Горбачёв в каком-то визите в Америку сказал, что его любимый писатель Брэдбери. Наверно, этот ответ подготовили ему референты. В советские времена Брэдбери официально печатали у нас. Можно предположить, что писатель хреновый и скучный. В основном так оно и есть, но я рекомендую Вам обязательно прочитать одну из двух книг, благодаря которым он стал всемирно знаменит. Это "Марсианские хроники". Это самая страшная и талантливая страшилка из всех,какие я видел. Конечно, благодаря красной ориентации автора. Конечно, злобу и желание отомстить и уничтожить - сентиментальный толстяк таскал в себе.Оцените качество продукта! Большая серия рассказов разного размера, связанных общим сюжетом. Иногда будем тонуть в патоке и сентиментальности, но это будет редко и очень недолго (в отличие от других его книг). Эти рассказы будете читать - пожалуй, не оторвётесь от книги и потом ночью спать не сможете ...
Притом самую лучшую марсианскую хронику (и вовсе не страшную, может быть - немного грустную) написал Саймак. Всего одну - и я вот никак не соберусь разведать, до или после "Хроник" Брэдбери он её написал. Саймак тоже (наверно,по-американски) сентиментален - есть такой лёгкий налёт - но его почти и не заметишь из-за интересности текста. Наверно, это такое семейное вечернее американское чтение. Вижу такую утопию - и вспоминаю наших русских "родственников" на экране телевизора из другого знаменитого романа Брэдбери. В отличие от последнего, книжки Саймака изготовлены не в духе соцреализма,наоборот, это как бы "голливудские" конструкции. Но с их помощью он говорит о хранении памяти прошлого, о традиционной и этикеточной литературе, о русских танках, о близости друг к другу и о будущем всех живых существ, о смерти и жизни, о роботах и светящихся змейках в воздухе и о других приятных вещах.
Саймака начинаем читать с повести "Почти как люди". Она не очень длинная, и сделана по привычным киношным стандартам. В ней уже есть любимые саймаковы скунсы и говорящая собака, которую, кажется, утащили Стругацкие к себе в "Жука в муравейнике" :) Почти все романы как бы плавно переходят друг в друга. Про дракона в музее - знаменитый "Заповедник гоблинов". Про приближающееся к нам физическое бессмертие - "Зачем их звать обратно с небес". Но мы отвлеклись от темы Марса.
В библиотеке Дианы я нашёл одну из главных книг про Марс - "Принцессу Марса" Э.Берроуза. Того самого Берроуза, который придумал Тарзана и книжками которого зачитывались современники Серебряного Века. До того не читал. Первое, что подумалось: вот откуда "Аэлиту" драли!!!! Нам про это не говорили! Так оно и есть, повесть А.Толстого сделана на основе книги Берроуза, как Буратино на основе Пиноккио:)
Не только "Аэлиту" оттуда драли :) Может быть, знаменитая "метафорическая деформация" Шекли появилась под влиянием Берроуза. Метафорическая деформация - это вот что такое: когда вы живёте в радикально другом мире, вы можете перестать отслеживать то, что мир - другой, и с какого-то момента начать воспринимать другое как понятное вам по здешней жизни. Например, инопланетянина, который суть цветок в болоте, будете физически видеть начальником Иваном Петровичем в костюме за столиком. Или существо,приставленное к вам для охраны, похожее на огромную жабу, будете видеть собакой. Непонятно? Читаем "Обмен разумов" (Шекли). Вернёмся к Берроузу.
Чем необычен роман, так это отсутствием ксенофобии (а это конец 19 века) - и при том ясным сознанием и показом того, что во всех мирах идёт такая же война, как у нас. Метафорическая деформация вполне оправданна. Можно прочитывать роман как любовную мелодраму. Он ярок и красив.
- роман Толстого (калька) - по сравнению с Берроузом зажат и агрессивен, но стильно изображена улица Красных Зорь, обьявление, ветер, Питер и сарай с ракетой внутри в начале романа.
... блин, сарай-то он утянул из "Первых людей на луне" Уэллса... вот так штука....
"Принцесса Марса" Берроуза отражается А.Толстым в "Аэлите". Это всего лишь мимолётный блик, но зато какой! Сама "Аэлита" долго, упорно, стильно и приключенческо продолжается здесь: