Токуров Михаил Владимирович : другие произведения.

Линия жизни (4 серии)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Первая серия

Действующие лица

Павел Александрович Кадочников - генерал-лейтенант Союзной Службы Безопасности (ССБ) в отставке
Екатерина Симонова - его дочь, деловая женщина
Лена - дочка Екатерины
Борис Сергеевич Никеев - старший лейтенант ССБ
Ирочка Хомина - студентка МГИМО, девушка Бориса
Аламхон Ахмед - студент МГИМО из Южного Таджикистана
Константин Кащеев - лейтенант ССБ
Тигран Оганесян - старший лейтенант ССБ
Василий Петров - капитан ССБ
Председатель ССБ

Пролог

Панорама - солнечный летний день, опушка леса, высокая зелёная трава, много полевых цветов. Тишина, нарушаемая только шелестом травы под дуновением лёгкого ветерка и стрекотанием кузнечиков.
Голос за кадром (медленно, говорит актёр, который играет Павла, камера при этом отъезжает назад) От чего зависит наша судьба? От Бога? От случая? От нас самих? А может быть, всё предопределено заранее и нам дано только читать одну за другой страницы кем-то уже написанной книги? (в кадре появляется плетёный стол, на котором лежит раскрытая книга в твёрдом переплёте, ветер перелистывает страницы одну за другой) Будущее приходит на смену прошлому с точностью часового механизма. А что произойдёт с миром, если между его шестерёнок попадёт песчинка? Только одна песчинка? Одна непредвиденная случайность, чтобы мир стал другим!
Изображение на долю секунды раздваивается, потом соединяется вновь. Камера наезжает на книгу, на открытой странице стилизованный под карандашный рисунок кадр из военной кинохроники - немецкие солдаты ломают польский пограничный шлагбаум.
Голос за кадром (тоном диктора Левитана, изображение на рисунке оживает) Первого сентября 1939-го года началась Вторая Мировая Война. Германские войска вторглись в Польшу и оккупировали её, разгромив в течение месяца с небольшим польскую армию. (по ходу повествования страницы перелистываются, на них - горящие дома, самолёты, сбрасывающие бомбы, парад вермахта в Варшаве). Англия и Франция объявили войну Германии (речь Чемберлена в Парламенте). Советский Союз подписал с Германией договор о ненападении, но сохранил нейтралитет (Молотов с Риббентропом подписывают договор). На Западном фронте сохранялось затишье, получившее название "странная война" (улыбающиеся французские солдаты на линии Мажино). На Севере началась война СССР и Финляндии, известная под именем "зимней" (кадры хроники финской войны, в числе прочих - тушение горящих развалин дома в Хельсинки). Советской стороне долго не удавалось достичь решающего успеха, но и финская сторона не имела шансов на победу. Поэтому в Стокгольме начались переговоры о заключении мира. С советской стороны их вела Александра Коллонтай - посол СССР в Швеции (кадры с Коллонтай). В то же время командование западных союзников готовило к посылке на Скандинавский полуостров экспедиционный корпус, а также планировало атаковать с воздуха советские нефтепромыслы в Баку и Грозном (английские и французские генералы). Кто же успеет раньше - ангелы мира или вестники войны? И здесь произошла ОНА - та самая непредвиденная случайность, меняющая судьбы мира...
Изображение снова раздваивается и соединяется.
Рисунок - табличка с названием улицы "Sveavägen" на углу дома. Рисунок заполняет весь экран и превращается в немой чёрно-белый фильм, сопровождающийся треском проектора. Улица Стокгольма. По улице прогулочным шагом идёт пожилая женщина (со спины). Затем - по улице идёт мужчина в пальто с поднятым воротником, руки в карманах. Глаза целеустремлённо смотрят вперёд. Снова - пожилая женщина. Впереди видно того самого мужчину с руками в карманах, идущего ей навстречу. Он подходит к женщине, преграждает ей дорогу, начинает вынимать руку из кармана. На пару секунд крупным планом глаза - его, мрачные и решительные и её - недоумённые и удивлённые. Мужчина поднимает револьвер и два раза стреляет ей в грудь. Громкий звук каждого выстрела. Женщина падает и лежит неподвижно. Камера отъезжает на книгу - это снова карандашный рисунок.
Голос за кадром В феврале 1940 года Александра Коллонтай была убита в центре Стокгольма. Убийца сам сдался полиции. Это был почтовый служащий из Хельсинки, потерявший всю свою семью во время воздушного налёта. Такова была его месть (крупным планом - лицо убийцы) этому жестокому миру.
Мирные переговоры остановились. Чтобы заменить советского представителя, нужно было время. А его уже не было. В начале апреля экспедиционный корпус союзников высадился в норвежском порту Нарвик и вступил в Финляндию (английские солдаты на фоне норвежских скал). Одновременно английские и французские бомбардировщики подвергли бомбардировке советские нефтепромыслы (горящие нефтяные вышки). Советский Союз оказался в состоянии войны с западными державами. В этой ситуации ему не оставалось ничего иного, как принять немецкое предложение о заключении союза (Молотов и Гитлер вместе). Война вступила в новую фазу.
Порыв ветра перелистывает сразу несколько страниц книги. Слышны приглушённые звуки выстрелов, взрывов, военных команд.
Голос за кадром (после глубокого вздоха) Как это было давно... Кому теперь надо вспоминать о тех временах?... Много воды утекло с тех пор. Германия установила контроль над Европой (колонна немецких танков на шоссе), высадилась на Британских островах (немецкие парашютисты выбрасываются из транспортного самолёта, небо покрыто куполами парашютов) и вынудило правительство Великобритании эвакуироваться в Канаду (Черчилль поднимается на борт эсминца). Советский Союз занял Северный Иран и Афганистан (советские солдаты на фоне высоких гор). Но в войну вступили Соединённые Штаты (генерал Паттон смотрит орлиным взором куда-то вдаль). Советское наступление в Афганистане было остановлено (небо, полное американских "летающих крепостей"). Однако Европа была потеряна для англосаксонских союзников (немецкий офицер на побережье смотрит в бинокль на море). Сражения затихли, но война продолжалась. На этот раз - война "холодная".
Теперь иллюстрации становятся цветными.
Голос за кадром (деловым тоном) Противники были разделены океанами (американская эскадра в океане). С одной стороны - "заокеанский блок" из США и Канады, ставшей последним оплотом Британской Империи (Трумэн со своими генералами), а с другой - блок "континентальный", в который вошли СССР и Германия (советские межконтинентальные ракеты с хорошо видимыми красными звёздами). Так продолжалось долгие десятилетия.
Камера поднимается и снова показывает панораму поляны.
Голос за кадром (задумчиво) Менялись правители, менялись люди, менялись поколения. Люди по-прежнему рождаются, живут и любят, не задумываясь о высоких материях. Но иногда именно они оказываются на перекрёстке событий...
Камера опускается обратно на книгу. На цветном рисунке - Кутафья башня московского Кремля со стороны Александровского Сада. Над картинкой надпись: "Конец октября 1991 года. Москва. Александровский Сад". Рисунок превращается в цветной фильм и занимает весь экран - начинается действие фильма.

Конец октября 1991 г. Москва. Александровский Сад.

Камера опускается от Кутафьей башни вниз и отъезжает назад.Панорама Александровского Сада. Видно прогуливающихся по Александровскому Саду людей. Матери с детьми, влюблённые парочки, солдаты строем. С лотков продают сахарную вату и сладости. Камера проходит по Манежу (не забыть о движении автомобилей по улице и Манежной площади), скользит по саду с Могилой Неизвестного Солдата на заднем плане и останавливается на Гроте. Около Грота (крупным планом) стоит пухленькая шатенка с волосами до плеч в расстёгнутом розовом плаще и красном платье выше колен под ним - Ирочка Хомина. Через плечо - розовая сумочка с блёстками.
Ирочка (обаятельным голоском) ...а потом мы все с Наташей поехали в Белград. Ты знаешь, это было что-то сказочное. Боренька, зайчик, ты знаешь, какие там милые и предупредительные люди?
Камера показывает обнимающего её улыбающегося спутника - Бориса Никеева. молодого человека в белом свитере, белых брюках и белых кроссовках. Камера показывает его лицо, затем скользит вниз, показывая последовательно его белый свитер, белые брюки и на мгновение задерживается на белых кроссовках. Наконец возвращается назад, показывая Бориса и Ирочку вместе. В свободной руке Борис держит цветной конверт.
Борис Могу себе представить. И вы там так всем вашим курсом и ходили?
Ирочка Ну да, конечно. Нам там Наташа всё показывала, чтобы мы не потерялись. То есть мы всё-таки потерялись... мы со Светкой и Зильке из Ганновера. Так вот, там был такой... ну просто сказочный серб, он нас отвёл прямо на площадь, где был наш автобус. И ещё хотел подвезти.
Борис (извлекая из конверта пачку фотокарточек) Это вот этот?
Крупным планом - фотокарточка в руке Бориса. На ней две девушки целуют в обе щёки черноволосого красавца, сияющего довольством. Одна из девушек - Ирочка.
Ирочка (спохватившись) Нет, это не он.
Пробует взять у Бориса "компроментирующюю" карточку, но Борис держит её крепко и она отступает от своего намерения.
Это совсем не он! Это вообще Бошко, брат Наташи, он в Белграде вообще не был, он нам музыку делал!
Борис (пристально глядя на Ирочку, скептическим тоном) Музыку?
Ирочка (смущённо) Ну Боренька, зайчик, честное слово, только музыку для дискотеки. (жалобно) Ну какой же ты несказочный...
Борис строго смотрит на Ирочку. Та поднимает голову, явно намереваясь сказать что-то резкое. За мгновение до этого Борис перекладывает злополучную карточку в конец пачки.
Борис (опередив Ирочку) А это весь ваш этот курс?
Милан Недич []
Показывает на групповую фотографию. Разноцветно одетые девушки плюс несколько молодых людей вокруг памятника. Памятник изображает старого генерала в большом пенсне, длинной шинели и сербской фуражке. Его руки соединены и опущены вниз. Он смотрит с высоты постамента куда-то перед собой.
Ирочка (видно только фото крупным планом и её указательный палец, говорит быстро, явно стараясь "отвлечь внимание" Бориса от прокола с предыдущим фото) Вот это я, вот это Светка... ну её ты знаешь, вот это Зильке, это Ханнелора из Берлина, а вот это Софи из Штрасбурга... она ещё так странно по-немецки говорит (хихикает). Да, вот это как раз Наташа - это она как раз организовала наши курсы сербского языка. (показывает пальцами на монумент) Это площадь генерала Милана Недича, он там организовал во время войны их правительство последнего шанса или что-то там такое... В общем, спас Сербию.
Борис А этого Бошко с вами там не было?
Ирочка (возмущённо) При чём здесь Бошко? Он здесь совершенно не при чём! Это ты у Светки спроси - она там всё время с ним ходила... (спохватывается) Ой!
Секунда паузы. Замешкавшаяся на мгновение Ирочка берёт ситуацию под контроль и целует Бориса в губы. Крупным планом - её полусогнутая изящная ножка в розовой туфельке.
Боренька, зайчик, пойдём в ГУМ, ну пожалуйста!
Идут по аллее. Видно, что по бокам аллеи нет гранитных блоков с названиями городов-героев, как ЗДЕСЬ. Удаляются в направлении ворот Александровского Сада в сторону Исторического Музея. Камера показывает Могилу Неизвестного Солдата с Вечным Огнём и Почётным Караулом. На гранитных плитах надпись: "НА ЧЬЕЙ БЫ СТОРОНЕ ТЫ НИ СРАЖАЛСЯ, СПИ СПОКОЙНО".

Москва. Метро "Калининская"

Борис с Ирочкой стоят, обнявшись, на платформе в ожидании поезда. Борис уже без конверта, зато левый карман брюк оттопырен.
Ирочка (заговорщицким тоном) Боренька, зайчик, а ты можешь мне помочь в одном деле?
Борис (подмигивая) А что это за дело, Ирочка?
Ирочка (осторожно) Боренька (поглаживает Бориса по груди), ты помнишь Аламхона?
Борис (смотрит с прищуром) Это тот твой...
Ирочка (возмущённо) Никакой он не "мой"! "Мой" - это ты! (целует Бориса, приподнимаясь на носках) А он, между прочим, никак не хочет от меня отстать. Просто проходу не даёт (фыркает).
Борис (многозначительно кивает головой) Я его переубежу... не сомневайся. (с решительным видом) Когда у вас в институте конец занятий?
Ирочка (восхищённо) Ой, Боря, ты просто сказочный! Вот только...
Прибывающий на платформу поезд заглушает её слова. Когда шум относительно стихает, Ирочка снова говорит.
Вот только не надо никакого мордобития, Боренька. Это так несказочно. Лучше сделай это по-другому, зайчик.
Борис (с интересом) "По-другому" - это что ты имеешь в виду, Ирочка?
Ирочка (увлечённо) Ты, Боренька, просто позвонишь ему по телефону и скажешь, что если он не отстанет от меня, то передашь все материалы о его махинациях в прокуратуру. Он знает, ГДЕ именно ты работаешь и точно испугается.
Борис (удивлённо) Каких ещё "махинациях"? И в какую прокуратуру, раз я не имею обо всём этом никакого понятия?
Ирочка (настойчиво) Он одалживает деньги. Под проценты. Это я точно знаю - если кому нужны деньги, он их одалживает у него. А потом возвращает с процентами. Это "незаконное предпринимательство" или что-то такое...
Борис (подозрительно) Ты у него тоже "одалживала"? Раз знаешь, сообщи об этом сама.
Ирочка (возмущённо) Вот так и знала, что на тебя нельзя положиться! Борис, какой же ты совершенно несказочный!
Отстраняется от Бориса, безуспешно пытающегося её удержать.
Вот такие вы, мужчины! Всё хотите свалить на женщину! И всего-то было нужно, чтобы позвонить ему домой и ЧУТЬ-ЧУТЬ припугнуть. Он бы точно испугался и от меня отстал. А теперь... Э-эх!
Отворачивается и шагает в вагон. Борис её задерживает.
Борис (чуть взволнованно) А свидетели у тебя есть? А то если с меня потом спросят, то что я им скажу?
Ирочка (снова увлечённо) А ты ему не представляйся! Потом спросят - а ты им "а я тут причём?". Кто-то звонил, что-то говорил, а тебя там и близко не было! А что он там думал, так кому до этого какое дело? (умоляюще смотрит ему в глаза) Боренька, зайчик, я так от него устала...
Борис (обречённо вздохнув) И куда ему звонить?
Ирочка, просияв, вынимает из сумочки карандаш листок бумаги и что-то на нём пишет. Протягивает листок Борису. Тот, не глядя, кладёт его в карман брюк.
Ирочка Это его домашний телефон. Надо ему позвонить завтра вечером, сразу после занятий. А то он там долго не задержится, побежит по своим барам.
Оглядывается на открытую дверь. Из вагона доносится: "Осторожно, двери закрываются".
Ну всё, Боренька, зайчик! И не провожай меня (заходит в вагон).
Борис вскакивает в закрывающиеся двери. Прежде, чем Ирочка успевает что-то сказать, он целует её в губы. Поезд отъезжает и скрывается в тоннеле.

Подмосковье. Дача Павла Кадочникова

На большой застеклёной веранде около плетёного столика стоит плетёное же кресло-качалка. Сидящий в нём пожилой человек - Павел Кадочников, в спортивном костюме качает на коленях маленькую девочку - свою внучку Лену.
Павел (напевает, покачивая Лену на коленях) ...по ровной дорожке, по ровной дорожке (двигает коленями сильнее, так что девочка чуть взлетает в воздух), по кочкам, по кочкам, да в ямку - бух!
Разводит колени в стороны, девочка проваливается в образовавшийся промежуток и визжит от восторга.
Лена (хватает деда за грудь) Ещё! Ещё, дедушка!
Карабкается к нему обратно на колени.
Павел (продолжая её качать) По ровной дорожке...
Слышно, как открывается далёкая дверь и скрипят половицы. Слышен женский голос: "Эй, люди, куда вы все подевались?"
Лена (скакивает с дедушкиных колен) Мама! Мама приехала!
Выбегает с веранды. Женский голос: "Привет, медвежонок!". Павел облегчённо вздыхает, откидывается в кресле-качалке и начинает раскачиваться, прикрыв глаза. На веранде появляется женщина средних лет в строгом английском костюме с большой брошью на груди - Екатерина Симонова. Она держит Лену за руку.
Екатерина Привет, пап. Всё отдыхаешь?
Павел (продолжая раскачиваться) С этим торнадо седьмой степени? (ласково треплет Лену по голове) Это невозможно.
Екатерина Не преувеличивай, папа. Леночка - очень воспитанная и спокойная девочка. (Лене) Верно, медвежонок?
Лена серьёзно кивает головой.
Павел (подмигивая) Само собой, доча. Вот только кто теперь будет наводить порядок в гостиной?
Строго смотрит на Лену. Та прячется за свою маму.
Екатерина (неуверенно) А там что-то не в порядке?
Камера показывает открытую дверь веранды. Проходит через неё в гостиную. Весь пол завален разноцветными детскими книжками, подушками с дивана, куклами, плюшевыми мишками, кукольными домиками и мячиками разного размера. В середине гостиной лежит большое скомканное покрывало.
Павел (с невинным видом) Да в общем-то всё, конечно, мелочи, но было бы хорошо, если бы мама помогла навести порядок после визита своей дочки.
Екатерина (смущённо) А это обязательно сейчас? А то нам уже пора...
Пытается осторожно отступить к выходу. Павел встаёт с кресла и мягко, но настойчиво подталкивает Екатерину в сторону гостиной. Лена обречённо вздыхает и, пустив мамину руку, вытаскивает на середину комнаты большой фанерный ящик с игрушками. Екатерина, поморщившись и недовольно фыркнув, оглядывается на отца, подбирает с пола покрывало и аккуратно раскладывает его на диване.
Павел (примирительно) Зато завтра дача целиком в вашем распоряжении, барышни. Меня весь день не будет, а у вас выходной по причине траура.
Лена (усадив в ящик очередную куклу) Ура! Мы остаёмся у дедушки на даче!
Екатерина А, это из-за этих твоих похорон...
Павел (вздыхает) Да, из-за похорон.

Конец октября 1991 г. Москва. Торжественные похороны.

Камера скользит по морю траурных венков, генералам, несущим награды покойного, марширующим рядом с орудийным лафетом солдатам, потом по соратникам с траурными повызками, проходит мимо безутешных родственников затем переключается на дальнейшую процессию, всё дольше и дольше задерживаясь на лицах. Наконец, она останавливается на пожилом человеке в штатском с волевым лицом. Это Павел Александрович Кадочников. Он уверенным медленным шагом идёт вперёд, глаза смотрят прямо перед собой. Затем зрачки глаз смещаются вправо. Камера прослеживает направление его взгляда. Крупным планом (в ¼) лысый старик в штатском с траурной повязкой на левой руке, идущий среди "соратников" в одном из последних рядов - Председатель ССБ.Он чуть поворачивает голову - нам становится виден его профиль. Слегка кивает и моргает глазами. Крупным планом лицо Кадочникова - он моргает в ответ. Председатель ССБ снова смотрит перед собой, камера отдаляется от него, пропуская траурную процессию вперёд. Кадочников проходит мимо камеры и удаляется вместе с процессией в сторону Манежной Площади. Крупным планом - звезда на Никольской башне за углом гостинницы "Москва".

У Кремлёвской стены

Гроб опускают в открытую могилу. Люди в трауре молча стоят сзади. Крупным планом серьёзное лицо Павла. Сзади доносятся шёпот.
Первый голос Наконец-то умер. А то я уж думал, он навсегда, как Ленин.
Второй голос Кавказское долголетие, что хочешь...
Первый голос Девяносто с лишним лет - и никакого маразма вплоть до конца.
Второй голос И кто будет теперь, интересно?
Павел оглядывается. Камера скользит по ряду лиц: усатых, безусых, седых, лысых. Ни один мускул на них не дрогнет. Кто именно разговаривал - неясно. Павел отворачивается.
Громко играет траурный марш.

Приём по окончании похорон.

Только что окончился траурный приём в Кремле. Павел Кадочников, уже в пальто, проходит к выходу мимо нескольких, тоже уже одетых, групп беседующих между собой гостей. Он проходит мимо Председателя ССБ, беседующего с женщиной лет пятидесяти.
Председатель (слегка улыбнувшись собеседнице) ...прошу прощения, барышня ... (собеседница улыбается в ответ)
(Павлу) Загляни завтра ко мне на дачу, помянем Шефа... и вообще.
Павел (вздыхая) Да будет ему земля пухом... Буду.
Председатель (поворачиваясь обратно к женщине) Так на чём я остановился, барышня?
Мимо проходит человек лет двадцати пяти в штатском. Уважительно кланяется Председателю. Председатель кивает ему в ответ. Павел выходит. Через плечо Председателя, продолжающего беседу, виден большой портрет с траурной перевязью. В волевом лице старика в пенсне явственно угадываются знакомые черты Лаврентия Берии.

Дача Председателя ССБ

Обстановка в стиле 60-х гг. Хозяин и гость сидят на диване. Перед ними - журнальный столик со стеклянной столешницей, на нём - поднос с бутылкой вина "თვიში" ("Твиши") с чётко видным грузинским названием, тарелка с сыром и фруктами и пульт управления для телевизора, стоящего напротив. На экране телевизора видно какую-то программу о природе, звук отключён. Мужчины допивают вино и ставят бокалы на поднос.
Председатель ...всё идёт к нормализации, причём настоящей. Американцы, так их и разэдак, согласны на признание "статус кво" при символических уступках на Британских островах. Нам это, понятно, без разницы, но всё-таки интересы союзника по континенту полагается принимать близко к сердцу. Их канадские коллеги, так их и разэдак, на дыбы, но есть точные данные, что им показали, где их место. И "заокеанский" президент, даром что республиканец, летит в ноябре в Ирландию.
Павел (усмехаясь) Сразу в Северную?
Председатель (усмехаясь в ответ) Ну не настолько, всего лишь в Дублин, но это и так само по себе событие, так его и разэдак. От признания "британского Ольстера" Америка пока не отказывается, но репортаж о переговорах их главного союзника с "континенталами", да ещё и по совместительству хозяевами Белфаста вряд ли обрадует "Правительство Её Величества Королевы Великобритании, Северной Ирландии и Канады".
Павел Это бочка мёда. А где тогда дёготь? Канадцы?... то есть "британцы"?
Председатель Они, родимые, так их и разэдак. Тамошнее правительство отнюдь не спешит для дела всеобщего мира отказаться от претензий на Британские острова. Очень уж хочется вернуться на старое доброе Даунинг стрит, десять. Или хотя бы продолжить борьбу за это. По нашим данным, они готовы для этого, так их и разэдак, на уши встать. (наполняет свой бокал вином) Тебе тоже?
Павел (улыбаясь) Да, пилюли надо подслащивать.
Председатель наполняет бокал Павла.
За очередной провал наших конкурентов!
Председатель (хищно усмехаясь) От всей души им этого желаю, так их... (спохватывается)
Выпивают вино.
Итак, в Европе готовится какая-то акция, но наши, так их и разэдак, люди понятия не имеют, какая именно. Наверняка известно лишь, что командует ей... (выдерживает паузу, глядя Павлу точно в глаза)
Павел (обречённо вздыхая) Только не говори, что это снова он!
Председатель (с самым невинным видом) Именно - твой старый афганский знакомый, мистер... то есть сэр Майкл МакДугал, так его и разэдак.
Павел И что, мне опять самому за ним бегать, как тогда на Украине?
Председатель Нет, на этот раз у тебя будет помощник.
Нажимает кнопку в подлокотнике дивана.
Павел (обводя взглядом комнату) Ты никогда не меняешься. Уже лет двадцать с хвостиком, по-моему. Или тридцать?
Председатель Это называется "остановись, мгновенье". Тогда я уже был генералом, но ещё не был стариком. Так что с тех пор я не меняю ни вкусов, ни стиля, ни взглядов на жизнь.
В комнату входит человек в штатском костюме и при галстуке, тот же самый, который приветствовал Председателя во время приёма - капитан Василий Петров.Его лицо крупным планом.
Председатель (Павлу) Вы, вроде, уже встречались.
Павел (Председателю) Да, лейтенанта Петрова я себе припоминаю. (Василию) Здравствуйте, молодой человек.
Василий (переводя взгляд с Председателя на Павла) Здравия желаю, товарищ генерал-лейтенант. Виноват, но моё звание - капитан.
Павел Уже капитан? Да, летит время, летит...
Председатель (Василию) Садитесь, капитан, нам нужно кое-что обсудить.
Василий пододвигает себе стул и усаживается, не сводя глаз с Председателя. По телевизору передают новости.
Голос диктора ...собрался внеочередной Пленум ЦК ВКП. На нём в связи с безвременной кончиной Председателя Евро-Азиатского Союза Лаврентия Павловича Берии планируется обсуждение кандидатуры от ВКП на пост нового Председателя ЕАС. Генеральный секретарь ЦК товарищ...
Председатель (выключая звук с пульта управления, недовольным тоном) Кого они там выдвинут кандидатом в новые Председатели, нас не касается. Зато новый Председатель, так его и разэдак, спросит с руководства ССБ по полной, если мы провалим нашу операцию (проводит ребром ладони по горлу). А уж новое руководство ССБ как пить дать спросит с исполнителей этой операции, так, что им всем (строго глядит на Василия) мало не покажется.
Во время этого монолога Павел с самым невинным видом ест одну виноградину за другой, как будто его это вообще не касается. Одновременно Василий "ест глазами начальство".
Василий (встаёт) Товарищ Председатель, мы работаем в полную силу. Я уже докладывал об аресте канадского резидента в Москве. Недавно взят с поличным канадский агент... (берёт глубокий вдох) к сожалению, офицер ССБ. Найденные при нём материалы позволяют судить, что это именно он был источником утечки, которую мы (оглядывается на Павла) искали.
Председатель (возмущённо) Искали! Сколько вы его искали, так вас и разэдак? Сколько месяцев вы копались, я вас спрашиваю? А этот, так его и разэдак, агент - сколько он всего успел передать, я спрашиваю? За что я вас тут всех держу и плачу зарплату, не маленькую между прочим!
Василий (обречённо) Товарищ Председатель...
Павел (прерывает Василия) Минуточку, молодой человек. Расскажите-ка мне подробнее и об этом резиденте и об этом арестованном агенте: что, где, когда.
Василий переводит взгляд с Председателя на Павла.
Председатель (Василию) Капитан, введите генерала в курс дела.
Василий поворачивается к Павлу и начинает рассказывать. Павел слушает его с явным интересом.

Москва. Площадь Дзержинского. Внутренняя тюрьма ССБ. Комната для допросов.

Стол, два стула по обеим сторонам, настольная лампа. На стене большое зеркало. За столом сидит Павел, перед ним папка с бумагами. Камера движется полукругом, показывая лицо Павла вначале в профиль, а потом анфас. Подследственного не видно, камера движется так, чтобы нельзя было рассмотреть его лицо. В комнате полумрак, лампа направлена в лицо подследственного, то есть в камеру.
Павел ...и при этом Вы говорите, что невиновны. А как Вы объясните контейнер с фотокопиями совершенно секретных документов, найденный у Вас в сумке? Ведь Вы имели доступ к этим документам, правильно?
Камера меняет позицию. Теперь она показывает стол с другой стороны. Становится ясно, что подследственный - это Борис.
Борис (устало) Да, я имел доступ к некоторым документом с грифом "совершенно секретно". Но я всегда соблюдал правила работы с ними, а уж тем более в жизни не собирался передавать их никаким американцам. Что я - с дуба рухнул, товарищ... (морщится) гражданин генерал-лейтенант?
Павел (скептически) Откуда Вы рухнули, гражданин Никеев, нам ещё предстоит выяснить. Но вот упали Вы очень глубоко, и лично я бы рекомендовал Вам начать сотрудничать со следствием. Иначе... Вы ведь знаете, какое приговор ожидает Вас за государственную измену и шпионаж?
Борис (тяжело вздыхает) Да, знаю...
Павел (настойчиво) И если Вы хотите избежать высшей меры наказания, рекомендую Вам ответить, когда и как именно Вы были завербованы канадской разведкой MI-6, какие именно документы и как именно Вы передали канадскому резиденту в Москве.
Борис (с оттенком безнадёжности) Гражданин генерал, я никогда не был завербован ни канадской, ни какой-либо иной разведкой. Я всегда честно исполнял свои обязанности, как офицер ССБ. Я понятия не имею, откуда в моей сумке оказался этот чёртов контейнер. Наверно, мне его подложил настоящий шпион. Я невиновен!
Павел (повышая голос) Вот только этого не надо, гражданин Никеев! Может быть, Вы ещё скажете, что и по телефону с ним не разговаривали? У нас есть выписка из протоколов АТС - десятого октября Вы звонили ему со своего домашнего номера. И разговаривали с ним полторы минуты! О чём Вы с ним говорили?
Борис (с затравленным видом) Я уже говорил, то... гражданин генерал-лейтенант, что я никогда не звонил никакому канадцу. Десятого октября из дома я звонил на домашний телефон Ахмеда Аламхона, студента МГИМО. Речь шла о том... (короткая пауза), чтобы он отвязался от моей девушки. И ни о чём больше!
Павел Вы звонили на телефон резидента четыре дня подряд. И всё время беседовали о Вашей девушке? Кстати, как её зовут?
Борис Ирина Хомина, студентка МГИМО. (спохватившись) Но она здесь вообще не при чём! Она попросила меня позвонить этому (морщится) Охломону и чуть его припугнуть, чтобы он оставил её в покое. И я ему звонил, а не какому-то там канадцу.
Павел (задумавшись на момент) Все четыре раза Вы звонили студенту МГИМО, но на телефон канадского резидента? Интересная мысль, молодой человек. Вы, похоже, считаете всю нашу Службу идиотами (снисходительно улыбается).
Борис (возбуждённо) Да нет же! Я просто говорю, что...

Москва. Площадь Дзержинского. Кабинет капитана Петрова.

Павел сидит за столом. На стуле напротив сидит Василий. Перед Павлом - та же папка с бумагами, у Василия в руках - портфель-дипломат. Василий смотрит на Павла, не отрываясь.
Павел И как Вы его задержали, капитан?
Василий Фактически случайно. Он выходил из здания, его уронил сумку, она открылась, оттуда выпали его вещи и, между прочим, этот самый контейнер из папье-маше.
Открывает дипломат и вынимает из него прозрачный полиэтиленовый пакет с небольшим, походим на среднего размера камень, предметом внутри. Кладёт его на стол. Павел рассматривает контейнер, вынимает из кармана пиджака тонкие резиновые перчатки, надевает их на руки, извлекает контейнер, открывает его. Он пуст. Закрывает и помещает обратно в пакет. Снимает перчатки, выворачивая их наизнанку, и кладёт в карман.
Павел Есть видеозапись?
Василий Да, это было как раз перед выходом на улицу Дзержинского, всё записано камерами. (извлекает из дипломата кассету VHS) Будете смотреть, товарищ генерал-лейтенант?
Павел Включайте.
Экран видеомагнитофона. Чёрно-белое изображение. Сначала кадры мелькают - идёт перемотка. Затем изображение замедляется, сверху видно людей (лица почти не видны), выходящих из подъезда. Один налетает на другого, тот роняет сумку, второй поднимает её, из сумки выпадают какие-то предметы, идущие рядом останавливаются посмотреть. Второй поднимает какой-то небольшой предмет, что-то спрашивает у первого, тот пожимает плечами, второй вынимает пистолет, первый поднимает руки и что-то говорит. К ним выбегают из здания несколько человек в штатском.
Павел Достаточно. Я это ещё посмотрю. Значит, Вы с ним столкнулись на выходе, капитан?
Василий Так точно, товарищ генерал-лейтенант.
Павел А этот телефон?
Василий При обыске нашли у него в кармане листок с номером.
Вынимает из дипломата ещё один пакетик. Павел его рассматривает.
Павел Записать телефон резидента на бумажке? Что-то тут не то, Вам не кажется, капитан?
Василий (с сомнением) Может, у него память плохая...
Павел (скептически) Офицер секретной службы не может запомнить семь цифр? Нет, над этим надо думать. А кто такой этот Аламхон? Вы выяснили?
Василий Так точно. (вынимает из диломата лист бумаги) Аламхон Рахматулло Ахмед, студент МГИМО. Гражданин Народной Республики Южный Таджикистан, поступил в МГИМО согласно соглашению с НРЮТ о подготовке специалистов от 1975 г. В прошлом году его собирались отчислить за неуспеваемость, но после личной просьбы посла Южного Таджикистана позволили пересдать сессию в третий раз. Так, дальше...
Павел (заинтересованно) Посла? Зачем послу какой-то там студент?
Василий (читает с листа) Его отец - губернатор провинции Панджшер.
Павел (задумчиво) Интересно выходит... Губернатор Панджшера - его сын в Москве - офицер ССБ - канадский резидент. Вы думаете, это всё? А где Панджшер, там и Афганистан, а где Афганистан - там и американцы...
Василий (заинтересованно) Такая длинная получается цепочка. А эта Ирина - она тут так и не при чём? (заглядывает в глаза Павлу) Может быть у неё есть ещё такие друзья, как Никеев?
Павел (кивает головой) Интересно мыслите, капитан. Пожалуй, я присмотрюсь к этой Хоминой поближе. Вы займитесь Аламхоном, а наш бывший коллега Никеев пока что подождёт.

Москва. Площадь Дзержинского. Камера внутренней тюрьмы ССБ.

Обстановка одиночной тюремной камеры. Нары, кран с раковиной, закрытый унитаз. Борис громко стучит в железную дверь.
Борис Эй! У меня есть срочное сообщение для генерала Кадочникова!
С ТОЙ стороны никто не отвечает.

Москва. Парк позади здания МГИМО.

На скамейке сидят Ирочка и Павел. Ирочка одета в голубой плащ и белые туфельки. Волосы стянуты сзади "конским хвостом" голубой пушистой резинкой. По дорожкам бродят студенты и студентки. Некоторые из них машут руками Ирочке, она машет им в ответ.
Ирочка (умоляюще) Скажите, что случилось с Борей, Вы ведь знаете. Я никак не могу до него дозвониться, и дома его нет, а теперь Вы про него спрашиваете...
Павел (невозмутимо) Ирина, расскажите, пожалуйста, при каких именно обстоятельствах Вы познакомились с Борисом Никеевым?
Ирочка Это было несколько лет назад. Мы были на первом курсе и с подругами в парке ... отдыхали, а у них были там какие-то тренировки, и они там бегали. А он... (смущенно) Боря всё время махал мне рукой... несколько дней подряд. А потом принёс цветы... под майкой... вот.
Павел "Они" - это кто?
Ирочка "Они"... то есть курсанты из Высшей Школы ССБ. (мечтательно) А Боря был такой сказочный с этой розой из ниоткуда...
Павел Это Борис Вам рассказал, откуда он?
Ирочка Да что Вы. Он так чудесно скрывал, кто он по специальности, что всё было ясно без слов. (довольно улыбается) Это было так... сказочно, как в детективе. Скажите, с ним ничего не случилось?
Павел (по-прежнему невозмутимо) Скажите, Ирина, это Вы написали?
Вынимает из внутреннего кармана бумажку в полиэтиленовом пакете и показывает Ирочке.
Ирочка Ой, откуда это у вас? (присматривается) Нет, это не моё. Честное слово, не моё! (моргает глазами, которые начинают блестеть) Это похоже на телефон, который я дала Боре, но это не он! Честное слово! Что с ним случилось? Он арестован? Он не виноват, честное слово, не виноват! Это всё из-за меня!
Всхлипывает и трёт глаза. Павел подаёт её свой чистый носовой платок. Ирочка вытирает глаза, потом останавливается, словно что-то вспомнив.
Это всё Аламхон! Это всё Аламхон подстроил, этот придурок панджшерский! Хамло афганское! Никакой он не таджик, афганцами они там все были, афганцами и остались! Буквы им дали человеческие, а они всё равно своими арабскими закорючками думают! Урод паршивый!
Павел (спокойным тоном) А что Вы можете сказать об этом у... Аламхоне Ахмеде?
Услышав оговорку Павла, Ирочка улыбается сквозь слёзы.
Ирочка Об этом козле? Его папочка - какой-то генерал или губернатор в этом, (морщит носик) ЮЖНОМ Таджикистане. Вот этот кретин и думает, что ему теперь всё у НАС позволено. Урод, вбил себе в голову, что все девушки от него без ума, потому что он такой "весь из себя". Его хотели из института выставить, когда он сессию не сдал, так их посол сам сюда заявился упрашивать. Козлы они там все, правильно наш Лаврентий Палыч их их Союза выставил! С ИХ-то рылом - в калашный ряд! (фыркает)
Ой, я же просила Борю ему позвонить, чтобы он от меня отцепился! Он-там что-то натворил? Это всё из-за меня, честное слово, он не виноват!
Снова начинает плакать. Павел терпеливо ждёт, оставив платок в её руках, возможно, навсегда.
Павел (осторожно обняв Ирочку за плечи и поглаживая по голове) Не надо плакать, барышня, всё будет хорошо, уж поверьте старику.
Ирочка вытирает глаза и с надеждой смотрит на Павла снизу вверх.
Скажите, а какой номер телефона у этого Вашего Аламхона?
Протягивает ей листок бумаги. Ирочка возмущённо поджимает губки.

Москва. Площадь Дзержинского. Внутренняя тюрьма ССБ. Комната для допросов.

С одной стороны стола Павел, с другой - Борис. Настольная лампа на этот раз выключена.
Павел Вы что-то хотели мне сообщить, молодой человек?
Борис Да. Я понял, кто меня подставил.
Павел Интересно. И какова же Ваша версия?
Борис Я тут припомнил себе один эпизод пару недель назад. Разрешите, (с нажимом) ТОВАРИЩ генерал-лейтенант?
Павел Ну что ж, рассказывайте.

Ретроспектива1. Раздевалка в спортзале.


1 Кадры ретроспективы должны быть чуть нерезкими по краям и иметь менее насыщенные цвета - человеческие воспоминания достаточно расплывчаты.
Ряды серых металлических шкафчиков, некоторые открыты, некоторые закрыты на ключ. Борис и все остальные переодеваются в кимоно. На скамейке лежат брюки, рубашки, майки и всё остальное. Рядом с ним переодеваются лейтенант Константин Кащеев и старший лейтенант Тигран Оганесян. Последний сидит на лавке, прислонившись к стене.
Борис (Константину) Сегодня я тебя сделаю, Костик!
Константин Это чья бы корова мычала... Без шансов, Боренька, тренироваться надо, тогда, может быть, лет через десять... (улыбается до ушей)
Борис (усмехаясь) Правильно сказано, Костик, только это как раз про тебя.
Вешает брюки на вешалку и переносит её в шкафчик. Из кармана вылетает листок бумаги и летит по воздуху к другому ряду шкафчиков. Её поднимает с пола Василий Петров. Борис оглядывается в поисках улетевшего листка.
Василий (прочитав листок, громко) Эй, товарищи, это у чьей девушки такое странное имя "Аламхон"?
Борис Давай сюда!
Василий О! Здесь ещё и телефончик есть! Какой же национальности эта твоя дама? Хотя, по-моему, "Аламхон" - это таджикское мужское имя. Ты СМЕНИЛ ориентацию? Борис, ты не прав!
Качает указательным пальцем. Все окружающие хохочут.
Борис (вырывает у Василия листок) Это не девушка. Это её знакомый, с которым у меня кое-какие дела.
Константин (сделав "счастливое" лицо и "хлопая" глазами) А красивый?
Борис Иди ты... далеко! Я его видел единственный раз в жизни.
Тигран (прикрывая глаза) И этого хватило.
Борис хочет ответить, но его прерывает тренер.
Тренер Быстрее, товарищи, быстрее. Время - деньги!
Борис выходит. Константин идёт за ним. Тигран встаёт с лавки.

Москва. Площадь Дзержинского. Внутренняя тюрьма ССБ. Комната для допросов.

Борис (спокойно) И тогда-то ОН мне и подложил эту бумажку. Пока я был в зале, ОН мог открыть мой шкафчик, хотя бы скрепкой - замок там проще некуда.
Павел Возможно Вы, наконец-то скажете, кто ОН такой? У Вас есть что-то ещё, молодой человек? Или я могу идти?
Борис (серьёзно) Да, есть, товарищ генерал-лейтенант. Я вам ещё расскажу, когда мне подложили этот чёртов контейнер.
Павел Рассказывайте, я с удовольствием Вас выслушаю.
Откидывается на спину стула. Камера показывает крупным планом его заинтересованное лицо.

Москва. Площадь Дзержинского. Кабинет капитана Петрова.

Павел сидит за столом, Василий сидя на стуле, читает текст со своих бумаг.
Василий Данные по отцу Аламхона Ахмеда: Рахматулло Сухроб Ахмед, генерал-майор Вооружённых Сил Южного Таджикистана, губернатор провинции Панджшер с 1984 г., до этого неоднократно участвовал в боях с бандами мятежников из Афганистана... как раз в Панджшерском ущелье, имеет несколько южнотаджикских и наших орденов... (перелиствает страницу) это официальные данные... наш третий секретарь посольства сообщает... по НАШИМ каналам, что по его данным, Рахматулло Ахмед неоднократно встречался у себя в Базараке с Френсисом Туртлтраубом, представителем ЦРУ в Королевстве Афганистан.
Павел (с интересом) С американцем? А здесь имя его сына нашли у канадского агента?
Василий (осторожно) Товарищ генерал-лейтенант, мне кажется, что тут есть своя логика. Взятый с поличным канадский агент валит всё на агента американского. Похоже, они начали работать одни против других.
Павел (кивает головой) Да, это подтверждает наши сведения. (задумывается) Знаете что, капитан? Я тут подумал и пришёл к выводу, что Вы справитесь с этим делом Никеева сами. А мне пора, наконец-то, в Берлин. Ну, Вы были на совещании, Вы помните.
Василий (озадаченно) Вы уже уезжаете? А я остаюсь? Товарищ Председатель говорил, что я еду с Вами.
Павел (отрицательно качает головой) Не стоит, капитан, Вы нужны здесь, а я отлично справлюсь сам. Не беспокойтесь, с Вашим начальством я всё улажу.
Озадаченный Василий обдумывает новое положение дел, перелистывая свои бумаги.

Москва. Бережковская набережная.

Вечер. Уже темно. Бензоколонка около Краснолужского моста. Улица пуста. От безоколонки отъезжает только что заправившаяся "Волга". По улице идёт одинокий прохожий с руками в карманах. Машина тормозит рядом с ним.
Крупный план. Открытое окно "Волги". За рулём сидит Павел и дружелюбно смотрит на прохожего (т.е.в камеру).
Павел Любите ночные прогулки, капитан? Может, Вас подвезти?
Камера показывает прохожего - это Василий в тёмном плаще и кепке.
Василий (ничуть не смутившись) Нет, спасибо, товарищ генерал-лейтенант. Люблю погулять перед сном. (мечтательно вздыхает) Никого нет, приятно. Иногда иду с работы домой пешком.
Павел Да, спортивная форма - это полезно. Но тем не менее, прошу Вас ко мне присесть.
Василий (оглядывается) Ну раз Вы настаиваете, товарищ генерал-лейтенант...
Павел (серьёзно) Да, настаиваю. Сядьте рядом со мной.
Василий обходит машину спереди и садится в машину, хлопнув дверью. Камера показывает салон "Волги" со стороны водителя, так что лицо Павла, повёрнутое в сторону Василия, видно только в ракурсе ¼.
Василий (настороженно) Слушаю Вас, товарищ генерал-лейтенант.
Павел Капитан, покажите пожалуйста, содержимое Вашего левого кармана пиджака.
Василий (удивлённо) Содержимое моего пиджака? Не понимаю, товарищ генерал-лейтенант.
Павел (тоном учителя, объясняющего простой урок непонятливому ученику) У Вас оттопырывается левый карман пиджака под плащом. Я хочу увидеть тот предмет, который там лежит.
Василий непонимающе смотрит на Павла.
Кстати, вокруг находятся Ваши БЫВШИЕ коллеги, так что Вы не успеете воспользоваться Вашим оружием.
Василий продолжает молчать.
Вообще-то я представляю себе, как выглядят контейнеры для небольших документов и микрофильмов, но я бы хотел, однако, лично убедиться в своих выводах.
Дверь со стороны пассажира открывается снаружи. Над дверью нагибается Тигран Оганесян с пистолетом в правой руке.
Тигран (говорит с кавказским акцентом) Всё в порядке, товарищ генерал-лейтенант?
Павел кивает головой.
Ваше оружие... товарищ капитан.
Крупным планом: Василий вздыхает, медленно извлекает из-под плаща пистолет и двумя пальцами подаёт его Тиграну. Тот забирает оружие, переводит взгляд на Павла и прикрывает дверь. Ракурс меняется. Теперь камера смотрит со стороны Василия.
Павел (терпеливо) Контейнер, пожалуйста.
Василий расстёгивает плащ, достаёт из кармана пиджака контейнер, похожий на тот, в полиэтиленовом пакете. Протягивает его Павлу, тот открывает его, смотрит содержимое. Там завёрнутая в бумагу микроплёнка. На мятом листке бумаги что-то написано. Павел разворачивает листок и показывает Василию.
И что здесь написано? Переведите, будьте добры.
Василий (безразлично) "Завтра Клаус едет в Цитадель один". Если вам нужен шифр, он у меня дома.
Павел К Вам домой мы ещё заглянем, капитан. "Клаус" - это, как я понимаю, я? А "Цитадель", вероятно - Берлин?
Василий (так же безразлично) Да. (после раздумья) Я готов сотрудничать с Вами. Я считаюсь в MI-5 надёжным источником. Работаю с ними полтора года.
Павел Вы узнали, что Ваш текущий резидент провалился и решили подставить Никеева. Идея добавить к подкинутому ему в сумку контейнеру ещё и телефон резидента - это нечто новое в моей практике. Особенно при том, что Никеев не знал того, кому звонил. И звонил несколько дней подряд, пытаясь добиться своего.
Василий (грустно) Откуда я мог знать, что он не выкинет листок? А так всё было красиво. Резидент не знал меня в лицо, всё было только по телефону...
Павел Вообще-то графологическая экспертиза вашего текста была вторична. Просто Вас, капитан, слишком часто видели там, где что-то происходило: в раздевалке, где вы написали и подменили листок, в боксе Никеева, где Вы подкинули ему контейнер, ну и, конечно, при его задержании. Один раз - случайность, два - совпадение, а три - заговор, сами понимаете.
Василий И что мне теперь делать?
Павел То, о чём Вы договорились с советником канадского посольства, когда сегодня звонили ему из автомата на Белорусском вокзале. Кстати, что означает фраза "Извините, я кажется не туда попал"?
Василий Что у меня нет связи и что я воспользуюсь аварийным почтовым ящиком. Здесь, на мосту (показывает пальцем). Вы за мной следили всё время?
Павел (пожимает плечами) Только сегодня, после того, как я Вам сообщил, что я еду в Берлин один и завтра. Я ведь сказал: "Три раза - это заговор". Ну ладно, не теряйте времени, капитан. Идите, оставляйте свой контейнер, а потом возвращайтесь, и мы подумаем, что с Вами теперь делать.
Василий угрюмо открывает дверь и выходит. Павел провожает его глазами, потом поднимает трубку автомобильного телефона.

Москва. Коридор МГИМО.

Группа студенток, одетых самым разноцветным образом. Среди них Ирочка в том же красном трикотажном платье, что и в Александровском Саду. Они о чём-то весело разговаривают, периодически хихикая. Внезапно они замолкают и смотрят в сторону камеры. Подходит высокий жгучий брюнет с небольшой бородкой - Аламхон Ахмед.
Аламхон Здравствуй, Ирина (улыбается до ушей, демонстрируя ряд ослепительно белых зубов).
Ирочка (без энтузиазма) Привет.
Аламхон (с той же улыбкой на лице) Слушай, Ирина, сегодня вечером я тебя беру на ужин в ресторане "Славянский базар". Ты знаешь, где это? Нет, я лучше тебя отвезу на машине.
Ирочка (скептически) Нет, спасибо, на сегодняшний вечер у меня другие планы.
Аламхон (уже не улыбаясь) Какие планы? Слушай, Ирина, я человек серьёзный, если я обещаю, то я делаю. Кого хочешь спроси, если Аламхон сказал, Аламхон сделает. Всё будет по первому разряду - и ужин и...
Теперь всю группу видно немного со стороны. К Аламхону сзади подходит человек в голубой куртке на молнии и серых брюках и трогает его за плечо.
Человек в куртке Прошу прощения, Вы Аламхон Рахматулло Ахмед?
Аламхон Слушай, ты кто такой? Зачем мешаешь?
Человек в куртке Гражданин Ахмед, Вы арестованы по обвинению в вымогательстве и нанесении телесных повреждений ряду граждан. Пройдёмте с нами.
С другой стороны к Аламхону подходит милиционер в форме, и пока тот смотрит на Человека в куртке, надевает ему на запястья наручники. Вместе с другим подошедшим милиционером они берут его под руки и выводят. Человек в куртке идёт сзади.
Аламхон (беспомощно озираясь) Э-э... что такое?
Ирочка показывает ему неприличный жест средним пальцем правой руки, мстительно улыбаясь.
Аламхон Ты, сука!
Человек в куртке (толкая Аламхона в плечо) Гражданин, не задерживайтесь!
Ирочка продолжает мстительно улыбаться.

Москва. Белорусский вокзал. Поезд Москва-Берлин.

Купе "СВ". Две нижние полки. В купе Павел вынимает из небольшого чемодана пакет с мылом и зубными щётками и расставляет на столике яблоки и маленькие бутылочки с соками. За окном на параллельный путь прибывает ещё один поезд.
Голос в дверях купе Прошу прощения, у меня двадцать первое.
Камера показывает говорящего - это Борис. Он присматривается к своему соседу, узнаёт Павла.
Борис Виноват, товарищ генерал-лейтенант, не узнал.
Павел (поворачивает голову в сторону Бориса) Не стоит быть таким официальным, молодой человек. Называйте меня Павел Александрович.
Борис продолжает стоять в дверях.
Не стойте так, молодой человек. Располагайтесь, чувствуйте себя, как дома. Теперь нам предстоит работать вместе.
Конец I серии.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"