Статья из Технической Энциклопедии 1927-34 г.г. : другие произведения.

Мол

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   МОЛ, инженерное сооружение, возводимое в море и представляющее собой массивную, прочную стенку, примыкающую одним концом к берегу, в отличие от волнолома (см.), связи с берегом не имеющего. Назначение мола -- образование водной портовой площади, защита ее от волнения и использование в отдельных случаях мола как причала для судов. Конец мола., выступающий в море, называется г о л о в о й, примыкающий к берегу--к о р н е м М. Размеры и конструкция М. определяются силой и направлением ветров и волнения, глубиной заложения М., свойствами дна и материалов, из к-рых М. сооружен, а для замерзающих морей также и напором льда. По форме М. бывают с пологими или вертикальными откосами, а по роду материалов--каменные, бетонные, железобетонные, деревянные, смешанной конструкции и фашинные. Основным материалом, применяемым для постройки М., является камень в естественном виде или же в виде искусственных массивов, как наиболее удовлетворяющий предъявляемым к материалам, идущим для М., требованиям: плотности, достаточным размерам и химич. неизменяемости под действием морской воды, а также дешевизне и широкому распространению. Как всякое сооружение мол должен рассчитываться на прочность в отдельных частях его, на сдвиг и опрокидывание. Вследствие недостаточной определенности воздействия волн на М., при расчетах берут коэфициенты запаса прочности не менее 2--2,5. Наиболее подвержены действию волн голова и корень М., а также и подошва, почему эти части требуют особенно тщательного устройства, в виду громадного давления волн на сооружение (30--40 т/м2) и явления подмыва дна
    []
    []
    []
   Различные условия сооружения М. приводят к следующим типам их. 1) Обычное применение естественного камня в виде наброски придает М. очертания, приведенныена фиг. 1 (Панамский М.) и фиг. 2 (американский М.). Поперечное сечение таких молов характеризуется различными откосами со стороны моря (от 1 : 1,5 до 1 :16) и со стороны .гавани (от 1 :1 до 1 : 2), тщательной сортировкой камней по размеру и значительной шириной поверху и в основании. Материалом .служит рваный или булыжный камень весом от 80 кг до 1,5--2,0 т. На случай особенно сильного волнения верхнюю часть мола обкладывают искусственными массивами объемом до 30--35 м3 для предохранения сооружения от размыва. Типичным примером такой конструкции является Марсельский М. (фиг. 3). Дальнейшим развитием этого типа является укладка массивов на откосе не в виде наброски, а путем правильной укладки их в один, два ряда и с более крутым откосом. 2) При отсутствии на месте крупных каменных залежей . ради скорейшего выполнения работ применяются искусственные массивы в виде наброски , примером чего служит мол в Поти (фиг. 4). М. из наброски естественных или искусственных камней и массивов имеют помимо меньшей стоимости и простоты выполнения преимущество перед другими типами, заключающееся в том, что осадка сооружения в целом или в отдельных частях не влечет за собою вредных последствий. 3) При наличии хорошего грунта в основании М. часто делаются в виде стенки с вертикальными или очень крутыми откосами, сложенной из правильной массивной кладки. Массивы достигают размеров 30--40 м3 и укладываются при помощи специальных кранов насухо с перевязкой швов, горизонтальными рядами. На фиг. 5 показано поперечное сечение Новороссийского мола. Для лучшего обеспечения сооружения от повреждений при различной осадке основания, к чему этот тип М. весьма чувствителен, кладку массивов иногда производят наклонными рядами под углом 60--80 град. Такая кладка (фиг. 6) производилась при постройке М. в Ляраше (Larrasch).
    []
    []
   Подобное расположение слоев представляет преимущества по сравнению с кладкой горизонтальными слоями: отдельные ряды могут свободно сползать один по другому, что при неравномерной осадке основания не нарушает монолитности сооружений; кроме того отдельные массивы оказываются прижатыми друг к другу не только по плоскостям между слоями, но также и в швах между массивами одного и того же слоя. 4) В целях уменьшения количества материалов сооружаются т. наз. с в а й н ы е М., в которых наружные грани обделываются сплошными свайными рядами, а середина сооружения, составленная из отдельных свай, заполняется камнем, песком или фашинными тюфяками (фиг. 7). Тип этот применим при небольших (до 7 м) глубинах и лишь в морях, где нет морского червя, разрушающего дерево. Деревянные сваи, образующие стенки этих М., м. б. заменены железобетонными, и тогда сооружение приобретает большую надежность, но стоимость в этом случае значительно возрастает. 5) В тех случаях, когда забивка свай затруднительна, оболочкой каменного заполнения мола служат деревянные срубы, образующие так наз. р я ж е в ы е молы. Такие срубы, размером до 7,5x10x20 JH, из бревен или пластин рубят на берегу, спускают на воду и на плаву подводят к месту установки, где посредством заполнения камнем погружают на дно, на подготовленную каменную подсыпку толщиной от 1,0 до 1,75 м или непосредственно на грунт основания. Внутри ряжи разбиты продольными и поперечными сквозными стенками на отдельные отсеки, внизу же на уровне третьего венца врубается пол, удерживающий каменную засыпку (фиг. 8). В этом примере в части ряжа, обращенной к гавани, забиты сваи для предохранения ряжа от сдвига. 6) Предыдущий тип ряжевых М. в своем развитии привел к получившему в настоящее время повсеместное применение типу М. из гигантских массивов. В этом случае ряжи заменяются железобетонными ящиками размером до 10--12 м в ширину и высоту и до 30 м в длину, заполняемыми после установки на место тощим бетоном или песком. Сами ящики внутри делятся наподобие ряжей на отсеки и подводятся к месту на плаву. После затвердения бетона внутри ящиков получаются монолитные массивы весом до 8 000--9 000 т, что дает сооружению большую надежность при простоте выполнения. Метод создания оградительных сооружений из массивов-гигантов (фиг. 9), очень удобный в смысле производства работ, получил в последние годы применение в разных странах (в Голландии, Франции, Африке и в Южной Америке), а также в СССР, где из них возведены М. и волнолом в Туапсе. Помимо вышеуказанных типов М. встре
    []
    []
    []
    []
   Помимо вышеуказанных типов М. встречаются и другие, являющиеся смешанными конструкциями и имеющие местное значение. Расчет мола как инженерного сооружения является весьма сложным вследствие неопределенности воздействия на них внешних усилий, и история их существования дает примеры многочисленных разрушений и повреждений. Стоимость же мола весьма различна в зависимости от глубины заложения, конструкции и условий производства работ.
   Лит.: К о р ч и н с к и й Л., Молы, 1915; Л я х н и ц к и й В.Е., Курс морских и речных портов, М.--Л., 1926; Н ю б е р г А. Г., Курс портовых сооружений, ч. 1--2, СПБ, 1893; К а н д и б а Б. Н., Об устройстве внешних оградительных сооружений из искусственных массивов, СПБ, 1901; S c h u l t z e F.,Seehafenbau, В. 1--2, В., 1911--13; М о е 1 1 е г М., Grundrisse d. Wasserbaues, В. 1--2, Lpz., 1906; В ё п ё z i t M., Cours de ports et travaux maritimes, t. 1-- 3, P., 1921--23; Q u i n e t t e de R o c h e m o n t , Cours de travaux maritimes, t. 1--2, P., 1901; C u n n i n g h a m В., The Dock a. Harbour Engineer's Reference Book, 2 edition, Loadon, 192a; The Welland Ship Canal, XV, "Engineering", London, 1930, v. 80, p. 637. В. Медведев.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"