Тягунов Феликс Федорович : другие произведения.

Возможно ли непрерывное профессиональнок образование?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Возможно ли непрерывное профессиональное образование?

(опубликовано в журнале "Народное образование" N 5 за 2002 год)

   Иерархическая система профессионального образования предопределяется иерархической системой управления общественными процессами в микро- и макроэкономике.
   Из-за отсутствия единого для всех уровней образования методического руководства происходит частичное дублирование образовательных программ начального и среднего, а также среднего и высшего профессионального образования.
   Сейчас образовательный процесс представляет как бы три цикла познания специальности по возвышающейся диалектической спирали, предназначенные соответственно для формирования определённых навыков, знаний и умений, которые необходимы квалифицированному техническому исполнителю (рабочему, секретарю, лаборанту и т. п.), специалисту среднего звена (технику, мастеру, медсестре и т. п.) или специалисту верхнего звена (инженеру, менеджеру, врачу и т. п.). В зависимости от исходного школьного образования возможны различные пути получения профессионального образования на каждом его уровне, отличающиеся разной последовательностью перехода с одного уровня на другой и разными сроками обучения. Так например, среднее техническое образование можно получить за 3 года на базе полного школьного образования, за 4 года - на базе школьной девятилетки, или соответственно - за 5 - 6 лет, предварительно получив после одиннадцатилетки или девятилетки начальное профессиональное образование в техническом училище (лицее). Разница в сроках составляет 2 года! Она увеличивается при получении высшего профессионального образования. Если сравнивать цепочку: одиннадцатилетка - начальное профессиональное учебное заведение - среднее профессиональное учебное заведение (например, колледж) - ВУЗ, - и цепочку: одиннадцатилетка - ВУЗ, то разница составляет 5 лет!
   При сопоставлении разных путей получения среднего и высшего профессионального образования выяснилось, что при переходе с одного уровня образования на другой полученная подготовка предшествующего уровня профессионального образования никак не учитывается. А ведь выпускники учебных заведений начального и среднего профессионального образования, имея то же общее образование, что и школьники, имеют ещё и определённый задел подготовки по выбранной специальности в виде знаний, навыков и умений, о которых школьники могут только мечтать. Казалось бы, навыки, знания и умения, полученные на предшествующем уровне должны быть исходной базой для получения образования следующего уровня без дублирования материала, освоенного на предшествующем этапе. Однако при сопоставлении, например, учебных планов технических училищ (лицеев) и колледжей выявлена область пересечения, соответствующая целому году обучения. То же самое обнаружено при сопоставлении учебных планов колледжей и вузов.
   Системному единству процессов последовательной подготовки специалистов смежных уровней образования могла бы способствовать разработка образовательными учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования учебных планов ускоренной подготовки на базе начального и среднего образования, которые позволяли бы сократить сроки выпуска этих специалистов, а также сэкономить бюджетные средства и использовать их для дополнительного инвестирования учебного процесса.
   Ускоренные двухгодичные учебные планы подготовки техников для выпускников одноименных специальностей технических училищ (лицеев), а также ускоренные четырехгодичные учебные планы подготовки инженеров для выпускников одноимённых специальностей колледжей уже реализуются на практике.
   В условиях рыночной экономики, когда на рынок труда "давит пресс" безработицы, начинает остро действовать закон возвышения потребности в образовании, т. е. люди
   поневоле стремятся вырваться из своего профессионального слоя и перейти в более высокий, чтобы иметь больше шансов для трудоустройства. Кроме того, при расширяющейся автоматизации производства продукции и интеллектуализации информации, прошедшей предварительную компьютерную обработку, требования к уровню подготовки квалифицированных специалистов (рабочих, техников, инженеров, менеджеров, а также иных специалистов разного уровня управления), должны всё более сближаться, а области пересечения учебных планов всё более расширяться, создавая всё большие возможности для их сопряжения и сокращения сроков подготовки специалистов более высокого уровня образования на основе навыков, знаний и умений предшествующего уровня профессионального образования, пока не превратятся в интегрированную область навыков, знаний и умений квалифицированных интегроспециалистов. Сам труд сначала специалистов разного уровня образования, а затем универсалов будет постепенно приближаться к труду программирующих операторов ЭВМ, обладающих высокими универсальными знаниями по своей специальности. Представляется, что в этих условиях можно будет говорить лишь о большей творческой или большей репродуктивной составляющей в деятельности (именно так и различаются психологами способности людей) этих работников-универсалов, занятых в управлении (именно в управлении!) автоматизированными организационными или производственными процессами, т.е. обладающих высоким исполнительским искусством, умеющих менять комбинации организационных или технологических операций по выбранному критерию, проектировать новые технологические или организационные процессы, а также вести неустанный научный поиск в своей (специальной) области знаний. А это уже другая классификация работников - классификация сразу по двум координатам: по уровню их исполнительского мастерства в области компьютерной технологии и по уровню их творческих способностей к генерированию новых идей в специальной области знаний (а для талантливых людей типа Ломоносова или Менделеева - в разных областях знаний).
   Поневоле напрашивается мысль о том, что в условиях завтрашнего дня необходимо будет перейти от организации трехвиткового процесса профессионального образования сначала к двух-, а затем к непрерывному одновитковому образовательному процессу.
   В будущем, по-видимому, должны измениться и организационные связи между учебными заведениями профессионального образования - постепенно они должны превратиться в ассоциации, подобные промышленным синдикатам, а в некоторых случаях, может быть, и комбинатам, обеспечивающим "пакетный" многоцелевой выпуск специалистов разных потребительских ориентаций под заказ конкретного работодателя, способных осуществлять и профессиональное обслуживание автоматизированного управления организациями и производствами, и разработку новых автоматизированных технологий такого управления и иметь в своем составе потребное для работодателя количество экспериментаторов, теоретиков и проектировщиков соответствующей квалификации. В этих ассоциациях непрерывный образовательный процесс вместо этапности мог бы представлять собой три параллельных взаимодополняющих потока конкретно-образного, проектно-исследовательского и компьютерного образования.
   Естественно, при создании системы непрерывного образования необходимо учитывать:
   потребности и возможности личности в получении профессионального образования того или иного качества;
   особенности экономической, демографической и социокультурной ситуации в стране;
   позитивные и негативные моменты, связанные с перераспределением управленческих функций между самими учебными заведениями, а также между ними и вышестоящими управленческими структурами образовательной отрасли;
   расширение образовательного пространства России за пределы ее национальных границ;
   международный опыт комплексной подготовки специалистов разного уровня квалификации.
   Независимо от того, какими темпами будут решаться вопросы межуровневой интеграции, с большой степенью вероятности можно предположить, что потребительная стоимость (потребительские характеристики) квалифицированного специалиста системы профессионального образования будет неуклонно возрастать, отвечая требованиям времени, что, как следствие, будет находить отражение в периодически пересматриваемых образовательных стандартах. Следует отметить, что в направлении реализации непрерывного профессионального образования, помимо указанных выше сокращенных учебных планов смежных по вертикали учебных заведений, делаются уже и более серьезные практические шаги по интеграции учебных заведений в Новгороде, Новочеркасске и других городах, о чем свидетельствуют, в частности, публикации, помещенные в сборнике "Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование. 2001" [М.: Изд-во МГУП, 2001].
   А что можно сказать о тенденциях изменения стоимости "товара" учебных заведений профессионального образования? Согласно экономической теории, стоимость "квалифицированной рабочей силы" или, по иному, "специалиста", работающего продолжительное время и приносящего чистый доход в течение большого числа производственных циклов, должна также возрастать (как возрастает, например, с течением времени цена такого классического капитального товара, как земля). Необходимы постоянные затраты и на совершенствование материальной и методической базы. Однако из-за отсутствия должного финансирования материальная база учебных заведений среднего и начального профессионального образования оставляет желать лучшего: квалифицированные преподаватели из учебных заведений, а остающиеся преподаватели работают со значительной перегрузкой, что сказывается на их здоровье, а также не позволяет качественно совершенствовать образовательный процесс. Нередко вакантные места преподавателей занимают случайные люди (так называемые "маргиналы") либо студенты старших курсов. Словом, как и производство любого другого капитального товара, производство товара "квалифицированная рабочая сила" ("специалист") требует серьезных инвестиций.
   Каковы источники этих инвестиций? Рассмотрим экономические интересы участников образовательного "производства" и потребителей продуктов этого производства.
   Экономический интерес обучающегося заключается в получении престижной специальности на современном уровне подготовки, который обеспечит ему в будущем определенный доход, соответствующий уровню ("планке") его потребностей. Если перспектива благодатная, то, как показывает опыт Московского технологического колледжа (МТК) последних пяти лет, обучающийся готов в меру своих возможностей и возможностей его семьи инвестировать образовательное "производство". Так, например, в Центре дополнительного образования МТК на платной основе (зная о доходности сварочной профессии) получили квалификацию электрогазосварщиков 2 - 3 разряда не один десяток людей как из состава учащихся колледжа, так и из других средних и высших учебных заведений (в частности, Российского Государственного Технического Университета - МАТИ), а также из местного населения. Полученные в результате такого дополнительного образовательного "производства" средства, помимо оплаты труда преподавателей, были использованы для развития материальной базы сварочных мастерских МТК. Возможно, такими инвесторами могли бы быть и школьники старших классов, решившие овладеть сварочной специальностью, так как получение ими рабочей квалификации могло бы уравнять их возможности при ускоренном курсе обучения в средних, и даже в известной мере (за счет сокращения практик) в высших учебных заведениях по сварочной специальности. Общеизвестна и еще одна возможность инвестирования учебного заведения обучающимися, которая заключается в организации учебных групп небюджетного финансирования из числа абитуриентов, не прошедших в учебное заведение по конкурсу. Она, правда, ограничивается возможностями аудиторного фонда учебного заведения, а также ограничительными квотами Министерства образования РФ.
   Интерес образовательного учреждения заключается в получении финансирования учебного процесса, достаточного для совершенствования материальной и методической базы, сохранения и повышения квалификации персонала. Оно инвестирует образовательное "производство" непосредственным трудом своего коллектива, часть которого по той или иной причине оказывается неоплаченной. Ну, а если оплата оставшейся части труда преподавателя оказывается ниже того уровня дохода, который обеспечивает удовлетворение соответствующего уровня ("планки") его потребностей, то он покидает данное учебное заведение и его инвестиции на этом прекращаются.
   Властным структурам выгодно получать более квалифицированных специалистов, поскольку они способны производить более сложные и ценные вещи и выплачивать в казну благодаря этому более высокие налоги. Следовательно, инвестирование образовательного "производства" является для государства и местных органов власти перспективным вложением средств, особенно в подготовку специалистов для отраслей, определяющих развитие научно-технического прогресса в стране. Такое инвестирование могло бы находить отражение в Государственном (региональном) заказе на выпуск специалистов определенной квалификации, ориентированных, например, на потребности государственных предприятий и организаций, и целевом бюджетном финансировании этого выпуска. Однако сегодня бюджетных средств хватает лишь на то, чтобы только удерживать в учебных заведениях преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста, да оплачивать "труд" непрофессионалов.
   Но главным инвестором образовательного "производства", без сомнения, можно считать работодателя, поскольку более квалифицированный капитальный товар в соответствии с известными экономическими законами сможет обеспечить выпуск более конкурентоспособного товара, характеризующегося более высокими потребительскими свойствами при меньших издержках производства, и получать более высокий доход. Существуют различные формы инвестирования образовательного "производства" со стороны работодателей: передача на баланс соответствующего учебного заведения оборудования, предоставление рабочих мест для производственных практик и стажировок обучающихся, заключение договоров о сотрудничестве и хозяйственных договоров на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Но, пожалуй, самым перспективным способом инвестирования могло бы стать заключение договоров по подготовке специалистов нужного профиля и квалификации. Такие договоры могли бы добавить образовательным учреждениям важную экономическую функцию - функцию продавцов своего "товара", и превратить их в полноправных участников межотраслевой конкуренции, борющихся за свою долю доходов путем повышения качества и снижения себестоимости своего товара. До заключения этих договоров можно было бы проводить предварительных (скажем, за год до выпуска) смотры-ярмарки талантов, на которых будущие специалисты могли бы продемонстрировать свои знания и умения в виде пробных натурных, проектных, исследовательских или иных работ, что стимулировало бы и обучающихся, и преподавателей на решение генеральной задачи образовательного "производства" - обеспечение высокой квалификации будущего специалиста, отвечающего не только отечественным, но и международным стандартам.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"