Тонина Ольга Игоревна : другие произведения.

Гибель теплохода "Армения"

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.92*12  Ваша оценка:


   Ольга Тонина
  
   Гибель теплохода "Армения".
  
    []
   Технические данные пассажирского теплохода "Армения":
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узлов (около 27 км/ч);
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;
  
   Официальная информация о гибели теплохода "Армения" такова:
   "В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолетом-торпедопосцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек."
  
   Имеется и примерная карта-схема в соответствии с указанными координатами:
  
    []
  
   В 2006 году к работам по просьбе украинской стороны подключился Институт океанографии и океанологии США под руководством Роберта Балларда . Американцы нашли в предполагаемом районе гибели судна множество интересных объектов, однако "Армения" так и не была найдена.
   Роберт Баллард - известная личность в мировой морской археологии, директор института океанографии штата  Массачусетс, США. Человек нашедший "Титаник", линкор "Бисмарк", авианосец "Йорктаун". Получив информацию о "Армении" приостановил поиски  Атлантиды на острове Санторин и отправляется в Черное море на своем научно-исследовательское судне "Эндевер", оборудованным современными гидролокаторами и телеуправляемыми роботами. Экспедиция обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов.
   Итак, "Армению" не нашли. А там ли искали? Что нам известно?
   "Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе,..."
   "Только в 8 часов утра теплоход прекратил загрузку и командир "Армении" капитан 3 ранга В.Я.Плаушевский приказал отдать швартовые."
   То есть выход "Армении" в море произошел в 08-00 7 ноября 1941 года из Ялты. Что дальше? Что говорят очевидцы?
  
   http://militera.lib.ru/research/nepomniaschy_nn/01.html
  
   "Обратимся к свидетельству катерника с морского охотника МО-04 М.М. Яковлева.
   "7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой, на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва -- не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет "Армению", то ей несдобровать... Так оно и получилось".
  
   На форуме "Цусима" дается несколько другая цитата воспоминаний М.М.Яковлева (либо ее пересказ?):
   http://wap.tsushima4.borda.ru/?1-9-0-00000001-000-0-0
  
   "Дальше воспоминания катерника с МО-04 М. М. Яковлева: "7 ноября в 10 часов утра по пути в Туапсе теплоход был атакован двумя "Хейнкель-111" в районе мыса Сарыч. МО вести огонь не мог, море было очень свежее, крен достигал 45 градусов. Зашли на "Армению" с двух сторон: один He-111 со стороны Ялты, а другой со стороны моря. Первый торпедоносец промахнулся. Второй - попал. Примерно за четыре минуты корабль ушел под воду."Уцелели лишь 8 человек."
  
   И в том и в другом варианте фигурирует мыс Сарыч. Мыс Сарыч находится примерно в 40 километрах от Ялты - если мерить расстояние по суше, и примерно в 50-55 километрах, если идти морем. За два часа полным ходом (2 часа х 27 км/ч = 54 км ) "Армения" вполне могла достигнуть мыса Сарыч. Только вот мыс Сарыч, находится к ЗАПАДУ от Ялты! А "Армения должна была идти НА ВОСТОК - в Туапсе или Новороссийск. Или не должна? Вслед за мысом Сарыч, М.М.Яковлев упоминает мыс Айя, который расположен ЕЩЕ ЗАПАДНЕЕ от Ялты! Именно о его камни взорвались торпеды первого торпедоносца.
   На торпедоносцах типа "Не-111" применялись торпеды типа "F 5w" калибром 450 мм. Их боевая часть включала в себя 170 килограмм ВВ. Дальность хода составляла 3000 метров. Для того, чтобы такая торпеда попала в камни у мыса Айя, "Армения" должна находиться между точкой сброса торпед и мысом Айя. При этом точка сброса торпед не должна быть далее 3000 метров от мыса, иначе торпеда затонет, не дойдя до него.
   То есть "Армения" должна находиться примерно в 2500-2000 метрах от мыса Айя.
    []
  
   Что дальше? Если верить цитате с форума "Цусима", то второй торпедоносец атаковал практически сразу же после первого, либо одновременно с ним. Если это так - то
   "Армения" затонула в районе Ласпи. Примерно в 2-3 километрах от берега.
  
    []
  
   А если нет?
   Командующий Черноморским Флотом адмирал Ф.С.Октябрьский: "Когда мне стало известно, что транспорт собирается выходить из Ялты днём, я сам лично передал приказание командиру, ни в коем случае из Ялты не выходить до 19.00, то есть до темноты. Мы не имели средств хорошо обеспечить прикрытие транспорта с воздуха и моря. Связь работала надёжно, командир приказание получил и, не смотря на это, вышел из Ялты в 08.00. В 11.00, он был атакован самолётами торпедоносцами и потоплен. После попадания торпеды "Армения" находилась на плаву четыре минуты".
   В 11-00, если исходить из того, что после 10-00 "Армения" следовала из Ялты все с той же скоростью в 14 узлов, она должна была находиться в районе мыса Фиолент, либо несколько северо-западнее.
   Ну и наконец, 11-25. При той же скорости в 14 узлов получаем место гибели "Армении" примерно в районе мыса Херсонес (севернее, западнее или южнее).
   Таким образом, мы имеем три возможных места гибели "Армении". Все они расположены ЗАПАДНЕЕ ЯЛТЫ И МЫСА САРЫЧ. То есть, совершенно не там, где искал Роберт Баллард.
   Почему "Армения" оказалась на пути в Севастополь, а не в Туапсе? Вероятнее всего, ее капитан получил приказ из серии "дым в трубу, пельмени раскатать" - вернуть персонал севастопольских госпиталей обратно. Вероятнее всего во исполнение следующей директивы:
   "ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК N 004433 КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ КРЫМА, ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ОБОРОНЫ КРЫМА
      Копия: народному комиссару Военно-Морского Флота. 7 ноября 1941 г. 02 ч 00 мин
      С целью сковывания сил противника в Крыму и недопуска его на Кавказ через Таманский полуостров Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:
      1.Главной задачей ЧФ считать активную оборону Севастополя и Керченского полуострова всеми силами.
      2.Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами.
      3.Все три старых крейсера и старые миноносцы держать в Севастополе. Из этого состава сформировать маневренный отряд для действий в Феодосийском заливе по поддержке войск, занимающих Ак-Монайские позиции.
      4.Отряду Азовской флотилии поддерживать войска Ак-Монайской позиции с севера.
      5.Линкоры, новые крейсера базировать в Новороссийске, используя для операции против берега, занятого противником, и усиления отряда старых кораблей. Базирование эсминцев по Вашему усмотрению.
      6.Часть ЗА из оставленных районов использовать на усиление ПВО Новороссийска.
      7.Организовать и обеспечить перевозку в Севастополь и Керчь войск, отходящих в Ялту, Алушту и Судак.
      8.Истребители, штурмовики и часть самолетов МБР оставить в Севастополе и Керчи, остальную авиацию использовать с аэродромов СКВО для ночных ударов по аэродромам, базам и войскам противника в Крыму.
      9.Эвакуировать из Севастополя и Керчи на Кавказ все ценное, но не нужное для обороны.
      10.Руководство обороной Севастополя возложить на командующего ЧФ т. Октябрьского с подчинением Вам. Заместителем командующего ЧФ иметь в Туапсе наштафлота.
      11.Вам находиться в Керчи.
      12.Для непосредственного руководства обороной Керченского полуострова назначить генерал-лейтенанта Батова.
      И. СТАЛИН Б. ШАПОШНИКОВ Н. КУЗНЕЦОВ"
   Других логических объяснений возврата "Армении" нет. Всякие версии про "золото в слитках", "сотрудников НКВД" - для сирых и убогих, которых недолечили галоперидолом, либо выпустили из "Дома-2" за образцово-идиотское поведение.
   Поскольку "Армения" не дошла до Севастополя - приказ "зажилили". А может, в письменном виде его и не было. Довольно часто отдаются устные приказания, и в случае гибели получившего устное приказание, отдавший приказание может и не сознаться в том, что такое приказание было. Особенно, если найдутся люди, которые начнут настойчиво задавать вопросы.
   Так или иначе, но и Ласпи, и Фиолент, и Казачка - три известных пляжа Крыма - могут быть, по сути, окраиной братской могилы на несколько тысяч человек. Впрочем, и Казачка и Фиолент таковыми уже являются - это если вспомнить последние дни обороны Севастополя в июле 1942 года. В этом отношении гораздо этичными, хотя и, менее безопасными, в санитарном отношении являются городские пляжи, расположенные внутри Севастопольской бухты. Но тема пляжей - не тема данной статьи, просто так получается, что место гибели "Армении" вероятнее всего находится недалеко от берега.
   Чем объяснить малое число спасенных? Ветер от берега в сторону моря и минных полей, холодная вода (7 ноября) и большое волнение на море ("...крен катера достигал 45 градусов ..."). Чем объяснить быстрое время гибели теплохода - 4 минуты? Его конструкцией. Большое количество пассажирских кают вдоль всего борта корабля, предусматривает наличие длинных коридоров вдоль всего корабля. С учетом волнения на море, а также того, что немецкие торпеды часто не держали глубины и выскакивали на поверхность, пробоина от торпеды могла оказаться на уровне или выше ватерлинии, что способствовало не только затоплению носовых трюмов, но быстрому распространению воды по всему теплоходу. Перегруз пассажиров в несколько раз выше нормы наверняка создал трудности для экипажа при борьбе за живучесть.
   Нужно ли продолжать искать "Армению" или точное местоположение ее гибели должно по-прежнему оставаться неизвестным? Это вопрос больше политики, чем этики. Если мы по-прежнему хотим превращаться в жвачное быдло, поедающее попкорн и созерцающее очередного "супермена" в обтягивающем голубом трико - нет никакого смысла искать погибший теплоход. Если же нам важна наша история и мы ей дорожим - "Армения" должна быть найдена.
  
  
   Использованы материалы:
  
   http://militera.lib.ru/research/nepomniaschy_nn/01.html
   http://korabley.net/news/1-0-3
   http://korabley.net/news/2010-04-12
   http://germanfleet.narod.ru/html/html/artlinkor.htm
   http://wap.tsushima4.borda.ru/?1-9-0-00000001-000-0-0
   http://verba1501.livejournal.com/59966.html
   http://www.litsovet.ru/index.php/favorites.action?action=addmat&material_id=302698
  
  

Оценка: 3.92*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"