Статья из Военной Энциклопедии 1932-33 г.г.: другие произведения.

Аэростат

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


   АЭРОСТАТ, воздухоплавательный аппарат, поддерживающийся в воздухе благодаря подъемной силе, обусловленной разностью веса заключенного в оболочке аэростата газа и веса равновеликого объема сухого воздуха. Подъем и спуск А. основаны на законе Архимеда (при равновесии какого-либо тела в газе вес вытесняемого этим телом объема газа д. б. равен весу тела). Для наполнения А. применяется обычно водород, реже--гелий и светильный газ.
   Подъемная сила 1 м3 водорода при 0 град. С и 760 мм давления равна 1,17 кг, гелия--1 кг, светильного газа--0,7 кг. Аэростаты подразделяются на с в о б о д н ы е (сферические), п р и в я з н ы е (змейковые) и у п р а в л я е м ы е (см. Дирижабль).
   Свободные А. способны лететь лишь по ветру и допускают управление только в вертикальной плоскости (выпуск части газа для снижения и выбрасывание балласта для подъема). Впервые свободные А. появились во Франции в 1783 и в течение целого столетия являлись единственными практически применимыми летательными аппаратами. Значительное применение они имеют и в настоящее время в спортивной и научно-исследовательской областях. В воен. деле свободные А. служат гл. обр. для обучения экипажей привязных и управляемых А. выполнению свободного (статического) полета. Свободный А. (рис. 1) состоит из оболочки, сети и подвесного обруча с корзиной. Оболочка А.--сферической формы (отсюда название--воздушный шар), строится из тонкой хлопчатобумажной ткани, обработанной каучуковым составом для достижения газонепроницаемости. В верхней части она имеет клапан для выпуска части газа в случае необходимости произвести спуск, в нижней--отверстие с рукавом (аппендиксом) для пополнения А. газом на земле и для свободного выхода газа при его расширении во время полета. На оболочку надевается веревочная сеть. К стропам сети крепится подвесной обруч, а к последнему--корзина, в которой помещаются экипаж и необходимые для полета приборы и принадлежности. К подвесному обручу крепятся также якорное приспособление и гайдроп --тяжелый канат длиной 80--100 м, служащий для торможения и смягчения спуска А. на землю. В корзину протянуты две веревки: одна от выпускного клапана, другая (т. н. разрывная вожжа) от разрывного полотнища, к-рое вскрывается в случае необходимости при спуске на землю (напр. в сильный ветер) быстро выпустить весь газ. Объем свободных А. колеблется в пределах от 600 до 2 000 м3.
    []
   Привязные А. совершают подъем и спуск, оставаясь прикрепленными к стальному тросу, идущему от барабана спец. лебедки (см.), установленной на земле. Эти А. применяются главным образом в военном деле, где служат в качестве подвижной наблюдательной вышки или выполняют роль воздушных заграждений, препятствующих полету неприятельских самолетов. По этому признаку различают а э р о с т а т ы н а б л ю д е н и я и а э р о с т а т ы з а г р а ж д е н и я (см. Заграждения воздушные).
   Б о е в о е п р и м е н е н и е п р и в я з н ы х А . (см. Воздухоплавание военное). Значительная высота подъема, почти неограниченная длительность пребывания в воздухе, прямая и надежная связь с землей делают привязные А. (при отсутствии или слабости неприятельской авиации) хорошим средством для выполнения ближней разведки и обслуживания наблюдением арт-ии, преимущественно тяжелой (целеуказание и корректирование стрельбы). В отдельных случаях А. может быть использован для выполнения задач связи, поверки маскировки и для распространения агитлитературы среди прот-ка при помощи попутного ветра. Привязные А. применяются для работы как на суше, так и на море. Частными видами применения привязных А. являются: работа их с бронепоездами и речными флотилиями; ночная корректировка стрельбы тяжелых береговых батарей как по целям в море, так и на суше; фотографирование ближних целей; охрана побережья морей и проливов; совместная работа с морским флотом. Возможности наблюдения с А. характеризуются следующими данными: разрывы снарядов своей легкой арт-ии наблюдаются на расстоянии 9--11 км, гаубичной и тяжелой--12--17 км; вспышки выстрелов арт-ии противника--до 12--16 км; окопы и искусственные заграждения--10--12 км; движение по дорогам крупных войск, частей--до 12--15 км; паровозные дымки--до 30 км; дымки эскадры в море--60--80 км; приблизительный состав эскадры и направление ее движения -- 25--35 км. Привязной А. ведет наблюдение, располагаясь в 6--12 км (в зависимости от условий местности и боевой обстановки) от передовой линии противника, по возможности вне досягаемости артиллерии противника. Место подъема А. выбирается с расчетом предоставления наилучшего обзора занятого противником участка и обеспечения скрытности от наблюдения противника расположения лебедки. В нерабочем состоянии А., тщательно замаскированный, находится на биваке, удаление которого от места подъема А. не д. б. более 3 км. Наполнение А. газом производится или непосредственно на биваке или в нек-ром удалении (250--500 м) от последнего--на месте снаряжения А. (подвеска такелажа, корзины, прикрепление к лебедке и т. п.). А. нормально поднимается в воздух на месте снаряжения и оттуда выдвигается на лебедке к месту подъема. Передвижение А. возможно как с выпущенным газом, так и в наполненном состоянии. К первому способу прибегают при значительных переходах и при передвижениях по жел. дор. Опорожненная оболочка А. укладывается на одну парную повозку. Передвижение А. в наполненном состоянии возможно: 1) на тросе, когда имеется удобная дорога для движения лебедки и нет препятствий для прохода троса (А. готов к действию); 2) на тройнике--при движении без дорог; 3) на спусках, притянутым к земле, когда требуется скрытность переброски А. и имеется достаточно широкая дорога. Скорость передвижения наполненного А. (3--4 км/ч) обеспечивает возможность следования его с пехотными частями. Движение невозможно при силе ветра более 7--8 м/ск. Подготовка опорожненного А. к работе требует: при наличии газа в газгольдерах (см.) 5--6 ч., при необходимости газодобывания на месте--от 12 до 18 ч. А., передвигающийся на тройнике или спусках, изготовляется к действию через 1--2 ч. Большая уязвимость А. при нападении воздушного прот-ка требует надлежащей охраны его противосамолетными средствами. Наиболее действительной является охрана А. истребительными самолетами. При отсутствии последних эту задачу выполняют зенитные пушки или пулеметы. Для этих же целей экипаж А. в корзине снабжается ручным пулеметом и парашютами (на случай сбития, пожара А.). А. состоят на вооружении специальных воздухоплавательных частей (см.), входящих в состав ВВС, или, еще в мирное время, органически приданных артиллерии.
    []
   И с т о р и я . Первым типом А. наблюдения были обычные сферические А., приспособленные к подъему на привязи. В таком виде они были использованы в ряде войн 19 в. В 1893 полковником Парсевалем (Германия) был построен т. н. з м е й к о в ы й А., в котором к подъемной силе газа присоединяется добавочное действие силы ветра. Последнее приспособление значительно расширило сферу военного применения привязных А., дав им большую грузоподъемность и устойчивость в воздухе.-- А. П а р с е в а л я имеет цилиндрическую оболочку, ограниченную в носовой и кормовой части полушариями. Оболочка строится из двуслойной прорезиненной хл.-бум. ткани. Внутри оболочка разделена перегородкой (диафрагмой) на газовместилище и баллонет (см.). Снаружи к ней крепятся органы устойчивости, подвесной и привязной такелажи, корзина. Органами устойчивости являются рулевой мешок, два паруса и хвост, состоящий из нескольких парашютов. Воспринимая давление ветра, эти органы препятствуют вращению А. вокруг вертикальной и горизонтальной оси. Привязной такелаж из целой системы веревок служит для прикрепления А. к привязному тросу; подвесной-- для прикрепления корзины А. Обычный объем оболочки--1000 м3; длина--25,5 м; диаметр поперечного сечения--7,15 м. Максимальная высота подъема 1 000 м; средняя рабочая высота 600--800 м. А. может производить подъемы при ветре до 15 м{ск. Скорость выбирания А. лебедкой--3,5--4 м/ск. Снаряжение А. и при хорошо обученной команде требует около 15 мин. А. Парсеваля, положивший начало прочному развитию привязного воздухоплавания, в дальнейшем был вытеснен более совершенными системами.--В 1916 во Франции появляется змейковый привязной А. системы К а к о (рис. 2). Оболочка его имеет вытянутую яйцеобразную форму. Наиболее распространенный объем--930 м3. Органами устойчивости служат рулевой мешок и 2 стабилизатора. А. может снаряжаться на 1 или 2 корзины. Максимальная высота подъема ок.1200--1500 м. Средняя рабочая высота 800--1 000 м. А. может работать при силе ветра до 20 м/ск.-- К концу войны 1914--18 в итальянской армии появляются змейковые привязные А. системы Аворио П р а с с о н е (рис. 3).
    []
   Оболочка этого А. имеет форму эллипсоида, переходящего в кормовой части в конус. Баллонет помещается в нижней части оболочки. Органами устойчивости являются рулевой мешок и 2 стабилизатора, наполняемые воздухом. Основные данные А. сист. Аворио Прассоне при различных объемах даны в таблице.
    []
   Положительными свойствами А. этой системы являются компактность, большая высота подъема, способность к подъемам при ветре около 26 м/с; отрицательными--недостаточная устойчивость и необходимость наполнять стабилизаторы воздухом до подъема, что увеличивает время, потребное на снаряжение А.--А. франц. фирмы З о д и а к , тип BD (рис. 4), с изменяющимся объемом, не имеют баллонета, и сохранение формы их оболочки достигается автоматическим изменением ее объема в зависимости от изменения давления газа (от 850 до 1 050 м3).--- Большим недостатком рассмотренных выше систем привязных А. является трудность их передвижения в наполненном виде. Попытки устранения этого недостатка породили идею постройки моторизованного змейкового А., который мог бы временно терять связь с лебедкой и самостоятельно передвигаться по воздуху. Идеалом такого А. явился бы небольшой управляемый А. с радиусом действия до 100 км и со скоростью передвижения около 60--70 км/ч, несущий на себе лебедку и привязной трос. Бивак такого А. (см. Бивак привязного аэростата) мог бы находиться в 25--30 км от противника. На месте же наблюдения достаточно иметь какой-либо специальный якорь, к которому прилетевший А. мог бы привязаться при помощи спущенного из гондолы троса. К настоящему времени эта идея получила лишь частичное осуществление. Так, описанный выше змейковый А. сист. Прассоне путем замены корзины для наблюдения гондолой с винтомоторной группой и подвески рулей м. б. в течение 15--20 мин. превращен из привязного А. в управляемый, и обратно. Двигателем служит мотор Анзани в 45--50 л. с. Скорость передвижения ок. 35 км/ч.
    []
   БАЛЛОНЕТ, часть оболочки аэростата, отделенная от газовместилища эластичной перегородкой (диафрагмой), или особые эластичные мешки, помещенные внутри оболочки аэростата и наполняемые воздухом. Назначением Б. является поддержание внутри оболочки аэростата достаточного давления для обеспечения постоянства внешней формы аэростата. Б. составляет необходимую принадлежность привязных, мягких и полужестких управляемых аэростатов. У привязных аэростатов Б. наполняется воздухом автоматически через особые улавливатели силой ветра. Наполнение воздухом Б. управляемых аэростатов производится или автоматически через улавливатели или особыми вентиляторами
  
   Лит.: Временный боевой устав воздухоплавательной службы РККА, ч. 1,2 и З, М.( 1924--26; Временное наставление по боевому применению ВВС СССР, ч. 3--Воздухоплавание, 1924; журнал "Воздухоплавание", М., 1923--25; К о г у т о в И., Змейковый аэростат и подъемы на нем, П., 1917; Ш а б а ш е в Н. И., Привязное воздухоплавание в военном деле и применение его в России в войну 1914--18, М., 1921; Воздушный справочник, тт. 1--4, М., 1926--27; М е й с п е р И . И., Змейковый аэростат Како русского изготовления, М., 1922; Шабашев Н., Тактика привязного воздухоплавания, М., 1924; Совместные действия аэростата с речной флотилией, "Вестник воздушного флота", 1931, 2; Л е т у р н е р , Курс аэростатики, М., 1926; H a r p e r H., The Evolution of the Flylng Machine: Ballon, Airship, AИroplane, 1930; J o n g l a r d P., Note sur les ballons captifs d'observation, "Revue des Forces AИriennes", 1930, 9; К г et o w i c z C , Masowanie samolotЖw i balonow, "Przeglad Lotniczy", 1930, 4; W a r n e r E. P., Aerostatics, N. Y., 19 26.  A. Апухтин.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Огненная "Академия Шепота"(Любовное фэнтези) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) А.Вар "Меж миров. Молодой антимаг"(ЛитРПГ) Л.Огненная "Академия Шепота 2"(Любовное фэнтези) А.Холодова-Белая "Полчеловека"(Киберпанк) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) А.Ефремов "История Бессмертного-3 Свобода или смерть"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) О.Иконникова "Принцесса на одну ночь"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"