Аннотация: АКТЁРСКАЯ КАРЬЕРА ЛЕОНИДА БРОНЕВОГО НАЧИНАЛАСЬ НА МАГНИТОГОРСКОЙ СЦЕНЕ.
Популярный актёр театра и кино, народный артист СССР Леонид Сергеевич Броневой, начинал свой творческий путь в нашем театре - Магнитогорском драматическом им. А.С.Пушкина. Вспоминая то время, он говорит: "В 1950 году, по окончанию Ташкентского театрального института, я с моим однокашником приехал на работу в Магнитогорск. За полмесяца до нашего приезда в театре случился пожар и наш дебют отдвинулся на неопределенный срок. Чтобы как-то существовать, мы пошли работать на металлургический комбинат грузчиками..."
Комбинат поразил Леонида своей мощью, небывалом размахом. Он был буквально ошеломлён увиденным. Особенно произвело на него сильное впечатление работа сталеваров - покорителей огненной стихии. Потом он посвятит им свои стихи...
После ремонта здания театра, работа в нём возобновилась. И начинающие артисты приступили к своим прямым обязанностям.
За два театральных сезона, которые прослужил Леонид Броневой здесь, сделано немало: роль Володи в спекќтакле "За здоровье молодых", Бутлер ("Голос Америки"), Раевский ("Этих дней не смолкнет слава"), Поручик ("Благочестивая Марта"), Тушкевич ("Анна Каренина") и др. Но я был в восторге от его работы в спектакќле "Калиновая роща", где он с блеском сыграл роль сельского поэта-баќлагура Кандыбу. Корнейчук будто с Леонида писал эту роль, настолько он был органичен в ней.
Спектакль начинал Л.Броневой... Открывается занавес и перед глаќзами зрителей предстает живописная картина украинского села. Цветущий сад и хата под черепицей. Первые аплодисменты художнику - оформителю.
К а н д ы б а (играет на гитаре, тихо поет).
Гляжу на тебя я, гляжу,
И грусть на душе у меня.
Душа моя хочет...
(Подбирает рифму.)
Душа моя хочет... кричать.
Нет.
Душа моя хочет... рыдать.
О!
В а к у л е н к о. А куда вы поедете. Мартын Гаврилович?
К а н д ы б а. Поеду в столицу. (Поет.)
Гляжу на тебя я. гляжу.
И грусть на душе у меня.
В а к у л е н к о. А откуда вы знаете, что у вас талант?
К а н д ы б а. У меня 120 писем из редакций газет и журналов.
В а к у л е н к о. И что там пишут?
К а н д ы б а. Все пишут, что у меня талант, но не хватает поэтичесќкой культуры, а где ее здесь взять, где? Я могу на любое слово стих или песню сложить.
В а к у л е н к о. Неужели на любое можете сложить песню?
К а н д ы б а. А вот задайте слово.
В а к у л е н к о. Ну, скажем, "свинья".
К а н д ы б а. "Свинья"... для песни это слово тяжеловатое, но...
Будучи человеком от Бога, молодой Броневой умел многое: в совершенстве владел игрой на фортепиано, аккордеоне, скрипке, гитаре, неплохо пел, что не преминули использовать эти качества режиссеры. Так в спектакле "Этих дней не смолкнет слава" его белогвардейский офицер Раевский блестяще исполнял старинный романс под собственный аккомпанемент на рояле, срывая у зрителей аплодисменты. В короткие минуты отдыха он предавался еще одному пристрастию - сочиќнению стихов, которые иногда появлялись в местной печати. Интересен факт, что одной из шести премий литературного конкурса, в котором учасќтвовало 84 стихотворения, была отмечена его "Песня про сталеваров Магнитки". (Музыка Г.Любовицкого).
Сверкай, наша песня, как яркие слитки,
Чтоб слышали в каждом краю:
Стоят сталевары советской Магнитки
За Родину в первом строю...
На слова поэтов Л.Броневого, А.Севостьянова, А. Коломийца композиќтор В.Купревич написал ораторию "Комсомольская", которая вошла в песенќную летопись металлургов Магнитки.
Зарплата артистов во все времена была нищенской и, конечно, ее не могло хватать молодому артисту на ЖИЗНЬ: хотелось и одеться, хорошо поќесть, а иногда, что греха таить, и "принять с устатку"... и Леонид не гнушался ни какой грязной работы, вплоть до разгрузки вагонов.
Работалось Л.Броневому в театре не просто. Талантливый по природе человек, он не мог мириться с бездарностью, порой идя на рожон. С презќрением относился к серости и убогости некоторых деятелей, не скрывая своих антипатий, из-за чего был в постоянной немилости у руководства театра. Готовя материалы об истории нашего театра для магнитогорской энциклопедии, мне случайно подвернулась "Книга приказов" по драмтеатру тех, далеких лет; и вот какие приказы о "подвигах" Броневого мне повезло обнаружить в этой книге:
ПРИКАЗ Љ48
По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина от 12 марта 1951r.Артисту Броневому Л. С. несмотря на высокую температуру сыгравќшему три спектакля ОБЪЯВИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ.
Директор театра Гиршевич
ПРИКАЗ Љ73
По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина от 18 апреля 1951r
Несмотря на ряд моих предупреждений и приказов о нарушении труќдовой ДИСЦИПЛИНЫ, до сих пор, ряд работников небрежно относится к своим обязанностям:
артист Броневой Л,С. -16 и 18 апреля не вышел на репетиции в сп.- "Директор"
Артисту Броневому Л.С. ОБЪЯВИТЬ ВЫГОВОР
Директор театра Макеев
ПРИКАЗ Љ80
По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина от 27 апреля 1951 г.
За опоздание на репетицию 25 апреля Броневому Л.С. ОБЪЯВИТЬ СТРОГИЙ BЫГОВОР.
Предупредить Л.Броневого в случае дальнейшего нарушения трудовой ДИСЦИПЛИНЫ к нему будут применены суровые меры взыскания.
Директор театра Д.Макеев
ПРИКАЗ Љ100
По Магнитогорскому драмтеатру им. АС.Пушкина от 22 мая 1951 г.
21 мая 1951г. вечером был назначен спектакль "Стакан воды". В связи с тем, что артисты театра тт Скарга, Лейбович, Зайденберг и Броневой явились на работу в пьяном виде, спектакль был отменен в результате чего театр понес убыток в сумме 2000 рублей. Помимо нанесенного театру материального ущерба, ему также нанесен ущерб в смысле дискредитации Советского театра и Советского актера т.к. будучи в невменяемом состояние арт. театра тт Скарга, Лейбович, Зайденберг И Броневой выйдя из ресторана УЧИНИЛИ дебош затрагивая прохожих, оскорбляя их применяя при этом площадную ругань и угрозы ИЗБИТЬ и т.д. Считая поведение вышеуказанных товарищей нетерпимым и подрывающим авќторитет Советского актера, ПРИКАЗЫВАЮ:
ј 1
Отнести нанесенный театру материальный ущерб в сумме 2000 руб. на тт Лейбович, Скарга, Зайденберга, Броневого взыскав с HИX по 500 руб. с каждого.
ј 2
Арт. Лейбович наиболее сохранившую самообладание. однако подстрекавшую и провоцировавшую вышеуказанных товарищей к хулиганќству и дебошу - С РАБОТЫ СНЯТЬ.
ј 3
Передать дело в Народный суд 1-го участка для привлечения к судебной ответственности, тт Скарга, Лейбович, Броневого, Зайќденберга дискредитировавших звание Артиста и театра.
ј 4
Сообщить в Комитеты но делам искусств при Совете Министров СССР и PСФCP о недостойном поведении вышеуказанных товарищей.
ј 5
Поставить в известность комсомольскую, партийную организациИ, а также руководство Ташкентского Гос. театрального института о поведении вышеуказанных товарищей на предмет рассмотрения вопроса о праве иметь диплом об окончании института.
ј 6
Указать гл. режиссеру театра тов. Харлипу П.Б. что только в результате его гнилого, либерального отношения к вопросам трудовой дисциплины мог возникнуть в Советском театре подобќного рода факт.
Директор театра Д.Макеев
ПРИКАЗ Љ179
По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина от 29 октября 1951 г.
Apтист т. Броневой Л.С. 26 октября с. г. на спектакле "Стакан воды" вел себя возмутительно - смешил партнеров и искажал образ, этим снижал качество спектакля. 27 октября на репетиции "Этих дней не смолќкнет слава" грубил гл. режиссеру внося дезорганизацию в репетицию. Арт. Броневому Л.С. объявить строгий выговор,
Директор театра Д.Макеев
ПРИКАЗ Љ37
По Магнитогорскому драмтеатру им. А.С.Пушкина от 29 октября 1951 г.
За опоздание на репетицию 20 ноября с.г. артистам тт Басину Н.И., Зима С.А. объявить выговор.
Артисту Броневому Л.С. объявить строгий выговор с предупреждеќнием. (Причина не указана. Прим. автора.)
Директор театра Д.Макеев
ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА
Магнитогорск драмтеатр Гиршевичу
УДОВЛЕТВОРИТЕ ПРОСЬБУ БРОНЕВОГО ВОССТАНОВЛЕНИИ НА РАБОТУ ПОВЕДЕНИЕ БРОНЕВОГО БУДЕТ ОБСУЖДАТЬСЯ ГОРКОМЕ ПАРТИИ ГОРКОМЕ КОМСОМОЛА = ЛАРИН
Прим. автора: приказа об увольнении Л. Броневого в книге приказов не оказалось.
ПРИКАЗ Љ 9
По Магнитогорскому драмтеатру от 15 января 1952г.
Согласно тeлеграммы Т.Ларина М.Н. удовлетворить просьбу арт. Броневого Л.С. ВОССТАНОВИВ его на работе с 15 января 1952г.
И.О. директора Гиршевич.
Читал: (Роспись Л.Броневого)
Примечание автора: орфография и пунктуация приказов сохранены.
Когда, в 14 лет я, серьезно заболев театром (без которого уже жить не мог), бросив школу, пришел в театр, с трудом устроившись учеќником бутафора, Л. Броневой работал второй сезон. Помню, как я поразил его своей фанатичной любовью к театру.
- Ты, Витек, какой-то ненормальный, - говорил он мне, - все пацаны твоих лет грезят военными профессиямИ, а ты - в артисты собрался, хоќтя и меня не назовешь умным. Театр - это зараза, пожизненная кабала! А ты - раб капризной Мельпомены...
- Я согласен быть рабом, - отвечаю, - и готов служить Мельпомене всю жизнь...
Я постоянно ощущал на себе его отеческую опеку, которая выражаќлась не только в материальной (поделиться куском хлеба, деньгами), но и в более высоком, духовном. Я был покорен обаянием этого непростого человека, его трезвым рассудком, щедрым сердцем и, конечно, незаурядными способностями. Все, что он ни делал вызывало у меня восхищение, даже когда он озорничал. Я тянулся к нему, стараясь во всем походить на него. Мое желание стать артистом и музыкантом теперь становилось безоговорочным.
Доработав второй сезон, вконец не сойдясь во взглядах с начальќством театра, Л Броневой перебирается в Оренбургские театр драмы им. Максима Горького, куда был приглашен на более приличных условиях. Вскоре закончился и у меня "контракт"... Но кое-чему я успел научитьќся в театре: формовать, лепить из папье-маше и даже бегать за водкой для мастера. Постиг также азбучные истины актерского мастерства, исќполняя несложные роли своих сверстников. Будучи в гостях у оренбургќских родственников, я на второй день помчался в театр, где в общежиќтии для артистов нашел Леонида Сергеевича. Увидев меня на пороге своей комнаты, он обомлел, потом оправившись, обрадовался и принял меня как родного. Целую неделю я пропадал у него в театре, отсматривая спектакли с его участием. Потом мы расстались и надолго. В 80-х гг была короткая встреча на "Мосфильме" и все, больше мы никогда не виќделись...
Магнитогорская сцена явилась стартовой площадкой для начинающеќго артиста. Сменив несколько переферийных театров, Л.Броневой достиќгает своей главной цели - творить на столичной сцене, для чего постуќпает в знаменитую мхатовскую Школу-студию с благословения великого Алексея Грибова, по окончании которой работает сначала в театре на Малой Бронной, затем в театре "Ленком", Много снимается в кино. Среди значительных ролей: Мюллер ("17 мгновений весны"), Питер ("Вооружен и очень опасен"), Велюров ("Покровские ворота"). В декабре 2008 года народному артисту Леониду Сергеевичу Броневому исполнится 80 лет.
Вместо послесловия
Да простит меня Маэстро за обнародование грехов его театральной юности. И да простит он мне тяжкий грех, который я совершил зеленым мальчишкой, похитив у него несколько сценических фотографий в Оренбурге. Господь наказал меня за это - из гостиничного номера однажды у меня был похищен чемодан, в котором были документы, облигации и бесценные фотографии, в т.ч. снимки Броневого...