Дорога к морю занимала обычно пять-шесть дней. Команда у нас собиралась разношёрстная, в одной машине ехали маленькие дети, в другой - совсем большие дети, и все остальные тоже радовались как дети, которые просто решили отдохнуть, и стоянка это у моря, или ночёвка у костра, или просто путь весь день за рулём - неважно. Поэтому двигались с толком и расстановкой, с удовольствием, в общем. Хоть и уставали очень, дни ведь выдавались разные, то лил дождь, то ещё что-нибудь, дорога есть дорога.
Выезжали рано утром в сторону Новосибирска. Потом Омск - краем через Тюменскую область возле Бердюжьего, - Ишим - Курган - Челябинск - Уфа - Самара - Маркс - Энгельс - Саратов - Волгоград - Ростов. Вот тут, между Волгоградом и Ростовом сильно вниз по карте, через станицы. Как сейчас помню, этот протяжный удивительный мягкий говор:
- Подскажите, пожалуйста, как проехать в Нижне-СтаромИнскую?
- В Нижне-СтароминскУю?
Дальше Тимашевск, Новороссийск, а потом сворачиваем к Абрау-Дюрсо и по горной дороге, вдоль обрыва к морю, - на Утриш.
Старались проехать, как можно больше за день, но во второй машине были маленькие дети, и приходилось останавливаться чаще. Пока пассажиры радостно шныряли по лесу и даже успевали набрать грибов, ехали-то всегда в августе, мужчины с тоской провожали взглядами фуры, которые уже удалось обойти. Теперь вновь обходить. Эти длиннющие вихляющиеся туши, выстроившиеся в ряд, порой тянулись и тянулись друг за другом. Иногда какой-нибудь водитель понимающе начинал притормаживать, открывалось окно между фурами и становилось легче проскочить на узкой дороге мимо целого такого состава. Но всё-таки лучше не спешить, а мы и не спешили.
Ехали уже не первый раз. Обедали в придорожных кафе, а ужинали у костра, установив палатки. Однако в этот раз погода оказалась дождливой. Перемещались ли мы по Омской области, или по Курганской, а потом и в Челябинской области - нас везде поливал дождь. И приходилось останавливаться на ночёвку в кемпингах, потому что пока ставишь палатки, вымокнешь до нитки.
За Уралом стало теплее, но грозы и дожди не прекратились.
Однажды в Пугачёве, уже в сумерках, к нашим остановившимся у обочины машинам подъехала бабушка. В дождевике и на велосипеде. Деловито справилась, сколько нас, командирски махнула рукой и, развернувшись, поехала по дороге. Мы довольные устроились на ночлег, добрались до бани. Утром хозяйка нам подписала открытку: адрес и подпись 'спросить бабу Розу'. Вспоминаем её всегда с благодарностью и улыбкой на этом её велосипеде и в дождевике.
Дальше нам с погодой повезло больше, пошли степи. Но теперь постоянно дул холодный ветер. Уже по пути к Волгограду, как обычно ближе к вечеру, принялись искать по карте место для ночлега и, как водится, поближе к реке или другой какой 'воде'. По карте такое место отыскалось быстро. По левую руку, прямо по грунтовке, через поле, всего пять-шесть километров - Волга, село Белогорское, какие могут быть вопросы, где мы остановимся. "Сворачиваем?" - спрашиваю по мобильнику у второй машины. "Сворачиваем!" - отвечают. "Ура, на Волгу!" - кричат в салоне девчонки.
Сворачиваем, едем по выжженному солнцем полю. Видны чёрные полосы прошедшего недавно здесь пала.
Вскоре на горизонте широкой полосой показалась Волга. Потрясающая. Вправо, влево открылась какая-то неохватная голубая ширь и даль. Мы остановились, рванули к берегу, и тут повисла тишина. Мало того, ширь и даль. Так ещё и глубь.
Крутой обрыв без надежды спуститься просто вот так, надо искать спуск. Внизу виднелась пристань и долгожданная Волга.
Все разочарованно вытянули шеи, глядя на пристань, на яхты, скользящие под парусами, и, не сговариваясь, потянулись к машинам. Сил ни у кого не оказалось идти к воде. Надо ставить палатки, поесть и утром рано ехать. Всё-таки уже чувствовалась усталость от долгого пути, и к тому же одной из машин потребовался серьёзный ремонт, дотянуть бы до Волгограда. На том и порешили, и поехали вдоль обрыва искать поляну для стоянки.
Сумерки сгущались быстро, становилось всё темнее, тянулись стеной заросли кустарника слева, справа - светлое небо, полная луна и река. Ласточки, изредка чиркающие по небу, парус белеет.
Никакой полянки, пятачка какого-нибудь в плотной полосе кустов.
- Ух ты... - протянул тихо кто-то сзади.
Рука потянулась к фотоаппарату.
Невероятно. Впереди на светлом небе появился самолёт. Его махина надвинулась вдруг.
Следом открылась и поляна.
Мы выбрались из машин, с каким-то детским восторгом кружили вокруг потрясающей своей находки. В этом пустынном месте, на утёсе, возле будто вымершей безлюдной деревни и такой же старой пристани, весь какой-то устремлённый вверх, самолёт был словно здесь и не здесь. И ветер свистел, и луна эта полная.
Быстро темнело. Мы торопливо ставили палатки на краю поляны, что-то готовили и ели, так же торопливо фотографировали. Несколько человек всё-таки ушли искать спуск вниз, и рассказали, что там, внизу, вовсе не пристань, а старая баржа, на которой расположилась рыбацкая артель.
Уже очень поздно, совсем вымотанные, упали спать. Дул сильный ветер, и к утру очень похолодало. А мы опять фотографировались, необычное это место просто не отпускало от себя.
Первое поселение здесь было основано на рубеже XVII-XVIII веков беглыми крестьянами. Славилось липовыми лаптями и так и называлось Лапоть. Потом деревня стала колхозом, а возле Утёса Степана Разина заработал завод по производству извести и алебастра. После войны здесь был установлен памятник лётчикам, участникам Великой Отечественной Войны. Истребитель Миг-17. И выбор места не случаен - уроженцем села Белогорское является дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Скоморохов Николай Михайлович. Потрясающее место.
До моря мы доехали. Хорошо отдохнули. По утрам, только выбравшись из палатки, видели на горизонте дельфинов. Ездили в Сочи и Геленджик. Ловили крабов и ходили к старому дельфинарию, посмотреть на белух. Ночи в том году были ветреные. Не раз гремели грозы. Запомнилось многое. Но часто ловлю себя на мысли, что вспоминая поездку того года, первым вспоминаю силуэт самолёта-птицы на высоком обрывистом берегу и эту неохватную ширь Волги.