Титов Виталий Леонидович : другие произведения.

Рассказы о дяде Феде

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заслуженный артист РСФСР Фёдор Алексеевич Изюмов /1910-1991/. В Магнитогорском драматическом театре им. А.С.Пушкина с 1943 г. Лучшие его работы в нашем театре: Расплюев ("Свадьба Кречинско- го"), Робинзон ("Бесприданни- ца"), Шмага ("Без вины вино- ватые"), Шадрин ("Человек с ружъём"), Глоба ("Русские люди"), и другие.

  ОХ, И МЕРЗКАЯ РАБОТЁНКА -
   БЫТЬ НА СЦЕНЕ В ШКУРЕ ПОДОНКА!
  
  
  
  К 40-летию Октябрьской Социалистический революции наш театр осуществил постановку пьесы К. Симонова "Русские люди", написанную в первые годы Великой Отеќчественной войны. Спектакль поставил главный режиссер театра Народный артист УзССР В. Ладыгин. Премьера состоялась 21 сентября 1957 года и была горячо принята магнитогорскими зрителями. В спектакле были заняты ведущие артисты театра: Засл. артист РСФСР Л.Самарджиди, Ф.Миронова, Д.Козловский, В.Панаев, Ф.Изюмов. Мне, молодому артисту, была доверена роль предателя Семенова. Роль была крайне интересной, но, в плане актерского престижа, не выигрышной. Примером могут служить отрицательные роли талантлтвого киноактера А.Файта, который долго не мог получить зваќние "заслуженного" только из-за этого. Был случай, когда на одной из творческих встреч он был освистан. Случалось, что толпа набрасывалась, на актеров, одетых во вражескую форму, как это было на съемках герасимовской "Молодой гвардии": однажды разъяренные краснодонцы, пережившие недавно войну, избили "фашистов", направлявшихся на съемки.
  Нечто подобное испытал и я на своей шкуре в спектакле "Русские люди". Расскажу, что происходило в финальной сцене спектакля.
  Гестаповские застенки. На сцене Глоба (Ф.Изюмов), военфельдшер, вреќменно выдававший себя за немецкого холуя, Валя (Ф.Миронова), военный шофер, Сеќменов (В.Титов), предатель, подсаженный в камеру, которого разоблачает Глоба.
  Г л о б а (прислушиваясь). Уже десять... Что ж - время подходящее.
  С е м е н о в. Для чего?..
  Г л о б а. Для всего. Смотря что кому надо. Совсем забыли про нас хозяќева. Видать, не до того им, а?..
  С е м е н о в (угрюмо). Не знаю...
  Г л о б а. Не знаешь? А я думал, как раз ты и знаешь (за стеной раздаќются совсем близкие выстрелы и пулеметная трескотня).
  Се м е н о в (испуганно). На улицах стреляют, а?.. Уже на улицах!
  Г л о б а. А чего ты боишься? Это ваши. небось, стреляют. Небось, в гоќрод входят! Это мне бояться надо. А тебе что?..
  В а л я. Неужели пришли? (Семенову) Наши идут, а?..
  Се м е н о в. А ну тебя... (Прислушивается).
  Г л о б а (подходит к нему). Ты что же? Тебе что, не нравится, что ли?..
  С е м е н о в. Отстань (Прислушивается).
  Г л о б а. А ну, повернись-ка! (Семенов поворачивается). Дай-ка я на теќбя посмотрю, какой ты был? Так... Ну, а теперь какой будешь? (Бьет его по уху). А это для симметрии (Снова бьет и третьим ударом валит на пол). А теперь лежи, тебе ходить по земле не для чего. Привыкай лежать. Расќстреляют - лежать придется.
  В а л я. Что вы делаете?
  Г л о б а . А то и делаю, Валечка, что морду ему бью, сволочи. Наши в гоќрод ворвались. Теперь кончена моя конспирация. Немцы тикают. И сейчас нас с тобой стрелять будут. Это уж точно, это у них такая привычка. И не хоќчу я перед смертью, чтобы ты меня по ошибке за сволочь считала. Вот что значит.
  В а л я (бросается к нему). Иван Иванович, милый! Иван Иванович!..
  Завершался спектакль следующим образом: фашисты, убегая, расстреливают пленных, даже не пощадив своего холуя Семенова. В момент казни Глоба успевает закрыть собой Валю, спасая ей жизнь. С боем врываются в коќмендатуру наши. Звучит героическая музыка. Занавес.
  На премьере спектакля в финале произошел досадный ляпсус, вызвавший в зале неожиданный смех. Когда тело погибшего Глобы вынесли на первый план и опустили на землю, все отошли в стороны, замерев в почетном карауќле. И вдруг огромное пузо "покойника" стало колыхаться: сначала медленќно, затем подвижнее. Бедный Изюмов терпел сколько мог, сдерживая дыхаќние, а потом, решив не умирать взаправду, дал волю легким. Все быќли в шоке... Но благодарная публика, простив театру эту погрешность, восторженно приняла спектакль. На последующих спектаклях тело героя прикрывали знаменем.
   Федор Алексеевич, прекрасно исполнявший роль Глобы, порой настолько эмоционально входил в образ, что мне - Семенову - от этого становилось не по себе. Особенно когда он дубасил меня. Поначалу все делалось как на репетициях- обусловленно, технически четко: дядя Федя замахивался на меня и понарошке давал мне по уху затрещину, я при этом. резко отќпрянув от его кулака, летел кубарем в угол к тумбочке, где меня ждала припрятанная баночка с разжиженным красным гримом. Незаметно для зрителей я моментально наносил гримом кровавый подтек у края рта, затем поднимался и получал очередную оплеуху. Получалось довольно эффектно... Но от спекќтакля к спектаклю дядя Федя, зверея, входил в такой раж, что мне становилось страшно. Он стал по-настоящему избивать меня, а однажды даќже выбил зуб. Мой животный страх на сцене был настолько реальным, что меня все хвалили за удачную работу. А я возненавидел и Изюмова, и сам спектакль. Когда на одном из спектаклей он лишил меня зуба и изо рта полилась натуральная кровь, я, забыв про все на свете, на миг потеряв над собой контроль, разъяренный бросился на него и, протаранив башкой его брюхо, свалил наземь. С трудом поднимаясь, кривясь от боќли, он прошипел по-змеиному: "Ты что, охренел?" - "А вы?". В голову тогда закралась мысль: ""Уж не за шахматы мстит мне дядя Федор?..".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  КАК ДЯДЯ ФЕДЯ ПРОДУЛ МНЕ В ШАХМАТЫ
  
  
  Вообще-то дядя Федя был добрым мужиком (до поры до времени), и ко мне относился по-доброму (до поры до времени). На мой юбилей даже книжќку о художниках мне подарил: "В день 20-летия Виталию Титову, хорошему товарищу, человеку, будущему большому артисту-художнику от Ф.Изюмова". Вон она стоит на верхней полке стеллажа среди других книг-реликвий.
  Нас с Федором Алексеевичем, кроме любви к живописи, роднила еще и страстная любовь к шахматам, с одной лишь разницей: он играл очень хоќрошо, я же - очень плохо. Но однажды... Однажды, задолго до начала спеќктакля, я, проходя мимо гримерки Изюмова и Самарджиди, заглянул в нее. Там только что дядя Федя разгромил кого-то в шахматы. Увидев меня, "гроссмейстер" любезно пригласил войти и сраќзиться с ним в шахматишки при народе-хороводе. Я не смел отказать мастеру и принял предлоќжение за великую честь, ни сколько не сомневаясь в своей погибели. Бог с ним, доставлю старику лишний раз радость тщеславия...
  Я по-быстрому расставил фигуры на доске и с обреченностью того кроќлика, приготовился к съедению. Шеф, базаря с коллегами, почти не глядел на доску. Как только я после мучительных раздумий выдавал ход, он тут же делал ответный, продолжая бурный спор с кем-то. Казалось, завяжи ему глаза, он также бы играл легко и свободно. Дядя Федя так увлекся болтавней, нисколько не сомневаясь в выигрыше, что стал играть без особого внимания, автоматически передвигая фигуры. И я, воспользовавшись его несколькими промахами, "скушал" одну фигурку, другую... и, к явной неќожиданности партнера, робким шепотком заявил:
  - Мат...
  - Что-что?.. - повернувшись к доске с кислой улыбкой спросил он.
  - Извините, пожалуйста, Федор Алексеевич, у меня нечаянно получилќся м-мат... В-вы проиграли... - противник оторопел и все еще не веря, хихикая изрек:
  - Проиграл?.. Ишь чего захотел!.. А ху-хý не хо-хó? - потом, трезво оценив обстановку и убедившись в поражении, театрально загоготал. Лицо его при этом сильно побагровело:
  - Ты смотри... действительно мат... твою мать!.. - выдавил он, все еще не веря в позорное фиаско. Затем резко взмахнул кулаком и со всей силой обрушил его на доску, В мгновение все разлетелось в разные стороќны, а одна из крупных фигур угодила мне прямо в лоб.
  - Урод! - крикнул он и, под хохот коллег, выскочил вон.
  - Вот так, Виталька, не садись больше с ним. А если все-таки решишьќся,- не вздумай выигрывать. Боже упаси. - убьет! - смеясь резюмировал Лев Георгиевич Самарджиди, присутствовавший при шахматной дуэли, и протяќнул мне пятикопеечную монету.
  Ладно, - простонал я, прикладывая к намечавшейся шишке медный пятак, - ни за что на свете...
  
  
  
  КАК ДЯДЯ ФЕДЯ РАЗЫГРАЛ ПАНАЕВА
  
  
  Как-то Валерий Германович Панаев, мой учитель и наставник в разгоќворе с Федором Алексеевичем посетовал на то, что его зайчья лапка (ею актеры обычно пудрят загримированное лицо) сильно забита гримом и пудрой, и не мешало бы ее очистить. Но как?.. Комик Изюмов, злой насмешник, решив подхохмить над коллегой, предложил ему простейший рецепт: возьќми, мол, бензин, хорошо смочи им лапку, а потом подожги... Бензин вмеќсте с гримом выгорит, а мех лапки станет чистым, как первый снег... Давно известно, что артисты, несмотря на свою талантливось, - смурной и наивный народ, как дети, верят всему. Нe был исклюќчением и В. Панаев. Поверив на слово хохмачу. он выпросил у театральќных шоферов флакончик бензина, принес в гримерку и сделал, как учил товарищ Изюмов...
  Вот дурила из Нижнего Тагила? Юмора не понимает. Чуть театр не спалил!.. - ржал потом Дядя Федя.
  К счастью, сам Панаев не пострадал, лишь слегка подпалил себе брови, а могло быть намного хуже. Спасла его логическая смекалка: попробовать сначала на гримировальной беличьей кисточке...
  Еще дядя Федя слыл в труппе забиякой, драчуном и скандалистом. Но несмотря ни что он был классным артистом, комиком от Бога. Как я восхищался его Шадриным из спектакля "Человек с ружьем", как он заставлял умирать всех со смеху в спектаклях: "Мораль пани Дульской", "Чужой ребенок", "Свадьба Кречинского"... А ведь у него почти отсутќствовала память, и зритель об этом не догадывался. Выручали его огќромные шпаргалки, которые он прикреплял с обратно стороны декораций пеќред каждым спектаклем... Еще он недурно рисовал.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"