Аннотация: Существуют различные способы автобиографического повествования. Люди, которые представляют в своих глазах столь великую ценность, что считают собственную персону интересной не только для неё самой, но и для окружающих, излагают автобиографические факты напрямую. Они рассказывают о мире посредством себя, организуют опыт вокруг собственного "я". Те же, кто утратил к себе интерес, кто наскучил себе и желал бы себя преодолеть, идут иным путем. Таковые движутся к себе извне, со стороны мира, раскрывают собственную индивидуальность опосредованно через описание среды, их породившей. Мне пришлось избрать именно этот второй путь. А потому некоторые из написанных за десять лет с 2005 по 2015 гг. опусы, вошедшие в предлагаемый сборник, объединены двумя антропологическими вопросами. Вопрос первый: как изжить из себя современного человека? как спастись от гомункулуса, выведенного в лаборатории первоначального накопления и неумолимо растекающегося по кривым зеркалам постмодерна? как одолеть романтичного циника, инфантильного эгоиста? чем может быть побежден этот индивид-полуфабрикат, столь оскорбительно выделяющийся на фоне людей высоких культур элементарностью своих душевных отправлений, тотальной анекдотизацией своего бытия? Самое большое мое желание - создать текст насущный, точно храм или хлеб. Но пока выходит не храм, а супермаркет, исписанный матерщиной, удерживающий в своих товарных недрах тварную декадентскую душу. Два текста данного сборника - "Кот Ди Вуар" и "Йобст Плюшов" - наполнены нецензурной лексикой и пошлостью. Велико было искушение не включать их в сборник. Но кто я такой, чтобы повелевать текстом, слугой которого являюсь? Откуда же мне знать, почему и для чего получаются такие произведения? Могу лишь предположить, что тут происходит нечто отдаленно напоминающее эпизод в книге ветхозаветного пророка Иезекииля, которому Бог сказал: "Сделай себе ... хлебы. (...) И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом кале. И сказал Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хлеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их". Если верить отцу Евстафию (Жакову) из Санкт-Петербурга, то в России этот образ действий развили юродивые, которые могли материться, ходить голыми, мочиться на пол храма. Во всяком случае, перечитывая оба скабрёзных текста, будто бы мной написанных, я всё отчетливее осознаю, что наша бестолковая жизнь есть не что иное, как поглощение кала. Конечно, существует разница в подходах. Пессимисты драматизируют ситуацию и грубо называют кал "дерьмом". Оптимисты стараются рассматривать эту субстанцию как "альтернативный продукт". Реалисты не утруждают себя дефинициями, а прагматично, как им и положено, ищут оптимальные методы поедания, минимизируя риски и давая адекватные ответы на вызовы (и позывы). Такова природа оптимизма, пессимизма и реализма. Ибо оптимизм - это жажда успеха, пессимизм - потребность в правде, а реализм - стремление приспособиться. Всех - или почти всех - героев, о которых повествуется на этих страницах, можно отнести к двум категориям. По одну сторону эстетического фронта мы видим честных маргиналов-разрушителей, по другую - лживых авторитетов-созидателей. Последние отгораживаются семьей от личности, государством от Родины, религией от Бога. Первые разрушают целое ради спасения фрагмента: губят семью ради личности, подрывают государство ради Родины и разрушают религиозное общение ради искренности в вере. Можно ли объединить фрагменты в целое: дух и букву, правду и власть? Таков второй вопрос, вокруг которого группируются тексты данного сборника. Сочи, 21 марта 2015 г.
|