Тиражов Юрий Викторович : другие произведения.

Публикации в литературных журналах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Журнал "Мир Паустовского", 2007 год.
  
  Любая кухарка может управлять государством. А я знаю рецепт приготовления яичницы: разбиваешь два яйца на сковородку, посыпаешь солью и слегка поджариваешь. Баба-яга пугала пионера-героя: вот змей-горыныч прилетит - так он яйца-то тебе поджарит. Раньше на яйцах ставился штампик, что говорило об их качестве, пригодности к употреблению. Почем они золотые яйца из фонда курочки Рябы? Смерть кощеева в яйце - я это понял еще в детстве, яйцо от подставной утки, утка в зайце. Утка - в небо, заяц - в кусты. Эх ты, лопоухий. Раз, 2, 3, 4, 5 - вышел зайчик погулять. Появляется охотник, стреляет в утку - попадает в зайца. Получает в придачу ларец вместе с дубом. От падения с дуба в глазах двоится. Охотник, который гоняется за двумя зайцами, рискует вообще остаться без яиц. Смерть кощеева локально сосредоточена в игле, которая находится в этом самом яйце, только сильные мужские руки могут переломить эту иглу, а женские - продеть в нее нитку. Клубок, который катится по земле, намного универсальнее нити Ариадны, которую нужно наматывать. Дала баба-яга клубок, смела лишний сор с жизненного пути, села на метлу и улетела.
  Русский богатырь, постоянно, как константа, лежал на печи (на главном элементе быта русской избы) без движения много лет. А в печи огонь уж давно погас. Если плеснуть водицей на красные кирпичи, то не будет привычного звука "пш". В дом постучали три старца и попросили водицы испить. "Не пей Иванушка - козленочком станешь." Трагическая развязка в духе ансамбля Моисеева, поскольку трагедия в переводе с латинского - это танец козлов. Привычку плясать от печки нарушил Емеля, который заставил ее двигаться и приплясывать. Русские-народные танцы содержат в себе много бытовых элементов.
  Мне приходилось наблюдать процесс перехода сказок из разряда волшебных в бытовые. Иван-царевич в быту превратился в Иванушку-дурачка. Красная шапочка заделалась невидимкой. "Сказка о попе и работнике его - Балде." Балду и кормили и поили, да без толку. По балде текло, а в рот не попало. А потом он долго стоял у крыльца, отливая живую воду. Подмастерьев, которые строили деревянный мост над огненной рекой, отправили на строительство туннеля под Ла-Маншем. Второй раз не войти в огненную реку, даже по яйца. Гораздо безопаснее молочная река с кисейными берегами, правда может скиснуть.
  Одолевать стал змей одного русского богатыря - так он ему солью в глаза запустил из специального, предусмотренного для таких случаев, мешочка. Пустил пыль в глаза. Улетел змей-горыныч не солоно хлебавши.
  В сказках все предусмотрено, все события заранее известны, разложены. Еще только собираешься упасть, ан нет, плавно сажаешь свой зад на стог сена. Попробуй, отыщи мягким местом иголку в стоге сена!
  Идея коммунизма - стоит только разложить скатерть-самобранку и сразу наступит изобилие. Отсутствуют элементы реализма. Сунулась девочка в печь - там пирожки, уже испеченные. Отсюда берет корни иррациональное мышление: не надо мне ничего, батенька, а привези мне цветочек аленький. Алый как вечный огонь у могилы Неизвестного солдата или красное, советское знамя. Революция царевн превращает в лягушек. Не стоит отправляться в путь на поиски трех стрел, запущенных на все четыре стороны( долетит ли хоть одна стрела до царевны лягушки, если она стала лягушкой-путешественницей)? Былина про "Репку" заложила идею братства и равенства, которые выше борьбы противоположностей: внучку посадили за бабку, жучку - за внучку...
   Рядом с печью у меня в избе висел ковер с тремя богатырями. Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец( "Богатыри, не вы!"). Они как три натянутых, застывших в напряжении, лука. Был еще один, неподвижный как лежачий камень, богатырь, похожий на современного вышибалу, он спал прислонившись к печке, если его толкали в плечо, то он с криком - "Меня будить" - вскакивал и бросался на будивших, как на врагов родного отечества. Каждый юноша, подлежащий призыву, мечтает охранять родные просторы тридевятого царства, тридесятого государства.
  Жил-был старик, царь, ... и было у него три сына, первые двое ничего, а третий - дурак, потому ему и поручили сторожить поле чудес, где росла не то рожь, не то пшеница. Сивка-бурка повадился ту рожь топтать, и в стране наступил голод. Обращались к руководству, да без толку. Василиса Прекрасная превратилась в Премудрую, придумав формулу: красота спасет мир. Иванушка-дурачок снова стал Иваном-царевичем, поскольку и бедняк может занять высокие посты. В серебре как жар горя - тридцать три богатыря и с ними дядька черномор образовали советскую армию и военно-морской флот. Чувство локтя, переходящее в чувства плеча, затылка. Крутые лбы, плюс вечный спор на три щелбана. Каждый солдат проходит проверку на стойкость, живучесть и вшивость. Во время войны свист соловья-разбойника заменяет трели соловья. Не свисти, соловушка: денег не будет, а то еще хуже - разбудишь Герцена.
  Не будите спящую красавицу: ей снятся цветные эротические сны. Секс-миссия принца - разбудить ее через сто лет.
  "Гляжусь в тебя как в зеркало", - любил напевать принц, подолгу любуясь своим отражением. Только мышка пробежала, хвостиком вильнула, и разбилось зеркало. Осколки разбросало по всему белому свету, несколько осколков упало на обещанные пол царства.
  Образ принца можно сравнить с лучем света в темном царстве, в этом луче хорошо видно как пляшет пыль.
  За сто лет обыкновенные предметы быта стали антиквариатом: прялка, веретено, разбитое корыто. Золотая рыбка не успела хвостом махнуть - как не стало той страны, прошел нервный импульс из головы, отозвавшись в позвоночнике.
   Государство болеет, зовите лекаря.
  Добрый доктор Айболит, он не ест ничего и не спит и одно только слово твердит: Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо. Гора Фернандопо сама бы пришла к нему, да рак на ней уже свиснул. Рыбаки ловили рыбу, а поймали рака...
  Мальчиш-кибальчиш при желании мог стать мастером художественного свиста, да как на зло не любил сладкого. У него так и не выпытал, как не пытал его, главный буржуин военную тайну приготовления слоеного торта. Почему происходит расслоение общества, образуются классы?
  Отдельный слой занимают самые древнейшие профессии: военный, рыбак, повар. Сегодня на обед отварили курицу, предварительно ощипав.
  Моя страна - избушка на курьих ножках. Главный сутенер распоряжается ей как с покупной женщиной, которая "к кому передом повернется, к кому задом".
  По указания главного в некотором царстве, в некотором государстве провели продразверстку. По сусекам помели, по амбарам поскребли. А там - шаром покати, только колобок один остался, одеревеневший от бесконечных побегов.
  Буратино по пути в страну дураков зашел в трактир и заказал три корочки хлеба. Хлеб - голодающим Поволжья. Повара голодают, военные нуждаются в защите. Ум заходит за разум, молот накрывается серпом.
  Серп и молот, как и "вершки-корешки" (кто сверху - кто снизу), символизирует любовь рабочего класса к крестьянству, любовь с первого взгляда.
  На первый взгляд, повар Карлик Нос приготовил классное блюдо, да не хватило всего одной травы, которая хрен знает для чего была нужна и росла хрен знает где. За это его или сошлют, или расстреляют. Хрен - редьки не слаще.
  Перед поэтической кухней страны поставлена задача накормить народ из горшочка, где непрерывно варится и варится каша... А яйца несутся и несутся.
  Весь золотой запас, который собирался длительное время находится в помещении за кодовым замком, секрет которого знают только Али-баба и сорок разбойников. Не все золото, что блестит.
  Алхимики варили золото, а получили кислоту, которая кислей щей из кислой капусты.
  Иногда проходит привычка нести золотые яйца. Разбиваешь яйцо, а оттуда вылетает маленький змей-горыныч.
  Бывают такие принцы, которые одним поцелуем способны разбудить не только спящую красавицу, но и все царство, где спали король с королевой, слуги, кухарки, огонь в печи и даже время.
  Всегда есть время для рассвета, зенита, заката.
  Краснел закат, но появился крокодил и проглотил солнце.
  Стрельба, перестройка, застой - все смешалось в сплошной гоголь-моголь.
  Почему принц должен вернуться в тот момент, когда о нем совсем забыли? Как озолотить золушку, если разбилась хрустальная туфелька? Где тот невод, что поймает золотую рыбку?
  Кухарка распорола брюхо рыбе большим блестящим ножом и увидела оловянного солдатика.
  *
  Журнал "Наша улица", Љ 6, 2001 год.
  
  Сказочная Индия.
  Жил-был Вова, просто Вова. И как-то бесился он с жиру, и захотелось ему денег много иметь. Да где ж их взять, разве что клад найти. И услыхал он, что в мире страна есть, Индия, сокровищница мировой культуры, да пути к ней неведомы. Опечалился, тогда и отправился в сказку... Между светлым будущим и мрачным прошлым увидел избушку, где жила родина, жила давно, так что уже состарилась.
  " Меч-кладенец, шапка-невидимка, да пара кирзовых сапог-скороходов - вот и все что тебе нужно" - сказала она ему в дверях . Сказала, да в дом не пустила, поскольку "Полы чистые - сапоги-то мыть нужно".
   "Ничего в Индийском океане вымоем".
   "Тут до тебя ходили, тоже пути искали, да только наследили" - вздохнула бабуля.
   Каждый в жизни мечтает оставить свой след.
   Тоже верно, как там, у Пушкина "на невиданных дорожках следы разбитых Жигулей".
   Да нет, это у Бродского. Пушкин написал бы что-нибудь типа "Слоны катаются на кошках", он не любил белый стих. ...
   Да, кстати, долго тебе придется бродить по белу свету, замерзать в снегах, таять под белым солнцем пустыни. И, однажды, выйдешь в ту область, где индийские слоны полностью заменили собой Жигули, где по утрам пьют чай, вместо жигулевского пива... Но поспеши, чтобы не опоздать к шапочному разбору. Шапки нынче, вообще, дефицит. Да, когда дойдешь до распутья, там будет камень. Так ты не выбери ту дорогу, где написано "Кто к нам с мечом придет - тот по шапке получит, этим же мечом ".
   Ну, ты, бабуль, прям кладезь мудрости.
  А ты бы знал, когда я молодой была. Сейчас расскажу, только прикрою окошко в Европу, а то сквозить что-то стало...
  *
  Долго сидел перед монитором, вглядываясь в то место экрана, где из черной черточки вылезали буквы, которые, сбиваясь и слипаясь, друг с другом, образовывали слова, предложения, текст, но мысли были высоко как облака, так высоко, что не отбрасывали тень. За окном было ясно. Я встал из-за стола и вышел в пейзажность городских файлов. Белый экран Word на глазах превращался в белый снег. Мой путь лежал на рынок, где много близких мне по духу людей, говорящих на родном и понятном языке. Во время пребывания на рынке мне обычно вспоминаются Гегель с его понятием "дух народа" и Гумбальдт, который отождествил понятие языка с "духом народа", а также множество других слов русского языка на букву г. Графическое выражение на стене в тени гастронома приобрел курс валют, производился обмен формы на содержание. Рядом с ним вела торговлю теневая экономика б/у мониторами. ... Между всем этим встретил приятеля. "Как жизнь?" "В режиме ожидания".
  *
  Выборы - это один из способов попадания не только в чужую квартиру, но и в иной внутренний мир. ... Что-то приятное есть в том моменте, когда приглашают на кухню и там в этот момент варится, к примеру, курица, либо разложены на газете семечки, которые убирают только затем, чтобы на столе уместилась красная папка с подписями в поддержку человека, до которого, в общем, нет никакого дела. Оставляя подпись, замечают: " Да-да, конечно, у России другого пути нет". У- у !- ставит ударение закипающий чайник. А по радио говорят, что сегодня юбилей Довлатова, вспоминая множество почитателей его таланта. При выходе на улицу попадается на глаза догнивающая доска сообщений ТАСС. Ветер гонит по небу серые облака в телеграфном режиме. И грустно так, как будто только вчера расстался с детством. Детством, которое растаяло стремительно как сон. ... При пробуждении сразу возникает выбор: либо поменять поэтику, либо позавтракать. Состояние такое, словно с тебя снимают чешую, оставляя нечто, претендующее на вечное. Острое чувство причастности к окружающему и как примесь - чувство жалости... Просто жаль, что из жареных на подсолнечном масле семечек никогда не вырастет подсолнух.
  *
  Гражданин кавказской национальности при входе в метро выронил монету и наступил на нее левой ногой, чтобы затем мгновенно наклониться и подобрать - видимо так срабатывает, создаваемый годами, условный рефлекс. Для человека, вообще, свойственны процессы высшей нервной деятельности, выполнение законов Павлова, передача электрических сигналов в нервных клетках. Правда случаются и замыкания, в результате небольшая часть монет, упав на горизонтальную поверхность, так и остается там лежать... Та монета как раз и пребывала в подобном состоянии. Так как большой ценности она не представляла, то лежала, наверное, давно и пролежит еще некоторое время, хотя бы до тех пор, пока ее не подберет какой-нибудь бомж или не сгребет вместе со снегом дворник. Наверное, эту монетку подбрасывали: орел или решка, а она просто упала лицом в снег, заняв площадь в несколько квадратных миллиметров Российской земли( орлом вверх - к счастью). Эта была совсем не новая монета, и грани у нее были стерты... Стерты грани между прошлым и будущим: уже не отличишь "Путешествие в Арзрум" от похода на Аргунское ущелье. Пушки на живописном месте, которое стирается в строгой зависимости от скорости передачи электрических импульсов. Как будто работает плохой ластик: одно непринужденное движение - и нет деревни, еще - нет рощицы, только остаются серые пятна. Люди в сером, серые скалы, даже небо серое... Пройдет время и человеку опять придется обживать пейзаж, строить дом, сажать дерево, растить детей. Один из последних, подающий надежды художник, зажав в кулачке монетку, пойдет в магазин, где в отделе канцтоваров обменяет ее на резинку.
  *
  Мои университеты.
  Когда я учился в школе, то услышал от учительницы, что существует химическая реакция, которую открыл студент, когда нечаянно разбил ртутный термометр, размешивая вещества в колбе. Позже я узнал, что ее назвали именем учителя того нерадивого студента.
   Учиться начал с детского сада. Не понимал, почему называется сад? Позже из книг узнал, что сады бывают не только детские, но еще яблоневые, ви"шневые... В пять лет начал читать, в шесть - писать. Учился произносить буквы: А, Б... Сектор "В", ГЗ. (Ну, ты попал?!)... Адрес столовой, куда я отправился обедать. Там незаметно пролетели все годы обучения, смешавшись в один суп, где плавают оливки, кусочки рыбы и остатки из вчерашних холодных блюд... Мне говорили, что университет соблюдает традиции. Помнит холодное лето 53-го и знает почем они, молодильные яблочки, из яблоневого сада поблизости. Как-то на занятиях физкультуры я видел, как над этим садом пролетали гуси-лебеди и о чем-то кричали... А для меня гусь в руке всегда был лучше, чем лебедь в небе. Блюдо есть такое: гусь в яблоках, его я ни разу не встречал в студенческой столовой. А еще есть памятник... Михаил Васильевич пришел в Москву с рыбным обозом. Была зима, и было холодно. Он (Михаил) еще спросил у своих попутчиков "А правда ли, Сколько вещества в одном месте убудет - столько же в другом прибудет". Они ему ответили что-то типа - "Извини, мы люди простые - университетов не кончали" и назвали его гусем лапчатым. По прибытии в Москву, ему сказали, мол "Куда ты приперся, мужик, лапотник". Но он много учился, потом, став умным завещал "Учиться до седьмого пота" - такие слова, наверное, были написаны на обратной стороне его памятника, но осталось только слитное - гопота, да несколько пустых бутылок рядом, чуть в стороне на дороге валялась помятая резинка. А позади перспективы можно разглядеть то самое, зачатое графом Шуваловым и Елизаветой Петровной.
  *
  Накануне выборов.
  Поздний вечер, полупустой троллейбус, посылающий искры в темноту, дома, смотрящие окнами бытовых проблем, остановки, сделанные из особого сорта стекла, на котором разместилась физиономия политического деятеля и маленькое объявление закодированного текста, где ключом к разгадке уместились 3 слова: " Куплю, обменяю, продам" - все это, включая монотонный дождь, нанизалось на нитку дороги, образуя ожерелье, что висит на толстой шее вождя некой экзотической страны, где не знают что такое прогресс.
  *
  Метро.
  Практически каждый день я перемещаюсь относительно хмурого городского пейзажа, когда нахожусь в поезде Московского метрополитена им. В.И. Ленина. Поезд при движении от станции "Выхино" до станции "Волгоградский проспект" два раза преодолевает границу внешнего и внутреннего мира, границу перехода света во тьму, точнее перехода от естественного освещение к искусственному. Если культура инков скрылась из виду, погрузившись в глубину веков, то при погружении в земные слои открывается культура дна. Это культ перемещающихся по полупустому вагону инвалидных колясок, это культ дребезжащего голоса, который сливается вместе со скрипом тех же колясок в музыку иного мира, где первым словом при его сотворении было "помогите", затем появилось словосочетание "мы люди не местные" ...
  Каждый день я погружаюсь в эту культуру в тот момент, как поезд исчезает в туннеле. Каждый день рука привычно не тянется к кошельку, сделанному из натуральной кожи и помещенного во внутренний карман куртки, состоящей из синего и черного цвета. Каждый день я привычно выслушиваю привычную молитву о спасении души. А впрочем, мир остается материальным. Он подчиняется закону Архимеда, обещающему, что на тело погруженное в жидкость или газ действует выталкивающая сила. Душа выталкивается на свет из тесного кокона... поезд вырывается на поверхность, где синее небо смотрит сквозь грязные облака как плоть сквозь дыры в одежде.
  *
  Городок.
  В жизни замечательного русского писателя Н.М. Карамзина, автора "Истории государства Российского" был период, когда он вел рассеянный образ жизни, (из учебника по литературе 18 века)... Мир кажется рассеянным, когда небо покрывается грязными тучами, и сер снег, припавший к проезжей части, а понятие Россия сжимается до названия гостиницы, где расположен концертный зал. На текущий концерт все билеты проданы. ... Дни проходят, оставляя соль на сапогах. Наверное, придется износить не одну пару сапог, обойдя весь белый свет, прежде чем дойдешь до своего счастья. А впрочем, свет, будучи рассеянным сквозь призму, утратил свою белизну, разложившись до красных, зеленых, желтых... лучей. ... Светофор испорчен, он показывает одновременно три сигнала, в результате образовалась пробка машин. Красный отблеск стоп-сигналов скользит по стене Китай-города. Холодно. ... В древности люди от холода скрывались в пещерах. Мир воспринимался как отражение от стен пещеры. Об этом что-то писал Платон, воспарив душой под воздействием платонической любви... Граждане города приземлены, они видят небо лишь в лужах, образованных действием соли на снег. Синее небо, отражаясь в воде, образует экран телевизора, что обычно к вечеру загорается. На экране новости, блики фонарей и артист с той афиши, что висит на красной стене. При нажатии красной кнопки на пульте изображение сгущается до точки и пропадает ... Город под конец недели как-то уменьшается, сжимается от холода, превращаясь в "Городок" на канале РТР.
  *
  Город.
  В зимний период.
  Однажды, я спросил у своего приятеля: "Что для тебя город?" Город - это поздний вечер, рестораны, такси, многоэтажная любовь, за исключением тех окон, где еще горит свет. Он был состоятельный романтик... А для меня город был всегда чем-то другим: меня больше привлекали те окна, где горел свет (сидят люди на кухне, пьют чай), скверы, где можно было выпить пиво (просто выпить без вяленой рыбки и раков) и как-то незаметно вошло в привычку пользоваться городским транспортом. Метро, автобусы, троллейбусы, подобно крови, обладающей транспортной функцией, переносят кислород, т.е. несут жизнь. Хотя я заметил, что в деревне кислорода больше. Однажды, не успев вовремя купить проездной билет на месяц, я понял свою кровную связь с городским транспортом... Просто не сработал турникет, запищав..., стали обращать внимание тетушки-кондуктора и дяденьки- контролеры. Постепенно я стал чувствовать отчужденность, мир как бы отвергал меня. Заметил как то, что между мной и друзьями установлены точно такие же турникеты как на станции м. "Выхино"( чтобы их увидеть нужно что-либо предъявить, опустить, налить). Да не друзья, а все больше товарищи по работе, как пассажиры - движение в одном направлении. Состояние такое - пассажир, единое гражданство для всех ... национальностей.
  А вообще, меня всегда тянуло к природе, особенно в более светлое время года. Лето я обычно проводил в деревне. В одной кулинарной книге я прочитал, что процессы при высокой и низкой температуре происходят с различными скоростями. При нагревании увеличивается скорость диффузии, быстрее переносятся частички вещества. Чем быстрее едешь, тем дальше будешь. Городской транспорт - эффективнее гужевой повозки. Наверное, поэтому в деревне время тянется, а в городе все гораздо быстрее.
  Для меня город острее и ярче воспринимается в период зимнего времени.
  ОСЕНЬ
  Осень всегда наступает внезапно.
  Просто однажды в красном октябре часы переводятся на зимнее время.
  В детстве я любил ездить в автобусе и смотреть, как изменяется окружающий пейзаж за окном.
  Наблюдаю финал золотой осени за окном автобуса. Осенило осенью... Автобус - константа, а все остальное переменные функции. Мне всегда хотелось как и герою Пелевина( из "Желтой стрелы") сойти на остановке. Родина - начало координат в этой системе.
  Не один десяток билетов я выкидывал в урны или на тротуар в детстве, пока из экологических соображений не купил проездной.
  ЗИМА
  Городской транспорт движется, преодолевая завесу снега, откуда-то совершенно неожиданно выныривают троллейбусы, заглатывают пассажиров и опять исчезают с быстротой океанских рыб. Элетричество - уникальная вещь, зажигаются окна, простой автобус-экарус, нацепив рога превращается в троллейбус
   Порой за душой нет ничего, кроме автобуса, идущего в другую сторону, созвучия городских фонарей и бесцельно проходящего времени, которое никак не хочет складываться в мучительно прожитые годы.
  ВЕСНА.
  Троллейбус (он же автобус Икарус) в своем движении прогнулся в спине как кошка, потянулся и подкрался к остановке. Он увез меня как-то незаметно, находясь в нем, за чтением стихов, я совсем забыл, что время, как и деньги, обладает способностью текучести. Однажды, в сквере пролил не пол литра пива, а пятнадцать минут... Устал от грязных и просящих рук бомжей, граждан без особого места жительства. Как-то спросили на остановке: "Брат, а не подскажешь сколько времени?" Машинально ответил: "Нет!"
  К весне город становится одним большим рынком, даже находясь на остановке автобуса, приходится играть роль потенциального покупателя.
  Весной я любил делать наблюдения из окна автобуса.
  Наблюдение Љ1.
  Порой охватывает такое эстетическое чувство, что любая трансформаторная будка кажется памятником архитектуры (вид из окна).
   Жизнь городская противоречива и проста, а я чувствую себя деревенским жителем, положившим в один карман презервативы и гвозди. В деревне ведь все проще - выпили, отвел в сторону... и понеслась, не возникает проблемы в подборе местоимений. Все! Ни скверов, ни ресторанов, только три лампочки Ильича на все село.
  Город отличается от деревни быстротой перемены пейзажа.
  Наблюдение Љ2.
  Смотрел на бутылку из-под пива, которая выделялась в окружающем пейзаже до тех пор, пока не появилась рука, и они вместе с ней не исчезли из видимости. Меня почти всегда встречают протянутые руки, заботливо предлагая то записаться на курсы, то сходить в ночной клуб, либо на худой конец выучить английский язык.
  Наблюдение Љ3.
  Снег на тротуаре тает под дождем как тает сахар в чае. Когда за окном дождь в моей голове, как правило, ветер.
  Дожди смывают прошлое. Моя родина - страна, размытая дождями. Я часто вспоминаю Ильича, который увел в сторону и поставил раком эту страну, а также красный флаг, наверное, от крови, в котором с годами вместе с серпом и молотом пропала буква "л". Хотя, говорят, не плохой был человек, любил угостить чайком граждан, у которых за душой не было не только света, но и квартиры. Пропало, точнее, прошло мое советское детство.
  Как внезапно кончается детство, как кончается в чайнике чай.
  
  Детство - это полупустой автобус, отходящий с конечной остановки и вид в окне на отрезок пути поезда метро (м. "Выхино" - открытая ветка), где вагоны, проезжая некий электрический барьер гаснут попеременно...
  *
  Старые фильмы - это больше, чем произведения искусства, поскольку на этих фильмах росли и в настоящем они выполняют роль эталона, относительно которого измеряется настоящее, они как гирьки на весах в продуктовом магазине, с помощью которых обвешивали покупателей, которые недополучали по 10-15 граммов ливерной колбасы... В коммунизм не пролезут полные граждане. Можно в тысячный раз посмотреть фильм "Жена механика Гаврилова", "Поднятая целина". Только стара пленка и со временем рвется на отдельные автономные фрагменты... Памятник Ленину есть в каждом городе, как и улица Вязов. Ленин - эталон, объективная реальность, вечноживой, все остальное временно.
   Никогда не забуду фразу из детского ужастика - Кем хочешь стать, когда вырастешь? Космонавтом. На марсе буду яблони сажать. Все что не осталось от Гагарина лежит у Красной кремлевской стены... У меня часто возникало непреодолимое желание помочиться у красной стены, когда вспоминал про холостую пушку, которая стреляет раз в год и про тот бронепоезд, что всегда стоит на запасном пути. Помню, проснулся однажды и понял, что нет той прошлой страны. Просто сразу стало меньше красного. Не стало красной первомайской демонстрации, слезли (сошли на землю) вожди мавзолея. Как там у Маяковского - временные слазь, кончилась ваша власть... Музей - траурный поезд (он же бронепоезд) Владимира Ильича Ленина, там торжественно принимали в пионеры. Жили же люди раньше, ходили в музеи. Как оказалось мавзолей - это тоже музей, просто сказка о хозяйке медной горы и малахитовой шкатулке утратила свою популярность.
  Гимн: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Да есть такая партия. А потом по ходу действия появляется другой главный человек в игре (арбитр, судья), потирает ручки и говорит "Ну все господа - "Партия". Игра закончена. Еще добавляет по латыни что-то про комедию. Ломали комедию, потом начали ломать стулья, а в довершении сожгли театр. "Александр Македонский - хороший полководец, но зачем же стулья ломать?"
  Как только не издевались над матушкой-природой. Дубы сажали в степи. Даже фильм такой сняли "Красное солнце степи", музыку написал лично Александров. Взошли лишь музыкальные группы дубы-колдуны, самоцветы: "Мой адрес не дом и не улица - мой адрес советский союз". Под словом адрес подразумевались несколько квадратных метров жилплощади, общий сортир, как и мечта каждого советского гражданина: достроить БАМ. Каждому пионеру в период морального созревания приходила в голову мысль со временем отправиться, уж если не на БАМ, то на целину точно. Еще был лозунг "Даешь красную кукурузу", но получили только облако в штанах... А мозг вождя до сих пор изучается. Ученые не понимают: "Как мать-природа могла родить предмет такого рода".
   В краснеющем октябре на синем небе можно разглядеть улетающих лебедей "Куда ж вы летите мои гуси-лебеди". В какое тридесятое царство? Пока пролетишь над всеми пятнадцатью республиками, автономными округами, областями - со счета собьешься. Чем больше на юг, тем бескрайнее степи. Хоть бы счастье привалило для этой когда-то хлебородной страны... Черная степная ночь, глаза поднимаются вверх все выше и выше, где светится ковш большой медведицы - эталон небесной манны.
  *
  /Химия/.
  Любимая, на 8-е марта я приобрел для тебя 250мл шампуня Прелесть-шик фирмы Арнест по цене пятой колонки. Любовь к бытовой химии, это примерно то же самое, что любовь к женщине. Любовная лодка разбивается о быт. Улицы посыпаны солью, чтобы не было скользко. Идет мелкий снег, похожий на соль оксалата кальция после процесса перекриксталлизации. Просто выпадают осадки. Однако если осадок очень мелкий, то фильтр может засориться и тогда единственное на что он способен - издавать неприличные звуки (пи, пи, пи). Питер, Питер... Как хочется порой испариться, выпасть в осадок, перевести стрелки, замести следы. Сесть на поезд "Красная стрела" и укатить в город-герой Санкт-Петербург, устав от Москвы с ее бесконечным кружением листопада вдоль совсем не садового кольца и от замкнутой в себе кольцевой ветки метро. Нахимичить что-нибудь безобидное. Просто посмотреть на то, как мгновенно сгорает бездымный порох, безобидный как бескровная революция... Просто однажды страна вспомнила, что живет по зимнему времени, а стрелки еще не были переведены на час назад.
  Один революционер обнаружил, что 40% раствор этанола в воде обладает рядом уникальных свойств. Благодарные граждане устанавливали ему за это памятники по всей стране. Его именем называли улицы, площади... Ночной клуб, детский сад, баня носят имя Д.И. Менделеева, он стал почти культом. Некую таблицу тоже назвали его именем. Элементы разбили на колонки, группы. Наиболее активные элементы в ней выделили красным цветом, для упрощения. Простые вещества, представленные этими элементами хорошо растворяются в воде и спирте.
   Помню, смотрел фильм об одном ученом, его посадили в тюрьму за научную деятельность, но он не растерялся, писал молоком, делал из хлеба чернильницы, а потом глотал их, когда в камере появлялись вражеские элементы. Его коллеги нагревали бумагу, проступали формулы, они читали и поражались его гениальности. У него была еще подпольная кличка "химик". За любовь к химии его прозвали вечно живым.
  Химия - это жизнь, как сказал один из химиков. Восьмой элемент - кислород, элемент жизни, а в этой стране просто не хватало воздуха. Потом появилась формула: Коммунизм - это электрофикация всей страны плюс химизация сельского хозяйства. В то время любили посылать на ВДНХ, где стояли скульптура рабочего и колхозницы, рука к руке, нога к ноге. Там и сейчас павильон "Химия" практически рядом с павильоном "Россия".
  Но нет ничего вечного: красная медь со временем окисляется до грязно-зеленых окислов, от соли посохли деревья вдоль садового кольца. Синтетические удобрения - это когда натуральное говно заменяется искусственным. Так и вся химия: искусственное заменяет натуральное, а в конце туннеля - свет от лампочки Ильича.
  *
  Журнал (альманах) "Истоки", 2001-2002 г.
  
  Один из чиновников МПС сказал: "Чтобы окончательно развалить Россию, нужно разрушить железные дороги". Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
  Помню, наблюдал картину, как на остановке стояла бабуля, на спине которой красовался рюкзак-самоделка, сделанный из наволочки, где на белом фоне выделялись три буквы "МПС". М смылось, П пропало. Осталась С как символ секундной стрелки или как знак бесконечности. Страна, где вечно виноват стрелочник и где нет другого Пути... Люблю забить стрелку в купе за чашкой чая. Проводница, разносит по вагону стук стаканов о металлическую подставку. Два вечных вопроса: "Кто виноват?" - стрелочник, и "Что делать?" - переводить стрелки. Равноправие - это когда на каждого приходится по комплекту постельного белья, включая одеяло с подушкой. Зимой белизна простынь сливается с белизной снега. Вагон - это та же колыбель, укачивающая этот новорожденный, хрупкий мир. Начальник поезда присутствовал при родах и лично перерезал пуповину.
  Сортир, который запирается, когда вагон проезжает заповедные зоны и остановки, является второй степенью свободы, после билета, сложенного вчетверо и положенного в кожаную сумку. Весь мир сошел с ума, нет просто поезд тронулся, и вдаль уплывает перрон, где главная героиня фильма удаляется в прошлое и при этом машет кому-то платком, сама уже не разбирая кому. Поезд не может оторваться от земли как самолет, оттолкнуть от себя сушу как катер. Остается только сидеть и смотреть в окно, когда все и так ясно, разложено по полочкам: багаж, пейзаж, мелькающий с привычной периодичностью, разлуки, вокзалы, промежуточные станции. Эпизодические роли. Ночной гудок поезда похож на крик новорожденного, он как нота "ля", с нее начнется настройка молодого музыкального организма... В вагоне ясно различим храп. Пальцы ударяют по струнам - сверху вниз, резко обрывая песню. Когда заканчиваются пути - это значит тупик, приехали. Появляешься на свет, чтобы выйти в люди, для чего к тамбуру приделаны три ступеньки, заменяющие трап с ковровой дорожкой. Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил.
  *
  Небеса обетованные.
  Я вспоминаю этот сюжет как дурной сон: вначале идет голубой снег и все смотрят в небо, потом, спасаясь от милиции, садятся на поезд, который долго стоял на запасном пути, затем неведомая сила поднимает его вверх, и собаки, которые бежали за поездом, превращаются в созвездие гончих псов.
  Рожденный в эру Водолея, я был обречен зубрить в школе процесс круговорота воды в природе, должен был помнить, что Земля вращается вокруг Солнца, а вокруг Земли вращается Луна. Я часто сходил со своей орбиты, когда разучивал песню о том как орлята учатся летать или о том орленке, что должен был взлететь выше Солнца. Каждый день в столовой дежурные раскладывали на столах завтраки: яблоки, выращенные на Марсе и тарелки, похожие на неопознанные летающие объекты... После окончания школы одни ушли по лунной дорожке, другие выбрали млечный путь.
  В детстве я любил витать в облаках, но иногда приходилось возвращаться на землю. "Землю нужно встречать жестко" - так говорил инструктор по парашютизму, примерно так говорил Заратустра.
  Жизнь трудна хотя бы потому, что все время приходится что-то преодолевать, работать против сил трения, гравитации. Первый закон Ньютона гласит: если на предмет не действуют внешние силы, то он двигается поступательно. Законы гравитации заставляют мелкие предметы вращаться вокруг крупных.
  Первая космическая скорость - круговая порука; облако, самолет, ракета, Гагарин вынуждены вращаться вокруг земли.
  Вторая космическая скорость - выход (за пределы круга) по параболе. Парабола - это такая загогулина, по форме напоминающая ракету, вечно взлетающую рядом с м. ВДНХ.
  Когда находишься на море, понимаешь, что небо, по сути, ничем не отличается от воды, они даже сливаются временами у линии горизонта. Икару нужны были крылья, чтобы парить между водой и небом. Утонул в небе. Рожденный плавать - летать не может. Отчего люди не летают как птицы, не плавают как рыбы. В детстве я слышал сказку о рыбаке, что ловил золотую рыбку, а поймал жар-птицу. В этой сказке фигурировал персонаж - чудо-юдо, рыба-кит ( крыша едет - дом стоит). На его спине сформировался свой микромир, там же был и сад с молодильными яблочками. Точно, там еще жар-птица сидела в клетке, от которой был золотой ключик, а он был спрятан у черепахи, которая плавала в океане, а на ее спине стояли три кита. Совершенно верно, это сказка о "Летучем корабле", правда со временем он превратился в "Летучий голландец". Нет, это легенда о происхождении мира... "Мир", возможно, утопят в океане, поскольку он стоит гораздо дороже трех китов.
  Тогда нам остается сидеть у подъезда, смотреть, как в вечернем небе летит и мигает спутник, и слушать сплетни: "А вы слыхали, Терешкова-то уделалась от страха, неделю корабль отмывали... А Гагарин и не разбился вовсе - его инопланетяне похитили". Из окон долетают как позывные песни "Маяка": Я земля, я земля, я своих провожаю питомцев. "Короче, таких не берут в космонавты", - поет группа манго-манго, примерно так говорил Заратустра.
  Когда нет денег на духовную пищу, мечтаешь слопать пиццу или арбуз. В древности люди считали, что земля плоская как пицца, однажды она неравномерно прогрелась в микроволновке и до сих пор пребывает в таком состоянии. Потом появился чувак, который сказал, что все это брехня - земля круглая как арбуз, если ее разрезать на дольки, то там можно обнаружить косточки. Но ему не поверили и отправили на костер, который был таким большим, что его практически невозможно было потушить по-пионерски.
  Я посмотрел в окно и увидел, как пролетела, вспыхнула и потухла звезда. Падающие звезды - это метеориты, которые в соприкосновении с земной атмосферой воспламеняются и практически целиком сгорают. Вечерние новости на голубом экране телевизора: "Общество защиты животных категорически осудило полет Белки и Стрелки в космос. ... Все поезда дальнего следования отныне сопровождаются сотрудниками милиции". А за окном потухла (погасла, выключилась как люстра) еще одна звезда. Просто подошел человек к старому выключателю, дернул за веревочку - люстра и выключилась. Если гаснут звезды - значит это кому-нибудь нужно.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"