Аннотация: Написано для участия в конкурсе "Студенческий букер"-2005.
"Священная книга Букера".
На могиле драматурга Мольера написано: "Мы ничего не можем сделать для его славы. Он нужен для нашей славы". По - моему, эти же слова можно с уверенностью сказать о писателе Викторе Пелевине. И еще: большой несправедливостью является тот факт, что до сих пор этого человека не наградили Букером, самой престижной независимой литературной премией в России на сегодняшний день.
Писать эссе о творчестве Пелевина - тяжкий труд, все равно что пытаться сдвинуть с места огромную глыбу камня.Слишком уж велико влияние, которое оказали книги данного автора на всю современную русскую литературу. Облегчает эту задачу лишь то, что требуется высказать свое мнение всего лишь об одном, последнем романе писателя.
Что ж, попробуем. Мир Виктора Пелевина - свой, особый. Это, как говорится, все знают. Но "особость" - это лишь отличительный признак, который имеет стиль каждого крупного писателя. Чем же разнится со всеми другими коллегами Виктор Пелевин? Ответить на этот вопрос необходимо, ведь именно стиль пелевинских романов зачастую передает их смысл. Этот абсурдный, на первый взгляд, вывод, тем не менее имеет под собой основание. Даже оформление издания "Священной книги оборотня" с использованием разных иероглифов, с приложением CD с песнями, которые создают "атмосферу" - все это элементы пелевинского стиля, вся жизнь которого похожа на существование оборотня, прячущегося от людей, но тем не менее отлично знающего все тайны их стандартной психологии. Пелевин отлично играет свой имидж затворника от людей, который занимается медитациями в Тибете, и лишь время от времени спускается на грешную землю, чтобы поразить нас своим новым романом. И стиль этот уже давно является брендом, торговой маркой, к которой привыкли поклонники Мастера.
И вот теперь - главное. Каждый новый роман Пелевина становится абсолютным бестселлером, хотя набор штампов во всех последних произведениях писателя остается практически неизменным: смесь из буддистской философии, будень сотрудников ФСБ и российских бизнесменов, аллюзий на события, происходящие в жизни страны. Чем же объяснить сей факт?
Все дело, как мне кажется, в этом самом стиле, который остается неизменным. Неизменно высокое качество - вот что заставляет покупателей во всем мире покупать вещи одних и тех же торговых марок, книги одних и тех же авторов. Когда автор "исписывается", его две-три новые книги по инерции еще продаются, но затем...
Пелевину пока не грозит эта участь, каждая его книга вызывает бурю споров, и вновь и вновь подтверждает, что ее автор есть оригинальный, талантливый писатель.
Еще один парадоксальный вывод. Пелевин - очень общественный писатель. Каждая его книга (из последних) очень ярко и выпукло отражает ситуацию, сложившуюся в нашем обществе, на момент ее написания. Именно с этим связано во всех его последних книгах обилие фсбшников, получивших все рычаги власти и взявших под свой контроль бизнес-сообщество после прихода В. Путина к власти в России. В "Священной книге" два главных героя, один из которых - Волк, является полковником ФСБ, вызывающим нефть из скважин; понятно, что это недвусмысленный намек на зависимость российской экономики от цен на нефть на мировом рынке и причины мнимого ее благополучия в последнее время.
Важным отличием "Священной книги оборотня", отмеченным многими критиками, является то, что впервые у Пелевина главным действующим лицом романа становится женщина. До этого, как говорится, нужно дорасти; многие писатели-мужчины за всю свою жизнь ни разу так и не решились написать произведение от лица женщины. И кто эта женщина у Пелевина? Лиса-оборотень, занимающаяся, так сказать, интеллектуальной проституцией - то есть тем, чем многие у нас в стране занимаются уже давно и профессионально. Конечно, считать такие параллели единственными было бы слишком примитивно и неправильно, ведь Пелевин - писатель, который вкладывает в некоторые сцены в своих произведениях по несколько подтекстов, в зависимости от "продвинутости" читателя. И это еще одно из достоинств романа в череде многих других.
Важно заметить, что Пелевин является практически культовым писателем для студенческой аудитории, одной из немногих, читающих сегодня серьезную литературу в нашей "самой читающей стране мира". И выдвижение его на "Студенческий букер" - всего лишь признание этого непреложного факта. Пелевин был и остается как-бы связующим звеном между миром "большой" литературы, который недоступен и в большинстве своем неинтересен молодым людям, получающим университетское образование, и литературой ширпотреба, которая доступна, но тоже неинтересна (может быть, временно) данной прослойке общества. Пелевин демократичен и элитарен, если можно так выразиться.
Подводя итоги, скажем кратко: Пелевина давно необходимо награждать Букером, ведь, используя сленг ЖЖ, "автор жжот!". Используя же более привычную лексику, скажем: каждый роман писателя является слепком массового самосознания российского общества, обладая при этом неспоримыми литературными достоинствами "пелевинского" стиля, и в силу этого достоин быть награжденным премией "Букер - Открытая Россия".