Аннотация: Авторские впечатления о двигателе торговли девяностых.
Перефразируя известное выражение, о рекламе либо плохо, либо ничего. В плане телевидения, пожалуй, единственным исключением является реклама конца 80-х и всех 90-х. Собственно, это было время, когда даже телевизионная реклама была запоминающейся, не говоря уже о бесконечных оригинальных мультфильмах, фильмах и т.д. Нынешняя ширпотребная реклама, на мой взгляд, отчасти является результатом того, что капитализм встал на рельсы и почил на лаврах, тогда как молодая рыночная экономика тех лет стимулировала креативное мышление. От России не отставала и Америка. Именно тогда рекламу можно было действительно назвать двигателем торговли, хотя красивая реклама ещё не гарантирует покупку. Как бы то ни было, реклама тех лет по праву вошла в историю, пускай и не в школьную.
Креативность рекламы 80-х и 90-х основывается не только на сексапиле и наличии сюжета, а ещё и на самосатире, которую нынешние рекламщики посчитают крамольной для своего товара. В этом плане достаточно вспомнить рекламу водки со знаменитой фразой "Ты кто? Я - Белый Орёл!" и многосерийные ролики "МММ" с Лёней Голубковым (тут-то, пожалуй, можно констатировать, что даже реклама "МММ" обошла большинство современных реклам). Из этой же серии - чуть менее известная реклама журнала "ТВ Парк" (со свёрнутым в трубочку журналом и пляжными женскими попами, "если посмотреть на юг") и уж совсем забытая реклама фирмы "Партия" со слоганом "вне политики, вне конкуренции" и с похожим на упыря длинноволосым мужиком, чей вид подчёркивала музыка из "Carmina Burana". К слову, сейчас уже трудно представить себе рекламу, где, скажем, жвачка "Wrigley" преподносится как "жвачка со стрелкой", но в девяностых это было именно так. А небезызвестная реклама водки "Распутин" разъясняла принцип голографической наклейки. При всём этом тогдашняя реклама смотрелась нашим поколением ещё и потому, что скоро после ней должны были начаться мультфильмы (например, ту же рекламу "жвачки со стрелкой" показывали перед "Настоящими охотниками за привидениями"). Отдельно можно вспомнить рекламу солпадеина с лучником и слоганом "Солпадеин - мощное оружие против боли, бьющее точно в цель" и рекламу телевизора Мицубиси "Чёрный Бриллиант". Сейчас уже немногие припомнят, что Мицубиси, кроме автомобилей, производил ещё и телевизоры.
Креатив в широком смысле начинался с мелкокалиберных реклам вроде "Ментоса" (где, например, девушка, сломав каблук, отламывала второй и находила "свежее решение") и заканчивался таким крупным калибром, как банк "Империал" и банк "Славянский". При этом реклама банка "Славянский" была познавательной ещё и в литературном плане, цитируя, например, стихи Мандельштама. В девяностых вышла также нынче забытая реклама Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, та самая, где под антивоенную песню "Where Have All the Flowers Gone" реконструировалось детство знаменитых людей (Эйнштейна, Нади Команечи и др.), после чего сообщалось, что все они когда-то были беженцами. Схожий эмоциональный мотив был даже в рекламе фруктовых ирисок "Fruittella", где пацан улыбается отцу в зеркале заднего вида. Креатив достигал той степени, когда зритель в хорошем смысле этого слова уже не обращал внимания на то, что, собственно, рекламируется. Так было, например, с рекламой джинсов "Джордаш" и лишь её русская версия с фразой (если память не подводит) "в них выросла вся Америка, ты встретишь их на дискотеке, на улице и в ресторане" поясняла, что к чему. При этом смысл по-крайней мере одной рекламы той эпохи ("Стиморола" с девушкой-полицейским, которая дала задержанному телефонный номер своего однофамильца-напарника) я понял лишь спустя несколько лет.
В нынешнее время можно заметить, что до уровня рекламы 90-х дотягивают лишь отдельные экземпляры, вроде рекламы "Лексуса" с балериной Тамарой Роха, а в плане серий - рекламы дезодоранта "Axe" ("Axe Peace", "Lynx Axe" и "Axe Effect" с девушками с мужским мышлением). А ведь было время, когда банки ассоциировались с рекламой "Империала", а не с ипотекой и кредитами...