Ткаченко Наталья Николаевна : другие произведения.

На перекрестке ветров...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Copyright, 2000, Кишинев, CZU 882(478)-3 T66 ISBN 9975-72-077-3


На перекрестке ветров

  
   В год Мокрой Курицы, как и десять веков назад в аналогичный же год, дожди шли регулярно и уже совсем было залили маленькую келию в углу, где спал отец Имен. Собрат Георг, конечно же, приютил его у себя, но отшельников по прежнему беспокоили дожди и то, что мутный Реут вышел из берегов и поднимался по откосу вверх.
   Боже, - молились старцы, - ниспошли милость овцам твоим, сиречь, верни тепло и укроти стихию воды!
   А беспокоиться было о чем. Давно уже на поле, которое возделывали старцы, ботва была побита и прижата у земле и редис уродил таким горьким, что с трудом, думалось, удастся продержаться этот Пост. Кресты и постоянные коленопреклоненные мотивы мало чем помогали, не говоря уже о том, чтобы надеяться на лучшее и сохранить стоицизм в это время всех ветров и разгулявшейся стихии.
   ...Кто они? Откуда пришли? - эти вопросы умрут, не поведав ответа и в мыслях их современников и даже многие поколения спустя. Предположить, что крестьянская община развила в недрах своих, а потом отторгла двенадцать схимников, будет версией противоестественной. Сам крестьянский быт и уклад южных деревень того времени подразумевал суточный - с короткий перерывом на сон-труд, и такую каторжную, любовно-рабскую привязанность к земле-кормилице, что на что-либо иное, кроме этого изнуряющего труда, не оставлялось времени.
   Место Орхей упоминается уже в хрониках середины 15 века, но поселения возникли, жили здесь и умирали гораздо раньше. Начать хотя бы с династий франков, чьи останки -пепел хранили найденные схимниками глиняные вазы. Нет, пожалуй только они и знали, откуда были выходцам, где был дом, а может только сам их всемогущий Бог: И собравшиеся послал на землю паству свою: идите с миром!
   Сейчас, на перекрестке всех веков, в многоязычии и многоликости народов, всегда населявших эту плодородную землю, побродив по каменному склепу скального монастыря, удивившись нерасшифрованному, непознанному знако-букво - питкографообозначению, задаешь себе тихий и таинство возбуждающий вопрос: а кто были они эти схимники? Отшельники -изгои, монахи, платившие за мирские грехи, или таинственные ученые, посланцы космоса? Им избранные, наделенные в миссии своей изначальной, непостижимой загадкой, функцией, которую мы, уже спустя века, все еще не в силах определить.
   ...На стене кресты, символика, знаки. И отшельник. Имея рядом в каменной нише на соломе с собратом Георгом. И главный, иеромонах Паисий, в обособленной от всех келейке, я взываю к вашим душам-духам, отзовитесь!..
   ...Наверное, страшнее и не придумаешь, чем быть разодранным -разнесенным временем на мелкие кусочки. Вчера еще современник, сегодня лишь большая пульсирующая клетка, призрев пространства, слившаяся с эманациями прошлого...
   Они прижались к каменному полу выскобленной в каменной известняковой пещере церковки и молча слушали его гневную проповедь. Всевышний карал их, сначала вознеся так высоко и отделив от обычных людей. Там, внизу, оставались поселения и города, проходили века и одни племена приходили на останки других, татарская орда, развернувшая целый город всего лишь за тридцать лет со своими банями, мечетями и караван-сараями, монетным и торговым двором враз исчезла, как будто ее смысл последний же сильный ливень.
   Одни, приходившие на смену, истребляли других. В наследство поколениям оставляя свою чеканку, бронзу и стеклянные бусы, орудия труда: трезубцы, серпы, гарпуны и обломки дворцов своих военачальников. На перекрестке веков-судеб появлялись красивые наложницы из местных дев и зачав под тяжелой дланью завоевателей, плодили совершенно новое, неведомое племя. Как имя его: франки, даки, геты, скифы, татаро -монголы? В полон забирались лучшие: умельцы, мастера по кузнечному, гончарному, чеканному делу, подарив новым землям свежий привой и новую кровь.
   - А -а-а! Прошедшие века, отзовитесь!
   Старцы истово молились, прядая лбами о каменные полы скальной церковки. Ниши, такие же каменные, поглощали их голоса, стоны, тонкой паутиной впитывая в себя страданья, раздумья, молитвы. А со всех трех сторон коварной серебристой змеей плутал многоводный Реут, и не было хода в их пещеры ни зверю лесному, ни человеку чужому. Что стоило, столкнув в обрыва легкий камешек, навек охладить пыл в самых отчаянных головах?
   И пребывали они там, отдаленные от мира долгие годы, пока время не поглотило и их, а может кончилась их миссия на нашей бренной земле и Бог в огромном светящемся шаре навсегда прибрал их к себе, не сохранив для нас ни бренных останков их, ни рукотворных деяний. Но осевшие в паутинах пылью легенды оживают, покуда, взойдя на орхейскую скалу, можно воззвать: Эй, старцы, отзовитесь!
   P.S. От автора. Эти медитативные видения были навеяны мне некоторое время спустя после посещения Орхейского скального музея-заповедника. Редкое, запоминающееся зрелище! И сегодня любая каменная ступень того далекого, десятого века, хранит память прошлого. Стоит, наверное, читатель, действительно стоит каждому интересующемуся, съездить и самому прикоснуться живьем, руками к истории.
   Сегодня наша археологическая наука обладает уникальной информацией об этом пятачке земли, где на протяжении 25 (!) веков жил и развивался человек. От фракийской керамики, в которой эти племена хранили прах своих умерших, отнесенных к 5 веку до нашей эры, до многочисленных археологических находок разных веков и разных поселений: это и изделия из кости, наперстки, кресала, земельные орудия, подковы, плуг, даже циркуль, фрагменты стеклянной посуды: раннемолдавская керамика, оставленная людьми древнекаменного века и первыми земледельцами - трипольцами, гетскими племенами со своей столицей Петродавой тоже оставленной нам в наследство.
   Город времен золотоордынцев 14 века - Шех-Аль-Джегит, несколько бань, колонны от четырех мечетей, караван-сарай и другие сложные хозяйственные сооружения. Все это уникальное собрание, что экспонируется в своем не предназначенном для подобного культовом сооружении, было захоронено и откопано практически с поверхности: в культурном слое двух-трех метров.
   Начатые еще в 50-х годах раскопки под руководствам археолога Смирнова (здесь же находится памятник ему) не меньшим многообразием находок радуют и наших современных -археологов конца 90-х: Никулицэ, Хынку.
   Работы еще, как говорят в музейном комплексе Старый Орхей, край непочатый. Сейчас обследовано около 60 пещер, сделаны обмеры многих, но для посещений открыт только скальный монастырь начала Х века. А ведь музейную часть, для посещений, можно во много раз расширить!
   Неспроста принят этот уникальный исторический памятник во Всемирный Совет Музеев. В ближайшее время музейный комплекс Старый Орхей войдет в зону памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Здесь будут восстановлены поселения двадцати пяти веков! Подымется из руин Средневековья мертвый город Шех-Аль-Джегит, будет восстановленной поселение гето- даков, последователей фракийских племен, датированное рубежом перехода из прошлой в нашу эру. Крепость Петродава и три ряда валов ее защищавшие, сонктуарное культовое сооружение, средневековая крепость Старый Орхей с дворцом Пыркэлаба, все знаки рунической азбуки Босыя монастыря. Но вся эта большая задумка - дело нескольких десятилетий, отрабатывается уже сейчас. Однако, в кольце уникальных памятников Молдовы: монастыря в Каприянах, Сорокской крепости, Цыповского заповедника, исторических сооружений в Лазовске, Костештах, думается, Орхейский музей-заповедник будет одной из драгоценейших жемчужин в ожерелье, которому удивится даже самый изысканный вкус.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"