Статья из Военной Энциклопедии 1932-33 г.г. : другие произведения.

Англо-американское военное соперничество

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЕ ВОЕННОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО
   является следствием экономическ. и политич. противоречий между империалистическими стремлениями Англии и США (см. Америка, Атлантический океан, Британская империя, Соединенные штаты Америки, Тихий океан) и их подготовки к войне. А.-а. в. с. особенно ожесточенно развертывается после войны 1914--18, когда англо-америк. противоречия стали осью противоречий внутри капиталистич. мира. А.-а. в. с. развертывается наиболее интенсивно в области морских вооружений, поскольку стратегич. условия будущего столкновения характеризуются огромным значением океанов и морей. Начиная с 1927--29, отмечается ожесточенное соревнование в области моторизации и механизации армий (в первую очередь экспедиционных, предназначенных к борьбе с помощью флота на различных континентах и отдельных театрах воен. действий), а также в области авиации и химии. Соревнование во всех этих областях вооружения вызвало огромный рост воен. расходов.
   В о е н н о-м о р с к о е с о п е р н и ч е с т в о.
   В 1906, когда основная английская военно-морская доктрина--"two powers standard" (равенство англ. флота сумме флотов 2 сильнейших морских держав, следующих за Англией)--считалась незыблемой, а флот США занимал 5-е место, президент США Рузвельт заявил, что США должны построить такой воен. флот, который обеспечил бы превращение Тихого океана в "американское озеро". К этому времени военно-морская политика США ориентировалась на борьбу только с Японией за гегемонию в Китае и на Тихом океане. В соответствии с новой политикой начинается энергичное военно-морское строительство, и к 1909 америк. флот занимает 3-е место. Одновременно, имея в виду подготовку к будущей войне с Англией в Атлантическом океане, США предпринимают меры для быстрой переброски своего флота из Тихого океана в Атлантический и строят Панамский канал (см.), через к-рый свободно проходили бы самые большие корабли того времени. Постройка канала была окончена в 1914. Он давал возможность быстро перебрасывать флот США из одного океана в другой и сосредоточивать его в полном составе в зависимости от обстановки на Атлантическом или Тихоокеанском театре. Однако до 1914--15 прямого соперничества в морских вооружениях между Англией и США не было: перед Англией стояла Германия, к-рая, опираясь на свой мощный и быстро растущий флот, смело требовала себе "места под солнцем", т . е . передела колоний; флот США еще был слишком слаб для соперничества с английским. В 1914, т. е. к началу войны, морские флоты Англии и Соединенных штатов Америки состояли из кораблей, перечисленных в табл. 1.
    []
   Из табл. видно превосходство в то время англ. флота над американским. К громадному превосходству в материальной части следует добавить еще большее превосходство в боевой подготовке личного состава. Качество личного состава нарождающегося флота США было много ниже качества англ. флота. Вопрос о соперничестве США в морских вооружениях с Англией впервые был поставлен открыто в 1915. Учитывая будущую борьбу за мировые рынки с Англией, Вильсон заявил, что США должны обладать наиболее совершенным флотом в мире. В 1916 конгресс США утвердил 10-летнюю судостроительную программу (10 линкоров и 6 линейных крейсеров), практически положившую начало военно-морскому соперничеству США и Англии. В 1919 Вильсон и его морские эксперты горделиво заявили, что "американский флот, превосходящий все другие,--вернейшая гарантия мира, т. к. единственно США обладают достаточной добродетелью, чтобы никогда не употреблять во зло эту силу". В период 1918--21 Англия по политич. и экономич. соображениям должна была приостановить постройку воен. судов ("Судостроительные каникулы").
   Таким образом Англия, добившись уничтожения угрожавшего ее мировому господству герм, флота, к 1921 очутилась перед фактом быстрого роста флота США, программа усиления к-рого выполнялась с явной тенденцией перегнать воен. флот Англии. Но даже равенство флотов Англии и США было бы недостаточно для США в случае войны с коалицией Японии и Англии. Отсюда у морских кругов США появилось требование увеличения морских сил США и создания двух флотов-- одного, равного английскому, в Атлантическом океане и другого, равного японскому, в Тихом. Это требование мотивировалось еще тем, что Панамский канал проходим для воен. кораблей до 40 000 т водоизмещения, между тем линейные корабли новой постройки (после 1920) проектировались (в Англии, США, Японии) в 45--50 тыс. т. Громадные расходы, неизбежные при выполнении подобной программы (как и при решении крупного переоборудования Панамского канала или постройки второго параллельного канала), вместе с другими причинами (трудности комплектования, базирования флота и др.) привели США к попытке договориться с Англией и Японией мирным путем о нек-ром временном морском равновесии (компромиссе) -- равенстве воен. флотов Англии и США при условии разрыва Англо-японского союза. В 1922 в Вашингтоне была созвана конференция (см. Вашингтонская конференция), к-рая в основном установила: 1) равенство в водоизмещении линейн. флотов и авианосцев (по 525 000т и по 135 000 т ) Англии и США; 2) предельное водоизмещение линкора 35 000 m, a легкого крейсера--10 000 т ; 3) сроки службы различных кораблей. Т.о. США добились поставленной цели. Англия, обессиленная войной экономически, вынуждена была согласиться установить предел своим морским вооружениям, к-рые она пыталась возобновить непосредственно перед Вашингтонской конференцией, не без того, чтобы иметь объект для компенсации. В результате, после исключения из строя устарелых кораблей, в 1923 флоты Англии и Соединенных штатов Америки имели состав, показанный в табл. 2.
    []
   После Вашингтонской конференции А.-а. B.C. вступило в новую фазу борьбы путем усовершенствования (модернизации) оставшихся в строю линкоров, строительства крейсеров и подлодок. Если модернизация линкоров возражений ни с одной стороны не встретила, то постройка крейсеров и подлодок была тем препятствием, к-рое не могла преодолеть ни одна конференция по т. н. "разоружению". Англия, основываясь на необходимости охраны раскинутых по всему миру коммуникаций Британской империи, требовала уничтожения подлодок и установления цифры суммарного водоизмещения крейсерского флота до 600 000 т. США, испытывая большой недостаток в укомплектовании флота личным составом, который в случае принятия предложения Англии увеличился бы, выдвинули предложение ограничения суммарного водоизмещения крейсеров 250--300 тысяч т, для подлодок 60--90 тысяч т. С таким предложением не согласилась Англия, и Женевская конференция 1927 (см.), на к-рой эти вопросы вновь обсуждались, не привела к соглашению. Состав флотов Англии и США к 1927 представлен в табл. 3 (в основном этот состав оставался до середины 1930).
    []
   В период с 1927 по 1930 превосходство в крейсерском флоте было полностью на стороне Англии, тем более что значительная часть крейсеров Соединенных штатов устарела (в 1929 из 30 крейсеров 20 построено до 1910), вследствие чего их боевые качества были ниже английских. Убедившись, что путем соглашений признания равенства флотов во всех классах кораблей от Англии добиться нельзя, США приступили к осуществлению большой судостроительной программы крейсеров. Англия в ответ заключает морское соглашение с Францией, к-рое одновременно было направлено против СССР и против США. В конце 1928 морское министерство США заявило, что "военный флот США должен быть сильнейшим в мире, способным защищать интересы США в любой точке земного шара". Одновременно с этим в конгресс была внесена программа постройки 15 "вашингтонских" крейсеров, которая была утверждена весной 1929. Эта программа была явно направлена против Англии. Последняя, находясь после войны в тяжелом хозяйственном и финансовом положении, ответить своей судостроительной программой не могла и вынуждена была уступить. С целью установления нового соотношения сил на море весной 1930 созывается Лондонская конференция (см.), на которой после длительных споров был установлен состав флотов для Англии и Соединенных штатов Америки, показанный в табл. 4.
    []
   Фактический состав флотов к 1932 не вполне совпадал с нормами Лондонской конференции. Состав этот показан в табл. 5.
    []
   Таким образом в результате 15-летней борьбы за равенство флотов с самой мощной морской державой США вышли победителем. В судовом составе Англия вынуждена была уступить и согласиться на полное равенство. Однако в будущей войне вопрос будут решать не только воен. корабли, но и коммерческий флот и базы.
   Готовясь в этих новых условиях к войне, англ. буржуазия, не отказываясь от своей традиционной политики "быть на море сильнее всех", меняет свою военно-морскую доктрину, свою морскую школу. С этой точки зрения является знаменательной морская часть декларации консерваторов (Болдуина), оглашенная 7 июля 1932 в палате общин, к-рую следует рассматривать как черновой набросок англ. варианта Англо-американской войны на море. Эта декларация одновременно с отказом принять "разоружительный" план Гуьера сигнализирует победу "новой школы" воинствующих англ. милитаристов, добившихся официального признания нового еще более агрессивного течения в морской политике британского империализма. Главный тезис этой школы гласит, что легкие силы (крейсеры, миноносцы, подлодки и авиация) являются отныне хребтом британского военно-морского могущества в противовес старой школе, считающей основой военного могущества Великобритании л и н е й н ы й флот. Растущая внутренняя слабость британского империализма, все большая зависимость метрополии от колоний и доминионов и дальнейшее обострение англо-американских противоречий вынуждают англ. буржуазию расширять также карательные функции своего флота. Для этой цели нужен также многочисленный крейсерский флот, достаточно мощный и подвижный. Таковы внешние и внутренние условия, поставившие перед военно-морскими кругами британского империализма четыре проблемы:
   1) окончательный разрыв со старой .доктриной;
   2) перенесение центра тяжести военно-морских вооружений на легкие силы;
   3) превращение ядра существующих линейных кораблей частью в броненосцы береговой обороны, частью в сверхмощные крейсеры;
   4) децентрализация морских сил.
   В области развития т о р г о в о г о с у д о с т р о е н и я США в годы, предшествовавшие мировому экономич. кризису, начавшемуся в 1929, добились значительных успехов и догоняют Англию, особенно в тоннаже. К 1/1 1932 торг. флот США насчитывал 4 007 единиц с общим тоннажем 13 642 000 т, флот Англии-- 8 080 единиц с тоннажем 20 194 000 т. Уже во время войны 1914--18 США, став главной базой снабжения Антанты, истратили более 3 млрд. долл. на создание торгового флота. Лозунг Гувера во время последней избирательной кампании гласил: "Торговый флот, плавающий под америк. флагом, существенно необходим для внешней торговли США. Он необходим и для обороны". Торговые суда официально признаются в США резервами воен. флота. Инструкция морского департамента для торговых судов предусматривает устройство установок для 6-дюймовых орудий, размещение машин в наиболее защищенном от арт. огня месте и соответствующую общую конструкцию. В этом отношении США ссылаются на опыт войны. Во время войны 39 британских пассажирских судов несли- службу как вспомогательные крейсеры. Германские вспомогательные суда топили суда Антанты.-- Торговый флот США растет, несмотря на то, что война сократила общий объем мировой торговли. Количество грузов уменьшилось, а мировой флот с 1914 по 1920 увеличился с 45 до 57 млн. т . Вместимость флота США увеличилась с 4 до 16 млн. т; вместимость британского флота упала на 1 млн. т; мировой тоннаж в 1929 г. возрос до 66 млн. т, причем в связи с его избытком (на 40%) количество американских судов несколько сократилось (до 13 млн. т). В то же время Великобритания и Ирландия имеют все еще перевес--20 млн. т. В 1928 построено в Великобритании и Ирландии 1,5 млн. т нового тоннажа (53% всего нового тоннажа), в США построено только 91 000 т. С 1921 по 1928 из нового мирового тоннажа в 9,8 млн. т США построено только 400 000 т. Более 20% английского судостроения предназначается для США. От депрессии в области судостроения больше всего страдает Великобритания. В области судоходства наибольшие убытки несут США. Около 12% заграничных грузов США перевозится по ж. д. в Канаду и Мексику. Из остальных 88% на долю америк. судов приходится только 34--39%.
   В целях развития и усовершенствования торгового флота в 1928 в США был проведен закон Джонса-Уайта, к-рым создавался фонд в 250 млн. долл. на оказание кредитной помощи судостроительным компаниям. В результате этой помощи уже в 1929 более половины строившихся судов имело более совершенные дизельные двигатели. Строятся атлантич. пароходы больше знаменитого "Левиафана", стоимостью 25 млн. долл. Количество тоннажа в постройке за три первых месяца 1929 (период "просперити" до кризиса) удвоилось.--Против британского судоходства направлены законы, исключающие иностранное судоходство из каботажной торговли и запрещающие перевозить предназначенные для побережья грузы через Панамский канал. Наконец членом конгресса Уайтом было предложено новое средство--исключительные пошлины (акцизы и податные сборы) для иностранных судоходных линий.-- Однако на атлантических пассажирских рейсах США пока не могут конкурировать ни с Великобританией ни с Германией. Следует отметить, что новые германские суда, в том числе "Бремен", созданы на средства США. Флот "Гамбургско-американской компании" (182 судна--1 млн.т--40 млн. долл.) и флот "Северогерманского Ллойда" (142 судна--827 000 m--42 млн. долл.) в значительной степени принадлежат американскому капиталу. В области судостроения "союз американского капитала и германской изобретательности, подобный тому, к-рый установился в химической, автомобильной, авиационной, электрической и др. отраслях промышленности, чрезвычайно облегчает конкуренцию с Великобританией"
   (Денни).
   В области м о т о м е х а н и з а ц и и соревнование между Англией и США отмечается прежде всего по линии постановки опытов применения самостоятельных механизированных (броневых) соединений. Англия первая начала эти опыты еще в 1925, особенно интенсивно вела их в 1927 и к 1932 выработала определенную доктрину в этой области, нашедшую свое выражение в изданном в 1929 наставлении для моторизованных и механизированных соединений, замененном в 1931 уставом "Современные соединения". В Англии проведено в течение 5--6 лет большое количество учений и маневров, созданы опытные моторизованные, механизированные и броневые отряды, бригады и дивизии. США только в 1929 вступили на этот путь и к 1932 успели создать лишь тип моторизованного полка и отдельного мехотряда (соединения). Но США, опираясь на свою мощную базу, в последнее время проявляют все более настойчивое стремление догнать и перегнать Англию в отношении мотомеханизации. Выводы из англ. опытов по механизации тщательно изучаются и широко публикуются в воен. печати США (подробно см. Механизация армии). Материальная база мотомеханизации характеризуется данными табл. 6.
    []
   В о з д у ш н ы е флоты. Состав воздушных флотов Англии и Соединенных штатов Америки приведен в табл. 7.
    []
   Данные этой таблицы показывают, что в составе английского воздушного флота преобладает бомбардировочная авиация; США в этом отношении несколько отстали от Англии, Однако громадные производственные возможности США в случае войны позволят американскому империализму быстро догнать и обогнать своего конкурента. С этой точки зрения заслуживает внимания энергичная подготовка кадров бомбардировочной авиации США. опыты подготовки в США поставлены с размахом, какой не встречается в других странах.
   В о е н н ы е р а с х о д ы . Соревнования во всех областях вооружения вызывают огромное напряжение по линии военных бюджетов. За весь период после войны 1914--18 воен. расходы США неуклонно растут, достигая колоссальных цифр, в то время как в Англии к связи с более продолжительным кризисом отмечается известное отставание от Соединенных штатов Америки, хотя и британский империализм делает большие усилия удержать свои вооружения на наивысшем уровне. Процессы эти характеризуются цифрами таблицы 8.
    []
   Лит.: Л а п и н с к и й П . Л., Лондонская морская конференция, М., 1930; Д е н н и Л., Америка завоевывает Британию, М.--Л., 1930; В у w a t e гН. С, Navies and Nations, L., 1927; R u t h e r f o r d H., War or Peace? England and America, 1930.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"