От колыбели до Пуссирайот
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Документально-беллетристический роман о моей дочери Надежде Толоконниковой как основателе панк-группы Pussy Riot. Написан в формате "новая журналистика". Канва "события Pussy Riot" 2012-2013 гг, детство и юность Нади, роль матери, отца и бабушки Нади, тюремные дневники Нади, написанные весной-летом 2012-го года, письма Нади из тюрьмы, ее философские и религиозные взгляды, мотивация ее деятельности. Реалии мордовский зоны ИК-14.
|
Андрей Толоконников
От колыбели до Pussy Riot.
Напиши так, чтобы это было понятно детям, тогда поймут профессора.
Россия - страна-христос.
Мария: "А что они такого сделали?"
Я: "Pussy Riot? Они подарили людям огонь. По крайней мере, Pussy Riot напомнила людям, что такое, когда тебе заново дарят огонь. Они не хотят этого. Новизны, порыва в мире явно не хватает. Люди гибнут от скуки, политкорректности, которая из простой вежливости превратилась в образ жизни. В человеческой сфере нет давно открытий. А ведь все беды человечества от скуки. Все от скуки. Войны... Религии - хороши, но стары. НЕТ ЭФФЕТА БЛАГОЙ ВЕСТИ. Вот вы думаете, почему панк молебен имел такой резонанс? Не потому что Путин "плохой", не из опасности клерикализации во всем мире - вахаббизм и прочее, не из жалости к преследуемым Pussy Riot, а потому что панк молебен был сделан в эстетике Благой вести. Люди включили генетическую память и вспомнили - как это было 2000 лет назад в Иерусалиме.
Мария: "Окей. Вы только что провели параллель между Христом и Pussy Riot. Я все слышала и записала. И я так понимаю, у вас другое видение вашей страны, чем у большинства народа? И потом - Иисус ценой своих страданий вернул людям утраченный рай".
Я: "Мы видим, как он его вернул... По крайней мере, народы так не считают. Другое видение? В чем-то да, в чем-то нет. Мы еще много будем говорить об особенность русского национального понимания. Я тоже часть народа. Есть термин "любовь к смерти" - Amore fatum. Это обычно находят в немецком народе. Но он так же присущ и русскому этносу. Его безразличие к драме индивидуального бытия, абсолютная готовность к самопожертвованию. Именно потому русских никто не мог победить к войне. Это и языческое и христианское. Это и подростковость, инфантилизм, потому что это безразличие происходит от неразвитости, бедности личности. Но есть и плюсы такой "недоделанности".
О России можно говорить как о стране-христе. Русский "сумасшедший" философ Чаадаев еще в первой половине XIX века говорил об уроке, который еще преподнесет Россия. Я думаю, что этот урок не освоения новых технологий и прорыв в экономике и проч., это урок самопожертвования во имя высшего, вечного, некой цели, которая никому больше не видна. Правда провисает вопрос - а ради чего собственно жертвовать целому народу в эпоху пост-пост-пост всего? Пост-индустриализма, пост-модерна, пост-историзма... Когда живут уже не люди, а исторические тени прошедших великих эпох. Когда все казалось бы ясно. Но на то и гений, чтобы видеть то, что никому не видно. Вы не допускаете, что русские - все, как один, гениальны?
Мне тоже присущи странные имперские амбиции. Смутное, иррациональное желание жить в большой стране. Но когда ты что-то кому-то доказал и всем стало ясно, что у тебя "больше", что дальше? Я не готов к скучному буржуазному счастью, к которому готовы, например, в Голландии или в Швеции. И мне близка формула - хуже - это означает лучше. Санкции? Окей. Движуха! Кризис - тем лучше будет, когда мы из него выйдем. Никогда не выйдем? Окей. Будем так жить. На календаре 28 февраля 2016-го года и доллар стоит почти 80 рублей? Окей, подождем, когда станет 800 и выпьем за здоровье американского президента или все равно за что. А если будет не на что пить, нахрен снесем все. Только власть это тоже понимает и потому водка дешевеет, когда все дорожает. За счастье всех людей на земле, за мир, как говорит "мисс Америка". А вы нас покажете в программе "Дискавери" про жизнь разных видов существ: коралловых рифов, дельфинов, белокрылки...
Белокрылке в последнее время не слишком везет. Трагична истории потерянной страны, которая развивалась органично до 1913 года. Мое видение - это вернуться на тот путь. Сослагательное наклонение в истории невозможно, нет машины времени, чтобы вернуть все в 1913 год и начать все заново. Но стоит попытаться найти правильные ключи, коды и стать, если не великой страной, но вменяемой страной, той, которая имеет в мире свое неповторимое место. Идет не каким-то вымученным "своим путем", а идет нормальным путем, а не то, что гордится тем, что может плюнуть в тарелку официанту или показать голую задницу из окна своего школьного (увы, все еще школьного и навеки школьного!) автобуса. Но как вернуться?
Часть 1. Преступление.
Все замутила Надя Толоконникова. Казалось, что 21 февраля 2012, когда в Москве в храме Христа спасителя Pussy Riot провели панк-молебен "Богородица, Путина прогони", это звучало громче, чем когда битлы спели "Roll Over Beethoven". Roll Over Mr. Putin! Подвинься, Путин, давай отсюда, Путин! Тогда казалось, что почти родилось новое летоисчисление. Какой сейчас год - Anno Pussy? Третий. И тогда не февраля, а пуссибря. Еще шаг еще чуть-чуть и - к обновленному христианству, которое можно назвать так "Opus Pussy dei", хотя меньше всего темой их выступления была религия. Им "вменили" религию. Они же были против системы.
Она родилась 7 ноября 1989 года, в 72-ю годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции.
Даже если читателей не очень интересует история Pussy Riot, Россия, и даже шире - судьбы человечества, эта книга занимательно, весело и иронично написана, в довольно новом ключе. И ее было бы просто интересно прочитать, даже если бы она была про быт стоматологов страны Науру, к северо-востоку от Австралии, с населением одиннадцать тысяч человек. В этой стране живут люди, которые ждут разрешения въехать в Австралию на постоянное жительство. И у них, бывает, болят зубы.
Надя - это Россия. В ее судьбе, как в макбетовских зеркалах отразилась судьба страны. Блеск и нищета. Порывы и пассионарность, некоторая наивность и "детскость", и ее мудрость, будто она прожила не один десяток жизней. Это "другая Россия", и это наша России. Россия детского лепета народа, которому видимо никогда не предстоит вырасти до взрослого состояния, и Россия бунта бессмысленного и беспощадного. Россия, о народе которой говорят "у него рабская психология", и Россия, которую никто никогда не смог завоевать или просто победить в войне. И более того, милостивые "иностранные" государи, это Ваша Россия. Она нужна как ее великая культура, как Толстой, Чехов и Достоевский, и чаадаевский "урок", как большая лаборатория мира, главным образом в плане того, как делать не надо. И Россия иррациональная и пугающая, от которой можно еще хлебнуть, если не тормозить на поворотах. Как говорит известный и российский телепропагандист Дмитрий Киселев, - "мы в состоянии превратить США в радиоактивный пепел". И это говорит не сказочный Саурон, и не королева из "Белоснежки", а настоящий живой человек, за которым по ту сторону телевизионных экранов стоят настоящие живые люди. Разве что чуть-чуть, самую малость сошедшие с ума.
"Посмотрим!"
Я пытался в последний раз отговорить Надю от "храма" вечером 20 февраля 2012 года, накануне панк-молебна. Я знал, что поход в кафедральный собор это слишком, это перебор.
Планка была поднята очень высоко. Я подумал: "Моя дочь или святая или сумасшедшая". И что на этот раз им может и не удастся проскочить. Ведь группа "Война" всегда скользила по лезвию ножа. Быть на миллиметр от посадки, но не сесть. Это их философия. И 7 ноября 2008 года, во время акции "Штурм Белого Дома". И весной 2008 - после акции "Войны" "Е*м наследника Медвежонка" - это в "музее". Но тогда проскочили. Не проскочила "Питерская Война" с ее фаллосом на Литейном мосту. Они какое-то время сидели. Потом Бэнкси (это художник который на стенках граффити рисует лучше всех в мире) отдал им свой доход за день - 100 тыс. евро, они внесли залог и скрылись. Эмигрировали в Европу.
Накануне Надя звонит мне и говорит, куда прийти завтра на "Holyshit".
Надя: "В десять утра приходи на срань господню, метро Кропоткинская в центре зала, там будет Петя".
Петя - муж Нади, отец их дочери Геры, один из основателей арт-группы "Война.
Звучит как шифровка. Хотя шифровка плохая - время и место указано. Мы говорили по-русски и это звучит неповторимо именно по-русски (аромат непереводим) "СРАНЬ ГОСПОДНЯ". Ведь нашу Россию со всем ее и тем и этим можно назвать Сранью господней. Разумеется Россия - "срань"! Но господня же срань! Мы это говорим любя. Россию нельзя назвать Holyshit.
Я говорю, что типа-как-бы-может-э-э-ме-е-е-не-стоит. Все равно Путина выберут.
Надя: "Посмотрим".
Я не сразу понял. Она всегда говорит без пафоса, "без выражения" и нажима, иногда это может показаться слабым и блеклым. Но она делает это сознательно - Надя минималист. Возможно немного стоик. Она не допускает, чтобы форма была выше содержания. "Посмотрим"?
Я: "Что? Ты не дашь Путину стать президентом? Э... Ну, может стоит еще раз подумать?"
Надя: "Увидимся".
Я: "Лет через десять".
Надя улыбнулась по телефону - посмотрим.
Десять лет? Я имел ввиду, что их посадят в тюрьму на десять лет. Я понимал, что они должны это сделать. "Делай, что должен и будь, что будет". - Я люблю эту американскую максиму.
Журналистка Мария.
Эта книга началась с одного интервью. Сначала я без интереса воспринял это предложение - мало ли кто интересовался Надей. Моя же дочка не Джон Леннон, и я тоже. (Может быть, я принц из собачьей сказки?) Журналистка из Бразилии? А может она из Аргентины? Это так далеко, и мы настолько великие в России, что можем себе позволить не знать, что например Австралия это не то же что Австрия, а Бразилия это не Аргентина, не Мексика, не Венесуэла, и даже не Чили. Мария была из Сан-Пауло. Когда я ее увидел, я потерял дар речи. Ей 30 лет и она красавица, как София Вергара. Она хорошо говорила по-русски. Ее интересовала тема Pussy Riot, детства лидера и основателя панк группы Pussy Riot Нади Толоконниковой, моей дочери и темой пресловутого "воспитания" и "пути". Что вы делали с Надей вместе в детстве? - был первый ее вопрос. Ведь Надя же неоднократно говорила, что я был важен для нее. Было много вопросов. Чем важны Pussy Riot? Почему они так "потрясли мир"? Они что, великое искусство? Может они Микеланджело или Моцарт? А можно ли их сравнивать с Бэнкси или Уорхоллом? Или это что-то новое, чего никогда не было - художественный пинок под зад? Кому пинок? И это ведь тоже не очевидно, что только Путину и системе. А может быть некой мировой тенденции, которую мы пока плохо осознаем и не придумали ей название? Ведь что-то же непонятное творится в мире. Или каждое поколение со времен Экклезиаста и Сократа думает, что "что-то творится", или только мы это видим, потому что это начало "твориться" только сейчас. И это вовсе не загнивший, отживший свое капитализм. Хотя Pussy и против капитализма тоже. Это некий паттерн, некий цивилизационный вирус, может быть даже рак. Просто мы видим, что что-то не так. Не так, как например в девяностые. Уж лет пятнадцать что-то стало в мире не так. А может это просто старение? Или это просто конформизм? И люди устали от конформизма, ложной политкорректности, которая может привести наш мир к катастрофе. Устали от себя любимых, от своих истертых истин, институтов. Все всё хотят перезагрузить и непонятно, хорошо это или плохо. Все и в 1960-е тоже устали и две тысячи лет назад тоже устали, но сейчас кажется устали окончательно. Может быть, надо просто работать на работе? Быть топ манагером, или быть президентом какой-то страны, или мыть пол в детском саду? Так сказать, теория малых дел? Или просто теория доживания, уж коли родились?
"Мария, вы спросили, что мы с Надей делали в детстве вместе? Многое, - отвечаю я на вопрос журналистки, - я рассказывал в детстве этот анекдот:
Два навозных червя, папа и дочка, выползают из кучи дерьма.
Дочка спрашивает: "Папа, папа, а что это наверху такое яркое и круглое?"
Папа-червь: "Это солнышко, доча."
Дочка опять: "Пап, а вокруг солнышка что такое голубое красивое?"
Папа: "Это небо, доча."
Дочка снова: "Пап, а внизу что такое зеленое пушистое?"
Папа: "Это трава."
Дочка: "Пап, а если вокруг все такое красивое, чё мы то в говне живем?"
Папа: "Потому что - это наша родина, дочурка!!!""
Когда ей было 8 лет, в 1997-м году я накупил пять книг анекдотов в мягких обложках - одна из них называлась "Ломовые анекдоты", и она их читала. Про злого мальчика Вовочку, русских, новых русских, евреев, американцев, семейную жизнь, Штирлица и Чапаева. Она их прочитывала залпом от корки до корки. Лежа на животе на диване, красная, едва ли половину понимала. Недавно, уже после освобождения из тюрьмы, Надя спросила меня - "Ты зачем мне книги анекдотов давал читать?" Видимо потому что анекдоты лаконично выражают жизненную истину, которая и романам и кино неподвластна. Они дают нам "минимализм". Еще они воспитывают в нас вид человека ироничного - Homo Irrisus, Homo Funny. Это народное, корневое, базовое восприятие. Хотя оно конечно далеко от академизма. Анекдотов про нашего главного "вовочку" в 1997 году не было. Главный Вова явился в новогоднюю ночь 1999-2000, когда президент Ельцин объявил, что уходит, - вот единственная катастрофа Миллениума - смены девяток на нули. Атомные станции не взорвались, самолеты не упали в новогоднюю ночь, но в мир явился Путин. Кажется, хорошей школы анекдотов о Путине так и не появилось. Есть не очень смешные:
"Американский Белый Дом заявил в четверг, что его пресс-секретарь Псаки беременна. По версии самой Псаки, виноват в этом как всегда, Путин".
Мария сказала: "У вас на Путине свет клином сошелся. И правда, он ваш муж... народный муж".
"Он, во-первых, папа. И муж, и папа женственной стране. Он заботится о своем народе, как богатый состоявшийся человек о молодой жене красавице. Но уже изрядно поднадоевшей. Я шучу", - ответил я.
Мы с Марией сидели в Москве в старом "бомбоубежище", в подземном уютном офисе с модернистской картиной на всю стену, где моя дочь Надя изображена с сине-зелеными "афроамериканскими" губами и оранжевыми глазами. Губы у нее и правда афро-американские, низ лица - почти Розалио Доусон. Это в маму, Катю Воронину. Конечно глаза у нее не оранжевые. И даже не жовто-блокинтные - как цвета Украинского флага. Хотя они могли бы такими стать. Атмосфера была уютная и интимная и весь облик этой латино-американской Сикстинской мадонны располагал к общению и снятию всяких ненужных барьеров и самоцензуры, которые неизбежно включаются, когда говоришь с прессой.
Мария поставила задачу, которая легла краеугольным камнем и в книгу - тему ОТЕЦ И ДОЧЬ. Она считала, что корни События Pussy Riot лежат в детстве Нади. Надо начинать с пеленального столика и рожка с молочной смесью. Если было искусственно вскармливание, это плохо и миру не жить. А если естественное и у мамы было молоко, миру - тоже не жить. Но проживет он дольше.
Марию интересовал код. Ключ. Краеугольный камень в архитектуре личности Нади.
Что-то что создало ту энергию ГЭС, прорвавшую все плотины возможного.
Говорят, что "Белый альбом" Beatles вдохновил Чарлза Мэнсона на убийство семьи Романа Полански. Особенно "Революция N9". Чарльз Мэнсон услышал в звуковых эффектах этого трека глубокий символизм, он считал, что в восклицаниях Леннона "Right!" было зашифровано послание к восстанию. Каждая вещь имеет начало и все в мире взаимосвязано. Элементарная частица "знает" что происходит у другом полюсе мироздания. Бабочка махнула крылом в Австралии, а часы на Биг Бене пробили 13 раз. И вероятно такая австралийская бабочка махнула крылом в Надином детстве. Или мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... мир погрузился в хаос - беспросветная путинская лживая и второсортная России взамен великой державы, о которой говорили Наде книги ее детства и юности, но курочка снесет другое яичко - золотое и начнется новый цикл - золотой век (России). Это же самая апокалипсическая сказка - про курочку! Это мировое яйцо. Кто тут Надя, кто курочка, кто яичко и в чем выражается хаос?
Патриарх и девочки.
Как началась история "патриарх... девочки... ", то есть история панк-молебна Pussy Riot? Разумеется, с Путина, как и многое. Так случилось, что он наш Гринвичский меридиан. С Возвращения Короля. Разумеется, рокировка, 24 сентября 2011 года. Error 2409.
Надя писала в тюремном дневнике:
"Это непосредственная реакция группы граждан на возникшую 24 сентября угрозу политического застоя в России. Когда действующий президент Медведев объявил, что следующим президентом будет опять Путин". Опять Путин! Опять это, и далее: "Рокировка потрясла каждого, для кого слово "свобода" не пустой звук. Судьба страны самое малое на 12 лет была отдана Путину. Ваши проблемы, друзья, если вы полагали что ваши голоса что-то значат. Это было надругательством над Россией. 24 сентября 2011 мы поняли, что наша жизнь уже не будет такой как раньше. Сейчас следствие и прокуратура, указывая на мое двойное гражданство, говорит, что я не планировала жить в РФ. Это тем более смешно звучит, что с самого 24 сентября 2011 разговоры что "надо валить", стали популярны как никогда. Меня сценарий эмиграции не устраивал. Я разрывалась от волнения в течение нескольких суток, понимая, что не могу оставить свою родную культуру, родные места и родной язык. Я понимала, что грядут непростые времена, когда жить "не по лжи" станет вызовом. Завещание, переданное мне художником-акционистом Дмитрием Приговым от Солженицына: на вопрос как нужно правильно жить, Пригов сказал: "Жить не по лжи". Жить не по лжи станет уже по-настоящему трудно. И через эти несколько своих волнительных суток я решила, что грядущий сезон будет для меня решающим в моей жизни, что я сделаю все, чтобы пошатнуть эту недобрую политическую предопределенность. И таки, по всей видимости, было суждено испить чашу этого политического сезона до дна".
Перед президентскими выборами Путин ездит по стране и обещает людям стабильность, как бы перезаключая общественный договор - вы мне не мешаете делать то, что я захочу, я вам обеспечиваю приличный уровень халявного существования. Пока нефть в цене. Упадут цены - мы с вами в одной лодке. Тогда вам, господа-товарищи аристократы, рыцари Ордена Халявы, придется что-то делать. Но это не сейчас. Это возможно ваши дети и внуки. А на них нам что? Правильно, - плевать. Какие понятливые. Какой народ! Великий народ! Пропаганде среди рабочих Кузбасса, Уралвагонзавода нужно было противопоставить что-то точное, яркое, бьющее в нерв.
Событие Pussy Riot было бы невозможно без того, чтобы Надя лично не задумала это событие и не осуществила его. К этому она шла несколько лет. Хотя в связи с созданием коллектива мы должны упомянуть еще одно имя. Группа Pussy Riot создана двумя людьми - Надей Толоконниковой и ее давней соратницей по арт-группе "Война" активисткой Кэт - Катей Самуцевич. Позже они стали служить на благо человечеству, двигаясь разными путями.
Это книга об одной акции, которая началась 21 февраля 2012 года в России, в Москве, в Храме Христа Спасителя, и продолжается до сих пор. Она стала архимедовой точкой опоры, чуть не перевернувшей "русский мир", а на деле послуживший его формированию. Акция Pussy Riot вывела русских демонов из спячки. Именно с акции в храме Христа спасителя начался новый виток истории России - она стала вести себя как афро-американский парень из неблагополучного района Нью-Йорка. Но было совершенно необходимо, что бы Россия прошла этап афро-американского парня, чтобы парень вышел на улицы и ему объяснили что правильно, а что нет. Нужен был толчок и, как ни странно, толчком стала акция Pussy Riot в храме. Это была и величайшая провокация, и повод для объявления войны, и великая случайность, и железная закономерность. Это была отмашка для начала разгула реакции. Это был старт проекта "Путин 2.0". Это было как убийство эрцгерцога Фердинанда - повод для начала первой мировой войны. Это огромная беда для страны, и огромный креатив, потому что когда (и если) мы докатимся до дна, мы или самоуничтожимся или начнется возрождение. Возможно падение России необходимо. Это к вопросу о России, как стране-христе" и "достоевское", из "Идиота" - пострадать, но душу сохранить. Это как бы провокация - сохраните ли вы свою знаменитую русскую душу? Или вы ее утратите, как утрачиваете ее сейчас. Многие полагают, что есть такая штука как "самоликвидатор русской цивилизации". Есть ампула с цианидом за зубом мудрости русского снежного барса, которую он видимо почти случайно уже раскусил. Я же более оптимистичен. Ампула есть, но пока - не раскусил. Но надо помочь "барсику". В смысле не помочь раскусить, а отвести его к "военному" стоматологу, чтобы вытащил.
Сегодня, во вторник...
"Сегодня, во вторник Масленичной Недели, 21 февраля 2012, мы - солистки Pussy Riot - Гараджа, Тюря, Шумахер, Серафима и Кот отслужили в храме Христа Спасителя панк-молебен "Богородица, Путина прогони". Патриарх Кирилл, известный своим табачным бизнесом и состоянием в 4 млрд. долларов, в последнее время обильно высказывался против политической активности граждан.
Последние 12 лет в отношениях Церкви и государства Святейший считает "чудом". Мы с ним полностью согласны - такого чуда давно не было на Руси. Мало того, что государственной властью захвачены все СМИ, так еще Путин заявляет, что православию-де недостаточно времени и места уделяется в газетах и на ТВ, и это надо срочно исправить. Тошнит от того, что Патриарх беззастенчиво агитирует за Путина, уже сейчас обращаясь к нему как к Президенту России и говоря о том, что Путин якобы "исправил кривизну истории". Если Путин что-то и исправил, то это карманы свои приближенных - например, карман Святейшего Кирилла. Мы поем "Черная ряса, золотые погоны", имея в виду то, что черные рясы скрывают под собой КГБшные погоны, которые в путинской системе особенно ценятся и имеют статус золотых".
Это из описания к клипу, выложенному во второй половине дня 21 февраля.
Pussy Riot Church.
21 февраля 2012 года было пасмурное зимнее утро. Мы вышли с Петей и группой документаторов - журналистов, фотографов из метро Кропоткинская и пошли по направлению к Храму. Купола ХХС сверкали холодным золотом. Заново отстроенный Храм Христа спасителя - сооружение потрясающей красоты, высотой около 100 метров. Он расположен на берегу Москва реки напротив Кремля.
Вряд ли предводитель стерхов, инициатор процесса против нескольких девчонок, Путин, думал, что меняет название главного храма страны. И, тем не менее, это случилось. Туристы в Москве просят гидов показать им Церковь Pussy Riot, авторы новых путеводителей ставят это название. Название вошло в маршруты, посещение столицы иностранцами теперь не обходятся без посещения храма с таким прикольным именем. Тут есть прямая христианская логика - церковь имени мучениц обратившихся к богородице и ввергнутых за это в оковы жестоким правителем. Это византийская логика. Это история о казни римским императором Адрианом трех сестер Веры, Надежды и Любови и матери их Софии, которым отрубили головы за то, что они отказались молиться языческим богам.
Панк-молебен.
21 февраля 2012 года, около двенадцати дня. Вид через камеру наблюдения Храма Христа спасителя: Надя, Мария Алехина, Катя Самуцевич и еще две беспрепятственно проходят проверку и заходят внутрь храма. Не смутила охранников даже электрогитара Кати Самуцевич.
Заходим и мы. Мы ходили вдоль, разглядывая интерьер, быть может, "слишком заметно" стараясь не привлечь к себе внимание. Белый алтарь, фрески, иконы, в храме не более 10-15 "штатских" посетителей, которых потом назвали "прихожане". Хотя они скорее зеваки или туристы. Скромные девушки в платочках тихо и скромно, как прихожане, прошли к калитке, ведущей к алтарю. Я с трудом удержал себя от того, чтобы подойти к Наде и сказать "привет, как дела", но я понял, что они "работают". Свечница - женщина лет 45 в белом платочке стоит у подсвечников. Несколько охранников прохаживаются по залу. И потом, как бы повинуясь року, как будто явился "Бог из машины" греческих трагедий, картина резко поменялась.
Надя пишет в дневнике во время суда летом: "Толпе нужна жертва, хочется бросить свой камень, распять, изнасиловать кого-нибудь, - пишет она, - чтобы почувствовать себя лучше, нужно кого-то съесть. Мы вошли и спели свой панк молебен не в храм Христа Спасителя, а на арену страшного цирка, где когда-то первых христиан разрывали на части голодные львы. Мы молили Богородицу, чтобы она избавила Россию от Путина. Мы сделали это, потому что мы исполняли наш долг".
Внезапно! Милые скромные девушки сняли платочки, одели балаклавы, скинули куртки, остались в коротких цветных платьях, открыв дверцы, вбежали на амвон пред Царскими Вратами алтаря. Журналисты достают камеры и снимают. Девушки достают из рюкзаков незамысловатую аппаратуру - провода, какую-то маленькую коробочку с экраном. Катя снимает чехол с гитары. Ее хватают охранники и уводят в сторону. Надя и Алехина изображают пантомиму, напоминающую пляску святого Витта, падают на колени и осеняют себя крестными знамениями, а по словам свечницы - "бесовски дрыгаются", прыгают, задирают высоко ноги, мотают головами, и одновременно с этим выкрикивают слова "срань господня" и делают руками движения, имитирующие удары кулаком.
СРАНЬ ГОСПОДНЯ!
СРАНЬ ГОСПОДНЯ!
СРАНЬ ГОСПОДНЯ!
Были слышны практически только эти слова. Все другие слова наложены при монтаже клипа.
Свечница ладонью заслоняет камеру. Суета, шум, крики "охрана!". Гулкое эхо. Охранники бросились к алтарю. Другие пытаются прекратить съемку, отнимают камеры, но камер слишком много. Видимо провинциальная прихожанка комментирует: "Москва сумасшедший город". Другая: "Чо творится!" Одна стоит с выражением удивления на лице. Не обиды, не мистического ужаса, не как получившая тяжелую психическую травму, как прозвучит потом на суде, а скорее просто любопытства, с каким смотрят сериал: "Может так надо и правильно? Может это и есть масленичное представление в РПЦ?" Ведь у нее нет ни своего мнения, ни так называемой духовности. Мужчина православного вида пытается задержать одну из участниц молебна, которая идет к выходу и сорвать с нее балаклав. Я отцепил его руку. Мы даже что-то не вполне православное сказали друг другу. Позже мы узнали, что в храме был член Русского Собора (реакционная православная организация). Он потом и написал письмо в Патриархию, с которого якобы все началось. Якобы он, якобы написал, якобы в патриархию, якобы с этого все началось.
А потом что-то в мире поменялось. Поменялось вот что: теперь кафедральный собор в Москве называется не Храм Христа спасителя, а Pussy Riot church. И еще - Надя Толоконникова, Мария Алехина и Катя Самуцевич стали одними из самых узнаваемых фигур нашего времени. Когда при пересечении границы какой-то страны Надю спрашивают о цели приезда в их страну, она отвечает: "Я Pussy Riot" и служители границы улыбаются - милости просим. И стали они знамениты не благодаря тому, что они сделали, а благодаря тому, во имя чего они это сделали.
Резиденция Путина в Ново-Огарево.
Почему Путин почел за нужное отреагировать на панк-молебен? Потому что это было на самом деле круто. Это была первоклассная, стильная акция. Это был государственный масштаб, событие первого положения. И смысл его был понятен - это не оскорбление чувств верующих, это вызов системе, вызов всему, что творится в стране. Это была пощечина, вызов на дуэль.
В комнате Путин и пресс секретарь.
Как говорится, все имена вымышлены, все совпадения случайны. Таких людей как Путин и его пресс секретарь Песков в природе не существует. Вам может показаться, что они существуют, но это аберрация сознания. Нет, подсознания. Они - аберрация коллективного бессознательного людей всего мира. Они - материализация наших и ваших страхов и комплексов.
Вечер 21 февраля 2012 года.
Путин в халате. Он только что посмотрел клип Pussy Riot "Богородица, Путина прогони". Пресс секретарь дает Путину пакет бумаг. В России либералы наивно полагают, что Путину кладут на стол какую-то однобокую информацию, что он имеет искаженное представление о происходящем в стране. То есть его держат за лоха. Но это не так. Путин получает сбалансированную и полную информацию. Всегда. Или почти всегда. В том числе от Пескова.
Пресс секретарь: "Я думаю это уже перебор. Надо реагировать".
Путин рассматривает фотографию Нади, где она в ботинках с голубыми звездами, сидит, прислонившись в стене, рядом гитара. Лицо скрыто под желтым балаклавом. Очень специфические ботинки - по форме как коньки фигуристки, но расцветка - белый цвет чистоты и на белом фоне голубые звезды. Ботинки - шарада. Ботинки - дресс-код. Сидит как человек-паук на отдыхе и думает - кого же мне еще спасти. Или перерыф-ф-фчик сделать - маленький - (МА-А-А-АЛЕНЬКИЙ) а потом уже и по песочному человеку ударим, и по "электрическому человеку". Потому что наш город надо спасать. А вот без балаклава. Путин смотрит на одно из достаточно откровенных ее фото с голыми плечами. Что-то итальянское и латиноамериканское есть.
Вообще она ни на кого из родителей не похожа по большому счету. Можно было бы сказать, что она похожа на маму, но у мамы более "кукольная" красота, а Надя средневековый что ли вариант, "ведьмин" вариант этого типа лица. В какие-то моменты она немного похожа на индийскую актрису Фриду Пинто, но чаще, конечно, на Розарио Доусон. И негритянские пухловатые губы - унаследованные от мамы Кати. Мама Нади Катя Воронина - не афро-американка, и не мулатка хотя иногда народ интересовался и спрашивал. Лет до тридцати Катя была похожа на Дженнифер Лопез. Нет, она была вылитая Уитни Хьюстон. Не семейка, а Голливуд! Катя, как и я, родилась в Норильске. Вроде бы есть цыганские корни, уральские корни. Разумеется, как половина русских барышень, если их послушать, потомки каких то князей, графинь, и она княжна. Княжна, блин, Объедкова-Посудомойкина. И у каждой четвертой была прабабушка, у который был особняк в Питере... где-то на Литейном... или недалеко от Михайловского замка. Кажется, и у предков Кати Ворониной был особняк в Санкт-Петербурге. Хотя я это могу путать - возможно, это рассказывали мне другие мои бывшие жены - графини и княгини все на подбор. И нет ни одной, которая бы сказала, что мы из крестьян, при чем гордо сказал - "мы крестьяне". Как говорит Надина бабушка Вера Толоконникова, которая живет в Красноярске, "мы крестьяне". И у нее это звучит как - "мы из графьев". Или в нас течет одна шестнадцатая часть крови королевы Марго.
Маша Алехина немного похожа на Барбару Стрейзанд. А Катя Самуцевич - она - более земной вариант Кристен Стюарт - мистическая и немного болотная и в тоже время "металлическая" красота, мужская или вампирная. Она, как заколдованная Кристен Стюарт. Как будто Кристен Стюарт родилась мальчиком.
Путин бегло читает выписку из досье на них.
"Надежда Толоконникова. Она же Колотушка, Надя Толокно, Тюря Темы своих курсовых работ при обучении на философском факультете МГУ, например: "Технологии деконструкции субъекта в философии гендерных исследований" разрабатывала исключительно в рамках "квир-исследований" при противостоянии профессорско-преподавательского коллектива. Толоконникова - квир".
"Толоконникова - феминистка, склонная к экгсгибиционизму. Участница акций ЛГБТ, одна из инициаторов и участников акции с лесбийскими поцелуями милиционеров, активно "деконструирующая свой гендер" (то есть практикующая разные роли). Похоже, процесс сексуализации её сознания и динамика "борьбы с собственным гендером" зашли уже столь далеко, что уже наступила "точка невозврата".
Это неточно. Надя - квир. По крайней мере, она так себя позиционировала. Мне кажется, что это просто дань моде. Практики, которая бы все это подтверждала, нет. Не так уж сильно она и "боролась" с собственным гендером. Дочка и муж есть, "все, как у людей". Гендер для Нади - это было не только позерством, фрондой и поиском своего имиджа, гендер был темой научной работы. Она писала курсовую в университете. И тогда Альма Матер взъерепенилась. "После защиты в московском университете своей курсовой работы по концепциям гей-и-лесбийской субъективностей, на которой уважаемая кафедра заявила о том, что "педерастами они не занимаются" - хотя сами в начале года утвердили тему. И пригрозили, что диплом ей с такой темой никогда не защитить, ее интолерантность по отношению к гомофобам стала просто зашкаливать. "Кто хочет со мной контактировать - будьте осторожны, пожалуйста", - предупреждала в фейсбуке Надя.
Путин продолжал читать.
"Мужчина - это биологическая случайность: (мужской) ген Y - это недоделанный (женский) ген X, то есть содержит незаконченный набор хромосом... Мужчина, будучи неполноценной женщиной, тратит свою жизнь на то, чтобы стать полноценным, стать женщиной... Мужчина, обеспокоенный только тем, чтобы унять свою досаду, что он не женщина, неспособный ни сострадать, ни понимать, превратил наш мир в кучу дерьма". Валери Соланас, Манифест ОПУМ ("Общество полного уничтожения мужчин")"
"Круто. Какой талантливый все-таки у нас народ. Я - биологическая случайность, - подумал Путин. - Странное название Pus-sy-ri-ot".
И тут он говорит знаменитую фразу - "Они мне испортили праздник, я им испорчу жизнь". Якобы все началось с этой фразы. Есть список кулуарных фраз, приписываемых Путину, которые он якобы обращает к своему близкому кругу. Но никто не знает, говорил ли Путин эти фразы или они придуманы для пущей занимательности. История - это ведь роман. И еще более смешно, когда я пишу "Путин подумал". Но что делать, условности жанра.
Путин слишком большой мальчик, чтобы обижаться на песни - в его голове созрел план как это можно использовать. Дела в стране шли не лучшим образом, и ему нужен был СИМУЛЯКР.
Симулякр или, как называют в ФСБ и в криминальном мире - например, во время разборок - "создание ситуации", - это классика КГБ. Это и основная методика создание квазиреальности на Российском телевидении, освещающем войну на Украине 2014-2015 годов. Например, "распятый мальчик" (мальчик якобы распятый украинскими фашистами, но такого мальчика не было - это подделка) или изображение украинского самолета, якобы сбившего голландский Боинг. Впервые в XXI веке в России методика симулякризации населения широко использовалась в истории с Pussy Riot.
Главное содержание симулякра по Pussy Riot - миф об "оскорблении чувств верующих" и преувеличение "кощунственности" действий Pussy Riot в храме. Полной картины в государственных СМИ не давали. Даже не говорили, что они спели песенку про Путина. Говорили про церковь и оскорбление чувств. Говорили, что эти девицы дуры и все это проплачено врагами России. Хотя, если бы людям рассказали, что это была молитва, обращенная к Богородице, особая, экстравагантная, но молитва, люди легко бы с этим согласились. Ровно с это момента, с начала государственной травли Pussy Riot наступило мое разочарование в своем народе. Но мне кажется, он справится с этом. Они повелись. Они без царя в голове. Они дети и даже круче. Страна поделилась на 86% которые "осуждают" и 14%, которые не осуждают. Эти цифры впервые появились после панк молебна. Позже эта "цифра" перешла на другие области, но она неизменна и незыблема. За всегда 86, против 14. Это уже правило "86/14". Новый паттерн. Российский вариант правила Парето, которое гласит - "всегда 80 на 20". У нас 86 на 14. Всегда. Вы осуждаете Pussy Riot? Вы поддерживаете политику Путина? Вы за то, чтобы уничтожать "санкционку"? Вы за присоединение Крыма к России? Вы за "русский мир"? Вы за новый миропорядок? Вы за то, чтобы бросить бомбу на Америку? Вы за то, чтобы бросить бомбу на Воронеж?
Статья 213 часть 2.
Дело N17780 возбуждено 24 февраля 2012 в СО ОМВД России по району Хамовники. Есть такая запись: "Меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей, не могут гарантировать выполнения обвиняемой возложенных на нее УПК обязанностей. И позволит ей (Наде и другим участницам панк-молебна) скрыться, воспрепятствовать производству по делу, продолжить заниматься деятельностью, по факту которой возбуждено данное уголовное дело".
"213 часть 2" - статья "злостное хулиганство" - обведено кружочком. Статью 213 часть 2 выбрали, чтобы "закрыть" (посадить) девушек сразу. И все время "вытягивали" на этот состав (фальсифицированная экспертиза, лжесвидетельства, противодействие адвокатам и пр.). Словами адвоката Нади Марка Фейгина "не вытанцовывалось". Но они вытягивали, вытягивали и вытянули. Как в сказке про репку.
Был задействован "план тайфун-перехват". Как при теракте. Слова красивые, все три - "ПЛАН", ТАЙФУН" "ПЕРЕХВАТ". Все по-взрослому. Все силы московской полиции были брошены на поиски пяти девочек... девушек, утроивших панк-молебен в кафедральном соборе Российской православной церкви, спев "Богородица, Путина прогони". Да не такие они и девочки... Они мамы. Но почему-то все говорят "девочки", "девушки". Ну и мы будем говорить. Девчонки. А кто же они? С позиций обывателя - "дуры и барышни": куда сунулись, во что вляпались!
Прощание Нади с дочкой.
Квартира Вячеславовны - мамы Пети. На пианино стоят толстые свечки из Икеи, над пианино огромное черно-белое эротическое фото в стиле 60-х - голая женщина, вероятно на пляже, лица не видно - сидит на коленях - боком. Может быть, это сама бабушка Геры - Елена Вячеславовна, может просто молодая девушка. На пианино - бюст Давида Микеланджело и фото Одри Хепберн. Можно сделать вывод, что хозяйка квартиры любит эрос, классику и все самое лучшее. Как Булгаковская Маргарита. Недавно она успешно прооперирована в Канаде по поводу онкологии и внучка Гера - для нее - это свет в окне. Елена - руководит детским музыкальным театром. Ставят они "Оливера Твиста" и многое другое. И ставят очень интересно. Она меня не очень любит. Меня вообще мало кто любит. Я плохая боксерская груша для любви.
Надя прощается с дочкой. Гере через неделю исполняется 4 года. Надя с Герой сидят перед "яблочным" лэптопом и смотрит клип Pussy Riot "Освободи брусчатку". Гера смотрит, как мама вытряхивает пух из подушки, которую потрошит на крыше троллейбуса и поливает прохожих пеной из огнетушителя.
Гера декламирует:
Унитазы начищены, курицы в штатском,
Призраки Жижека смыты в сортире.
Химлес зачищен, у Чириковой "недопуск",
Феминистки отправлены в декретный отпуск.
Освободи, освободи, освободи брусчатку!
Надя прерывает Геру: "Все, достаточно, дальше не для детей идет".
Гера хорошо декламирует. В детском садике на праздниках все ключевые роли дают ей.
Надя подозревает, что она может знать всю песню наизусть, а там уже недетское.
Гера: "Кто такая Чирикова?"
Надя: "Она лес защищала".
Надя не заинтересовала Геру своим не слишком вдохновенным комментарием.
Гера: "Да? Это лес с живыми деревьями, как во "Властелине колец"?" А там были живые деревья? Но ведь не люди должны защищать лес, а лес людей".