А мальчонка тот - Франческо - что в доме девицы, которая картины рисовала, жил и самую разную работу исполнял, в тот день тоже на кладбище утром отправился. Потому что не мог он забыть, как накануне алхимик чернокнижный его спросил - не зарезали ли кого-нибудь в городе недавно? И даже не в том дело, что испугался он сильно, что знает про него алхимик то, чего никто про него не знает - что свидетелем он этого убийства был. И потом еще целую неделю в домах убитого и убийцы порядок поддерживал внешний для соседей, чтобы казалось, что дома они все это время. А потому что показалось ему странным и необычным совпадение целых трёх важных моментов, которые вдруг с ним случились, хотя раньше ничего подобного не случалось.
Никогда ему не доводилось еще быть очевидцем внезапного убийства. И ладно бы разбойник кого-то случайного вдруг зарезал, чтобы ограбить. Так нет, два с детства знакомых человека (хотя и соперники) вдруг на глазах его в одночасье взяли и обезумили. Настолько, что с кинжалами друг на друга, как воины во время сраженья, набросились. И заколол одного другой, и труп его под покровом ночи из города тайно вывез.
А потом - практически сразу после убийства - стали Франческо повсюду черные пауки мерещится. То появятся, а то и исчезнут. И как будто преследуют они его, а может, что сами мысли его такими вот пауками становятся.
А кроме того четыре картины, которые та девица, живущая в доме, где он прислуживал. Ведь именно с них началось всё, с того самого дня, когда он их увидел и понял, что взгляд оторвать и не может. И сам не понял, что именно в этих картинах он видит, ведь ничего там особенного вроде бы не было. Удивительным было лишь то, что девица та их собственноручно нарисовала, а ему посмотреть на них разрешила. А сразу не прогнала, потому что не ровня он ей, а обычный прислужник с конюшни.
И именно после того, как разглядывать стал он картины, то спустя пару дней и представленье увидел во дворе их дома, которое там эти двое соперников девице показывали. И свидетелем их посмешища стал, и поэтому и увязался за ними, чтобы сказать, что он не смеялся над ними, потому что понравилось то, что они там исполнили.
А вместо этого стал очевидцем того, как разругались они и убил одного второй. И паук появился первый примерно тогда, когда труп убитого убийца с места того в затемнении стал увозить на осле, и как только он скрылся за поворотом, то подошел посмотреть Франческо, а там рядом с лужей кровавой сидел один черный паук и не стал пытаться бежать под кусты, когда подошёл Франческо.
А для чего он сейчас сам направлялся на кладбище, Франческо не знал. Ведь ничего ему там не было нужно. Как будто звала его некая сила, как будто сказал кто-то, что появится сегодня утром ему там надо. И хотя он редко ходил на кладбище, даже что в церковь, то отчего именно сегодня пошел. И даже не думал - зачем ему это надо?
Как будто было это для него чем-то совершенно естественным. Поэтому он и не задал себе вопроса - а что это со мной сегодня случилось, что захотелось на кладбище прямо с утра прогуляться? Посчитал он, что это душа убитого - а ведь кроме Франческо никто не знал в городе (кроме убийцы), что было убийство - попросила его неизвестным образом посетить вместо неё это кладбище. И возможно возникло желанье такое, потому что не было захоронено тело. Не исключено, что спрятал его убийца в каком-нибудь старом колодце, чтобы никто не нашел и не спохватился, и не отправил погоню бы за убийцей, чтобы поймать и повесить. И поэтому шёл Франческо в тот день спокойно на кладбище, не ожидая, что то убийство - всего лишь начало.
Почувствовал это только тогда, когда впереди на дороге на кладбище увидел, как ехало три кареты, в которых купец Джованни и друзья его ехали. А последним ехал черный экипаж неизвестной французской дамы. И хотя не знал про это Джованни, но понял, что экипаж нездешний - не видел таких он до этого в их городе.
И пришла ему поначалу в голову мысль, что процессия это движется впереди похоронная. Уж не убитого ли отыскали тело? - подумал он тогда и даже ускорил шаг, стараясь держаться поближе к стенам домов. Хотел посмотреть - не везут ли там тело убитого? Но не везли, и дальше он шел спокойнее.
А в каретах гости купца Джованни были оживленны и веселы. И обсуждали друг с другом не только гроб с письменами каменный, но и забавы разные. Один предложил остальным спустя несколько дней фейерверк для всех в городе разноцветный устроить. И угощенье накрыть, чтобы хватило всем горожанам, и состязанье по пенью.
И всем остальным такая идея тоже понравилась. И согласились они все скинутся, чтобы одному не пришлось угощать всех. От одного вино, от другого призы для певцов и награды, от третьего деликатесы сладкие, от четвертого мясные кушанья, от еще одного много сыров, а от пятого повар. Потому что был у него лучший повар во всем том городе, который что угодно мог приготовить.
А сам купец Джованни ехал в экипаже, где Смерть ехала. Но на этот раз не вдвоём, а пригласила она в свой экипаж еще и алхимика чернокнижного. И пока они ехали, всё на него смотрела. Интересно ей было - узнает её он, когда близко она так к нему, или опять не узнает.
А ведь несколько раз до этого она к нему приходила. Но выглядела тогда по-другому, потому что и сам он еще был молод. И опыты ставил тогда регулярно, и все они были опасными. Но каждый раз уходила, в живых его оставляя. Потому что нравились ей такие, кто ставит опыты, которые могут для них закончится встречей со Смертью. Но ставят они их не потому что они дуралеи или рискуют без всякой необходимости, а потому что пытаются что-то изобрести, что поможет всем, или напротив сведет побыстрее в могилу.
Но в этот раз - и Смерть это видела и понимала - не оставит она алхимика одного, чтобы дальше он опыты делал, что время настало прощаться. И поэтому было вдвойне интересно ей - правда ли что не признаёт он её? Или специально делает вид, что видит её впервые.
Должен он знать, что Смерть с ним в одном экипаже едет. Или какой он алхимик, черной занимающейся магией? Но может наоборот, знает заранее он про всё, что случится? И не хочет поэтому омрачать минуты последние пустым словоблудием.
И решила она к нему обратиться тогда не сама, а с помощью купца Джованни. Который хозяином дома был, где алхимик жил, и поэтому мог у него что угодно спрашивать. И тогда спросил купец Джованни у алхимика следующее:
- Не встречал ли ты Смерть в своей жизни, алхимик? А если встречал, то какая она?
А Смерть, не сводя с него глаз все это время, ответ его стала слушать.
- Конечно, встречал, - ответил алхимик, смотря на купца Джованни. - Встречал и не раз. Одно могу сказать - молчаливая. Но вряд ли она молчаливая оттого, что поговорить не любит. Скорее не могут говорить с ней те, кого она навестила. А сама Смерть не задает им вопросы первой. Потому что желает, чтобы сначала они к ней обратились. И я когда она приходила ко мне, ничего у неё не спрашивал. Примерно так же, как и сейчас ничего не спрашиваю вот у этой дамы. Которая рядом с вами сидит, и с помощью вас ко мне обратилась. И если она так сделала, то наверное эта наша встреча последняя. Потому что в книгах моих алхимических так про это написано - если Смерть заговорит с человеком первой, значит пора готовиться.
И удивил тем ответом Смерть, и она ничего не сказала. А снова заговорила с алхимиком с помощью купца Джованни:
- Почему тогда ты отвечаешь мне, а не ей? Или в твоих алхимических книгах и об этом рассказано? Что будет, если заговорить самому со Смертью, не дожидаясь вопроса?
И отвечал он:
- По той же причине, что и она обращается ко мне не сама, а с вашей помощью. Скорее всего, чтоб не умер я прям в экипаже, если уж очень сильно я испугаюсь вопроса. А вопрос Смерть всегда один задаёт: Ты меня любишь?
И неважно, что именно ей на это ответит любой, кто осмелится. Ответит, что любит - умрёт, а ответит- не любит - умрёт. А ничего не ответит, тогда какой резон Смерти самой к нему обращаться? Проще общаться ей именно так, как сейчас - через купца Джованни.
А насчёт того, что будет, если самому обратиться ко Смерти первым? В книгах написано - это зависит от Смерти.
И понравился Смерти этот ответ, и сама - без купца Джованни - к алхимику она обратилась. И задала всего лишь один вопрос:
- Ты меня любишь?
И именно в этот момент кареты подъехали к кладбищу. И вышли все из карет - гости купца Джованни. И сам он вышел из экипажа. И Смерть. И чернокнижный алхимик. И направились прямо к церкви, чтобы смотритель их проводил в самый дальний край кладбища - к каменному гробу.