Тягур Михаил Игоревич: другие произведения.

1.2. Устная пропаганда

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава 1. Советская пропаганда. Общая характеристика методов работы и их эффективности. Параграф 2.


   2. Устная пропаганда.
  
   Однако, "специфика средств массовой информации предопределяла отсутствие живой обратной связи, характерной для непосредственного общения людей между собой. Требовалось проводить дополнительную устную агитационо-пропагандистскую работу, которую не могла заменить периодическая печать" [Невежин В. А. "Если завтра в поход..." С. 60]. Такую работу в виде лекций проводили сотрудники пропагандистских отделов партийных органов разных уровней, в армии - политработники. Лекции должны были, во-первых, дополнить сведения печати, во-вторых, лекторы отвечали на вопросы, задаваемые непосредственно слушателями, то есть должны были до конца разъяснить все нюансы официальной позиции. В конце 30-х годов устной пропагандой постоянно занимались более 112 тысяч человек [Там же; Невежин В. А. Синдром наступательной войны... С. 46].
   В районах Ленинградской области работниками пропагандистского отдела обкома с ноября 1938 года по август 1939-го было прочитано 998 лекций (с охватом 120898 человек) [Центральный Госулаственный Архив Историко-Политических Документов г. Санкт-Петербурга (Далее - ЦГАИПД СПб). Ф. 24, оп. 10, д. 454, л. 5, 15, 40]. При этом с ноября 1938 по мая 1939-го было прочитано 585 лекций, из них на темы истории ВКП(б) - 219, о решениях XVIII съезда партии - 134, и только 6 лекций - о международной положении [Там же. Д. 454, л. 145]. С июня по август было прочитано 414 лекций, из них 295 - об истории ВКП(б), 194 - по материалам съезда партии и решениям ЦК и СНК, и уже 41 - о международном положении [Подсчитано по: ЦГАИПД СПб. Ф. 24, оп. 10, д. 454, л. 5, 15, 40, 145]. В августе неожиданно для большинства граждан СССР был заключён договор с Германией, и, очевидно, чтобы прочнее убедить население страны в необходимости этого поворота, доля лекций на внешнеполитическую тематику ещё больше увеличилась. В сентябре из 119 лекций, прочитанных работниками того же отдела, международным проблемам было посвящено 39. Несмотря на то, что их было по-прежнему меньше, чем лекций по истории ВКП(Б) (53), на них присутствовало большее число слушателей (на всех лекциях было 17393 человека, из них 10970 - на лекциях по международному положению, 3978 - на лекциях по истории ВКП(б), и только 2445 - на лекциях другой тематики) [Там же. Д. 454, л. 1].
   Налицо увеличение количества лекций соответствующей тематики вместе с активизацией советской внешней политики.
   Ещё одна особенность устной пропаганды - она могла отличаться от сообщений печати, и иногда довольно сильно.
   Борис Моисеевич Овецкий перед войной служил в 235 гаубичном полку 75 стрелковой дивизии в ЗапОВО. 5 мая 1941 года дивизия получила приказ передислоцироваться к самой государственной границей. Передвижение проходило скрытно, по ночам. На стоянках и привалах, по словам Овецкого, "начинались мои дополнительные хлопоты, поскольку меня назначили (совмещая с командованием отделением) на должность замполитрука батареи... Ежедневно я проводил политбеседы с личным составом батареи. Нас же, тех кто проводил политбеседы в подразделениях, также ежедневно собирал на инструктаж комиссар полка майор Разумейко, который сопровождал дивизион на марше. В начале похода основная тема и содержание бесед сводились к одному: "Наше наступление на сосредоточение немецких войск в Польше", перед нами ставилась задача уничтожить эту немецкую группировку" [Овецкий Борис Моисеевич//http://iremember.ru/artilleristi/ovetskiy-boris-moiseevich.html].
   В печати в тот момент уже шла антинемецкая кампания, но в форме осторожных намёков. Впрямую о возможности скорой войны с Германией, разумеется, ничего не сообщалось. Этот зазор между пропагандой печатной и устной порождал плодородную почву для всевозможных слухов, которые, по мнению специалистов, "особенно распространены... в авторитарных и тоталитарных государствах, лишающих своих граждан права на свободный доступ к информации" [Орлов И. Б. Устная история: генезис и перспективы развития//Отечественная история, N2//2006. С. 144] (как образно сказал об этом Феликс Чуев, "государство без гласности стало Страной Слухов, Сплетен, Россказней" [Чуев. Каганович. Шепилов. С. 59]).
   Кроме того, устную пропаганду было на порядки сложнее контролировать. В работе цензуры считались "прорывами", приводившими к конфискациям тиража газеты, случайные опечатки, когда в заголовок "Смерть шпионам и предателям" вместо последнего слова печаталось "председателям", а в речи Ворошилова во фразе "То, что вы получили у озера Хасан" вместо "вы" появлялось "мы" [Подсчитано по: ЦГАИПД СПб. Ф. 24, оп. 10, д. 458, л. 6]. Лекторов до такой степени контролировать не получалось, тем более, что многие из них были просто некомпетентны и не соответствовали своим должностям. Можно привести ряд ярких примеров.
   21 марта 1939 г. в Пскове работник областного отдела народного образования Миронов прочёл лекцию "О международном положении в Европе". Для начала он на полтора часа опоздал, "когда его ожидало 500 чел. интеллигенции". По утверждению работников псковского окружкома и горкома, "лекция была бессодержательной, халтурной... была насыщена анекдотами из буржуазных газет, которые выдавались лектором за действительность и истину". Миронов, например, сообщил слушателям, что "один из 9 человек личного кабинета Гитлера является сторонником антифашистского фронта, который сообщил нам сведения, что Гитлер чувствует себя крайне неустойчиво и заблаговременно перевёл свои большие капиталы в банки Норвегии, Англии и других государств и готовится бежать из Германии. Или ещё - Америка отказалась от товаров Германии за исключением плевательниц потому-что на них можно, как на весь германский товар, только плевать". "Неизвестно также откуда взял лектор сведения, что Гитлер сидит в своём кабинете и слушает радио-передачи из Москвы о XVIII с'езде партии, при чем сильно боится, как бы с'езд не об'явил всеобщий поход на фашистскую Германию". На вопрос заведующего отдела пропаганды и агитации псковского горкома Иванова, откуда он берёт такие сведения, Миронов заявил, что "консультируется лично у т.т. Литвинова (нарком иностранных дел - Т. М.), Потемкина (замнаркома иностранных дел - Т. М.) и других работников Наркоминдела" [Там же. Д. 456, л. 39-41. Сохранены особенности правописания и пунктуации оригинала].
   В августе 1939 г. от Ленинградского обкома в Калининскую область в Вышней Волочек был послан читать лекции о международном положении некий Горбачев.
   В возмущённом отзыве об одной из его лекций приводилась запись вопросов слушателей и его ответов. Уже первый вопрос выявил степень его подготовки:
   "Вопрос: Почему вы называете Данциг Дансингом? Данциг - город, а дансинг - танцевальный зал.
   Ответа не последовало".
   Дальнейшие вопросы и ответы только подтверждали некомпетентность Горбачева:
   "Вопрос: Какие страны потеряли за последнее время свою независимость?
   Ответ: Япония оккупировала Корею, Формозу, Манчжурию и девять провинций Китая. Германия заняла Чехословакию. Италия - Албанию. Испания поделена между Италией и Германией.
   Вопрос: А Абиссиния?
   Ответ: Ах, да. Абиссинию оккупировала Италия.
   Вопрос: А Австрия?
   Ответ: Ну, товарищи, всех стран не упомнишь. Австрию захватила Германия" [Там же. Д. 454, л. 57-58].
   На другой своей лекции, уже после подписания договора о ненападении с Германией, Горбачев продолжал гнуть старую антинемецкую линию и, несмотря на то, что ему тут же показали номер газеты с интервью Ворошилова о прекращении переговоров с Англией и Францией, уверял, что переговоры продолжатся. Кроме того, он настаивал, что большевики должны "со всей решительностью разоблачать двойственную позицию Германии", которая подписала договор, "чтобы развязать себе руки на Западе" [Там же. Д. 454, л. 59-62].
   Известно об этом из двух писем, направленных в редакцию "Правды", и оттуда уже в октябре пересланных в ленинградский обком. Причём автор первого из этих писем, собственный корреспондент московской газеты "Лесная промышленность" Б. В. Антонов, словно демонстрируя свой собственный уровень знаний, сообщал, что Горбачев - "привет-доцент Лекторского бюро при дворце им. Кирова" [Там же. Д. 454, л. 58], чего быть не могло - такая учёная степень после революции уже не существовала.
   Лектор Платонов в сентябре 1939 г. в Боровичах, объясняя "значение фронта и тыла" заявил", "что Боровичи находятся в особых условиях - недалеко от станции Бологое, которая является узловым ж. д. центром между Москвой и Ленинградом и в случае бомбардировки с воздуха Боровичане должны сделать вывод сами". Неудивительно, что выступления Платонова вызывали панику и в разных местах "после его лекций население бросилось запасать сахар, соль, спички и т. д." [Там же. Д. 454, л. 110. Сохранены особенности правописания и пунктуации оригинала].
   Наконец, пропагандиста могли волновать вопросы не столько содержания его выступлений, сколько финансовые. Заведующий отделом пропаганды и агитации боровичского горкома Никифоров на запрос из обкома о качестве лекций сообщал, что "лектор Столяров показал себя с первых же дней приезда в Боровичи с явно выраженными рваческими тенденциями. Он предлагал свои условия гражданским и военным организациям за лекцию не менее 200 руб. В результате Столяров в течение 2-3 дней зарабатывал 2000-3000 руб. и с тем уезжал обратно" [Там же. Сохранены особенности правописания и пунктуации оригинала].
   Впрочем, "отличиться" могли не только представители обкома партии, но и местные работники - при организации лекции. Работник Ленинградского обкома Усыкин в одном из своих докладов отмечал, что в Волховском районе "организационная подготовка лекции была недостаточная... в районной газете не было извещений о предстоящей лекции. Всего было вывешено только одно объявление на улице. В заводской газете было дано извещение о лекции, что, конечно, недостаточно для такого крупного промышленного центра как Волховстрой" [Там же. Д. 456, л. 93]. "В Мобытищенском р-не с трудом на 45-й минуте позже назначенного времени собралось" 45 человек. "Мало было руководящего партийного состава" [Там же. Д. 456, л. 94]. В Ефимовском районе "довольно долго собирались на лекцию (до часу). Хотя следует сказать, что со стороны зав. парт-кабинетом в смысле оповещения было сделано всё, он даже по радио извещал о предстоящей лекции". При этом "лекция читалась в помещении клуба между двумя сеансами какой-то картины и поэтому в конце не осталось время для вопросов и ответов, так как часть присутствующих очевидно пожелало скорей смотреть картину" [Там же. Д. 456, л. 93, 93об. Сохранены особенности правописания и пунктуации оригинала]. Как образцовый по организации Усыкин отмечает Мошенский район, где в местной газете даже был опубликован "список литературы, который был рекомендован для ознакомления с темой лекции" [Там же. Д. 456, л. 94].
   Другой лектор, А. Сухомлинов, в своём отчёте о работе за февраль 1940 г. отмечал Озерный сельсовет, где, несмотря на то, "что колхозники за 15 мин. до лекции только закончили тушение пожара, явка на лекцию была аккуратной и помещение клуба набито битком" [Там же. Д. 490, л. 27].
   В своих докладных записках лекторы-международники областного отдела пропаганды и агитации обычно отмечают большой интерес слушателей к международной тематике [Например: Там же. Д. 490, л. 161], приводят ряд заданных ими вопросов. Касается это как бесплатных лекций, так и платных (Столяров в отчёте от 1 июня 1940 г. писал, что "народ охотно идёт на платные лекции" [Там же. Д. 490, л. 122]). Однако можно найти и противоположные случаи. Сухомлинов в докладе о лекциях за июль 1940 г. сообщал, что в Красногвардейске на предложение задавать вопросы из зала ответили: "Вопросов нет, всё ясно!" [Там же. Д. 490, л. 199]. Ещё в одном случае та же лекция не вызвала вопросов (в Батецком районе), а в другом - было задано 20 вопросов [Там де. Д. 490, д. 200].
   Устная пропаганда должна была служить прочнейшему усвоению населением заданных сверху идеологических и политических оценок. Однако из-за пороков в организации лекторской работы и некомпетентности, порой вопиющей безграмотности пропагандистов [Об уровне образованности и компетентности работников всех структур пропагандистского аппарата подробнее см.: Невежин В. А. Синдром наступательной войны... С. 42-49. Например, в 1939 г. из 3400 цензоров районных газет у 1800 было низшее образование, а около 1750 человек работали в цензуре менее года], она порождала почву для слухов и кривотолков, порой становилась источником паники, разрушала чёткую картину, рисуемую прессой, дезориентировала людей. Способствовало этому и противоречие между информацией, сообщаемой в печати, и сведениями, сообщаемыми в устной форме.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) А.Завгородняя "Самая Младшая Из Принцесс"(Любовное фэнтези) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга вторая"(Уся (Wuxia)) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) В.Свободина "Демонический отбор"(Любовное фэнтези) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) В.Касс "Избранница Архимага"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Драконья практика"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"