Ткаченко Константин : другие произведения.

Сибирь-веер миров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассуждения об окуневщине, реконструкторстве, альтернативной фантастике и как это правильно понимать

  Гармония эклектики
  
  Я неоднократно бываю на мероприятиях вроде "Солнцестояния" в Окунево, фестивале реконструкторов "Щит Сибири", а также эзотерических междусобойчиках и вечеринках. И как-то присутствовал на фестивале Атма-Сфера, которое придало последним общегородской статус.
  Каюсь - меа кульпа, меа максима кульпа ! - что пребывание в подобных компаниях подвигает вашего покорного слугу на написание опусов, каковые безжалостно вываливаются на ЖЖ-френдов.
  Причина тому не привычный графоманский зуд, а стремление понять явление, которое пока существует в зачаточном состоянии и проявляется в виде неловкого эскиза. Возможно, в таком виде явление и останется, пока вконец не зачахнет, а возможно, ему суждено будущее. Все может быть.
  Поскольку я крайне стеснен обстоятельствами и не имею возможности посещать аналогичные мероприятия в прочих градах и весях, то мне неизвестно, насколько описываемое мною явление распространено в тамошних местах и характерно для прочих сибиряков, россиян или жителей пост-СССР.
  Но за Омск я таки выскажусь.
  
  Гармония эклектики.
  
  Тот, кто хоть раз побывал на подобных мероприятиях, первые минуты борется с впечатление, что он попал на карнавал в психушке. У более окультуренных неприятие вызывает смешение стилей (каюсь, я тоже весьма ригористичен в этом отношении).
  Яркие блондинки в сари и в кроссовках.
  Серебряный крест в полпуда весом поверх кришнаитской футболки с Радхой и Кришной.
  Рыцари в латах, христосующиеся с самураями.
  Модный спортивный прикид с навороченными гаджетами вкупе с буддийской отрешенной улыбкой.
  Родноверы на заморских шайтан-телегах и в поясках из синтетических волокон.
  Дамы в деловых костюмах с застывшими полуулыбками.
  Добрая полиция (оксиморон, однако).
  Рок на волынках, ирландские танцы под африканские барабаны и сейшен"ы с балалайкой.
  Иконы, развешанные по фэн-шую, и "Иисус Христос - суперстар" в панк-обработке.
  Действительно, Босх от такой фантасмагории отдыхает и нервно курит в сторонке то, что курили до импорта табака в старушку Европу (судя по его творчеству Иеронима Антиновича - что-то гораздо забористее индейского самосада). Даже Босху до такого не додуматься.
  А мы - додумались. Осталось выяснить - зачем?
  
  Диагноз, как говорится, на лицо. Компания придурков выкаблучивается кто во что горазд.
  А ихняя эзотерика - религия лайт, для тех, кому некогда верить по-настоящему и лень мешает шевелить мозгами. Жвачка из духовных супермаркетов, грамотно отрекламированная, аккуратно нарезанная и красиво упакованная для потребителей фасованной продукции. И к настоящим истинам это не имеет никакого отношения.
  
  Я добавлю как человек, посвятивший немало времени попыткам понять китайскую и индийскую культуры - и вовремя отступивший от постижения непостижимого.
  Для каждого народа есть свой набор символов и понятий, которые недоступны другим. Именно полное знание и владение этим этническим кодом определяет различие "свой" - "чужой". Чтобы постигнуть чужую культуру, необходимо полностью постигнуть чуждый этнический код, чтобы понятие осознавалось не умственно-логически, а чувственно, интуитивно, без малейшего напряжения сознания, как само собой разумеющееся. Возможно ли такое на практике- судить не берусь. Я знавал пару человек, полностью погрузившихся в вайшнавизм и, возможно, ставших по менталитету настоящими индуистами. Но я их понимал первые года два этого процесса, благо санскрит чуть разумею, а сейчас, даже если бы общение возобновилось, нам бы говорить было не о чем. И не на чем. А китайская цивилизация вообще производит впечатление инопланетной (желающим убедиться в этом рекомендую почитать лучшие переводы китайской классики Василия Михайловича Алексеева или толкования на Чжуан Цзы Владимира Вячеславовича Малявина - они написаны по-русски, но не имеют русского смысла). Поэтому мне трудно читать ширпотребную эзотерику - я мгновенно улавливаю, что авторы весьма упрощенно и односторонне использую эту базовую терминологию или произвольно соединяют элементы различных культур. Например, дзен-йога, то есть соединение того, что лежит в разных непересекающихся плоскостях.
  И когда я встречаю нечто подобное на эзотерических тусовках, то начинаю сторониться, понимая, что кроме шума и треска тут найдешь мало интересного.
  
  Но меня тянет и тянет сюда, потому что за шелухой, как мне кажется, я нащупываю полновесное зерно. Дело не во внешнем оформлении, которое оскорбляет вкус, разум и веру, а в отношении к жизни. И тут я готов полностью раствориться в карнавале.
  
  Парадокс, может быть, в том, что эта тусовка интуитивно постигла: истина - не одна. Истин - много. Не потому, что так на самом деле, а потому, что человек не может вместить в себя полностью Премудрость Божию, и потому обречен видеть только фрагмент ее. Как говорят вайшнавы - видеть одну из граней кристалла с отражением Бога и понимать, что таких граней - миллион.
  Единство - в многообразии. Важно не то, во что человек вырядился, а то, что он готов отправиться в путь. Не важно, что у тебя мешанина в голове. Важно то, что ты готов идти и по пути отделять зерно от плевел.
  И это второй урок, который я осознаю здесь. То, что тебе суждено узнать - ты узнаешь не из книг, а в пути. Неважно, будет ли это настоящее паломничество, транс, молитва, музыка, живопись, благотворительность... Каждый выбирает то, что ему ближе всего и по силам, а все дороги все равно ведут к одной цели, хотя бы она и представлялась во множестве преломлений образов.
  
  Скромный вытоптанный пятачок зелени в центре мегаполиса, на котором происходила Атма-Сфера- это не место еще одной тусовки. Здесь случайно (или неслучайно, как повелела судьба) сошлись те, кто твердо стоит или утверждается на этом пути. Они несут на себе символы своего восхождения - все эти нелепые футболки, фенечки, прически - как первые трофеи своего постижения, как амулеты, которыми обвешивает себя шаман, чтобы усилить свою силу.
  Здесь точка схода векторов постижения истины.
  Портал выходов в иномирье.
  Духовный аэропорт, пересечение рейсов в неизвестные миры.
  Здесь каждый волен избрать свое - остаться на месте или отправиться в путь.
  
  Матьорые Сибирь
  
  
  Сразу к возражениям насчет орфографии. Матьорые - родные в сибирском языке Я. Золотарева. А почему прилагательное во множественном числе по отношению к существительному в единственном - постараюсь объяснить.
  
  А сейчас я постараюсь показать, отчего в моем понимании подобного рода тусовки служат иллюстрацией к другому процессу - осмысления истинной картины мира.
  
  (Без мухомора тут не обойтись. Для кого цельный мухомор чересчур ядреный и гнобит почки, рекомендую старый ненецкий способ ослабления действия наркотического вещества - пить мочу северного оленя, отведавшего волшебного зелья. Олешки, вишь, большие охотники до чудодейственного грибочка, так что люди этим пользуются. Моча ослабляет воздействие гриба на физиологию человека, но оставляет в силе воздействие на мозг.
  Прошу Роснарконтроль считать вышеприведенный абзац не рекламой наркотика и не инструкцией по его употреблению, а этнографическим наблюдением, зафиксированным АН СССР и, увы, ставшим, в месте моего постоянного обитания именно историческим фактом - в лесостепной полосе Омской области мухоморы полностью исчезли. Так что "мухомор" - только фигура речи, призыв к расширению сознания и к выходу за горизонты обыденного. Предупреждение для самых тупых: употребление мухомора действительно вредит здоровью употребляющего!).
  
  Есть аксиома.
  Концепция "единой Сибири".
  Сибирь - одна, то есть единственный пространственно-временной континуум, имеющий географические координаты, официальную историю и набор фактов, характеризующий это явление. Нечто единое и незыблемое. Иначе говоря - есть некий нормативный объем информации, единственно-истинный, а все что находится вне указанного норматива есть фантазия и искажение высочайше утвержденной реальности. Разница в отношении к явлению "Сибирь" появляется у отдельных индивидуумов в том случае, если они не имеют доступ к правильной информации, не в состоянии осмыслить ее в правильном русле или злонамеренно искажают ее в преступных целях.
  
  (аксиомы хороши для постижения начал мироздания, они условно признают некие истины, на которые можно опереться в дальнейшем познании. Но когда познание выходит за рамки того объема фактов, где произвольная истинность аксиом уже не действует, то он аксиом нужно отказываться и изобретать новые - для новых границ осмысления мироздания. Так произошло в геометрии с аксиомами Евклида и неевклидовой геометрией Лобачевского, которая отвергла начальный вариант ради расширения науки).
  
  А насколько справедлива концепция "единой Сибири"?
  Ведь можно представить мироздание с другим строением, в котором то, что мы наблюдаем, вовсе не имеет очевидных ответов на данные нам чувственные ощущения. Например, как Солнце вовсе не ходит вокруг Земли, в чем нас каждый день уверяет зрение, а все-таки планета земля вращается вокруг центра Солнечной системы. И наша Сибирь - не одна, не один-единственный континуум, а несколько (как минимум), наложенных друг на друга, "сквозящих" друг через друга (по выражению Даниила Андреева). И человек оказывается не вмурованным в одну-единственную железобетонную реальность - как в тюрьму, а имеющим выбор "своей" Сибири и своей судьбы.
  Можно ли выбирать себе Родину? Или ты навсегда принадлежишь ей, как в средневековье рождение означало принадлежность ("крепость") к сословию, роду и феодальному владыке?
  Есть люди, которые считают, что имеют право на выбор своего места под солнцем. Я не осуждаю и не приветствую их, так это их выбор, а не мой. Я принадлежу России и Сибири, плохо это или хорошо с чьей-то точки зрения. Свобода проявляется и в том, чтобы осознанно отстранять от себя лишнюю и лукавую свободу.
  Но Сибирь и Россия для меня не есть то, чему учат в школе, пишут в СМИ и вещают с ТВ. Я ищу совсем другую Родину, я давно уже на пути к ней и - Бог весть - не знаю, дойду ли я до нее.
  
  Я в тени Мирового Древа, в котором бесчисленные ветви дают бесконечные развилки истории и несут на себе листья - разные Сибири. Я слушаю шелест листьев и внимаю историям, в которых правдиво только невероятное, а ложно - то, что слишком ясно и доступно.
  Я "растекаюсь мысью" - взметаюсь белкой к ветвям, и передо мной разворачивается панорама миров.
  Я мельком знаю только о некоторых из них.
  Сибирская Индия, по которой пробивался к Океану сам Александр Маяковский и находил только снег и отчаянное сопротивление.
  Мусульманская империя Акбара Сибирского, держава Моголов, избравших вместо изнеженной Индии суровую Сибирь с деревянным Тадж-Махалом на гладью прозрачного озера.
  Новая Земля (как в евангельском пророчестве), которую обрели русские нестяжатели, бежавшие сюда от сатанинской царской власти, и усеявшие урманы скитами да монастырями.
  Великая Тартария белой расы пришельцев со звезд, слишком гордая, чтобы отвечать на европейскую подлость, и потому сгоревшая в пламени атомного армагеддона.
  Белая Сибирь, сумевшая пройти между Сциллой сталинизма и Харибдой капитализма, построившая российское народовластие и православную соборную экономику.
  Империя Митры иранцев и скифов, сохранившая святую веру от поругания в неприступных лесах и горах.
  Вольное Лукоморье ушкуйников и казаков, кочующее по сибирским рекам и берегам студеных морей, лихая бесшабашная вольница, отправляющаяся в набеги от Аляски до Ирана.
  Сибирский СССР, устоявший перед искушением перестройки, штурмующий космос и Северный Ледовитый океан - в окружении мира, предавшего эти идеалы ради пепси-колы.
  Славянский Асгард по-над Ирием-Иртышом с величественными башнями, достигающими неба, и космодромами, с которым спускаются учителя белой расы.
  Свободославия, над которой развеваются красный флаг Парижской Коммуны и бело-зеленое знамя областничества, братский союз европейских социалистов и чалдонских общинников, воплощенная утопия Жюль Верна и Герцена.
  Великая христианская держава попа Ивана от Индийского океана до Северного Ледовитого, от Средиземного моря до Охотского, исполненная чудес и знамений, в которой Европа смиренно ищет знания.
  А за видимыми мне мирами - листьями скрывается несчетное количество других, настолько удаленных от меня, что я даже не могу представить, что там может быть.
  Вечный мир ледника?
  Мир прирожденных шаманов, связавших небо, землю и корни земли?
  Мир разумных волков, пасущих свои стада оленей?
  
  Одни из этих миров совсем тусклы для моего взгляда, другие проступают настолько четко, что их ощущают даже другие люди - например, образ Белой Сибири или пост-СССР. Они отчетливы, потому что не так далеко от нас в эвереттическом расхождении, между нами все еще действует гравитация иномирья и симпатическая связь, так что образы этих миров влияют на подсознание наших народов. Иной раз кажется, что в наших силах остановить необратимое разбегание от развилок истории и снова соединить миры в одно целое.
  
  Я принимаю все эти миры, потому что понимаю, что настоящая Сибирь - только в их совокупности, во взаимопересечении и взаимодействии. Я принимаю бесчисленные правды разных миров и волен выбирать из них свою собственную. Здесь моя настоящая Родина - в бесчисленных мирах, из которых состоит моя Сибирь.
  
  Почему я говорю только о Сибири? Не только потому, что близка и знакома только она, даже, вернее, часть ее - Сибирь Западная. Еще и потому, что только здесь, в Сибири, человек поставлен в такие условия, где такие полеты возможны. Европа не менее богата на иномирье, чем Сибирь, но там ментальная гравитация огромной массы единообразно мыслящих людей прерывает полет мысли. Представьте себе, сотни миллионов, скопившихся на полуострове в окружении камня, асфальта, руин и супермаркетов, погребенных под своей историей и "бременем белы". Как долго и тягостно приходится выбираться из трясины общего мнения, устоявшихся привычек, нивелированного менталитета. Комфорт и общие пошлые общие истины тянут вниз...
  Сибирь - к несчастью или к счастью - во многом безлюдна. Тут дышится и мыслится вольно, невзирая на окружающих. Тут приходится быть личностью и искать свой путь. И тут люди поднимаются в иные миры, и приносят об этом удивительные вести.
  
  Альтернативная Сибирь
  
  Я не берусь сделать подробный статистический подсчет - каков удельный вес альтернативных историй государства Российского, приходящихся на долю сибирских альтернатив. Навскидку мне кажется, что до четверти. При том, что население Сибири, то есть число потенциальных потребителей сего продукта, не превышает и десятой части населения РФ. Налицо диспропорция - тема иного развития Сибири не подчиняется законам рынка, который бы требовал, чтобы количество продукта соответствовало покупательной способности целевой аудитории, оно явно завышено и требует каких-то объяснений.
  
  Во многом это объясняется утвердившимся в сознании разрывом между потенциальным богатством Сибири и бедственным нынешним положением: уменьшающимся в числе населением, запустением полей, разрухой в промышленности, отсутствием перспектив возрождения и нарастанием угроз, на которые нет сил ответить.
  Но, как поняли мои долготерпеливые читатели, я не слишком доверяю версиям, лежащим на поверхности, поэтому всегда стремлюсь разглядеть за внешним - внутреннее, а за явным - тайное. Бог говорит с нами притчами, и весь наш мир соткан из незримых диалогов символов (увы - скорее монологов свыше, которые пропадают втуне из-за нашего неумения понять обращено к нам Слово).
  
  Для меня авторы - альтернативщики - это шаманы нашего времени, путешествующие между реально существующими мирами, кои есть развилки истории, и приносящие вести оттуда. Бубен сменил монитор, нечесаные космы из под колпака - непричесанный хайер из-под шапчонки - пидорки, монолог в трансе под бубен - текст, набираемый на клавиатуре. А суть осталась прежняя.
  
  Зачем? Не токмо ради развлечения: как и все подлинные шаманы, они поставлены потусторонними силами служить медиумами и посредниками между мирами.
  Какой в этом смысл? Не претендуя на изречение истины в последней инстанции, предположу, что важен сам факт осознания массами многовариантности истории и роли в ней личности и обстоятельств. Не случайно сам жанр альтернативной истории развился в последние десятилетия на Западе и стал невероятно популярен у нас. Припомним, что случилось в данную эпоху? Правильно - полная и безоговорочная победа глобализма на пяти шестых суши. Глобализм как специфический тоталитаризм подсознательно воспитывает восприятие однолинейной и безвариантной истории.
  Почему капитализм победил социализм? Потому что капстрой эффективнее.
  Почему белая цивилизация стала общепланетной? Потому что белые умные и работоспособные.
  Почему капитализм будет вечно? Потому что это магистральная линия истории.
  И так далее. На каждый вопрос есть ответ, однозначный, как пункт катехизиса.
  
  Однозначности учил и советский тоталитаризм, но у него был изрядный изъян - Советскому Союзу нужны были по-настоящему грамотные люди, поэтому их приходилось учить без дураков, "на всем богатстве мировой культуры", как завещал В.И.Ленин. И тут в поле зрения свободомыслящих лиц попадало многое, что воспитывало критицизм и провоцировало на создание собственного мировоззрения. Не случайно в перестройку взрывообразно проявилось невероятное буйство взглядов и мнений - а не только строго либеральных, как намечалось отцами-основателями перестройки и на что были затрачены изрядные ресурсы. (и буйство сие до сих пор не удается укротить). Это дал знать о себе своеобразный скрытный и самостоятельный образ мыслей советских людей.
  Глобализму не нужны грамотные и по настоящему образованные люди в таком количестве, как в СССР: таких достаточен минимум, поэтому их проще контролировать и перекупать. Все остальные являются потребителями идей. Они старательно хавают строго отмеренный паек кастрированного мировоззрения с обязательными усилителями вкуса, цвета и запаха и с неизбежными ГМО-продуктами.
  Альтернативная история предназначена для них, для тех, кто полностью поглощен Матрицей. Это глоток ключевой воды или ломоть настоящего хлеба вместо продукции из супермаркетов. Непривычно, но дает ощущение настоящего вкуса. Так начинается пробуждение.
  
  Бог, Высший разум, Реальность, Абсолют (нужное подчеркнуть, раз мы не в силах объять Необъятное и поименовать Неназываемое) пришли/пришел к нам на помощь и открыли врата миров, чтобы показать, что наш "о новый дивный мир" - отнюдь не единственный, его появление не предопределено, а раз так - с ним можно и нужно бороться. Люди не одиноки - это еще один вывод из альтернативной истории, на его стороне могущественные силы, которые хоть и блюдут свободу выбора человечества, но готовы помочь в любой нужде.
  
  Я предлагаю всем отправиться полет на крыльях новых шаманов....
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"