|
|
||
Ольга Тонина
Глава ? 1. Анализ документов о потерях летного
состава люфтваффе.
В (1) на стр.24, со ссылкой на Олафа Гроелера приведена следующая таблица:
Потери личного состава люфтваффе на различных театрах военных действий с 1.06.1941 по 30.11.1944 г.
Таблица ? 1
|
Западная Европа и ПВО Германии |
Средиземноморье |
Восточный фронт |
Погибло |
23329 |
18194 |
50883 |
Ранено |
33083 |
37870 |
110785 |
Пропало без вести |
37687 |
37000 |
43361 |
Данная таблица составлена в соответствии с классическими канонами "калейдоскопического идиотизма" - отсутствуют итоговые цифры, отсутствует процентное соотношение потерь по видам и по театрам ТВД, а также умышленно переставлены местами графы "ранено" и "пропало без вести" с целью затруднить восприятие информации.
Для того чтобы данная таблица была удобна в работе, переставим графы "ранено" и "пропало без вести" местами, а также введем дополнительные колонки и столбцы. После преобразования таблица примет нижеследующий вид:
Таблица ?1А
|
Западная Европа и ПВО Германии |
Средиземноморье |
Восточный фронт |
Итого |
% |
Погибло+плен/ раненые |
% |
Погибло |
23329 |
18194 |
50883 |
92406 |
23,6% |
210454 |
53,7% |
Пропало без вести |
37687 |
37000 |
43361 |
118048 |
30,1% |
||
Ранено |
33083 |
37870 |
110785 |
181738 |
46,3% |
181738 |
46,3% |
Итого |
94099 |
93064 |
205029 |
392192 |
|
392192 |
|
% |
24 % |
23,7 % |
52,3 % |
|
100% |
|
100% |
Запад и Восток |
187163 |
205029 |
|
|
|
|
|
% |
47,7 % |
52,3 % |
|
|
|
|
Сразу отвечаю на вопрос, почему я переставила графы "ранено" и "пропало без вести" местами. Применительно к наземным частям графа "пропало без вести" означает более активное участие в боевых действиях - в тылу пропасть без вести значительно сложнее, применительно к летному составу графа "пропало без вести" означает, что самолет либо был сбит над территорией противника, либо совершил там вынужденную посадку и его экипаж либо убит, либо попал в плен. В преобразованной таблице графа "пропало без вести" соседствует с графой "погибло", так как это характеризует активность наземных частей люфтваффе, а летном составе - в большинстве случаев гибель летного состава сопровождается и потерей или тяжелыми повреждениями самолета - с учетом того, что большое число самолетов были одноместными.
В (2) на стр. 718 приведена следующая таблица:
Таблица ?2
Потери в личном составе немецких ВВС*
(только летный состав)
Виды потерь |
Убитые |
Раненные |
Пропавшие без вести и пленные |
1.9.1939 г.-22.6.1941 г. |
|||
Боевые |
5525 (1173)** |
3074 (561) |
4416 (935) |
Эксплуатационные |
1609 (270) |
485 (81) |
34(4) |
В школах и пр. |
1924(212) |
1439 (190) |
27(2) |
Итого |
9058(1655) |
4998 (832) |
4477 (941) |
22.6.1941 г. - 31.12.1943 г. |
|||
Боевые |
9885 (1927) |
8277 (1577) |
15268 (2833) |
Эксплуатационные |
5456 (1700) |
2664 (397) |
234 (30) |
В школах и пр. |
4640 (1800) |
2698 (236) |
146 (15) |
Итого |
19981 (5427) |
13589 (2210) |
15648 (2878) |
1.1.1944 г. - 31.12.1944 г. |
|||
Боевые |
7837 (1260) |
5278 (863) |
6439 (752) |
Эксплуатационные |
6321 (318) |
1637 (191) |
59(1) |
В школах и пр. |
3298 (187) |
1886 (98) |
86(8) |
Итого |
17456 (1765) |
8801 (1152) |
8584 (761) |
1.1.1945 г. - 28.2.1945 г. |
|||
Боевые |
618 (115) |
446 (74) |
877 (121) |
Эксплуатационные |
257 (26) |
211 (17) |
7(-) |
В школах и пр. |
295 (155) |
155 (10) |
17(-) |
Итого |
1170 (296) |
812 (101) |
901 (121) |
За всю войну |
|||
Всего |
47665 (9143) |
28200 (4295) |
27 610 (4701) |
* По данным генерал-квартирмейстера ВВС
** В том числе потери офицерского состава
Данная таблица составлена в соответствии с классическими канонами "калейдоскопического идиотизма" - отсутствует суммарный постатейный учет видов потерь, а также их процентное отношение, а также умышленно переставлены местами графы "ранено" и "пропало без вести и пленные" с целью затруднить восприятие информации.
Для того чтобы данная таблица была удобна в работе, переставим графы "ранено" и "пропало без вести" местами, а также введем дополнительные колонки и столбцы. После преобразования таблица примет нижеследующий вид:
Таблица ?2А
Потери в личном составе немецких ВВС*
(только летный состав)
Виды потерь |
Убитые |
Пропавшие без вести и пленные |
Раненные |
Итого |
% |
Боевые +эсплуатац/ учеба |
% |
% боевых/ эксплуатационных потерь |
% боевые/остальные |
1.9.1939 г.-22.6.1941 г. |
|||||||||
Боевые |
5525 (1173)** |
4416 (935) |
3074 (561) |
13015 |
70,2 % |
15143 |
81,7% |
85,9% |
70 % |
Эксплуатационные |
1609 (270) |
34(4) |
485 (81) |
2128 |
11,5 % |
14,1% |
30% |
||
В школах и пр. |
1924(212) |
27(2) |
1439 (190) |
3390 |
18,3 % |
3390 |
18,3% |
|
|
Итого |
9058(1655) |
4477 (941) |
4998 (832) |
18533 |
100 % |
18533 |
100% |
|
|
Итого |
9058 |
4477 |
4998 |
18533 |
|
|
|
|
|
% |
48,9 % |
24,1 % |
27,0 % |
100 % |
|
|
|
|
|
Убитые+пропавшие без вести/пленные |
13535 |
4998 |
18533 |
|
|
|
|
|
|
% |
73,0 % |
27,0 % |
100 % |
|
|
|
|
|
|
22.6.1941 г. - 31.12.1943 г. |
|||||||||
Боевые |
9885 (1927) |
15268 (2833) |
8277 (1577) |
33430 |
67,9% |
41784 |
84,8% |
80% |
68 % |
Эксплуатационные |
5456 (1700) |
234 (30) |
2664 (397) |
8354 |
16,9% |
20% |
32% |
||
В школах и пр. |
4640 (1800) |
146 (15) |
2698 (236) |
7484 |
15,2% |
7484 |
15,2% |
|
|
Итого |
19981 (5427) |
15648 (2878) |
13589 (2210) |
49268 |
100% |
49268 |
100% |
|
|
Итого |
19981 |
15648 |
13639* |
49268 |
|
|
|
|
|
% |
40,5 % |
31,8 % |
27,7 % |
100 % |
|
|
|
|
|
Убитые+пропавшие без вести/пленные |
35629 |
13639 |
49268 |
|
|
|
|
|
|
% |
72,3% |
27,7% |
100% |
|
|
|
|
|
|
1.1.1944 г. - 31.12.1944 г. |
|||||||||
Боевые |
7837 (1260) |
6439 (752) |
5278 (863) |
19554 |
59,5% |
27571 |
83,9% |
71% |
60 % |
Эксплуатационные |
6321 (318) |
59(1) |
1637 (191) |
8017 |
24,4% |
29% |
40% |
||
В школах и пр. |
3298 (187) |
86(8) |
1886 (98) |
5270 |
16,1% |
5270 |
16,1% |
|
|
Итого |
17456 (1765) |
6584 (761) |
8801 (1152) |
32841 |
100% |
32841 |
100% |
|
|
Итого |
17456 |
6584 |
8801 |
32841 |
|
|
|
|
|
% |
53,2 % |
20,0 % |
26,8 % |
100 % |
|
|
|
|
|
Убитые+пропавшие без вести/пленные |
24040 |
8801 |
32841 |
|
|
|
|
|
|
% |
73,2 % |
26,8 % |
100 % |
|
|
|
|
|
|
1.1.1945 г. - 28.2.1945 г. |
|||||||||
Боевые |
618 (115) |
877 (121) |
446 (74) |
1941 |
67,3% |
2416 |
83,8% |
80,3% |
67 % |
Эксплуатационные |
257 (26) |
7(-) |
211 (17) |
475 |
16,5% |
19,7% |
33 % |
||
В школах и пр. |
295 (155) |
17(-) |
155 (10) |
467 |
16,2% |
467 |
16,2% |
|
|
Итого |
1170 (296) |
901 (121) |
812 (101) |
2883 |
100% |
2883 |
100% |
|
|
Итого |
1170 |
901 |
812 |
2883 |
|
|
|
|
|
% |
40,6 % |
31,2 % |
28,2 % |
|
|
|
|
|
|
Убитые+пропавшие без вести/пленные |
2071 |
812 |
2883 |
|
|
|
|
|
|
% |
71,8% |
28,2% |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
47665 (9143) |
27 610 (4701) |
28200 (4295) |
|
|
|
|
|
|
Всего |
47665 |
27610 |
28250 |
103525 |
|
|
|
|
|
% |
46,0 % |
26,6 % |
27,4 % |
100% |
|
|
|
|
|
Убитые+пропавшие без вести/пленные |
75275 |
28250 |
|
|
|
|
|
|
|
% |
72,7 % |
27,3 % |
100% |
|
|
|
|
67 % |
|
Боевые |
23865 |
27000 |
17075 |
67940 |
|
|
|
|
33 % |
Эксплуатационные |
13643 |
334 |
4997 |
18974 |
|
|
|
|
|
В школах и пр |
10157 |
276 |
6178 |
16611 |
|
|
|
|
|
Всего |
47665 |
27610 |
28250 |
103525 |
|
|
|
|
|
Боевые +эксплуатационные |
37508 |
27334 |
22072 |
86914 |
|
|
|
|
|
Боев.+экспл. % |
43,2% |
31,4 % |
25,4 % |
|
|
|
|
|
|
Боевые |
67940 |
|
|
|
|
|
|
78,2% |
|
Эксплуатационные |
18974 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В школах и пр |
16611 |
|
|
|
|
21,8% |
|
||
Итого |
|
|
|
103525 |
|
|
|
|
|
% |
65,6 % |
18,3 % |
16,1 % |
100% |
|
|
|
|
|
Боевые +эсплуатац/ учеба |
86914 |
16611 |
103525 |
|
|
|
|
|
|
% |
83,9 % |
16,1 % |
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
47665 (9143) |
27 610 (4701) |
28200 (4295) |
|
|
|
|
|
|
* По данным генерал-квартирмейстера ВВС
** В том числе потери офицерского состава
* Найдена ошибка в книге при пересчете данных.
Сразу отвечаю на тот же вопрос, почему я переставила графы "ранено" и "пропало без вести" местами. Применительно летному составу графа "пропало без вести" означает, что самолет либо был сбит над территорией противника, либо совершил там вынужденную посадку и его экипаж либо убит, либо попал в плен. В преобразованной таблице графа "пропало без вести" соседствует с графой "убито", так как в большинстве случаев гибель летного состава сопровождается и потерей или тяжелыми повреждениями самолета - с учетом того, что большое число самолетов были одноместными. То есть и там и там речь идет об уничтожении самолета.
Отвечаю на вопрос, почему я добавила колонки, где объединила боевые и эксплуатационные потери - не все потери относимые к эксплуатационным являются на самом деле таковыми, зачастую туда списывали и боевые.
В (3) имеется нижеследующая таблица:
Таблица?3
Потери
авиационных соединений Люфтваффе в личном составе и технике с 1 января по 31
августа 1942 года
|
Личный состав |
Самолеты |
|||
Убито |
Ранено |
Пропало без вести |
Безвозвратно |
Повреждено |
|
Советско-германский фронт |
|||||
При боевых вылетах |
842 |
1168 |
2196 |
2087 |
1624 |
При не боевых вылетах |
253 |
211 |
19 |
372 |
577 |
Всего |
1095 |
1379 |
2215 |
2459 |
2201 |
На всех фронтах |
|||||
При боевых вылетах |
1656 |
1690 |
4017 |
3541 |
2315 |
При не боевых вылетах |
899 |
553 |
55 |
1020 |
1425 |
Всего |
2555 |
2243 |
4072 |
4561 |
3740 |
Поскольку мы анализируем потери летного состава, то отбросим столбцы с данными о потерях самолетов, и введем колонки и столбцы с процентным соотношением видов потерь, а также колонки для сравнения с аналогичными показателями таблицы ?2.
После преобразования таблица примет следующий вид:
Таблица?3А
Потери
авиационных соединений Люфтваффе в личном составе с 1 января по 31 августа 1942
года
|
Личный состав |
||||
убито |
Пропало без вести |
ранено |
итого |
% |
|
Советско-германский фронт |
|||||
При боевых вылетах |
842 |
2196 |
1168 |
4206 |
89,6% |
% |
20,0 % |
52,2 % |
27,8 % |
|
|
При не боевых вылетах |
253 |
19 |
211 |
483 |
10,4 % |
% |
52,3 % |
4,0% |
43,7 % |
|
|
Всего |
1095 |
2215 |
1379 |
4689 |
100% |
|
23,4% |
47,2% |
29,4% |
|
|
На всех фронтах |
|||||
При боевых вылетах |
1656 |
4017 |
1690 |
7363 |
83% |
% |
22,4 % |
54,6 % |
23,0% |
|
|
При не боевых вылетах |
899 |
55 |
553 |
1507 |
17% |
% |
59,6 % |
3,7 % |
36,7% |
|
|
Всего |
2555 |
4072 |
2243 |
8870 |
|
% |
28,8 % |
45,9 % |
25,3 % |
100% |
|
Для сравнения процентных показателей в таблице ?3 с аналогичными показателями таблицы ?2, нам понадобится вспомогательная табличка, вырезанная из таблицы ?2А:
Таблица
?2Б
22.6.1941 г. - 31.12.1943 г |
||||
Боевые |
9885 (1927) |
15268 (2833) |
8277 (1577) |
33430 |
|
29,6 % |
45,7 % |
24,7 % |
100% |
Эксплуатационные |
5456 (1700) |
234 (30) |
2664 (397) |
8354 |
|
65,3 % |
2,8 % |
31,9 % |
|
Итого |
15341 |
15502 |
10491 |
41784 |
% |
36,7 % |
37,1 % |
25,2 % |
100% |
% соотношение боевых и эксплуатационных потерь |
80% боевые потери / 20% эксплутационные |
Сопоставим данные таблицы ? 3А и ?2Б:
Таблица
?3Б
Потери
авиационных соединений Люфтваффе в личном составе с 1 января по 31 августа 1942
года
|
Личный состав |
||||
убито |
Пропало без вести |
ранено |
итого |
% |
|
Советско-германский
фронт |
|||||
При боевых вылетах |
842 |
2196 |
1168 |
4206 |
89,6% |
% |
20,0 % |
52,2 % |
27,8 % |
|
|
По таблице ?2Б |
29,6 % |
45,7 % |
24,7 % |
|
|
При не боевых вылетах |
253 |
19 |
211 |
483 |
10,4 % |
% |
52,3 % |
4,0% |
43,7 % |
|
|
По таблице ?2Б |
65,3 % |
2,8 % |
31,9 % |
|
80% /20% |
Всего |
1095 |
2215 |
1379 |
4689 |
100% |
% |
23,4% |
47,2% |
29,4% |
|
|
По таблице ?2Б |
36,7 % |
37,1 % |
25,2 % |
|
|
На всех
фронтах |
|||||
При боевых вылетах |
1656 |
4017 |
1690 |
7363 |
83% |
% |
22,4 % |
54,6 % |
23,0% |
|
|
По таблице ?2Б |
29,6 % |
45,7 % |
24,7 % |
|
|
При не боевых вылетах |
899 |
55 |
553 |
1507 |
17% |
% |
59,6 % |
3,7 % |
36,7% |
|
|
По таблице ?2Б |
65,3 % |
2,8 % |
31,9 % |
|
80% /20% |
Всего |
2555 |
4072 |
2243 |
8870 |
|
% |
28,8 % |
45,9 % |
25,3 % |
100% |
|
По таблице ?2Б |
36,7 % |
37,1 % |
25,2 % |
|
|
Процентные показатели из таблицы ?3А и ?2Б по соотношению боевых и эксплуатационных потерь, для графы на всех фронтах сходятся достаточно близко. Однако есть и определенные странности. Например, доля эксплуатационных потерь на советско-германском фронте значительно ниже, чем по всей картины в целом. Перекос на 10% в сторону боевых потерь (или 2-х кратное снижение эксплуатационных!). Если учесть, что качество аэродромов и климатические условия на Восточном фронте отличаются в более худшую сторону, чем на Западе, то должно быть наоборот - перекос в сторону уменьшения боевых и увеличения эксплуатационных. Возможно, все дело в финансово-экономической стороне вопроса? Например, семьям погибших при боевом вылете, полагалась большая денежная компенсация, а необъятные просторы СССР, затрудняли проверку фактов на месте? Или вопрос в том, что часть эксплуатационных потерь утаивали? Будем считать, что цифры все же соответствуют действительности, а причину странного расхождения оставим любителям истории люфтваффе. Возможно, кто-то из прочитавших данную статью даст ответ на вопрос о причинах 10% перекоса в сторону боевых потерь в указанный период. Есть еще два перекоса практически по всем столбцам - число убитых меньше, а число пропавших без вести больше - вероятнее всего это объясняется тем, что данные по убитым и пропавшим без вести уточнялись после войны, ибо число %-е число раненых практически совпадает. В целом можно считать, что таблицы ?2 и ?3 схожи по процентным показателям. Отсюда следует вывод, что они изготовлены одним и тем же автором (ведомством) Германии.
Вернемся к таблице ?1. Поскольку было предположение, что в таблицу ?1 включены и наземные подразделения, используем данные из (4) для проверки. В (4) на стр. 712, имеется таблица:
Таблица ?4
Потери за период с 01.09.1939 г. по
31.12.1944 г.
Категория потерь |
Сухопутные силы вместе с войсками СС |
ВМФ |
ВВС |
Общие потери вооруженных сил |
Убито |
1750281 |
60029 |
155014 |
1965324 |
Пропало без вести или взято в плен |
1609698 |
100256 |
148450 |
1858404 |
Ранено |
5026404 |
21002 |
192594 |
5240 |
Демобилизовано из вооруженных сил и признано негодными на длительный срок для дальнейшей службы |
393949 |
10859 |
50336 |
455144 |
Дезертировало |
1408 |
109 |
75 |
1592 |
Обрежем ее, оставив графу ВВС, данные о убитых, пропавших без вести и раненых. Дополнительно введем столбец с % соотношением потерь. Получим:
Таблица?4А
Потери за период с 01.09.1939 г. по
31.12.1944 г.
Категория потерь |
ВВС |
% |
Убито |
155014 |
|
Пропало без вести или взято в плен |
148450 |
|
Ранено |
192594 |
|
Итого |
496058 |
100% |
Сравним процентные показатели для таблиц ?1, ?2, ?4:
Таблица?4Б
|
Таблица?1 |
Таблица?2 |
Таблица?4 |
Убито |
23,6% |
46,0 % |
31,3 % |
Пропало без вести (плен) |
30,1% |
26,6 % |
29,9 % |
ранено |
46,3% |
27,4 % |
38,8 % |
При сравнении показателей видно, что показатели таблицы ?1 более близки к показателям таблицы ?4, чем показателям таблицы ?2. Конкретно это выражается превышении числа раненых над числом убитых в таблицах ?1, ?4. В таблице ?2 число убитых - наоборот превышает число раненых. Отсюда делаем вывод, что таблица ?1, является составной частью таблицы ?4, и получена путем обрезания потерь с 1.09.1939 по 22.06.1941 года. В таблицу ?1 включены потери наземных частей, поэтому из рассмотрения вопроса о потерях летного состава мы ее исключаем.
В (5) есть нижеследующая таблица:
Таблица?5
Потери личного
состава летных частей и самолетов люфтваффе
за период с 1 по 31 августа
Фронт |
Убитых |
Раненых |
Пропавших |
Полностью |
Повреждено |
Советско-германский |
842 |
1168 |
2196 |
2087 |
1624 |
Западный фронт |
494 |
265 |
901 |
979 |
411 |
Северная Африка |
320 |
257 |
920 |
775 |
280 |
Общие потери |
1656 |
1690 |
4017 |
3541 |
2315 |
ПВО Германии |
899 |
553 |
55 |
1020 |
1425 |
Всего потеряно: |
2553 |
2243 |
4072 |
4561 |
3740 |
*) Данные подготовлены для доклада Гитлеру 7 сентября
По своей сути она совпадает с таблицей ?3, только без разбивки данных на боевые и эксплуатационные потери. Обрежем Данные о самолетах, поменяем столбцы "раненных" и "пропавших без вести местами, а также проведем проверку процентного соотношения потерь "убитые- пропавшие без вести- раненые", аналогичную тому, которую мы проводили для таблицы ?3.
Таблица?5А
Потери личного
состава летных частей и самолетов люфтваффе за период с 1 по 31 августа
Фронт |
Убитых |
Пропавших |
Раненых |
Итого |
Советско-германский |
842 |
2196 |
1168 |
4206 |
% |
20,0 % |
52,2 % |
27,8 % |
|
По таблице ?2Б |
36,7 % |
37,1 % |
25,2 % |
|
Западный фронт |
494 |
901 |
265 |
1660 |
% |
29,75 % |
54,2 % |
15,96 % |
|
По таблице ?2Б |
36,7 % |
37,1 % |
25,2 % |
|
Северная Африка |
320 |
920 |
257 |
1497 |
% |
21,4 % |
61,4 % |
17,2 % |
|
По таблице ?2Б |
36,7 % |
37,1 % |
25,2 % |
|
Общие потери |
1656 |
4017 |
1690 |
7363 |
% |
22,5 % |
54,5 % |
23,0 % |
|
По таблице ?2Б |
36,7 % |
37,1 % |
25,2 % |
|
ПВО Германии |
899 |
55 |
553 |
1507 |
% |
60% |
3,6% |
36,7% |
|
По таблице ?2Б |
36,7 % |
37,1 % |
25,2 % |
|
Всего потеряно: |
2553 |
4072 |
2243 |
8868 |
% |
28,8 % |
45,9 % |
25,3 % |
|
По таблице ?2Б |
36,7 % |
37,1 % |
25,2 % |
|
При условии, что данная таблица является подлинной, обращает на себя внимание процентное соотношение потерь в ПВО Германии. Столь высокий уровень смертности объясняется очень просто: действия происходят над территорией Германии и судьбу большинства пилотов установить очень легко. Поэтому, величина "пропавших без вести" очень мала. Высокий процент раненых объясняется тем, что летчик всегда приземляется на свою территорию и ему оказывают медицинскую помощь.
В связи с процентным соотношением потерь в ПВО Германии возникает вопрос: такое соотношение убитых и раненных, типично для ВВС, или вызвано другими причинами? Если типично, то большинство пропавших без вести по общей сводке потерь можно смело списать в разряд убитых, если не типично, то возможно все дело в том, что в ПВО дневных истребителей больше, чем ночных, а дневные истребители - одномоторные и одноместные? Оставим эту проблему для любителей истории люфтваффе.
Еще один перекос есть в низком % раненых при действии на Западном фронте и в Африке, и Средиземноморье. Объяснить его можно тем, что действия ведутся над морем, или рядом с морем (налеты на Англию), и если на советско-германском фронте самолет может сесть на вынужденную посадку на передовой, преодолев небольшое расстояние, то на данных театрах у раненных пилотов меньше шансов - либо пересекать Ла-Манш, либо половину Средиземного моря, либо приземляться на территории противника и попадая в плен, и соотвественно в разряд пропавшие без вести.
Я не зря оговорилась в самом начале, сказав "при условии, что данная таблица является подлинной", ибо если сравнить таблицы ?3 и ?5, то обнаруживается большая странность!
Совместим таблицы ?3 и ?5 и найдем общее:
Таблица?3/5
|
Личный состав |
Самолеты |
|||
Убито |
Ранено |
Пропало без вести |
Безвозвратно |
Повреждено |
|
Таблица?3 При не боевых вылетах |
899 |
553 |
55 |
1020 |
1425 |
Таблица?5 ПВО Германии |
899 |
553 |
55 |
1020 |
1425 |
Как видим, одни и те же числа в разных источниках трактуются по совершенно разным статьям! Либо действия ПВО Германии являются не боевыми вылетами, либо ПВО Германии потерь не имела, либо составители докладной записки Гитлеру произвели манипуляции с цифрами, желая например, прикрыть низкую эффективность ПВО Германии - дескать, наши белокурые парни героически гибнут защищая родное германское небо, и упрекнуть за то, что бомбы падают на территории Германии нас нельзя - выкладываемся как можем - одни потери чего стоят! Какой из документов более подлинный? Оставим решение вопроса любителям истории люфтваффе. Однако мое мнение таково: по процентным показателям речь идет не о действиях ПВО Германии, а об эксплуатационных потерях. Однако категорически настаивать на данном мнении, без дополнительных фактов я не буду.
К сожалению, других документов в открытой печати по потерям летного состава ВВС Германии я не нашла. Однако из рассмотренных в данной статье, можно утверждать, что таблицы ?2, 3, 5 составлены в целом с соблюдением общих процентных пропорций, и вероятно вышли из под пера одного автора (ведомства), но внутри документов возможно произошла перестановка по самолетов по различным видам потерь.Для более полного анализа необходимо большее количество документов, так как это позволит выявить больше закономерностей и различий. Возможно, что более полный анализ даст сопоставление потерь личного состава с потерями самолетного парка. Для этого необходимо решить две задачи:
1. Определить средние потери летного состава (убитыми, пропавшими без вести, раненными) на один самолет (сбитый или поврежденный)
2. Определить коэффициент соотношения между сбитыми и поврежденными самолетами.
1.
Майк Спик "Асы люфтваффе", Смоленск, "Русич", 1999,
(Вступительная статья и приложения
2.
Мировая война: Взгляд побежденных, 1939-
3. http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/germloss/germloss.htm
4.
Мюллер-Гиллебранд Б. Сухопутная армия Германии 1933-
5. http://www.stalin.pizdec.net/duel/pril_2.htm
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"