Статья из Военной Энциклопедии 1932-33 г.г.: другие произведения.

Аэростат

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


   АЭРОСТАТ, воздухоплавательный аппарат, поддерживающийся в воздухе благодаря подъемной силе, обусловленной разностью веса заключенного в оболочке аэростата газа и веса равновеликого объема сухого воздуха. Подъем и спуск А. основаны на законе Архимеда (при равновесии какого-либо тела в газе вес вытесняемого этим телом объема газа д. б. равен весу тела). Для наполнения А. применяется обычно водород, реже--гелий и светильный газ.
   Подъемная сила 1 м3 водорода при 0 град. С и 760 мм давления равна 1,17 кг, гелия--1 кг, светильного газа--0,7 кг. Аэростаты подразделяются на с в о б о д н ы е (сферические), п р и в я з н ы е (змейковые) и у п р а в л я е м ы е (см. Дирижабль).
   Свободные А. способны лететь лишь по ветру и допускают управление только в вертикальной плоскости (выпуск части газа для снижения и выбрасывание балласта для подъема). Впервые свободные А. появились во Франции в 1783 и в течение целого столетия являлись единственными практически применимыми летательными аппаратами. Значительное применение они имеют и в настоящее время в спортивной и научно-исследовательской областях. В воен. деле свободные А. служат гл. обр. для обучения экипажей привязных и управляемых А. выполнению свободного (статического) полета. Свободный А. (рис. 1) состоит из оболочки, сети и подвесного обруча с корзиной. Оболочка А.--сферической формы (отсюда название--воздушный шар), строится из тонкой хлопчатобумажной ткани, обработанной каучуковым составом для достижения газонепроницаемости. В верхней части она имеет клапан для выпуска части газа в случае необходимости произвести спуск, в нижней--отверстие с рукавом (аппендиксом) для пополнения А. газом на земле и для свободного выхода газа при его расширении во время полета. На оболочку надевается веревочная сеть. К стропам сети крепится подвесной обруч, а к последнему--корзина, в которой помещаются экипаж и необходимые для полета приборы и принадлежности. К подвесному обручу крепятся также якорное приспособление и гайдроп --тяжелый канат длиной 80--100 м, служащий для торможения и смягчения спуска А. на землю. В корзину протянуты две веревки: одна от выпускного клапана, другая (т. н. разрывная вожжа) от разрывного полотнища, к-рое вскрывается в случае необходимости при спуске на землю (напр. в сильный ветер) быстро выпустить весь газ. Объем свободных А. колеблется в пределах от 600 до 2 000 м3.
    []
   Привязные А. совершают подъем и спуск, оставаясь прикрепленными к стальному тросу, идущему от барабана спец. лебедки (см.), установленной на земле. Эти А. применяются главным образом в военном деле, где служат в качестве подвижной наблюдательной вышки или выполняют роль воздушных заграждений, препятствующих полету неприятельских самолетов. По этому признаку различают а э р о с т а т ы н а б л ю д е н и я и а э р о с т а т ы з а г р а ж д е н и я (см. Заграждения воздушные).
   Б о е в о е п р и м е н е н и е п р и в я з н ы х А . (см. Воздухоплавание военное). Значительная высота подъема, почти неограниченная длительность пребывания в воздухе, прямая и надежная связь с землей делают привязные А. (при отсутствии или слабости неприятельской авиации) хорошим средством для выполнения ближней разведки и обслуживания наблюдением арт-ии, преимущественно тяжелой (целеуказание и корректирование стрельбы). В отдельных случаях А. может быть использован для выполнения задач связи, поверки маскировки и для распространения агитлитературы среди прот-ка при помощи попутного ветра. Привязные А. применяются для работы как на суше, так и на море. Частными видами применения привязных А. являются: работа их с бронепоездами и речными флотилиями; ночная корректировка стрельбы тяжелых береговых батарей как по целям в море, так и на суше; фотографирование ближних целей; охрана побережья морей и проливов; совместная работа с морским флотом. Возможности наблюдения с А. характеризуются следующими данными: разрывы снарядов своей легкой арт-ии наблюдаются на расстоянии 9--11 км, гаубичной и тяжелой--12--17 км; вспышки выстрелов арт-ии противника--до 12--16 км; окопы и искусственные заграждения--10--12 км; движение по дорогам крупных войск, частей--до 12--15 км; паровозные дымки--до 30 км; дымки эскадры в море--60--80 км; приблизительный состав эскадры и направление ее движения -- 25--35 км. Привязной А. ведет наблюдение, располагаясь в 6--12 км (в зависимости от условий местности и боевой обстановки) от передовой линии противника, по возможности вне досягаемости артиллерии противника. Место подъема А. выбирается с расчетом предоставления наилучшего обзора занятого противником участка и обеспечения скрытности от наблюдения противника расположения лебедки. В нерабочем состоянии А., тщательно замаскированный, находится на биваке, удаление которого от места подъема А. не д. б. более 3 км. Наполнение А. газом производится или непосредственно на биваке или в нек-ром удалении (250--500 м) от последнего--на месте снаряжения А. (подвеска такелажа, корзины, прикрепление к лебедке и т. п.). А. нормально поднимается в воздух на месте снаряжения и оттуда выдвигается на лебедке к месту подъема. Передвижение А. возможно как с выпущенным газом, так и в наполненном состоянии. К первому способу прибегают при значительных переходах и при передвижениях по жел. дор. Опорожненная оболочка А. укладывается на одну парную повозку. Передвижение А. в наполненном состоянии возможно: 1) на тросе, когда имеется удобная дорога для движения лебедки и нет препятствий для прохода троса (А. готов к действию); 2) на тройнике--при движении без дорог; 3) на спусках, притянутым к земле, когда требуется скрытность переброски А. и имеется достаточно широкая дорога. Скорость передвижения наполненного А. (3--4 км/ч) обеспечивает возможность следования его с пехотными частями. Движение невозможно при силе ветра более 7--8 м/ск. Подготовка опорожненного А. к работе требует: при наличии газа в газгольдерах (см.) 5--6 ч., при необходимости газодобывания на месте--от 12 до 18 ч. А., передвигающийся на тройнике или спусках, изготовляется к действию через 1--2 ч. Большая уязвимость А. при нападении воздушного прот-ка требует надлежащей охраны его противосамолетными средствами. Наиболее действительной является охрана А. истребительными самолетами. При отсутствии последних эту задачу выполняют зенитные пушки или пулеметы. Для этих же целей экипаж А. в корзине снабжается ручным пулеметом и парашютами (на случай сбития, пожара А.). А. состоят на вооружении специальных воздухоплавательных частей (см.), входящих в состав ВВС, или, еще в мирное время, органически приданных артиллерии.
    []
   И с т о р и я . Первым типом А. наблюдения были обычные сферические А., приспособленные к подъему на привязи. В таком виде они были использованы в ряде войн 19 в. В 1893 полковником Парсевалем (Германия) был построен т. н. з м е й к о в ы й А., в котором к подъемной силе газа присоединяется добавочное действие силы ветра. Последнее приспособление значительно расширило сферу военного применения привязных А., дав им большую грузоподъемность и устойчивость в воздухе.-- А. П а р с е в а л я имеет цилиндрическую оболочку, ограниченную в носовой и кормовой части полушариями. Оболочка строится из двуслойной прорезиненной хл.-бум. ткани. Внутри оболочка разделена перегородкой (диафрагмой) на газовместилище и баллонет (см.). Снаружи к ней крепятся органы устойчивости, подвесной и привязной такелажи, корзина. Органами устойчивости являются рулевой мешок, два паруса и хвост, состоящий из нескольких парашютов. Воспринимая давление ветра, эти органы препятствуют вращению А. вокруг вертикальной и горизонтальной оси. Привязной такелаж из целой системы веревок служит для прикрепления А. к привязному тросу; подвесной-- для прикрепления корзины А. Обычный объем оболочки--1000 м3; длина--25,5 м; диаметр поперечного сечения--7,15 м. Максимальная высота подъема 1 000 м; средняя рабочая высота 600--800 м. А. может производить подъемы при ветре до 15 м{ск. Скорость выбирания А. лебедкой--3,5--4 м/ск. Снаряжение А. и при хорошо обученной команде требует около 15 мин. А. Парсеваля, положивший начало прочному развитию привязного воздухоплавания, в дальнейшем был вытеснен более совершенными системами.--В 1916 во Франции появляется змейковый привязной А. системы К а к о (рис. 2). Оболочка его имеет вытянутую яйцеобразную форму. Наиболее распространенный объем--930 м3. Органами устойчивости служат рулевой мешок и 2 стабилизатора. А. может снаряжаться на 1 или 2 корзины. Максимальная высота подъема ок.1200--1500 м. Средняя рабочая высота 800--1 000 м. А. может работать при силе ветра до 20 м/ск.-- К концу войны 1914--18 в итальянской армии появляются змейковые привязные А. системы Аворио П р а с с о н е (рис. 3).
    []
   Оболочка этого А. имеет форму эллипсоида, переходящего в кормовой части в конус. Баллонет помещается в нижней части оболочки. Органами устойчивости являются рулевой мешок и 2 стабилизатора, наполняемые воздухом. Основные данные А. сист. Аворио Прассоне при различных объемах даны в таблице.
    []
   Положительными свойствами А. этой системы являются компактность, большая высота подъема, способность к подъемам при ветре около 26 м/с; отрицательными--недостаточная устойчивость и необходимость наполнять стабилизаторы воздухом до подъема, что увеличивает время, потребное на снаряжение А.--А. франц. фирмы З о д и а к , тип BD (рис. 4), с изменяющимся объемом, не имеют баллонета, и сохранение формы их оболочки достигается автоматическим изменением ее объема в зависимости от изменения давления газа (от 850 до 1 050 м3).--- Большим недостатком рассмотренных выше систем привязных А. является трудность их передвижения в наполненном виде. Попытки устранения этого недостатка породили идею постройки моторизованного змейкового А., который мог бы временно терять связь с лебедкой и самостоятельно передвигаться по воздуху. Идеалом такого А. явился бы небольшой управляемый А. с радиусом действия до 100 км и со скоростью передвижения около 60--70 км/ч, несущий на себе лебедку и привязной трос. Бивак такого А. (см. Бивак привязного аэростата) мог бы находиться в 25--30 км от противника. На месте же наблюдения достаточно иметь какой-либо специальный якорь, к которому прилетевший А. мог бы привязаться при помощи спущенного из гондолы троса. К настоящему времени эта идея получила лишь частичное осуществление. Так, описанный выше змейковый А. сист. Прассоне путем замены корзины для наблюдения гондолой с винтомоторной группой и подвески рулей м. б. в течение 15--20 мин. превращен из привязного А. в управляемый, и обратно. Двигателем служит мотор Анзани в 45--50 л. с. Скорость передвижения ок. 35 км/ч.
    []
   БАЛЛОНЕТ, часть оболочки аэростата, отделенная от газовместилища эластичной перегородкой (диафрагмой), или особые эластичные мешки, помещенные внутри оболочки аэростата и наполняемые воздухом. Назначением Б. является поддержание внутри оболочки аэростата достаточного давления для обеспечения постоянства внешней формы аэростата. Б. составляет необходимую принадлежность привязных, мягких и полужестких управляемых аэростатов. У привязных аэростатов Б. наполняется воздухом автоматически через особые улавливатели силой ветра. Наполнение воздухом Б. управляемых аэростатов производится или автоматически через улавливатели или особыми вентиляторами
  
   Лит.: Временный боевой устав воздухоплавательной службы РККА, ч. 1,2 и З, М.( 1924--26; Временное наставление по боевому применению ВВС СССР, ч. 3--Воздухоплавание, 1924; журнал "Воздухоплавание", М., 1923--25; К о г у т о в И., Змейковый аэростат и подъемы на нем, П., 1917; Ш а б а ш е в Н. И., Привязное воздухоплавание в военном деле и применение его в России в войну 1914--18, М., 1921; Воздушный справочник, тт. 1--4, М., 1926--27; М е й с п е р И . И., Змейковый аэростат Како русского изготовления, М., 1922; Шабашев Н., Тактика привязного воздухоплавания, М., 1924; Совместные действия аэростата с речной флотилией, "Вестник воздушного флота", 1931, 2; Л е т у р н е р , Курс аэростатики, М., 1926; H a r p e r H., The Evolution of the Flylng Machine: Ballon, Airship, AИroplane, 1930; J o n g l a r d P., Note sur les ballons captifs d'observation, "Revue des Forces AИriennes", 1930, 9; К г et o w i c z C , Masowanie samolotЖw i balonow, "Przeglad Lotniczy", 1930, 4; W a r n e r E. P., Aerostatics, N. Y., 19 26.  A. Апухтин.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"