"Уммати, гад лаха фаджрун" (араб.: "Мой народ, наступил рассвет")
Из нашида ИГИЛ.
Ретроспективный взгляд на историю показывает, что терроризм, независимо от национальности и эпохи, это, как правило, результат неспособности договориться или франкенштейновское порождение упущений внешней или внутренней политики. При этом можно отметить, что многие из тех, кто встал на террористическую тропу, до того были такими же людьми - будь то красавицы немецкой Фракции Красной Армии вроде Ульрики Майнхоф и Гудрун Энслин или бородатые аль-каидовцы, чьи имена определят только после подрывов поясов смертников. Но ИГИЛ и ему подобные группировки, выросшие как грибы после дождя, вывели терроризм на уровень повыше "Красных бригад" или "Хамаса", на уровень, не подчиняющийся объективному пониманию, за что сама "Аль-Каида" в лице Абу-Катады не преминула прозвать игиловцев "собаками адского огня".
ИГИЛ - это прежде всего жертва собственной трактовки ислама, продукт гремучей смеси экстремизма, промывания мозгов, жажды власти и денег. Прародителем ИГИЛ была, по-видимому, группировка "Джамаат ат-Таухид валь-Джихад", основанная в 1999 г. Абу Мусабом аз-Заркави, который до этого воевал в Афганистане против советской армии, а затем решил терроризировать "вероотступническое" и "неисламское" по его мнению Королевство Иордания. После вторжения США в Ирак аз-Заркави решил, что надо взяться за американцев, хотя был он иорданским подданым, в Ираке обосновался лишь в 2003 г. (как пишут, после того как он попал в справедливую опалу в Иордании) и в связях с правящей саддамовской партией Баас замечен не был. А свержение Саддама было, по-видимому, уже просто делом времени после критики Саддамом мирного соглашения Египта и Израиля, после вторжения Ирака в Иран и в Кувейт, после антикурдской операции Анфаль, газовой атаки в Халабдже и Войны в Заливе. Видимо поэтому во время вторжения в Ирак в 2003 г. единственным союзником саддамовских войск стала экстремистская группировка "Ансар-аль-Ислам", тогда как по другую сторону была целая коалиция, включавшая курдскую Пешмергу. На свежем ветре перемен, образовавшемся после Саддама, стали паразитировать предшественники ИГИЛ, жаждущие добраться до власти. По-видимому, упущением американской внешней политики стал поздний вывод войск из Ирака. Вполне возможно, что если бы до 2006 г., то есть до провозглашения так называемого Исламского Государства Ирака во главе с Абу Умаром аль-Багдади, американцы успели бы организовать местные выборы и уйти домой, ИГИЛ как таковое не образовалось бы. В итоге ИГИЛ вытеснило американцев из Ирака так же, как в своё время муджахеды советские войска из Афганистана. Но главная проблема, по всей видимости, лежит именно в экстремистском менталитете, который подпитывается боевой и морально устаревшей трактовкой Корана и прочих исламских или околоисламских текстов. При этом ИГИЛ и его предшественники не в состоянии понять, что самому своему существованию они обязаны свержению Саддама и что если бы при нём они решили взяться за оружие, то Саддам бы их ликвидировал так же хладнокровно, как курдское гражданское население во время газовой атаки в Халабдже. Игилоподобным группировкам органически чуждо выдвижение себя в качестве политических партий, участие в выборах, бархатные революции или арабская весна, поэтому единственный способ прихода к власти для них - это её вооружённый захват и уничтожение несогласных под флагом джихада. Заметным исключением на этом фоне является "Хамас", который сумел пробиться в Палестинский законодательный совет и даже получить в нём большинство.
На днях довелось мне скачать и почитать ежемесячный пропагандистский журнал ИГИЛ "Дабик" в PDF на английском. Судя по некоторым фотографиям, вроде казней, рассчитан он фактически на людей с уже слегка промытыми мозгами. По мнению "Дабика", повсеместный суннизм и отсутствие плюрализма - это залог стабильности. Мы, пишет "Дабик", построим для разрознённых мусульман единое исламское, но только суннитское государство во главе с халифом, где единственным законом будет шариат, а валютой - динар. При этом традиционно цитируются претендующие на авторитетность, но известные лишь узкому кругу специалистов исламские персоналии в стиле "Абу Дауд сказал так и сяк", "как сказал Умар бин Ахляс", "Ибн Махмуд предписывал то-то" и т.д. Для обозначения всех, не связанных с ИГИЛом, "Дабик" использует целый лексикон: христиане - это "крестоносцы", прочие немусульмане - "кафиры" и "мушрики", шииты - "рафидиты", а остальные неиигиловские мусульмане - "муртады". Приходит тут на ум одна лаконичная сатира. Маленький сын спрашивает: мам, когда мы построим коммунизм и когда уже не будет национальностей, что будет в паспорте, в графе "национальность"? Мама, не долго думая, отвечает: будет "не были ли Вы при советской власти евреем?"
ИГИЛ таким образом ясно позиционирует себя не как движение по освобождению от американского присутствия, а как банальный фашиствующий оккупант, как раковая опухоль, метастазировавшая от просто Исламского государства Ирака до Исламского государства Ирака и Леванта. Да и во времена американского присутствия в Ираке было понятно, что Исламское государство Ирака - это далеко не глас угнетённого народа, не национально-освободительное движение. Но чем агрессивнее и безжалостнее какая-либо идеология, тем быстрее наступает её конец. В случае ИГИЛ и при сохранении интенсивности коалиционных бомбардировок это, пожалуй, дело максимум одного года. Тем более, что на российских бомбах уже пишут "за Париж" и "за наших".