Аннотация: К двадцатилетию выхода фильма "Смертельная битва".
18 августа 1995 года вышел фильм "Смертельная битва", первый во франшизе "Mortal Kombat". Хотя не каждый летописец родом из восьмидесятых припомнит эту дату, он может сказать, что "Mortal Kombat" для ребятни девяностых был примерно тем же, что "Minecraft" для школьников 2000-х или игра зарница для советской молодёжи, в зависимости от того, с кем этот летописец говорит. Конечно, девяностые - это не только "Mortal Kombat", а "Mortal Kombat" - не только девяностые, но "комбат", как может сказать тот же летописец, был и есть неотъемлемой частью того десятилетия. Начиная с девяностых "комбат" в разговорном русском стало означать не только командира батальона, но и саму франшизу "Mortal Kombat" в целом, с аналогичным ударением.
На момент выхода "Смертельной битвы" франшиза "Mortal Kombat" ещё поднималась на пик своей популярности, чтобы взобраться на него в году этак девяносто седьмом. Но именно фильм "Смертельная битва" популяризовал теперь уже знаменитую путеводную "комбатовскую" мелодию "Techno Syndrome (Mortal Kombat)" в исполнении группы "The Immortals". Судьба распорядилась, чтобы я, хоть и с переменным успехом, сыграл почти во все части игр "Mortal Kombat" до "UMK3" включительно, вплоть до заката популярности серии в конце 90-х. Само собой кассета с фильмом "Смертельная битва", хоть и прокатная, не замедлила оказаться у меня на пару дней. При тогда ещё слабо развитом интернете, то есть в отсутствие ютубовских трейлеров, рецензий и скриншотов, не говоря уже о киносайтах и торрентах, начало просмотра каждого кассетного фильма, а особенно основанного на играх "Mortal Kombat", было своего рода погружением в неизведанное. После страшноватого сюрприза в виде черепа Шанг Цунга во сне Лю Канга, я увидел достаточно стандартную для тогдашних видеокассет английскую надпись о запрете копирования и подобных юридических псевдоугрозах, возникшую на зелёном фоне просыпания Лю Канга. Актёры и костюмы оказались именно такими, какими я их подсознательно хотел бы увидеть, на практике даже лучше, чем в самой игре. Рейден оказался по-своему уникален, ибо во всех последующих экранизациях он уже не будет харизматичным седовласым божеством. А восточная внешность играющей Китану Талисы Сото подчёркивала дух восточных единоборств "Смертельной битвы", вкупе с Лю Кангом и Шанг Цунгом. При этом оказалось, что Китане необязательно носить синий пландж, ботфорты и даже маску, а Соня Блэйд может успешно заменить военный прикид на ромпер в бою с Кано. Такие эпизоды "Смертельной битвы", как бой Джонни Кейджа со Скорпионом или Лю Канга с Рептилией - это в некотором роде кивок в сторону реалистичной анимации игры "Mortal Kombat 3" (на тот момент самой новой в серии), которая, как ни парадоксально, превосходит аналогичный аспект современных частей, где персонажи передвигаются, словно на роликах и прыгают, как с трамплина. В свою очередь почти каждый спецэффект в "Смертельной битве" - продукт штучный, демонстрировавшийся индивидуально, со своим отведённым ему отрезком времени, практически вровень с удивлением, которое тот или иной паранормальный финт мог бы вызвать в реальной жизни. Можно в этом плане вспомнить превращение старого режиссёра обратно в Шанг Цунга, создание Саб-Зиро ледяного шара для броска в противника, прорезывание адского метательного куная из ладони Скорпиона, гибель Рептилии или внезапный огненный шар Лю Канга в финальной схватке, словно рождённый гневом и местью за младшего брата. Это заметно контрастирует с современным стилем блокбастеров разных стран, когда в одну минуту пытаются втиснуть максимальное количество спецэффектов, производство которых теперь поставлено на поток. Но в ту эпоху была, по-видимому, достигнута золотая середина использования компьютерной графики, когда спецэффекты почти сливались с реальностью, и в этом смысле можно ещё вспомнить "Терминатор 2: Судный день". Иначе увидели бы вместо реалистичного аниматронного Горо его компьютеризированную версию или, например, Шанг Цунга, метающего файерболы направо и налево.
Примерно в тот же период я обзавёлся кассетой с саундтреком к "Смертельной битве". Музыкальная аранжировка и саундтрек стали своего рода комплементарной составляющей визуальной части фильма, слившейся с ней как инь и янь. Это не были стереотипные вариации ударных инструментов во время острых моментов и мелодраматичная духовая музыка во время печальных эпизодов. Почти каждый трек "Смертельной битвы" был уникален, но стилистически подходящим, причём львиная их доля проигрывались при почти полном отсутствии посторонних звуков и шумов, как например "A Taste of Things to Come" во время показательной битвы Саб-Зиро или "Halcyon On and On" после финальной битвы Лю Канга и Шанг Цунга. И лишь относительно недавно я узнал, что трек "What U See/We All Bleed Red" - это на самом деле маленький отрезок, повторяемый несколько минут. Свою лепту на прокатной кассете внёс закадровый переводчик, голос которого ещё напоминал тот перестроечный и раннероссийский дубляж, чего стоила одна почти что михалёвская фраза Шанг Цунга ""Ты - дурак!" в адрес Лю Канга под конец фильма. Хотя Алексей Михалёв уже не застал выход "Смертельной битвы", думаю, его перевод этого фильма стал бы бесценным.
На фоне многих блокбастеров 21-го века "Смертельная битва" не увядает ещё и благодаря характерному общему стилю кинематографа девяностых. Экранизации франшизы "Mortal Kombat", возникшие после "Смертельной битвы", лишь упрочнили позицию дебютного фильма в каноне и только мини-сериал "Смертельная битва: Наследие", на мой взгляд, стоит вровень с первым фильмом. При современной моде штамповать пресные продолжения раскрученных франшиз вроде нового "Терминатора", с 1997 года никто так и не решился взяться за новую полнометражную экранизацию "Mortal Kombat", хотя вышла уже десятая часть игры. И вполне возможно, не просто так.