Тягунов Феликс Федорович: другие произведения.

Вера или убеждение

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Отождествление коммунизма с верой построено, по-видимому, на омонимии слова "вера". Когда мы говорим "вера в бога", то понимаем религиозную веру в сверхестественное существо. Но когда говорим "вера в светлое будущее человечества - коммунизм", то имеем в виду научно обоснованное предвидение реальной жизни людей в реальном мире. Во втором случае слово "вера" используется как синоним слова "убеждение".
  

Вера или убеждение?

   В последнее время апологеты религиозного мировоззрения, чтобы сбить с толку и перетянуть в свои ряды обывателя, запустили в обращение провокационную тезу о том, что коммунизм это такая же вера, как и религия. Как по команде, её подхватили буржуазные СМИ, а с учебных кафедр, особенно платных учебных заведений, используя примитивный софизм, основанный на омонимии слова "вера", "школяры" от философии - продажные преподаватели. Но так ли это?
   Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение (постижение) мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - "земной", естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - "небесный", сверхестественный, сверхчувственный.
   Формирование искусственного мира (теоретического, художественного и т.п.) характерно для людей. Специфика религии - в особом характере ее "второго" мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Внешней формой проявления этой веры служит культ служения божеству (от лат. cultus - уход, почитание) как совокупность сложившихся обрядов, молитв, заклинаний, не подлежащих сомнению догматов.
   Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Их наиболее ранними формами являются магия (колдовство, волшебство), тотемизм (отождествление людей с определёнными видами животных и растений), фетишизм (вера в изваяния, амулеты, талисманы, мощи, иконы, якобы обладающие сверхестественной силой), анимизм (вера в переселение душ, в приведения, в духов). Историческими Формами религии считаются племенные религии (с подачи иудейских книжников их окрестили общим названием "язычество". Иудаизм, в этом смысле, также относится к "язычеству"), национально-государственные (этнические) и мировые.
   Как правило, религии предполагают наличие высших существ (совокупности богов или одного бога), которые создают мир и управляют им по своей воле. В индуизме - это Вишну или Шива и их воплощения, в иудаизме - Яхве, в христианстве - святая троица (бог-отец [тот же Яхве], бог-сын [Иисус] и бог-дух святой), в исламе - Аллах и т.д. и т.п., и пр.
   Наука даёт несколько толкований происхождению и утверждению в сознании людей понятия "бог". Это либо обобщенный образ предков, либо отдалённый во времени образ отца - родоначальника племени, либо мифологически сформированный образ героя культуры данного племени или народа (например, герой эпоса). Французский философ К. Гельвеций (1715-1771) в своём сочинении "Об уме" (1758), которое было сожжено по распоряжению тогдашнего французского парламента как опасное для религии и государства, сюда же относит и первого национального законодателя.
   Религия божества не всегда связана с его почитанием. У ительменов (Сибирь) бог Кутх подвергался поношению за то, что плохо устроил мир.
   Переход от единобожия к многобожию и наоборот происходил в истории человечества по мере интеграции племён и образования фратрий (братств), народностей и наций, что, в общем-то, являлось объективной исторической закономерностью. Все племена, а затем и народы в своём культурном развитии проходили через стадии формирования племенных и далее национально-государственных религий. При добровольном объединении племён происходило и объединение на паритетных началах их богов в пантеоны, при этом один из богов (из наиболее сильного или наиболее культурно продвинутого племени) признавался главным. Классический пример тому - пантеон греческих богов. При принудительном объединении, например в результате захватнических войн, победитель мог диктовать свою волю побеждённому, в том числе и относительно признания своего божества в качестве главного и даже единственного. Фактически такое явление и произошло в начале 4 века в Римской империи после прихода к власти в результате вооружённой борьбы Константина - праправнучатого племянника Иисуса. Иногда принятие чужого бога происходило по культурному невежеству или в силу матримоньяльных соображений. Примером последнего может служить принятие христианства князем Владимиром в обмен на руку византийской царевны Анны в 10 веке.
   В общем, культура, опирающаяся на религиозное мировоззрение - это культура уходящего (прошлого) времени. Передовым же краем современной культуры является наука, и построенное на её основе философское или научное мировоззрение, которое лежит в основе научного предвидения будущего.
   Коммунизм (от лат. communis - общий), общее название различных концепций, в основе которых - отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса коммунизм - общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своём развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом (Новый энциклопедический словарь. - М., 2006, с. 541).
   Первобытно-общинный коммунизм возник и существовал стихийно, когда господствовал ручной труд, а средства производства (земля) и орудия труда (камни и палки и пр.) являлись достоянием всех соплеменников. Распределение, обмен и потребление произведенных продуктов носили характер примерного равенства, отвечающего, согласно Марксу, коммунистическому принципу: "От каждого по способностям - каждому по потребностям".
   Утопический социализм и коммунизм как социально-экономическое учение возник в 15 веке, когда английский гуманист, государственный деятель и писатель Т. Мор (1478-1535) написал книгу "Утопия", содержащую описание идеального строя в фантастической стране Утопии, где нет частной собственности, производство и быт обобществлены, труд является всеобщей обязанностью, а распределение благ осуществляется по потребностям.
   Дальнейшее развитие это учение получило в период 17 - начало 19 веков.
   В 17 веке итальянский монах Т. Кампанелла (1568-1639) написал книгу "Город Солнца", в котором описана идеальная община. Труд в ней длится 4 часа в день, детей воспитывает государство.
   В 18 веке Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) доказывал в своих произведениях, что главный источник экономических и социальных бед - концентрация собственности в руках немногих и предлагал насильственное устранение несправедливости.
   Швейцарский экономист Сисмонди (1773-1842) видел в политической экономии науку о совершенствовании социального механизма ради счастья людей. Ввёл понятие "пролетариат" как неимущего угнетённого слоя работников.
   Французский мыслитель Сен-Симон (1760-1825) пропагандировал общество "индустриалов" (отсюда могло возникнуть название "индустриализм" для общества Будущего как альтернатива названию "коммунизм") с обязательным трудом, единством науки и производства, научным планированием хозяйства, справедливым распределением общественного продукта.
   Французский учёный Ш. Фурье (1772-1837) считал первичной ячейкой будущего гармоничного общества "фалангу", в которой сочетаются промышленное и сельскохозяйственное производство. Труд в этом обществе должен стать потребностью и наслаждением, а противоположность между умственным и физическим трудом исчезнет (ну, чем не современное компьютеризированное производство!).
   Англичанин Р. Оуэн (1771-1858) назвал будущее общество коммунизмом. В нём предлагал создавать "посёлки общности труда и сотрудничества", лишённые частной собственности, классов, эксплуатации и других антагонизмов. Сделал попытку создать коммуну на прядильной фабрике, где работал управляющим, окончившуюся, правда, неудачей.
   К сожалению, взгляды социалистов-утопистов не имели под собой теоретической основы и поэтому не были строго обоснованы.
   Теория научного социализма и коммунизма связана с именами Маркса, Энгельса и Ленина.
   К. Маркс в своём главном труде "Капитал" проанализировал капиталистическую систему хозяйствования, выявил двойственную природу труда и сделал вывод о том, что при капитализме труд затрачивают в основном рабочие, а результаты труда в виде прибавочной стоимости присваивают капиталисты, что является эксплуатацией наёмного труда. Устранение капиталистов устраняет присвоение чужого труда.
   К сожалению, концепция социализма по сравнению с политэкономией капитализма в трудах Маркса разработана слабо. Маркс ввёл понятие общественно-экономической формации, в основе которого лежит диалектическое соотношение производительных сил (люди, участвующие в производстве; орудия и средства труда) и производственных отношений (главной и определяющей стороной которых является отношение собственности по поводу орудий, предметов и средств труда). Он сформулировал закон взаимоотношения этих фундаментальных сторон общественного производства, согласно которому характер производственных отношений определяется уровнем и характером развития производительных сил. Используя этот закон, а также философские законы диалектики, Маркс описал историческое развитие общества от первобытно-общинного строя до коммунизма. На разных ступенях общественного производства возникают разные формы производственных отношений. При первобытно-общинном строе, как сказано выше, средства производства (земля) и орудия труда (камни и палки) являлись достоянием всех соплеменников распределение, обмен и потребление произведенных продуктов носили характер равенства. После распада первобытно-общинного строя, когда тем или иным способом произошла узурпация средств производства, орудий труда и физическое (рабство), юридическое (феодализм) или экономическое (капитализм) подчинение людей, участвующих в производстве, сам труд, а также распределение, обмен и потребление произведенных продуктов принял характер неравенства. Таким образом, произошло диалектическое отрицание равенства неравенством. Дальнейшее развитие производительных сил человеческого общества в соответствии с законами диалектики, согласно Марксу, должно с неизбежностью привести к обобществлению средств производства и орудий труда (этот процесс мы наблюдаем в настоящее время как в масштабах отдельных регионов, отдельных стран, так и в мировом масштабе - международные корпорации). Вслед за этим должно произойти и изменение характера труда, а также распределения, обмена и потребления произведенных продуктов от неравенства к примерному равенству (и эту тенденцию можно наблюдать в странах Западной Европы в виде снижения разницы в доходах между богатыми и бедными слоями населения величиной от 10:1 до 5:1, не говоря уже об опыте Советского Союза, где это отношение не превышало величины 4:1) с постепенным возвращением к принципу "От каждого по способностям - каждому по потребностям". Таким образом, произойдёт второе диалектическое отрицание в производственных отношениях от неравенства к равенству или отрицание отрицания.
   Иными словами, в основе теории общественного развития Маркса лежит не вера в потусторонний мир, а объективные законы развития, подтверждаемые жизнью. В этом и состоит принципиальное различие между религиозным раем, не имеющим предыстории в реальном мире людей и коммунизмом, возникновение которого предопределено всем предшествующим ходом исторического развития человечества.
   Надо опять заметить, что в завершённом виде теорию научного социализма и коммунизма не удалось разработать ни Марксу, ни его последователям. Главным достижением теории научного социализма и коммунизма на сегодняшний день является формулирование социалистических принципов:
   - общественная собственность на средства производства;
   - отказ владельцев капитала от присвоения прибавочной стоимости;
   - равная оплата за равный труд;
   - всеобщая и полная занятость;
   - от каждого по способностям - каждому по труду;
   - ведение хозяйства страны по единому плану.
   Однако до конца реализовать эти принципы по известным причинам не удалось ни в СССР, ни в других социалистических странах.
   Но не будем отчаиваться, ибо "коммунизм - это истинное счастье всего человечества" (Маркс), он "вырастает из всех сторон общественной жизни, ростки его есть решительно повсюду... Жизнь возьмёт своё" (Ленин). И, будем надеяться, что наши дети и наши внуки будут лучше и умнее нас. И они по достоинству оценят слова Маяковского: "Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым!"
  
   Феликс Тягунов, Москва
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) Л.Огненная "Академия Шепота"(Любовное фэнтези) М.Олав "Охота на инфанту "(Боевое фэнтези) В.Кретов "Легенда 2, Инферно"(ЛитРПГ) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) Т.Сергей "Эра подземелий 4"(Уся (Wuxia)) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"