Токарев Алексей Викторович : другие произведения.

Три меры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хотелось подвести некоторые итоги...


   Три меры
  
   "Я исходил из задачи помощи в писательском деле. То есть, не нарушая индивидуальность, подправлять, подстраивать. Есть в радиоэлектронике элемент - триммер, предназначенный подстраивать некоторые схемотехнические характеристики цепи, в которую включен. Вот такая ассоциация".
   Олег Глижинский
  
   "Наши Феи истинно женственные, с компиляцией лучших проявлений именно женского - верность, материнское тепло, любовь в высшем ее понимании, такт".
   Райдо Витич
  
   "Триммера" - три меры... Труд, терпение, талант..."
   Эти три понятия стали основными для организаторов и судей конкурса.
  
   29 января 2011 года судьба подкинула мне очень неприятный сюрприз! В этот день меня увезли на "скорой" и через пару часов я уже лежал на операционном столе. С того света врачи меня вытащили, но вот все мои планы накрылись начищенным до блеска медным тазом.
   Большая часть задуманного была важна только для меня и могла подождать, но... один пункт в списке "неисполненное" тревожил меня не на шутку, и от этого беспокойства ничто не могло меня отвлечь.
   Этим пунктом стал финал конкурса "Триммера - 2010".
  
   ***
  
   Третий год, с самого основания, я "работаю" судьей на этом конкурсе. Круг моих обязанностей достаточно расплывчат, но основной обязанностью остается одно - прочитать романы, которые вышли в финал конкурса, выставить им оценки и написать рецензии на каждый из этих романов.
   Первый, 2008-го года сезон... Все в новинку, что для конкурсантов, что для организаторов и судей. Но проявились и первые трудности.
   До этого я участвовал в нескольких конкурсах рассказов - судил их, писал обзоры... Но этот опыт мне мало пригодился. Слишком разные уровни...
   Чтобы прочитать романы, требовалось только терпение. Тут все просто - роман не всегда приходился по вкусу судье. Приходилось терпеть, чтобы дочитать до конца. А потом еще и разобраться, что вообще хотел сказать автор?
   Потом пришла пора потрудиться - написать рецензии на каждый роман, да не просто "отписаться", а понять - зачем был написан данный текст, что в нем хорошо, а что плохо?
   Ну и таланту нашлось место - а как иначе написать хорошую рецензию?
   Первый год очень помогала новизна и, когда конкурс закончился, мы вдруг поняли, что "Триммера" не может быть явлением одноразовым. Нет у начинающих романистов другого места, где бы их творчество могли оценить достаточно непредвзято.
   Не знаю, как для кого, но сезон 2009 года для меня оказался довольно тяжелым. По большей части это было связано с личными обстоятельствами. Усталость от работы, неудовлетворенность в творчестве и очень холодная зима... И первым романом из финальных оказалось нечто, чему я, при всей своей снисходительности, поставил очень низкую оценку и написал разгромную рецензию... А потом долго отбивался от сборища девиц, которым этот роман казался чуть ли не шедевром.
   Личное смешалось с общественным в жуткий винегрет, который в разы осложнил мою работу над финалом "Триммеры - 2009". И воспоминания об этом сезоне у меня не самые лучшие...
   Когда я начал работу над финалом "Триммеры - 2010", ничто не предвещало будущих неприятностей. Я успел прочитать и оценить пять романов и только один показался мне недостойным финала.
   И тут "скорая", больница, операция...
  
   ***
  
   До этого момента больничная жизнь тянулась очень медленно. Разнообразили ее только процедуры да визиты родственников... За окном снег летит... Серость и скука.
   А потом в больницу принесли ноутбук...
   Но вот ведь странно!
   У меня на компе пара сотен гигов текстов, фильмов, музыки, игр и прочего. А потом еще и "свисток" принесли!
   Развлекайся - не хочу!
   Меня хватило недели на две... А потом развлекуха мне резко надоела!
   Вернулось ощущение пустоты, зряшно проведенного времени. Так бы оно и длилось, и длилось... если бы я не вернулся к работе. Это меня спасло от тоски - самого страшного врага, когда надолго заболеваешь. Так я постепенно из больного превратился в литератора, который, по недоразумению, застрял в больнице.
   День сразу как-то съежился, время от подъема до отбоя стало пролетать в один миг. Думать о болячках стало некогда. Не, они никуда не ушли, но жить сразу стало легче.
   Но...
   Больше чем на месяц я оказался выключенным из общественной жизни. Надо было как-то догонять... Без меня закончился финал "Триммеры - 2010". Было жутко обидно - ведь мои оценки могли сделать победителем другого финалиста. Но что было, то было! После драки кулаками не машут.
   Что ж, не повезло! Можно бы и забыть о "Триммере" до начала следующего конкурсного сезона. Никто бы и слова не сказал, уж больно весомая и уважительная причина у меня оказалась.
   Забыть... Забить...
   И вдруг я обнаружил, что читаю очередной финальный роман и пишу на него рецензию.
   Должен? Обязан?
   Вряд ли эти слова могли заставить меня вернуться к этой работе (у меня хватает и иных проектов). Тут что-то иное...
   Например, то, что авторы ждут моих разборов. А уж в этом я убедился еще по финалу "Триммеры - 2009".
   Но в больнице я об этом не думал. Просто читал и делал свое дело. К слову сказать, меня уже выписали, но я продолжаю работу над очередным романом.
   Это уже вошло в привычку! Как-то само собой разумеющимся стал такой пустячок, как отпуск в январе, чтобы ничто не мешало судить финал конкурса. Плюс всяческая текучка, которую приходиться решать по ходу дела.
  
   ***
  
   Еще до того как появилась на свет "Триммера", жизнь постепенно начала отвращать меня от участия в литературных конкурсах.
   Я до сих пор не понимаю, что тогда случилось, но меня перестало удовлетворять качество конкурсных рассказов. И разбор иного из них доводил меня чуть ли не до депрессии, превращался в добровольную пытку.
   И тут пришло письмо с предложением стать судьей нового, только что организованного конкурса со странным названием "Триммера"!
   Мне до сих пор не совсем понятно - почему я согласился?
   Может быть, сработало то, что до этого я сам нарывался писать рецензии и обзоры. А теперь мне это предлагали... И мне стало интересно - справлюсь ли?
   До этого, на моей памяти, на СИ проходил всего один конкурс романов, под названием "Серебряная стрела". Но он прошел, продолжения не имел, и дело заглохло.
   При этом конкурсы рассказов шли своим чередом, а "бедные" романисты варились в собственном соку, не имея даже завалящей площадки для предъявления своих работ на суд почтеннейшей публики. А тем из романистов, кто желал публичности, оставалось только тратить уйму времени и сил на активный пиар, чтобы привлечь внимание к своему творчеству.
   И такой площадкой предполагалось сделать именно "Триммеру". И как в этом не поучаствовать? Тем более, что я как раз по романам и специализировался.
   Конечно, все мы немного мазохисты!
   Как только начинается конкурсный сезон, пахать приходится всем - и организаторам, и судьям. На преноминацию "Триммеры - 2010" было подано 65 романов. Каждое произведение требовалось прочитать и оценить, чтобы отобрать тексты, годные для участия в самосудном этапе. Отборочный этап длится двадцать дней... Этот этап самый сложный из трех - как не выплеснуть ребенка, вместе с водой? Как в такие сжатые сроки суметь оценить качество текстов и их соответствие теме конкурса? Основная нагрузка на отборочном этапе падает на организаторов (иногда присоединяются добровольцы из судей, но их немного) и как они с этим справляются для меня до сих пор загадка! Но, тем не менее, они это делают уже третий год и не жалуются на трудности со зрением...
  
   ***
  
   В больнице много свободного времени. Заниматься чем-то одним быстро надоедает и поэтому, кроме дел судейских, я занялся историей конкурса. Так появилась на свет эта статья.
   Но она выглядит явно однобокой, ибо я не присутствовал при зарождении идеи, не принимал младенца, когда он появился на свет, и вообще стал одним из многих, кому сообщили о рождении ребенка и предложили стать опекунами и воспитателями. Согласились немногие. Кое-кто отсеялся по пути... Жаль... Но ребенок жив, и наша команда по прежнему отвечает за него!
   И вот, чтобы узнать - как оно все начиналось - я начал "пытать" оргов и судей, чтобы они вспомнили о событиях первой половины и середины 2008 года.
   Ой, как они этому сопротивлялись! Твердили, что ничего помнят, да и времени слишком много прошло... И прочее, прочее, прочее...
   Самым памятливым и говорливым оказался главный идеолог и организатор конкурса Райдо Витич.
   Вот, что он ответил на мою просьбу вспомнить - как оно все начиналось:
   "Не помню, когда торкнуло, но не летом, точно. Холодно было еще, как бы не февраль. Я как раз познакомился с операционной как пациент. Хреново было-о-о... Полный аут! Депресняк!
   И это совпало с ощущением застоя в литературе...
   И разочарование от издателей...
   Без литературы никак, а писать - смысл? В стол, в стол, в стол? А сколько авторов оказалось том же положении? Они уходили, и литература теряла талантливых людей. А новое племя предпочитало писать про ведьмофф от потолка. Ведь другого они просто не знали. Курсов-то романистов нет, да и не каждый захочет маяться с чтением и разбором чужих романов. Романисты отдельный народ. Кинутый - сам по себе. Кто выбился - забил брата младшего фейсом оф тейбл, особенно если соперник - автор с явным творческим потенциалом -- какой уж помочь, подсказать.
   Как помочь выбиться новичкам?
   И тут, вдруг оказалось, что я не один ищу выход из тупика.
   Так мы пересеклись с Vi и Олегом (О.М.Г.).
   И решили мы, что нужно создать конкурс для забытой части авторов - романистов, конкурс, который бы помогал им, а не закапывал, конкурс который бы стоял на стороне литературы, а не макулатуры, чтоб человеческое было выше судейского. Чтоб помогать, выявлять таланты и содействовать им, а не топить.
   А что для этого нужно? Собрать честных людей, работающих в разных направлениях литературы, на которых можно положиться, в которых сошлись лучшее человеческие качества с опытом.
   В общем - тех, кто не станет подтасовывать и тянуть своих, тех, кто объективен, а не пристрастен, тех, кто влюблен в литературу, а не в себя.
   Конечно душа этого детища - Vi, бессменный модератор конкурса. И Олег Глижинский - главный реализатор проекта. Правда никто из нас тогда не думал, что будет то что есть сейчас. И не было бы, если бы не вы все. Любая идея успешна, если грамотно и верно подобрана команда. Если люди в ней не равнодушны и сплочены одной идеей.
   Ну и понятно, случилось что случилось. Первый же год показал, насколько нужен этот конкурс. И конкурсанты сами просили продолжения. И мы продолжили. И стало ясно, что грех не развиваться, и нужно подниматься и идти дальше.
   "Триммера" - это прецедент и маяк для многих. Это оранжерея для талантов. Сейчас созданы литсеминары, где учат ваять по шаблону нужные издателям штамповки. Но в них нет и не может быть души, и от этого теряет литература, теряет культура, а без нее народ мертв. Поэтому у нас с вами миссия сохранить литературу и культуру, пусть в маленьком слое, но сохранить. Для потомков. Чтоб и они могли читать книги с душой и смыслом и учиться на лучшем, а не на том, что Маня пошла за Ваней, чтоб разделить власть над миром и аминь".
   Искренне сказано! И вот тут, неизбежно вспоминаешь, как начинали известные американские (и не только американские) писатели-фантасты. Их не устраивало качество и сюжеты публикуемых книг. И они начинали писать так, чтобы реализовать идеи, которых не могли найти у известных тогда авторов.
   Так получилось и с "Триммерой"! Она возникла из ощущения пустоты, которой оказались окружены романисты на "СИ", которым негде было встретиться, чтобы обсудить произведения друг друга, поучиться на чужих ошибках, узнать нечто новое и не изобретать велосипед.
   Но постепенно народ разговорился, и удалось узнать чуть побольше...
   Феечка Vi: "На тот момент я и Олег уже были знакомы с "кухне" конкурсов рассказов. Крупные же формы вызывали опасения - найдутся ли судьи? А на самосуде достаточно ли времени на прочтение? Создали Правила, учитывая эти многие особенности. После оглашения конка нашлись скептики, но многие обрадовались возможности поучаствовать. Крайне редко проводятся конкурсы крупных форм ввиду вышеописанного. Меня лично всегда огорчало, что так много комментируют стихи и другие малые формы, постоянно коммы мелькают на СИ в "бороде", а романы и читают мало - объём-то!- а если прочёл и откоммил, комм тут же вытесняется из "бороды" стихами. И стихи важны, и не всегда пишутся за вечер, но... чаще всего. Неплохо было бы сделать несколько "бород" по жанру. Ну эт я о СИ. А конк начал жить. Было трудно, но интересно и дружно".
   Евгений Щукин: "Насчёт "легко" не уверен. Но дело вы задумали большое. Искренне надеюсь, что эксперимент завершится успехом. А то всё рассказики да рассказики...
   Я помню, как Ви написала че-то типа: "организуется конкурс романов. Я тебя порекомендовала. Райдо зашел на твою страницу, посмотрел. Ты ему очень понравился. Ну, как настроен участвовать?"
   "Что надо делать?"
   "Судить романы"
   "Только судить? Я больше не потяну: еще ж конкурс на СТ будет"
   "Только судить"
   И я пошел на "Триммеру"!
   Все разговоры о смысле конкурса - прости меня, Райдо, - пропускал мимо ушей, ибо внутри сидело четкое разделение: организаторам - свое, судьям - свое".
   Павел Комарницкий: "Интересный почин, прямо скажем, - провести конкурс среди романов. Я как раз поклонник крупных форм. Повесть лучше, чем рассказ, роман лучше, чем повесть. Я вообще с глубокой симпатией отношусь к строителям рОманов, ибо на своём горбу знаю, какой это труд".
   Вознесенский Вадим: "Обратилась Фея. Команда для меня была незнакомой, да я вообще на СИ кроме самосудов ничего не судил, вроде. На Литсовете - да, жюрействовал, каюсь, а на СИ всегда себя позиционировал представителем противоположной стороны. Да никто и не приглашал на "эту". Ну да, имелось у меня в 2008-м несколько побед в сишных конкурсах, но в целом - никаких заслуг перед местной тусовкой. Скорее наоборот - репутация скандального клиента. Надеюсь - ничего не изменилось. В плане репутации. В общем, когда предложили, я особо не размышлял - читать рассказы на самосудах СИ мне поднадоело, а с Литсовета меня выперли со сносом раздела. А ведь я только созрел тогда до того графоманского уровня, когда хочется делиться мудростью с подрастающим поколением. Вот и влип".
   Логут Мария: "Сначала? Когда получила письмо, подумала, что это ошибка. Потом с Фееечка подтвердила. Ну...Подумала я, прочитав список- не страшно. Хотя очень не люблю судить. Не в том смысле, что боюсь ответственности, нет. Просто ставила себя на место конкурсантов и понимала, что это так больно, когда тебя не хвалят. Но...Если уж полная порнография- значит так оно и есть. Нравится это автору или нет... Я долго колеблюсь, прежде чем выложить свое мнение, не считаю себя истиной, она, как известно между там и между тут. Все время боюсь обидеть, но все же пишу, что думаю. Но судьей мне быть очень тяжело, хоть и приятно работать в команде. Потом втянулась, и как-то пошло. "Триммеру" воспринимаю как газонокосилку и это не стеб, это правда. Режем ведь???".
   Сколько людей - столько и мнений. Каждый пришел на конкурс своим путем и, если сравнивать нашу деятельность в реальной жизни, многих из нас разделяет огромная дистанция... И какие точки соприкосновения могут быть между мной - работягой из далекого сибирского города и подполковником милиции из Минска, Вадимом Вознесенским? Но ведь нашлись! Ибо, в нашей частной жизни, оба мы служим Его Величеству Литературе. А соединила нас именно "Триммера"! Которая дает нам всем ощущение, что мы живем, а не существуем ради денег и карьеры.
  
   ***
  
   Одним из самых важных вопросов любого конкурса - как награждать победителей?
   Конкурсы в Сети всегда четко делятся на корыстные и бескорыстные.
   Точнее сказать - коммерческие, к ним можно отнести и те, победители которых публикуются в каком-нибудь массовом издательстве и неважно - печатном или электронном. Тут победители получают либо гонорар, либо денежную премию. Иногда, сразу то и другое в одном флаконе.
   И некоммерческие, в которых люди участвуют, что называется за "спасибо". Материальных выгод победа в них не дает. Только моральное удовлетворение и право повисеть на главной странице того же "СИ".
   Что же могли предложить будущим победителям организаторы "Триммеры"?
   Издать роман-победитель?
   Э-э-э... не было у них для этого никаких возможностей.
   Денежный приз?
   Но не нашлось, ни одного мецената, который бы дал на это денег. А орги не миллионеры, чтобы самим делиться деньгой с победителями конкурса.
   Ограничиться моральным удовлетворением? Не выход для победителей престижного (а каким еще мог задумываться конкурс романов?) мероприятия.
   Роман не рассказ. И простое "спасибо" за труд, длиною в несколько месяцев, а то и лет. За пот, нервы, время, энергию, вложенные в текст... Одной благодарности за это как-то маловато... не по-людски.
   Пришлось искать нечто среднее. Так родилась идея вручать за победу специальные призы. Но что может стать знаком признания успеха автора?
   Эта проблема обсуждалась довольно долго. Ведь надо было как-то выделиться из общей массы и с призом. Раз уж и так конкурс заранее заявлялся как некое новое явление на "СИ".
   Так призами "Триммеры" стали авторские куклы англичанки Кристиан Хаворт. Ее творчество вообще явление любопытное. Она и скульптор малой формы (кукол делает), и художник - у нее множество великолепных рисунков. И декоратор, и постановщик, и... и... и... Но при этом ее творчество обращено в прошлое - в век 19-й, в викторианскую эпоху, наиболее благополучную для Британской империи. Я специально сравнивал ее работы с творчеством художников того времени - очень похоже по стилю, по образу мышления.
   Можно считать, что она возродила викторианский гламур, но талант спас ее работы от подражания в ширпотребе. Сейчас появились художники, которые работают в том же стиле, но дистанция между ними и Кристиан слишком велика, и до нее им ой как далеко!
   А вот как о ней рассказывается на ее же сайте (перевод достаточно вольный):
   "Родилась в скромном селенье Ланкшира (Англия) девочка. На духмяных полях и холмах играла и слушала песни, и сказки о народце, что жил близ Блэкборна, ее родного города, народца чудного и чудящего, в дни ярко светящей луны слетающегося в хороводы вокруг спящих детей. И видно так часто Кристиан посещали феи, полюбив ее, а она их, что в 6 лет девочка начала рисовать, да так, что сомнений не было - художница растет. Правда занималась девочка еще и балетом, но пошла уже девушка Кристиан Хаворт Вулверхэмптон - в колледж искусств и получила ученую степень по иллюстрации. И работала после, и творила, воплощая в жизнь воспоминания детства - прекрасных фей и ангелов- хранителей, малышей и животных. И рисовала она их, и статуэтки создавала, и иллюстрации. Оценили чудо Кристиан в 80-ых, и с тех пор ценят ее работы как золото, и гремят выставки и имеют широкий успех, и каждый знает о ней и каждый гадает, глядя на статуэтку от Кристиан - в чем чудо этого одухотворенного лица, загадочной улыбки Монны Лизы. Что таится за взором феи или ангела, о чем думает и ... не очнется ли в светлую лунную ночь, чтоб пройтись по квартире и склониться над детской кроваткой, чтоб нашептать прекрасный сон ребенку, над ушком спящей мамы, чтоб улыбнулась во сне, и сядет на плечо папы, чтоб продиктовать следующие строки в той книге, над которой он работает....
   Никому не дано постичь загадку живых застывших фигур, как не дано постичь законы бытия, сколь ни пытайся. Но в девяностых у нас уже были и рождественские открытки от Кристиан Хаворт, и рождественские выставки со всей атрибутикой, трогательной, несущей ауру детства и преддверия чуда.
   Сейчас Кристиан и ее работы известны всему миру. В 2003 именно Кристиан пригласили на разработки костюмов для хореографии Ковент-Гарден Королевский балет "Золушка" в постановке сэра Фредерика Аштон".
   Ее работы уникальны и стоят сейчас бешеных денег, но, к счастью, феечек и ангелов (так называются серии кукол, которые она создает) выпускает ограниченными сериями сувенирная компания "Леонардо коллекцион". Сами фигурки делают из высокопрочного пластика, а потом расписывают вручную.
   А вот что рассказал Райдо Витич о том как феечки Кристиан Хаворт стали призами "Триммеры": "Про призы оно само встало. Ну и... раз конкурс неординарный то и призы должны соответствовать. Феи сами на ум пришли. Я первые фигурки давно увидел, собирал. Лучшего приза не придумалось. Они - не просто произведение искусства, а лучшее произведение, которые мы искали. Статуэток много, но в том и суть - других таких нет. Они единичны. В них жизнь, одухотворенность, тайна, которую можно разгадывать вечно, как разгадывать тайну рождения таланта и нового романа. И у каждой есть живая аура, нрав и каждая возбуждает свои чувства. Они прекрасны, вечны, но ... мифичны, как сегодняшняя литература. И авторы похожи на них, сам процесс творения - ранимость, хрупкость, тонкость восприятия и красота внутренних миров. Как можно зачитываться и перечитывать шедевр бесконечно, так бесконечно можно смотреть на фею. Она, по сути, муза для достойных, талисман, способный позвать разгадать ее тайну и оживить застывшую волшебницу уже в книгах".
   В России работ Хаворт почти нет, поэтому Райдо заказывает их в Англии. Хочу подчеркнуть - за свои деньги! И сумма получается не такая уж маленькая.
  
   ***
  
   Конкурс продолжает жить. Уже объявлена тема "Триммеры - 2011". Четвертый сезон продолжается работа нашей команды. Преодолели несколько внутренних кризисов, когда всерьез существовала опасность распада. Но слова - словами, а дело - делом. И именно дело помогло нам не разбежаться. Хотя потери все-таки были.
   Что будущее нам готовит, то неизвестно. Но в рамках одного портала нам стало тесновато. "СИ", конечно, самый крупный из подобных сайтов, но мы решили дать шанс на известность и другим начинающим.
   Так родился наш сайт. Сначала в виде голой идеи. Ее очень долго обсуждали, крутили, вертели, рассматривали со всех сторон. Потом идея получила скелет, начала обрастать плотью - это вызвало еще большую дискуссию на тему как оно должно выглядеть. Ну и прочее, прочее, прочее. Иной раз казалось, что такое обилие слов похоронит будущий сайт, не дав ему родиться. Но нет! Мы продолжаем двигаться вперед! И все-таки дожили до собственного сайта. Вышли с "СИ" в просторы Интернета.
   Так начался новый этап нашей жизни. И мы надеемся на лучшее!
  
   ***
  
   Полный список победителей трех прошедших "Триммер". Такой маленький бонус...
   Триммера - 2008.
   Тема конкурса: "Великая цепь событий"
   Победитель в номинации "Приз Читательских Симпатий" Комарницкий П.С. и его роман "Исполнитель"
   Победитель финала:
   Дроздов А.Ф. "Денарий кесаря"
   Победитель в номинации "Симпатии Жюри и Организаторов" Stashe и её роман "Кайорат"
   Триммера - 2009.
   Тема конкурса: "Истинные Ценности"
   Победитель в номинации "Приз Читательских Симпатий": Комарницкий П.С. и его роман "30 июня"
   Победитель финала:
   Матюхин А. "Северное сияние ее глаз"
   Победитель в номинации "Симпатии Жюри и Организаторов": Долгая Г.А. и её роман "Грани Кристалла"
   Триммера - 2010.
   Тема конкурса: "Через тернии к звёздам"
   Победитель в номинации "Приз Читательских симпатий" Северная Н., роман"Клеопатра".
   Победитель в номинации "Симпатии Жюри и Организаторов" Петров-Одинец В.А., роман "Лабиринты Гипербореи"
   Победитель финала конкурса:
   Ролдугина С. с романом "Ключ от всех дверей".
   Вот они - девять победителей. Но это только самая верхняя часть айсберга. В "Триммере", ее основной части и во внеконкурсе приняло участие где-то сотни три романов. Конечно, не все из них, но многие удостоились внимания разнообразных критиков. Кого-то ругали, кого-то хвалили... Но то, что это стало хорошей школой для авторов, признает большинство конкурсантов и, поэтому большая часть из них готова вернуться к нам со своей новой работой!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"