Статья из Медицинской энциклопедии 1928-36 г.г.: другие произведения.

Кочегар

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:


   КОЧЕГАР, "лицо, ведущее нагрузку топлива в топку котла, чистку топки, продувание котла, надзор за арматурой и гарнитурой котла, надзор за питанием котла водой и общее наблюдение за котлом" (определение III Всесоюзного теплотехнич. съезда в ноябре 1926 г.). По приблизительным данным в СССР имеется не менее 100.000 К., работающих на разного рода котлах. К исполнению обязанностей кочегара согласно постановлению СТО от 13/VI 1923 года допускаются только лица, специально обученные и выдержавшие соответственное испытание. С точки зрения проф. гигиены профессия К. до сих пор недостаточно изучена, и б. или м. полные данные имеются только об условиях труда К. судовых и паровозных.--Основы, п р о ф . в р е д н о с т и труда К. следующие: работа в замкнутом помещении с значительным содержанием пыли и вредных газов (СО, СО2, SO2, H2S и др.), с высокой и неравномерной t®, со значительным выделением лучистой теплоты, в вынужденном стоячем положении, с частым сгибанием туловища, со значительным напряжением всей мускулатуры, зрения, внимания. Работа К. связана также с непосредственной опасностью ожогов и повреждений. К. всегда угрожает также опасность взрыва. Кроме наблюдения за манометром, водомерными стеклами, водопробными кранами, инжектором, сифоном и др. приборами, требующего гл. обр. напряжения внимания и зрения, главная мышечная работа К. складывается из ряда элементарных работ, повторяющихся обычно в определенном порядке, а именно: 1) открывание дверец топки через каждые 8--10 минут для наблюдения за горением; 2) заброска топлива (обычно через каждые 10--12 мин.) лопатой весом около 3 кг, причем за один оборот забрасывается обычно 5--8 лопат, а на каждую лопату набирается в среднем 5--6 кг угля; 3) подрезка горящего угля длинным ломом весом от 20 до 25 кг; 4) шуровка (равномерное распределение горящего угля лопатой по всей топке); 5) очистка топки и поддувал (обычно 1 раз в смену) особой длинной кочергой, весом до 20 кг в течение 20--25 мин.; 6) заливка выброшенного шлака водой и удаление охлажденной золы теми или другими способами (обычно 1 раз в смену в течение 20--30 мин., причем вес выбрасываемой золы составляет обычно около 15% веса сжигаемого угля); 7) перелопачивание или пересыпка угля из угольной кучи, ямы, тендера или другого складочного места непосредственно к топке котла (обычно производится в 2--3 приема в течение смены).
   У с л о в и я т р у д а К. в различных предприятиях промышленности и транспорта резко отличаются друг от друга и в первую очередь зависят от размера и количества обслуживаемых котлов(в малых стационарных установках 1 К. обслуживает один котел, а в больших котельных при электрических станциях на большом котле работают обычно 2 К., на паровозе большой котел обслуживается 1 К., а на пароходах обычно 1 К. обслуживает два котла) и от топлива, на к-ром работает данный котел. Наиболее тяжела работа К. при твердом топливе (дрова, уголь, торф), когда загрузка его производится вручную, и наиболее легка она при нефтяном отоплении, когда у К. отпадает почти полностью мышечная работа и труд его сводится почти исключительно к наблюдению за состоянием пара в котле и установкой необходимых условий тяги в топке, т. е. к действиям, требующим гл. обр. напряжения внимания и зрения. Особенно тяжелы условия труда судовых К. на твердом топливе, т. к. помимо большого мышечного труда им приходится работать в трюмной части судна, мало доступной наружному воздуху, и кроме того рабочие помещения на судах значительно меньше, чем в котельных стационарных, а вследствие этого метеорол. условия значительно ухудшаются. Приблизительные (преуменьшенные) подсчеты расхода энергии паровозного К. (Смирнов) на маневровом паровозе при расходе каменного угля около 13 тонн дают общую сумму энергии за 12-часовую смену в 3.850 кг/м, а на пассажирском паровозе при расходе угля в 40 тонн--11.970 кг/м. На морских пароходах СССР по преуменьшенным подсчетам Углова расход энергии на 1 К. в 6-часовой рабочий день при суточном расходе угля в 18 тонн составляет 6.930 кг/м; подсчеты нем. авторов определяют расход энергии судового К. в течение 1 часа в 2.600 кг/м (A. Kurrer) и даже 6.600 кг/м (P. Schmidt).
   Работа К. протекает при тяжелых метеорол. условиях: вследствие большого количества тепла, отдаваемого обширными поверхностями котлов и выделяющегося из периодически открываемой топки, t в рабочей зоне К. обычно держится между 30--50 град. (при относительной влажности воздуха в 60--65%), естественно уменьшаясь по мере удаления от топки. На Центральной электрической станции в Киеве в кочегарке с общим объемом в 9.100 м3 при 6 действующих котлах t летом составляла 39 град. (при t наружного воздуха в 22град.), на расстоянии 1 м от топки она была 42 град., при открытых топках она повышалась до 63 град., во время загрузки топлива--до 65 град., при подрезке угля и при шуровке--даже до 82 град., т. к. при последней операции топки открываются на более продолжительное время. Измерения t в кочегарке морского парохода дают следующие цифры: у самых топок--56 град., в расстоянии 0,5 м от топки--49,6 град., в 1,5 м от топки--44,8 град. и в 2,5 м от топки--38,3 град., и даже непосредственно под вентилятором, подающим свежий воздух со скоростью 6 м в 1 сек., t равняется 29,7 град. Кататермометрические наблюдения в разных местностях также доказывают значительные затруднения для теплоотдачи организмом рабочего: Ангус (Angus) в октябре 1922 г. нашел в кочегарке американского судна в Атлантическом океане t в 27 град., причем показания сухого ката колебались от 4,3 до 3,9 (вместо нормальных 6), а показания влажного ката составляли от 16,3 до 17,2 (вместо нормальных 16). По наблюдениям Углова на морском пароходе в Балтийском море при t в кочегарке под вентилятором в 32 град. "Н" равнялось 4,5, a "H1"-- 14,3. По наблюдениям Шварца (L. Schwarz) в кочегарке германского парохода t была 29,5 град. (при t наружного воздуха в 16,5 град.), а относительная влажность воздуха равнялась 64%, причем сухой ката показывал 2,7.
   Высокая t кочегарки в связи с большой мышечной работой приводит к "физиол." повышению t тела К. и учащению пульса: у 9 К. Центр. киевской электростанции t непосредственно после окончания работы была в среднем 37,6®, а пульс колебался в среднем от 90 до 110 ударов; при обследовании К. на русских морских пароходах Углов и Рамм находили у всех К. непосредственно после окончания работы учащение дыхания от 2 до 10 дыханий в минуту, повышение t тела от 0,1 град. до 1,0 град. и учащение пульса от 6 до 38 ударов в мин., причем наибольшие повышения дали молодые К. со стажем в 1--2 года, а более старые К. с многолетним стажем обнаружили меньшие колебания. Тяжелые условия труда К. отражаются на потере в весе тела у К., к-рая за 4-часовую вахту у судовых К. составляет в среднем 800 г, а иногда доходит и до 2 кг несмотря на то, что К. во время вахты выпивает в среднем 1,5 л воды. Эта потеря в весе идет главным образом за счет обильного потоотделения во время работы и обычно восстанавливается во время 12-часового отдыха.
   Воздух котельных помещений содержит в обычное время от 30 до 40 мг пыли в 1м3, а во время пересыпки угля в кочегарку содержание пыли доходит до 100--150 мг и более в зависимости от сорта применяемого угля. Еще больше пыли, притом очень мелкой и едкой, собирается в помещении кочегарки при обдувке котлов и очистке дымоходов. Угольная пыль глубоко проникает в поры кожи и в слизистую оболочку дыхательных путей и является причиной постоянного раздражения кожи и заболеваний дыхательных путей.
   Из газов кроме СО2, количество которой в котельных достигает 5--6 мг на 1 л воздуха, постоянно встречается в кочегарке СО, начиная от едва заметных следов и кончая 0,4--0,6 мг на 1 л, т. е. в количествах, во много раз превышающих токсические дозы; особенно много СО наблюдается в машинных отделениях судов, работающих на двигателях внутреннего сгорания, т. к. при изнашивании дизеля пропускают много газов (Забелин находил в машинных отделениях волжских теплоходов 1,19 мг СО на 1 л воздуха). Количество S02 и H2S в воздухе котельных помещений находится в зависимости от сорта применяемого угля и содержания в нем серы (в то время как донецкий антрацит и кардифский уголь содержит от 3% до 6 % серы, подмосковный уголь содержит до 12%); но при всяких сортах угля количества SO2 резко повышаются во время чистки топки (доходя до 60--70 мг на 1 л), а количества H2S резко увеличиваются во время заливания выбрасываемого угля водой. Оба эти обстоятельства делают особенно тяжелой работу по очистке топок, тем более что кочегар совершает ее при усиленном и учащенном дыхании и вынужден в течение 20--25 мин. находиться в атмосфере этих едких и вредных для здоровья газов. При отоплении котлов нефтяными продуктами в воздух кочегарок попадают довольно большие количества тяжелых и легких углеводородов жирного, а иногда и ароматического рядов.
   В результате тяжелых условий труда у К. наблюдается повышенная заболеваемость: не говоря о тепловых ударах, встречающихся почти исключительно у судовых К., для всех вообще К. характерна повышенная заболеваемость простудными и ревматическими заболеваниями, катарами дыхательных путей, пневмокониозами и кожными заболеваниями. Кроме того у К. встречаются проф. отравления СО, SO2, H2S. Поскольку основной вредностью труда К. является большая мышечная работа, наиболее радикальным средством борьбы с этой проф. Вредностью является переход на отопление нефтью взамен твердого топлива. В тех случаях, когда переход на нефтяное отопление невозможен, приходится применять всякие меры по механизации погрузки топлива (автоматическая засыпка угля из бункеров, механическая подача опилок и твердого топлива), очистки топок (качающиеся колосники, автоматическая очистка зольников) и обдувки котлов. Для борьбы с высокой t необходима максимальная изоляция котлов и паропроводов асбестом и другими материалами, а кроме того приточная вентиляция, где возможно, соединенная с воздушными завесами и душами. Независимо от этих специфических мероприятий самые кочегарки должны строиться с соблюдением сан.-технических норм, имеющихся в Обязательном пост. НКТ СССР от 14/XI 1923 г., причем особенное внимание необходимо обратить на объем кочегарки, освещение, тамбур для защиты от холодного воздуха, вентиляцию в смысле подачи достаточного количества свежего воздуха и удаления дыма и других газов и устройство душей или ванн для умывания кочегаров после смены. К работе К. должны допускаться лица после предварительного медиц. освидетельствования согласно постановлению НКТ и НКЗдр.РСФСР от 2/II 1925 г. и опубликованному ими списку б-ней, препятствующих поступлению на должность К. Для судовых и паровозных К. требования к их здоровью содержатся в правилах врачебного освидетельствования работников транспорта. Согласно действующему законодательству все К., работающие на твердом топливе, при загрузке вручную получают дополнительный 2-недельный отпуск, а К., работающие на подмосковном у где, получают этот отпуск независимо от способа нагрузки; паровозные К. также пользуются дополнительным 2-недельным отпуском независимо от способа нагрузки, а К. судовые получают дополнительный отпуск лишь на судах, плавающих круглый год. Рабочий день сокращен до 6 часов лишь у кочегаров судовых, работающих на твердом топливе, во время хода судна.
   Лит.: П о п о в В., Материалык изучению условий труда нижних команд на судах, Гигиена и эпидемиология, 1928, N 3; У г л о в В., Материалы к изучению условий труда кочегаров и машинной команды на пароходах Совторгфлота, Ленингр. мед. журнал, 1927, N 1 ; Ш р е т е р В., Паровые котлы и пароприемники, отд. 1--Гигиена в кочегарках (Серия монографий по технике безопасности, под ред. А. Пресса, вып. 6, Москва, 1926); P f e i f f e r E., Studien fiber Warmeregulation bei Heizern auf Tropenschiffen, Arch. f. Schiffs- u. Tropenhygiene, B. XXIX.Beiheft 1, 1926; S a n n e m a n n K., Seeleute (Hndb. d. soz.Hyg.,hrsg. v. A. Gottstein, A.Schlossmann u. L. Teleky, B. II, 1926); S с h w а г z L., Hygiene des Heizpersonals auf Schiffen, Zentralbl. f. Gewerbehyg., 1928, Beiheft 2. M. Рафес
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"