолет Аэрокобра с пушкой такого же калибра, но тут надо всем понимать, что американская пушка была короткоствольной, с довольно малой кинетической энергией.
  
  И вот Ворожейкин попросил заезжего полковника сделать один учебный вылет на этом истребителе. Но к сожалению перед взлетом, Ворожейкин дал очередь из пушки еще находясь на земле - чтобы проверить и испытать мощь нового оружия. А когда он взлетел, то обнаружил немецкий транспортно - пассажирский Ю-52. Немцы вопреки ожиданию подняли пулеметы вверх и через окна показывали что они сдаются. А когда Ворожейкин подошел поближе и показал направление на аэродром, куда следует им лететь, по нему неожиданно стали стрелять изо всех автоматов и пулеметов. Ворожейкин тут же свалился вниз, и одной короткой очередью расстрелял кабину пилотов. Но оказалось, что бой еще не кончился - через короткое время он увидел еще два транспортника Ю-52, вывозивших немцев из Корсунь-Шевченковского котла. Не медля он расстрелял и этих двух - получилось три самолета в одном бою! Однако бензина было еще много и он продолжил патрулирование. И заметил вдалеке от себя бомбардировщик Ю-88. Это была опасная для обстрела машина, потому, что имела много оборонительных пулеметов, а Ворожейкин израсходовал все патроны при стрельбе на земле и в воздухе против трех транспортников. Но он понадеялся что еще хотя бы чуть-чуть патронов осталось, и тщательно прицелившись с очень дальней дистанции - около 800 метров, произвел всего один, последний выстрел. Но вначале ничего не произошло - только чуть-чуть пыли отлетело от юнкерса, и он продолжал лететь вперед. Однако через несколько секунд этот бомбардировщик стал заваливаться на крыло и в конце-концов упал на землю. Видимо что этот последний снаряд был бронебойным (бронебойные снаряды в несколько раз дешевле фугасных, поэтому ими снаряжают даже самолеты), и видимо бронебойный снаряд пронзил насквозь весь фюзеляж немецкого бомбардировщика и пробил бронеспинку пилота, насмерть убив его. Вот потому и вылетело маленькое облачко пыли, но не разрушив кабину. А хорошо отрегулированный самолет по инерции несколько секунд продолжал лететь вперед. Этот случай показывает необычайную дальность стрельбы и мощность 37-мм снарядов, а также меткость стрельбы Ворожейкина. Причем он показал почти рекордный результат - 4 самолета сбитых в одном вылете, к тому же имевших в сумме 11 моторов.
  
  А в конце войны над Берлином Ворожейкин обстрелял немецкий реактивный бомбардировщик Арадо 234, тот окутался пламенем и дымом, но на большой скорости скрылся в дымке над Берлином, и где он упал просто не стали разыскивать. Поэтому Ворожейкину эту последнюю победу просто не засчитали, в отличие от Кожедуба, который тоже сбил реактивный самолет - истребитель.
  
  Летчик Ворожейкин на счастье остался жив, провоевал всю войну и после нее собственноручно написал много книг о том как он воевал вместе со своими товарищами. Так мало того, что его книги очень высокохудожественные, и читаются как захватывающие приключенческие и детективные романы, так кроме этого внимательный читатель может найти в книгах Ворожейкина описания множества тактических приемов - ничуть не меньше, а я считаю даже несколько больше, чем у другого нашего знаменитого летчика - Трижды героя Советского Союза Покрышкина. Да и боевая деятельность Покрышкина и Ворожейкина в чем-то похожа - начав войну простыми рядовыми летчиками, Покрышкин к концу войны стал командовать дивизией, а Ворожейкин - авиаполком истребителей, впрочем после войны Ворожейкин точно также как и Покрышкин стал командовать авиационной дивизией реактивных самолетов. Причем если Покрышкин разработал свою тактику боя под названием "Высота, скорость, огонь, маневр", то точно также и Ворожейкин разработал несколько особенных тактических приемов и обучал им подчиненных ему летчиков.
   Ворожейкин написал много книг: "Истребители" (М., 1961); "Над Курской дугой" (М., 1962); "Рассвет над Киевом" (М., 1966); "Под нами Берлин" (Горький, 1970); "Рядовой авиации" (М., 1972); "Солдаты неба" (М., 1981); "Последние атаки" (М., 1984); "Небо истребителя" (М., 1991). Рекомендую всем прочитать их. Если вам понравилась эта статья, то поставьте пожалуйста свою оценку.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"