Томашева Ксения: другие произведения.

Рецензия на "Антисоветский элемент"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурс LitRPG-фэнтези, приз 5000$
Конкурсы романов на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    дуэль Костик vs Бабка-Угадка, в рамках ПВ-16

  Терпеть не могу писать полновесные рецензии, обычно, если не понравилось - прохожу мимо, а если понравилось, то начинаю комментить, что хотелось бы улучшить. Тут - второй вариант. Но для дела нужна рецензия по установленному образцу...
  Перед тем, как перейти к формальностям, пара слов об общих впечатлениях: история получилась душевная, психологически напряженная, а финальный кусочек стал достойным восклицательным знаком. Без него было бы не то.
  Теперь по предусмотренному Кодексом плану:
  
  Соответствие теме и особому условию, если таковое задано Судьёй.
  Попадание в тему - в наличии, и даже несколько буквальное. На Катю был клеветнический донос, да и злой умысел налицо: чтобы убрать девушку из ее комнаты и найти золото, украденное у купца и припрятанное в помещении.
  Обязательные условия также соблюдены, к подпункту а) вообще нет претензий: СССР, 37 год; ну, а на то, что в те годы государство само выступало в роли организованной преступной группировки, глаза закроем, формально-то так не считалось ;)
  
  А теперь немного о промахе, напрямую связанном с этим самым соответствием теме.
  Еремей у нас кто? Правильно, слесарь. А значит, мотается днями по вызовам, не сидит в заводском цеху от звонка до звонка. И появлению его в доме в дневное время никто не удивился бы, мало ли, чего починить человек зашел. А вот Катя как раз заводская. И предсказать, что ее в определенное время дома не будет - дело нехитрое. Да, квартира коммунальная, но ведь время-то какое, в рабочие часы вряд ли кто из соседей по домам сидит, ну, баба Груня разве что.
  И это подводит нас к подозрениям, что донос Еремка состряпал, да еще и брошкой дорогущей пожертвовал исключительно, дабы поддержать тему. Или не стратег дядя, от слова совсем, скорее, отрицательный персонаж накшталт бабы-яги - пакостит из любви к искусству. Да и в этом случае, донос строчить лучше на бабку - та мало того, что свидетелем кражи со взломом может выступить, так еще и узнала его, а значит может наговорить чего-то, что приведет к пониманию мотива вора (как и случилось). Потому как, проберись Еремей в комнату при свете дня, забери свои побрякушки, возможно, никто и в милицию не обратился бы. Ну, подивилась бы Катя, заметив следы от подвинутого шкафа на полу, испугалась бы, возможно, ну, жениху пожаловалась бы. Но красть у нее самой нечего, да ничего и не пропало вроде...
  
  Грамотность, нормативность лексики Выстрела.
  Тяк, плотность ошибок на квадратную букву текста можно я указывать не буду? Если честно, сама-то пишу более-менее грамотно, но это не значит, что рискну безапелляционно выставлять оценки за правописание...
  Поэтому держите качественно, а не количественно:
  Ачипятки
  Имеются, но мало, штуки 2-3 видела, так что ими можно пренебречь: мысли о Кати, которую бросили в камеру, не сразу обратил внимания, возможно, есть что-то еще.
  Запятые
  Не входят в круг близких друзей Автора. Зачастую проявляют своеволие.
  [доходного дома, превращённого новой властью в многоквартирный дом, почти образцового содержания. = доходного дома, превращённого новой властью в многоквартирный дом почти образцового содержания.
  Бабу Груню жалели, не все, но никто не обижал блаженную старуху, которая жила в этом доме со времён его строительства. = Бабу Груню жалели. Не все, но никто не обижал блаженную старуху, которая жила в этом доме со времён его строительства.
  Повод подходил как нельзя лучше, у Екатерины сегодня день рождения. = Повод подходил как нельзя лучше: у Екатерины сегодня день рождения.
  Она в отказ, ничего, мол нет, из простых я. = Она в отказ: ничего, мол, нет, из простых я.
  В общем, ловить и ловить - такого добра хватает.
  
  Как ошпаренный Константин выскочил из комнаты Мойши Абрамовича. - вот тут мне почему-то очень хочется после "ошпаренный" поставить запятую, но я сама не уверена. Если кто в курсе правила, подскажите, пожалуйста.
  
  
  Стилистика.
  "Глаз в пушистых ресницах" не замечено, и это радует безмерно. Вообще, написано хорошо: и не засушено, и не излишне витиевато.
  Многовато повторов слова "всё". Но на них, если специально не вчитываться, не всегда внимание обращаешь. Мне просто буква "ё" бьет по глазам, так как сама ее не люблю употреблять, вот и зацепился глаз, начала вычитывать.
  Главным стилистическим недостатком рассказа я бы назвала Константина Сергеевича. Во-первых, он протагонист, повествование идет от его точки зрения, хоть и от третьего лица. Следовательно, хотелось бы, чтобы в тексте он именовался немного ближе к тому, как человек сам о себе думал бы. Т.е. слова типа "молодой человек" применительно к фокальному персонажу выглядят странно. Как и постоянное именование его в авторской речи по имени-отчеству. Опять же, то он Константин Сергеевич (что навевает мысли о зрелом возрасте), то "молодой человек", то "не мальчик, серьёзный мужчина". Короче, в возрасте дяди я потерялась. Это хоть деталь и неважная для детективной фабулы, но все равно царапает и мешает погрузиться в повествование.
  
  Сюжет, фабула, особенности авторского стиля.
  
  По отдельным моментам сюжета я уже прошлась, теперь в целом. Интересно, живо и без лишней "воды". Не могу не повториться: финальный кусочек ну очень хорошо лег. Без него был бы просто рассказ, а так душевно и с надрывом вышло.
  К моему удивлению, выбранный Автором стиль с большим количеством диалогов оправдал себя на все сто. Удалось создать характерный говор для каждого из персонажей, они не информационные функции, а живые люди. Обилие коротких диалогов придает некую стремительность действию. Так же, как и "режиссерская нарезка" на мелкие эпизодики, разделенные звездочками. Я, признаться, сама этот прием люблю безмерно. Он, как монтаж в кино, позволяет склеить сцены, пропуская неинтересное.
  Что, на мой взгляд, не пошло на пользу тексту, так это некоторые проблемы с фокалом. Про молодого человека, но серьезного мужчину Константина Сергеевича я уже писала выше. Кстати, в одном кусочке он просто Константин, и там ощущается заметно более близким и понятным читателю. Также есть небольшой скачок фокала на Машку ( Машка сначала хотела завопить про произвол, но увидела тёмную бездну, что поднималась изнутри Константина и от страха начала тараторить: ) - если мы от имени Константина кино смотрим, мы не можем знать, чего "хотела" Машка.
  Еще резанул "адреналин, бушующий в крови". Хоть адреналин, как продукт надпочечников, и был известен довольно давно в научных кругах, но его роль в возбуждении нервной системы на момент действия повествования еще только изучалась детально, и такому выражению просто неоткуда было взяться в мозгах простого обывателя, пусть он и библиотекарь.
  
   Детективность или остросюжетность текста.
  Для начала про остросюжетность, детективность оставим "на закуску".
  Я бы охарактеризовала стиль, как "сдержанно-остросюжетный". К тому, что острота сюжета во многом достигается не голливудскими приемчиками, а психологическим напряжением, вызванным опасением за судьбу любимой. Хотя, и морду управдому начистил Константин, не побрезговал. В общем, удалась остросюжетность, да еще и с соответствующим эпохе антуражем.
  С детективностью не все так радужно, хоть и, на первый взгляд, гладко.
  Остановимся на трех основных ниточках, по которым следует главный герой.
  След Љ1. Ложный. Управдом.
  Первым я его поставила неслучайно, а потому что он первый в моем топе. Ибо удался. След этот логически обоснован, читатель сам, параллельно с Константином, его нащупывает, да еще и подозрения довольно изящно развенчиваются прихрамывающим бегом управдома. (Ладно, не изящно. На самом деле, вот, если бы о прихрамывании управдома читателю сообщили в начале, когда тот зашел на шум, но косвенно, тогда было бы изящно. К примеру, ходил управдом с моднявой тростью. А в данной имплементации немного сомнительно доказательство невиновности: да, ночью Константин бежал за неприхрамывающим человеком, но тот ведь мог потом ногу подвернуть ;) ).
  След Љ2. Недоделанный. Нина Кружкина.
  Насколько я поняла (не совсем с первого раза), Нина - бывшая подруга Кати, рассорившаяся с ней из-за того, что той, как передовику производства, досталась жилплощадь, на которую облизывалась сама Нина. Т.е. мотив для доноса, вроде как имеется. Да и то, что слабая женщина не могла сдвинуть шкаф, но у нее мог быть сообщник, Константин проговаривает. А вот почему с нее снято подозрение? Потому, что сожитель - "неопрятный мужичонка в тельняшке и кальсонах"? О том, что мужичонка хиленький можно догадаться только по тому, что Автор его именует не "мужиком" или "мужчиной", а именно "мужичонкой". Мотивы, по которым эта версия откинута Константином, в тексте рассказа не проговариваются, ниточка выглядит брошенной.
  След Љ3. Преступник. Еремей
   Ах, как шикарно, с каким размахом подана подсказка в образе бабки Груни! Я прямо с самого начала рассказа на нее облизывалась, предвкушала тайну, ну, или хотя бы тайночку...В общем, чем-то собакобаскервильским повеяло.
  Далее имеем крещеного младенца Блажнова Еремея 1893 года рождения. Но эта подсказка указала на управдома - совпало время, когда бабка Груня начала про Еремку говорить, и появление нового управдома. Отлично! Видимо, и возраст управдома навскидку лет 45 (хотя, как мне показалось по его первому появлению, несколько больше).
  Вторая ниточка - корыстный мотив, к которому пришел Константин, основываясь на ночном посетителе, затеявшем перестановку в комнате кати, и подброшенной ей в качестве улики рубиновой броши. Тут кусок размышлений выпал, но в принципе, несложно достроить самому: кто-то или имел точную информацию о спрятанном золоте, или сам его туда припрятал. Преступник знал, где искать.
  Вот на этом моменте начинается моя детективно-читательская обида. Почему не были рассмотрены оба варианта? Не задан уточняющий вопрос бабке, которая прямым текстом дважды говорила, что Еремей находится в квартире Кати. Т.е., намек на то, что Еремей приезжал с группой НКВД. А вот выяснить у бабки, кто именно из нескольких человек, топтавшихся в квартире - Еремка, Константин побрезговал? Ладно, она из ума выжила, могла толком и не ответить, но ведь попробовать стоил же.
  И последнее: с какого перепуга Еремей вдруг стал известным дому слесарем в конце??? Где мое законное упоминание о том, что с НКВДшниками явился этот самый слесарь - взламывать дверь? И что он там топтался, когда солдат брошь нашел, и что этот самы слесарь полгода назад сменился, тогда же, когда и управдом, и когда бабка про вернувшегося Еремку говорить начала? И почему это второй раз, когда пришли за Константином, слесарь с НКВДшниками явился? Ну разве бабка не могла намекнуть, что Константину двери тоже взломали?
  В общем, после всего шикарного задела, любовно раскиданного в начале рассказа, в конце Константину просто везет, что преступник вернулся на место преступления именно на следующую ночь, а не выждал, пока все успокоится, и и главного героя, уже однажды ему помешавшего, арестуют.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  О.Чекменёва "Спаситель под личиной, или Неправильный орк" (Приключенческое фэнтези) | | С.Полторацкая "Последняя из рода Игнис" (Приключенческое фэнтези) | | Н.Геярова "Академия темного принца" (Попаданцы в другие миры) | | Д.Вознесенская "Жена для наследника Бури" (Попаданцы в другие миры) | | A.Maore "Мой идеальный дракон" (Приключенческое фэнтези) | | С.Александра, "Демонов вызывали? или Когда твоя пара - ведьма!" (Любовное фэнтези) | | Е.Лабрус "Заноза Его Величества" (Любовное фэнтези) | | Р.Навьер "Плохой, жестокий, самый лучший" (Современный любовный роман) | | К.Корр "Императорский отбор. Поцелованная Тьмой" (Приключенческое фэнтези) | | У.Соболева "Чужая женщина" (Короткий любовный роман) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Гулевич "Император поневоле" П.Керлис "Антилия.Полное попадание" Е.Сафонова "Лунный ветер" С.Бакшеев "Чужими руками"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"