Статья из Технической Энциклопедии 1927-34 г.г.: другие произведения.

Доки

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


  
   ДОКИ, сооружения, служащие для обнажения подводной части корпуса судна и ремонта ее. Д.разделяются на сухие и пловучие.
   С у х о й Д. представляет собой камеру (бассейн) с водонепроницаемым дном и стенами, которая м. б. наполнена водой или осушена. Для ввода судна в Д. наполняют камеру водой и отворяют шлюзные ворота (затвор); затем вводят судно в Д., закрывают затвор и выкачивают насосами воду из камеры (в морях с приливами вода удаляется самотеком); судно садится на установленные по оси бассейна опоры или кильблоки (фиг. 1), расположенные друг от друга на расстоянии 1--2 м и возвышающиеся над поверхностью дна камеры на 1,20--1,50 м и более; борты судна поддерживаются подпорками. По окончании ремонта судна Д. вновь наполняют водой посредством водопроводных галлерей, открывают затвор, и судно выводится в гавань.
    []
    []
   Фиг. 1 изображает план и продольный разрез сухого Д., а фиг. 2--поперечный разрез его. Размеры Д. определяются размерами наиболее крупного из судов, к-рые Д. должен обслуживать; при этом зазор между корпусом судна и стенками Д. нигде не д. б. менее 2--3 м. Глубина на пороге Д. должна быть на 1 м больше аварийной осадки судна, превышающей нормальную осадку на 0,30--0,60 м. Д. состоит из камеры и шлюзной части, где расположен затвор. Поперечное сечение камеры--трапецоидальное, с уступами, необходимыми для упора в судно боковых распорок. Днище имеет уклон от оси Д. к подошве стен для отвода фильтрационных и дождевых вод в боковые продольные кюветы, ведущие к сборному колодцу насосной станции. Форма шлюзной части зависит от типа затвора. Затворы обычно устраивают задвижные или в виде специального пловучего приспособления--батопорта (см.). Насосная станция при непрерывной работе насосов осушает современный Д. в 2--3 часа (при этом откачивается до 70 000 м3 воды). При расчете днища Д. учитываются активные силы: вес стен, вертикальное давление воды, боковое давление воды и земли и вес корпуса судна; при этом особый интерес представляют два хронологич. момента в постройке Д.: 1-й момент соответствует готовности днища, когда приступают к возведению стен, своим весом вызывающих изгиб посредине днища, т. к. здесь грунт оседает меньше, чем под стенами; 2-й момент соответствует нек-рому срединному положению при наполнении доков, когда вода своим весом изгибает днище вниз, а боковым давлением стремится распереть стены и изогнуть днище вверх. Не зная механич. свойств грунта в основании Д., принимают прямоугольную эпюру реакции грунта, чем вносится в расчет определенный запас. Такой расчет для многих грунтов является преувеличенно осторожным, вызывающим излишнее увеличение размеров днища. Наблюдения Франциуса показали, что песчаный грунт обладает упругими свойствами и форма эпюры реакций грунта весьма близка к двум трапециям, сложенным короткими основаниями.
   Самые большие сухие Д. в СССР находятся в Севастополе и Кронштадте. Эти Д. одинаковых размеров и предназначены для ввода при ремонте и исправлении повреждений дредноутов и других судов большого водоизмещения. Д. соединены рельсовой колеей с судостроительной мастерской, куда подходит 15-т кран портового типа, захватывающий с корабля отдельные части весом до 15 т и относящий их в судостроительную мастерскую, расположенную в хвосте Д. Кран, весящий с нагрузкой до 144 т, катится кругом Д. по колее шириной 6 м, одна нитка к-рой проходит по гранитному кордону, а другая--по насыпному (в Севастополе--ракушечному) грунту. Последняя уложена на крупнопесчаном грунте толщиной до 0,40 м (песчаное основание), на котором возведен фундамент из бутовой кладки ступенчатой формы, заканчивающийся вверху трапецеидальной бетонной частью. На последнюю наложена дубовая доска, а к ней прикреплен рельс типа "Голиаф" (56 кг /п. м).
    []
   П л о в у ч и е Д. представляют собой плавающие понтоны, состоящие из полых боковых стен и днища, внутри к-рых имеются воздушн. и водяные камеры (фиг. 3). Затоплением камер можно соответственно погружать Д. в воду на требуемую глубину для ввода судна на плаву. При откачке камеры Д. постепенно выходит из воды, обнажая корпус судна. Насосы с двигателями размещаются в стенах пловучих Д., мастерские же устраивают или на берегу или на особом понтоне (пловучие мастерские). Вес пловучего дока составляет обычно 35--50 % от его подъемной способности. Пловучие Д. в настоящее время строятся почти исключительно из металла и лишь в редких случаях из железобетона. Они имеют преимущества, особенно ценные во время войны, т. к. быстро строятся и еще быстрее перебрасываются не только в пределах порта, но и из одного порта в другой. Размеры их для морских судов достигают 290 м длины, 45 м ширины в свету при подъемной силе в 60 000 т.
   Однако, сухие доки являются сооружениями более капитальными, более долговечными и более дешевыми в эксплоатации при весьма значительных, правда, затратах на постройку (более подробно о пловучих Д. и слипинг-Д. см. Судостроение).
   Лит.: А н и с и м о в Н. И., Расчеты сплошного бетонного фундамента дока на сжимаемом основании, М., 1915; Т р е н ю х и н В., Приморские сооружения, М., 1919; Т и м о н о в В., Морские сообщения и портовые сооружения. Элинги и доки, СПБ, вып. 1. 1908, вып. 2, 1911; Л я х н и ц к и й В. Е., Курс морских и речных портов, Москва--Ленинград, 1926; H u n t e r W., Dock a. Lock Machinery, London, 1921; S c h u l t z e О., Seehafenbau, Berlin, 1911; Handbuch Шг Eisenbetonbau, hrsg. v. F. Emperger, B. 4, Berlin, 1926; F r a n z i u s O., Der Verkchrswasserbau. Berlin, 1927. H. Анисииов.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"