Торба Ярослав Валентинович : другие произведения.

Письмо Николаю Амосову

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это письмо было написано летом 2001 года, когда ещё жив был глубоко уважаемый гений. Некоторые его взгляды я не разделяю. Однако более откровенного в своих размышлениях, не боящегося делать и признавать ошибки человека мне назвать трудно. Светлая ему память и Царство Небесное.

 

  Уважаемый Николай Михайлович!
  
  <...>
  Утверждение того, что люди по природе не равны неверно. Здесь в заблуждение вводит неправильная постановка вопроса. Люди все равны, но исполняют свои определённые роли. Когда мы начинаем говорить о вертикалях (выше, ниже), то мы не должны забывать об относительности. Наше сознание исходит из собственных отправных пунктов имея свои точки отсчёта, т.е. оно субъективно и это естественно. Но, когда мы говорим об объективности, мы порой ошибочно утверждаем, что объективная точка зрения - это точка зрения большинства. Это бывает очень часто и это, повторяю, является нашей ошибкой. Объективные понятия - это понятия умеющие быть вне точек отсчёта. А точнее, точка отсчёта их в центре круга. Здесь кроется мудрость. Объясню. Представим себе наши мысли в виде точек на окружности. Их очень много. Каждая точка устремлена в своём направлении. Траектория субъективной мысли является касательной к окружности, траектория мысли приближающейся к истине тяготеет к центру окружности. Центр окружности независим, он покоится, не имеет своей траектории - единственная его траектория не может быть названа таковой, так как она точка. Мы же привыкли чертить траектории, мы привыкли прослеживать их на основе своего субъективного опыта, а у истины траектории нет. Нам нужно перебороть эту психологию в себе, нужно посмотреть на знакомые вещи с другой точки зрения.
  Дауна можно назвать придурком, но только лишь относительно нашего разума. Относительно нашего разума - он неполноценен. В чём именно он неполноценен? Он не сможет обдурить продавщицу, прочитать книгу, правильно завязать шнурки? Да. И поэтому мы его называем неполноценным, так как мы это всё умеем делать, для нас мы сами (наши умения) являемся точкой отсчёта. Но посмотрим на себя. Мы используем мозг на 5 процентов - разве мы полноценны? Сколько всего мы не умеем делать, сколько способностей у нас отсутствует? Много! Выходит мы такие же дауны.
  Мы все равны. Повторяю: нужно верно выбрать точку отсчёта. Человек, живущий в квартире и смотрящий телевизор, равен человеку, живущему в дурдоме и смотрящему в окно с зелёными деревьями. У них свои траектории движения, свои ценности, свои интересы, но они находятся на равном расстоянии от центра. Если смотреть на них с центра - они все люди, все одинаковы, но со своими траекториями. Если смотреть на них с окружности, то они будут казаться совсем разными и чем ближе наша траектория будет к одному из них, тем ближе мы его будем воспринимать, тем выше один для нас будет над другим.
  Капитализм не просто биологичен. Капитализм исходит из иллюзии неравенства. Эта иллюзия естественна, так как наше узкое сознание всегда сопровождает тень заблуждения. Своим заблуждением капитализм порождает конкуренцию - стремление быть первым. Но как раз подобное мышление и ставит капитализм на край. Потому что конкуренция перерастает в обычную борьбу за выживание и человеческие принципы уступают животным. В животные принципы ни к чему хорошему не приведут. Получается монополия, разрастается кризис, всевозможные депрессии. Общество начинает требовать вожака. Вожак приходит, всё расставляет на свои места. Всё успокаивается, но вожак не останавливается и начинается новая иллюзия - диктатура. Однако капитализм научился черпать себя не только из животных потребностей, но и из человеческой морали. Поэтому, что бы не превратиться в животных, стремящихся подавить друг друга, ибо иного способа выжить они не знают, люди при капитализме обращаются к сознанию своему и сознанию остальных людей. Получается, указанная выше, человеческая объективность. Эта объективность несовершенна (поэтому объективностью её назвать можно не совсем), но это лучшее что придумали сами люди. Таким образом, рождается общество не просто капиталистическое, но и демократическое. В демократическом обществе созревает почти идеальная модель организации человечества на принципах равенства и на принципах идентичности, что позволяет человеку осознавать себя личностью и реализовывать себя.
  Когда мы говорим о государстве лидере, то мы опять впадаем в иллюзию. Не может быть государства лидера. В этом плане интересны размышления Э. Радзинского. Он неоднократно в своих интервью и книгах упоминает Библейскую историю про павший город на крови Вавилон.
  Мы привыкли мыслить таким образом, чтобы ставить кого-то впереди. И при этом ставим вперёд обыкновенного человека, но с определёнными организаторскими способностями. Это верно, так должно быть. Этот человек знает своё дело, его функция такова - руководить. Но в том то и дело, что мы порой забываемся и начинаем уже смотреть на пост главы, как на что-то великое. И начинается бред, с интригами, распрями, ненавистью, а в большем масштабе - с кровью, порой не одной тысячи человек.
  Посмотрите на США. Вы действительно думаете, что это государство может быть мировым вожаком? Да придёт время и оно падёт как и многие другие. Вечного Вавилона нет. Вы скажите, но ведь США не на крови, у него преобладают демократические принципы, точнее принципы капитализма. В том то и дело, что США такое же бренное государство, как и остальные. Каким бы человек сильным не был - он умрёт рано или поздно. И в этом будет указанная Вами биологичность. Ведь любой организм стареет и умирает. Он может прожить дольше или меньше, но он все равно умрёт. И чем более этот организм будет уверен в своей бессмертности, тем большие муки оно будет переживать при смерти. И может случиться так, что выбрав "вожака" в лице США (говорю, конечно же, очень условно) человечество просто побредёт за хоть и быстрым, но слепым великаном в пропасть.
  Повторяю - заблуждения, как правило, находятся на окружности. Нужно пытаться смотреть на мир с центра. Разве я не прав?
  <...>
  
  С глубоким уважением и почитанием Ваших мыслей,
  Валентин
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"