А чего только может ни придти в голову такого человека, как Семён Петрович Каменный, когда он в туалете по маленькому ходит и про новую шахматную партейку с обитателем того света - приятелем своим старинным, которая на основе образов в голове в магазине недавно увиденных, по приходу домой практически мгновенно новой шахматной фигурой дополнилась? А поскольку оказалась та фигура - конь, то сразу на ум и ипподром, неподалёку расположенный в голову пришёл. И улица Ходынка. И революция 1905-го года, и Кровавое Воскресение, и день Святого Валентина, и известный австро-венгерский писатель Густав Майеринк. Который еще в начале двадцатого века так подробно и образно всем рассказал, как из него - бедняги интеллигентного и лишь немного слегка похотливого и распущенного - одна каббаллистка пражская и юная вместе с папенькой своим, ростовщичеством промышлявшим, голема на всё послушного и готового сделали, а потом много лет творили с ним неведомо что, а самому ему всё это время совсем по иному его собственная жизнь представлялась. А всё оттого, что нашел он на улице шляпу чью-то хорошую и бесхозную, и от жадности и экономности, и любопытства любому начинающему писателю присущее, взял да и надел себе на голову - а вдруг что и произойдёт? Вот и произошло такое, что некоторым до сих пор по ночам в снах кошмарных снится. А сам он после того, как шляпу ту снял, то решил, что всё закончилось, да и пошел себе дальше. Даже и не поняв, что не заканчиваются так просто такие вещи, которые из века в век передаются и издавна продолжаются. И вот не исключено, что и партия эта шахматная, которую сам он - Сёмен Петрович - давным давно, очень медленно воспроизводит - на самом деле игралась когда-то в незапамятные времена, еще до нашей эры. И играл в эту партию македонский царь Александр Великий и один индийский брахман за несколько лет до того, как решился тот царь походом отправиться в Индию. Чтобы слонов посмотреть, золота много взять и драгоценных каменьев - изумрудов, алмазов, сапфиров, рубинов и ярко-красных гранатов. И специй побольше. И всем там на месте серьезно так объяснить, что теперь здесь он царь, а все остальные - говно.
Чем там закончилось всё для царя Александра Великого всем хорошо известно. И не исключено, что вот через ту партию и пытался его предупредить брахман о том, чего не надо ему делать и как поступать. Потому что партия эта - не простая - ее между собой еще древние боги разыгрывали. Потому что у древних богов именно так всегда и полагается с миром людей поступать оттого, что им скучно. И не нравится им, когда заново надо человеческими делами заниматься лишь по причине того, что люди все то, что им древние боги сто раз объясняли, усвоить никак не желают или не могут. И вот когда-то давным-давно, когда человеческие люди в очередной раз всё сделали неправильно, самые главные древние боги между собой посовещались и решили все ситуации, которые с человечеством произойти только могут и уже тысячи раз происходили и повторялись, записать в виде шахматных партий, и отдать то знание некоторым из своих брахманов. Чтобы они - в случае чего - знали, как из какой горячей и напряженной ситуации выбраться, и куда повернёт мировая история и мировая политика, и как улыбнуться правильно девушке, чтобы по харе с размаху не съездили, или чтобы не прибежали раджи какие-то из ее родственников такого улыбчивого с улицы душить или кожу с живого снимать, или из самого центра грудной клетки рукой выдирать живое и красное сердце, а после съедать его, чтобы власть навсегда получить не только над этим мертвым отныне, но и над всем его родом.
И вот с тех пор и строиться всё существование человечества по законам этих вот древних божественных шахматных партий. И вот как только подумал об этом Семён Петрович, который к этому времени как раз закончил ходить по маленькому, так и вдруг очень чётко взял да и осознал, что сам-то он к этой начавшейся партии причастен уже очень давно. Еще с тех времен, когда во дворе на Остоженке попала к ним в руки с приятелем та бутылка, которая оказалось в результате первой фигурой - конь. И подумал, и даже вслух произнёс:
- А что если были другие фигуры тоже? И может быть, я их попросту не замечал, или замечал, но неправильно? Потому что не считал я, что всё это есть - одна и та же древних богов шахматная партия. К тому же откуда мне знать, что это одна партия? Может их сразу великое множество? И играют в них не два бога друг с другом, а сразу огромное множество разных богов, и все на отдельных досках? И если я сам при этом одна и та же фигура - неважно какая - то может быть чувствую я одновременно и что ощущают другие такие же, как и я фигуры, но только в других партиях. И когда ими ходят какие-то боги, то одновременно и мной они ходят. И вот именно поэтому я и на тот свет переселился, и этот свет стал мне не мил, потому что слишком уж очевидны и явственны сделались отпечатки вот этих вот шахматных ходов божественных. И настолько сделалось мне невмоготу оттого, что другие, с кем я общаюсь, их видеть не могут. И объясняют мое молчание, или опасливое надмирное обитание, не ощущением соприкосновенья с вечностью, а похмельем и общей душевной какой-то подлостью и примитивностью.
И как только подумал об этом - о том, что неплохо бы сейчас пойти и попробовать все досконально вспомнить, все-все события, которые с ним случались, чтоб отыскать те моменты, когда в его жизни всплывали шахматные фигуры. И отметить их все, и сосчитать, и составить из них отдельную партию, и посмотреть потом уже - что же это за партия у него такая за всю его жизнь из него самого получилась? И на каком она на данный момент примерно находится ходе? И существует ли полное описание этой вот шахматной партии, кем-то уже давно на бумаге застенографированное. Потому как, если она существует - такая вот стенограмма, где все-все ходы подробно отмечены и зафиксированы, то тогда и понять он сможет - что именно делать ему в самую первую очередь на том свете, где он оказался. И каким образом дальше вести диалоги с местными обитателями? И как скоро случатся такие диалоги, потому что - кто знает - вдруг там сейчас в той партии тот, кто когда-то играл, взял себе на раздумья несколько дней, а может и вообще несколько лет. Может это одна из древнейших партий, и в середине нее, к примеру, война началась с каким-то соседним княжеством? Или играли, положим, в неё два брахмана, а тут пришла новость, что едет к ним с целью завоевания царь Александр Великий. И отложили они ту партию, а больше к ней так никогда и не вернулись. Потому что, к примеру, один из брахманов погиб от яда, который он собственноручно для царя Александра готовил. А второй брахман не стал больше ни с кем доигрывать эту партию, и записал все ходы лишь до туда, до куда они доиграли. И поначалу даже хотел уничтожить и сжечь эту запись, но в самый последний момент взял да одумался. Потому что решил, что такая записанная партия пронесет сквозь века память о том втором брахмане, который скончался. И так оно в результате и вышло.
И приблизительно в этот самый момент почувствовал он в голове своей чей-то отчетливый зов. И даже не понял сначала, что это тот самый старинный приятель, его окликает:
- А не с тобой ли мы раньше - давно уже - были знакомы? И не с тобой ли когда-то давно мы вместе копченой куриной гузкой пивко закусывали? И не с тобой ли после в Москве между Остоженкой и Пречистенкой после того, как на больницу ходили смотреть, во дворике с помощью бутылки водки фигуру - шахматный конь - из символов, слов и астрологических дат составили? И ежели все-таки ты это и есть тот самый, который и был там со мною тогда, но не как сейчас, а помоложе, то объясни мне, пожалуйста, как же могу я с тобой сейчас говорить, если даже тебя и не вижу?
И несмотря на то, что оклик такой для Семена Петровича Каменного оказался очень внезапен, настолько внезапен, что он даже вздрогнул. Но все же уселся он снова за стол - спокойно уже, набрал побольше воздуха в грудь, потом его выдохнул весь, и вот только потом ответил:
- Это и впрямь я. И тебе это не показалось. А не видишь ты меня, потому что находишься на том свете. А разговаривать ты со мной можешь, потому что я тоже на том свете. Но не физически, а исключительно только полностью всеми своими органами чувств, потому что на этом свете милого мне совсем ничего не осталось.
И тогда как-будто опешил слегка приятель тот, а потом вроде даже что и вздохнул облегченно:
- То есть, - говорит, - я все-таки и впрямь по-настоящему умер, а не с ума окончательно сошёл, и все мне вокруг только кажется?
Семен Петрович и говорит:
- Похоже, что так. А ты сам не помнишь момента своей смерти? Почему ты не до конца уверен, что она состоялась?
А приятель тогда отвечал:
- Нет, момент своей смерти я как раз прекрасно помню, потому что я бросился вниз с пятьдесят второго этажа одного нью-йоркского небоскреба, когда ко мне в комнату стали ломиться очень уж сильно нехорошие люди, которым я должен был очень много денег, и большой чемодан с наркотиками. А поскольку я отдавать им всего этого не хотел, да и не мог, то дожидаться, пока ворвутся в квартиру и начнут издеваться, не стал и в окно выбросился. Тем более, что всегда хотел полетать с пятьдесят второго этажа, чтобы времени, пока лечу, хватило на последнее - хоть и не долгое - но очень искреннее покаяние.
Очень тогда удивился Семен Петрович, но все же спросил:
- Это каким же образом тебя из дворика между Остоженкой и Пречистенкой на 52-ой этаж нью-йоркского небоскреба забросило? Да еще и в таком интересном положении - деньги, большой чемодан наркотиков? И куда ты всё это дел, если тебя за них убивать пришли очень сильно нехорошие люди?
А приятель откашлялся и говорит - как меня туда забросило - это очень долгая история. Но я тебе ее расскажу, если ты, конечно, захочешь выслушать и не торопишься. Но сначала я скажу тебе то важное, что гораздо важнее этой истории. Помнишь мы решили, что та фигура шахматная, которую мы получили - это конь? Так вот, на самом деле, мы все абсолютно неправильно рассчитали. Это был слон. И если переложить это на общеземную матрицу, то речь шла не о монгольских степных лошадях, а об индийских боевых слонах. Понимаешь?